А кто будет отделять дураков от умных? Настоящих поэтов от ненастоящих? Кому доверим растить смену, а кому не доверим? Как тонко спрашивал Чацкий: "А судьи кто?"
Срифмовали пару раз "кровь" с "морковью", и все, готов трибун, пророк, назидатель. Ну а если не торопиться поучать, писать только о том, что знаешь сам? Подождать, пока ученики сами придут и ПОПРОСЯТ их поучить?
"Родители,которые замечают, что сын хочет стать поэтом должны пороть его до тех пор, пока он либо не бросит стихоплётства, либо не станет великим поэтом"
Георг Лихтенберг
"Родители,которые замечают, что сын хочет стать поэтом должны пороть его до тех пор, пока он либо не бросит стихоплётства, либо не станет великим поэтом"
Георг Лихтенберг
"Родители,которые замечают, что сын хочет стать поэтом должны пороть его до тех пор, пока он либо не бросит стихоплётства, либо не станет великим поэтом"
Георг Лихтенберг
:):):):):) Не знаю, как теперь а когда - то, на Востоке, говорили: "Благословен тот миг, в который встретил я поэта!"
А ещё, в Писании, есть такое: "Только глупец не любит поучающего." Никто ведь никого не заставляет что - то делать...
Просто Вам, таким образом, хотят подсказать, как человеку кажется,
что - то лучшее... Ну возьмите, спокойно проанализируйте, Сочтёте нужным - воспользуйтесь, поблагодарите. Не сочтёте, как - то аргументированно объясните, почему... Не обижаясь... - Право же принимать решение всегда остаётся за Вами... У Вас ведь его никто не отнимает...
Возьмите Пушкина, возьмите всех лучших Поэтов Серебрянного Века! Вы не найдете ни одной назидательной строчки.
Ну, разве что Тютчев:
"Молчи, скрывайся и таи и чувства и мечты свои"...
Ни у Вознесенского, ни у Пастернака нет никаких поучений.
Ну у Дементьева есть:"Никогда не о чем не жалейте в догонку" и пр. Но он совсем уж социальный поэт.
А здесь, среди начинающих и малоизвестных, если не каждый третий, то каждый четвертый точно чует в себе пророка!
Мне просто интересен этот феномен.
Тут не всё так однозначно. Одно дело поучать в стихах, другое вне их.
Вот сейчас красуется собой графоман Павленко, ему слова не скажи...он и не понимает, что ему хотят помочь, говоря правду в глаза.
Даже ему если и попадётся назидательное стихотворение он и не поймёт(((
А в назидательных стихах ничего плохого нет
и их можно найти у любого поэта хоть серебряного века, хоть оловянного.
Вот хоть у Саши Чёрного: в думе выступить с законом...
Другое дело, что каждый мнит себя гением и рвётся в учителя, но не каждый может быть учителем, даже гений(
такие вот мысли...
Ибо сказано: не все становитесь учителями...
Жесток к себе - будь. Будь тираном
Своих ошибок и стремлений.
Будь палачом перин, диванов,
Хандры, бездействия и лени.
Будь сердцем мил на поле брани;
Перчатку брось в лицо соблазнам.
И будь иглой в суровой ткани
Судеб чужих и жизней разных...
___________
"Исправляя себя - исправляешь других". Ф.Мориак
Рискую получить по башке за вредность, но Ваши стихи тоже чертовски назидательны. Почему, например, вы о себе пишете во множественном числе? Вы что, царственная особа? Я не понимаю, почему надо писать от лица общества, современников, поколения.
Разве хуже бы было так:
Этот мир довольно зыбкий,
Видно МНЕ не повезло.
С обаятельной улыбкой
Проникает в душУ Зло.
По крайней мере, я бы видела, что Вы говорите от себя, а не от ВСЕХ нас. Я, например, не ощущаю этот мир зыбким, и зло в мою душу лезет без обаятельной улыбки. Рассердились? Не злитесь, я совсем ничего не понимаю в поэзии.
коллега, мой стих не более назидателен чем Ваши слова, правда?
тщеславие и гордыня - пороки присущие каждому. а как без них.
а за голову не переживайте, на мой взгляд, она у Вас в полном порядке.
Не, мои слова саркастичны, а не назидательны. Я говорю о своих ЛИЧНЫХ чувствах и никому не указываю, что ему чувствовать. К тому же я не пишу стихов. Улавливаете разницу? А башка? Черт с ней, башкой, не любила бы получать по ней, больше бы помалкивала, кланялась и улыбалась. А то еще и думать пытаюсь...
Пыталась геройски промолчать, но не получилось. Вот ведь поэты-проповедники! Пишут, что восхищаются женщинами, а сами чуть что: знай свое место, дурочка. Дети, церковь, кухня. Даже чуток обидно стало, ведь со мной "учитель змей" говорил. А я, выходит, до змеи не доросла. Так, ящерица...
И все-таки, поэзия, как средство самовыражения, как средство поиска самовыражения, не совместима с повелительным наклонением! И "поучения" классиков потому и стали классикой, что не били в лоб "не убей", "не укради" и пр., а говорили с читателем о сложности этих понятий в разных их проявлениях.
Поэзия Саши Черного же вся пронизана иронией, даже сарказмом и его повелительное наклонение не нужно воспринимать как призыв.
Отчего? Молчи и дохни.
Рок -хозяин, ты - лишь раб.
Плюнь, ослепни и оглохни,
И ворочайся, как раб
Никогда не писал, что кому надо делать, просто описывал ситуацию, окружающее. Пытаюсь своими текстами дать толчок людям, которые на фоне происходящего должны думать сами... Никаких повелительных...
так и пишем. да у нас это не стихами, а текстами зовется. романтикью и прочая дребедень, которая должна в стихах описываться - не по моей волне. пиши что думаешь, и КАК думаешь... типа рэп. как оно есть. ИМХО.
Отличная тема. По природной вредности характера тоже не люблю, когда меня порываются "учить или лечить". Из-за этого недолюбливаю,например, Макаревича: такой поучительный, что мама не горюй. "Не стоит прогибаться под изменчивый мир", ну и много другого. Мне кажется, все дело в нашей русской традиции. У нас же поэт- больше чем поэт. За недостатком проповедников, они проповедуют, даже если их никто не просит. По собственному желанию. По добровольно взятым на себя обязанностям. Но... если я захочу послушать проповедь, я пойду в церковь, а лечусь я вообще у врачей, а не у поэтов.
А пока читаю:"Не возвращайтесь к былым возлюбленным!", а сама думаю : "А что будет, если вернусь?". "Не позволяй душе лениться!", а я думаю:"Отдохни, душа, наработалась уже!". И это я привожу хорошие, даже гениальные стихи, а поучают-то ВСЕ подряд! УЖОС!
"Как! жив еще Курилка журналист?
— Живехонек! все так же сух и скучен,
И груб, и глуп, и завистью размучен,
Все тискает в свой непотребный лист —
И старый вздор, и вздорную новинку.
— Фу! надоел Курилка журналист!
Как загасить вонючую лучинку?
Как уморить Курилку моего?
Дай мне совет. — Да... плюнуть на него."
АСП
Ой, поняла. Когда Вы пишете "нам, мы", Вы имеете в виду себя и Пушкина, а не себя и меня. Просто я вот так наивно воспринимаю назидательную поэзию. Прям, как Буратино:"Поучайте лучше Ваших паучат!"
Ну, спасибо, Lunatka, а то я уже подумала, что на форуме собрались люди, которые вообще не понимают, что такое "повелительное наклонение".
А самое главное, что все коментарии говорят о том, как мы любим поучать друг друга, называя незнакомого человека снисходительно "милый друг", и как не любим учиться сами!
И я представляю какие стихи "типа рэп" получаются у г-на StEf.
Поучение в стихотворении не совсем есть поучение. Оно является как бы размышлением и наставлением прежде всего для самого поэта, даже если он обращается неопределённо к кому.
Эк Вы завернули! Нам, прозаикам, не понять полета поэтических мыслей. Когда мне хочется себя поругать или наставить, я так прямо и поступлю: "Признаю, что я,Лунатка - вредная и злоязычная тетка. Пора наконец учится видеть вокруг позитивы. Прямо сейчас и начну". Не таковы поэты (в большинстве своем). Они обращаются к себе со словами:"Весь мир так плох и ужасен. Кто , как не я, принесет ему свет и божественный разум. Слушайте, о недостойные, и внимайте!. Как, не обомлели от восторга перед нашей с Пушкиным божественностью? Ну что с вас взять ... Вы же пигмеи (женщины, змеи и т.п.)". Если бы я потрудилась все это зарифмовать, то получился бы текст, очень похожий на половину здешней поэзии.
Уел, уел... Папу моего мне напомнил. Все меня ругал за плохой русский... Да я признаю, что в русском слабовата. Но будьте честными:что, такой уж монстр? Это тогда, когда на сайте у половины собратьев вообще трудно понять, о чем их мысли...Иногда даже у титулованных. Вообще мне нравится с вами спорить, ребята. Я: ля-ля-ля, а мне в ответ: да что с тебя взять, женщина... Вот и ошибочку пропустила. Братья! Я еще толстая и картавлю. Может поможет на полях дискуссии, добавит аргументов в вашу пользу! А то придется и дальше вычитывать мои фразы на предмет грамотности!
Скоро будем писать, как грузины. Говорят, что у них как слышится, так и пишется. Но наверняка не знаю, хотя слышала это от девушки, которая живёт в Гаграх.
У великих учителей не бывает великих учеников. Чтобы люди стали грамотнее нужно, как минимум, перестать их позорить за каждую ошибку, высаживать на чувство вины. Вина- плохая мотивация. Поэтому у нас и в школах дети не любят русский язык. Тем, кто отстаивает всеобщую грамотность, нужно учиться делать уроки интересными, захватывающими. Тогда дети сами будут учить язык. Ну а тем, кто на этом сайте пальчиком грозит за случайную ошибку, скажу: между взрослыми людьми это не слишком вежливо. Здесь ведь учителей и учеников нет. Во всяком случае, рядом с моим ником слово "ученица" не указано. Я обиделась. Пойду в монастырь.
Первое . У многих великих Итальянских Мастеров в учениках оказалось такое же количество будущих Великих Мастеров .
Второе .Дилетантство и непрофессиональные ошибки необходимо освещать беспощадно , иначе невежественная протоплазма поглотИт остатки эмигрантских культурных .....остатков в нашей стране .
Третье . И именно между ВЗРОСЛЫМИ должен быть беспристрастный диалог КАЧЕСТВЕННОГО поведения в процессе .
Первое, второе и третье...бесконечность. Тыканье в грамматическую ошибку не должно заменять обоснованного аргумента в дискуссии. Знаете, в науке под названием "логика" это считается ОШИБКОЙ под названием "подмена аргумента". Или мы проверяем только ошибки в грамматике, ошибки в логике нас не волнуют?
Не знаю, как было у великих Итальянских Мастеров, а великие педагоги великих поэтов, писателей, музыкантов не воспитали. Очень правильными были, подавляли зарождение инакомыслия, таланта. Представьте, написал ученик сочинение, писал вдохновенно, но, объятый эмоциями, допустил пару грамматических ошибок. А учитель заметил только их. Не реагируя на содержание, распинает ученика только за ошибки... С Вами так было? Со мной-да. Образование у меня отменное, и читала в детстве много. Ошибки допускаю только на эмоциях, когда внимание поглощено содержанием, а не формой...Однако с детства знала, что допустить ошибку могу и считала себя недостойной писательского труда...Пока не поняла, что продолжаю расплачиваться за своих педагогов. Господа педагоги! Боритесь за чистоту русского языка! Но не ценой загубленных жизней...
Господа поэты! Мне просто хотелось обратить ваше внимание, на ту особенность, которая присуща творчеству многих здесь присутствующих! Видно, задела за больное! В конце концов, дело вкуса, кому в каком наклонении писать.
Да, вкус! Есть понятие, которые французы называет mouvetone (плохой тон)
Плакатность поэзии всегда отдает таким
mouvetone. И может быть, мои поучения кому-то пригодятся!
Если говорить вот так в целом и скопом, то поэты поучают не больше, чем поучает на письме восклицательный знак. Всего лишь требуют к себе незаслуженного, по вашему мнению, внимания. Повелительное наклонение вовсе не обязательно свидетельствуют об учительской самонадеянности. Мой любимый контрпример, из юного Лёни Воронкова, призывающего то, что его губит, избыточными повелительными наклонениями:
а теперь утешай себя закадычной ложью, ибо эта боль не имеет других имён,
привяжи пятак к изголовью или к изножью, говори, что я в тебя не влюблён
( http://svistok.ru/users/lasta/txt/txt/2321104.html )
Лёня там уже обыкался, небось - который раз поминаю. Но уж очень наглядно, как можно вполне осмысленно обращаться с повелительным наклонением к лирической героине после расставания. К тому же, призывая к тому, что она, даже если бы слышала призыв, делала бы независимо от этого призыва.
Претензии Лунатки к нашим классикам свидетельствуют только о языковой нечуткости оной Лунатки. Не только поэтической: вот сколько оттенков смысла можно извлечь из слов "Давай-давай" разговорной обыденной речи?
Поэзия просто, в силу самого своего устройства, предлагает ещё больше значений и требует значительности. За счёт того, что поэт пишет в столбик, он больше, чем прозаик, ПРИКАЗЫВАЕТ своему миру - быть. Приблизительно об этом говорил литературовед Вадим Кожинов в "Как Пишут Стихи".Читатель, "влезший" в стихотворение, просто "попадает под раздачу", обижаться ему не на что.
Применительно же конкретно к соседям по сайту, представляется нужным дополнить лингвистический анализ - социопсихологическим. Как-то: по отношению к поэту многие читатели, по недоразумению провозгласившие себя "критиками", мнят себя вправе "голосовать" по вопросу, следует ли автору тратить своё, авторское, как бы личное время, на рифмы. Не заслуживает ли автор разоблачения своей спермотоксикозной и тщеславной сущности и сального, как столовская плита, наставления, мол, "лучше быть хорошим инженером, чем плохим поэтом". Это не глупость даже, по-моему, а подлость и реальный вклад в геноцид, в отличие от вклада продюсеров попсы. Потому что поэзия есть не способ развлечения читателя, а способ творческого мышления, и делать её "элитарной", "закрытой", "профессиональной", отстранять от творческого размышления целые массы народа, упирая на какие-то там комплексы вины, невостребованность пафоса - национальное предательство, не меньше. С этими, кто попрекает авторов, не желающих слушать велеречивые поучения Тонких Критиков, публикацией в Интернете (мол, выложился - изволь слушать критику. Отмазка "пишу для себя" в Инете не работает, дескать), по-моему, вообще не стоит спорить: социальных расистов надо убивать.
И вот, клин клином вышибают. Те, кто прорвал цивилизационное сопротивление культуры воинствующего индивидуализма и аморализма, заслужили своё право говорить, что нам делать. Хотя бы - вынесенными от нас, почти безропотно, мириадами указаний, куда им следовало идти.
Ё-у-у! Сразу видно, на ветке поэт объявился. Нет, не просто поэт, а ПОЭТ, гражданин. Все получили под раздачу? Читала-читала, так и не поняла: это я, что ли социальный расист, которого надо убивать? Поскольку упоминается только мой ник, видимо я. Уважаемый господин оппонент! У меня нет претензий к классикам.Я даже их люблю и читаю. Я просто с детства не люблю, когда мне мозги правят(очень много было желающих). Может это языковая нечуткость, моя полная безграмотность и ничтожество, но я оставлю за собой право на ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ. И высказывать его буду. Впрочем, Ваши творения я не комментировала, не так ли. Поэтому личных причин для обид не вижу. Процитированного Вами Лёню Воронкова тоже не читала, да, видимо, и не буду. Так что можете употреблять повелительное наклонение сколько угодно. Тем, кому не нравится,можно посоветовать просто не читать. В конце концов есть много поэтов, которые пишут о себе, о своих чувствах и мыслях, а не о том, как мне чуствовать, думать и поступать. А в ответ на повелительные строки Лёни Воронкова скажу; "Носок тебе в ухо. Выпей яду и убей себя об стену".
Нет, ну как Вам это понравится: "Читатель, "влезший" в стихотворение, просто "попадает под раздачу", обижаться ему не на что". Как будто я, как читатель, в замочную скважину за поэтом в сортире подглядывала, вот и получила дверной ручкой в глаз!
Критиковать может любой дурак, и многие из них именно этим и занимаются.
Сирил Гарбетт.
Еще Плавт говорил: «Всякий слышит лишь то, что понимает».
Если потрясти самую толстую книгу академического издания, из нее не упадут никакие смыслы. Смысл возникает только в процессе интерпретации текста читателем. То есть в зависимости от интеллекта читателя, его жизненного и чувственного опыта произведение обретает свой смысл. То, что в литературе кажется важным для одного, другому может показаться совершенно бессмысленным. И наоборот. С жизнью то же самое. Она имеет только тот смысл, который мы ей придаем.
Может быть я чего-то не понимаю... А что Вы называете критикой? Разве я позволила себе критиковать кого-то из поэтов?. По-моему, я сразу оговорилась, что стихов не пишу и не слишком в них разбираюсь. То есть классиков я, безусловно, читала, но в пределах среднестатистического читателя. А не читаю я поэтов, потому, что не люблю, когда меня поучают. В этом я вижу проявление надменности поэта по отношению к читателю. Все эти разговоры об интеллектуалюной отсталости читателя, о его языковой недоразвитости - всего лишь попытка поднять собственную самооценку, унизив других. Отсюда и назидательность, и повелительное наклонение. Заметьте, все, что я сказала, не критика, а только личное отношение. Так что есть социальный рассизм: мое нежелание слушать поучения или заведомо высокомерное отношение поэтов ко мне, как читателю? Пишите тогда для себя, поучайте друг друга, пыжьтесь друг перед другом. Вроде было в истории поэзии такое направление "поэзия для поэтов". Но уж позвольте, скажу свое личное мнение: среди читателей дураков не больше, чем среди поэтов. Может, не меньше, но и не больше. Мы, знаете ли, одной крови.
А я вот в монастырь не пойду! У меня есть стихи и с повелительным наклонением, и без оных. И отрекаться ни от одного, ни от другого не собираюсь. Кто заинтересуется, милости прошу в гости! И, даже если меня мало читают, то это люди, которым я доверяю и не боюсь от них получить раздачу на все 100%. Скажу больше того, я некоторых даже просил рецензировать мои стихи напрямую. Так что, пожалуйста, к вашим услугам!
Сайтичане, я запуталась - а почему раздвоилась тема!? Одна тема о назидательной поэзии, другая - о простых грамматических ошибках.
А разве запрещено просто проигнорировать стихи и быстренько исправить ошибку.
А у меня не назидательно??? ))).
Поэт в первую очередь пишет для себя. Он ищет, он дискутирует, он либо раскладывает по полочкам либо сводит свои ощущения к полному миронеприятию. Целый спектр эмоций и утверждений. Если Вы ощущаете "поучение" - не берите близко к сердцу, это не про Вас. Поучать любят политики, люди далекие от изящной словесности - вы им такие нужны. Слушай мою команду!
Если поэт поучает, то это не поэт. А если предостерегает,
то,наверное, не спроста.
Если человек по себе знает,
что "туда ходи не надо")), то почему бы ему не сказать это тем, кто не верит тому, что "там снег башка попадет-совсем мертвый будешь" и прется, зубоскаля, в объятия смерти,
страданий, невыносимости себе созданных обстоятельств...
Спасибо бы сказали))...
Научитесь читать мысли
С полуслова внимать близким,
Чтобы шепот был даже слышен
Сквозь грохочущий шум машин
И старайтесь понять мелодию души...
В наш стремительный век
Одинок человек
Не хватает ни сил не времени,
Чтоб о чем-то своем
Рассказать смог бы он
И доверить сокровенное...
Друзья мои, знакомые и близкие!
Не долог путь наш по земле...
Старайтесь быть друг с другом искренни -
Теперь! А не потом, когда не станет нас уже.........
Это не стихотворение, это небольшая песня, которую я написала очень давно. Никого ни к чему не склоняла :))) Просто выразила свои мысли. Жизнь-то действительно очень короткая, чтобы тратить ее на пустые склоки....
Спрашиваете, почему поэты любят поучать? Не плачьте, не теряйте, рисуйте, не ложитесь и т.д.? От доброты душевной. Потому что сами они и плакали, и теряли, и не рисовали, и ложились и т. д. И очень страдали от всего этого. Вот и пытаются предостеречь весь остальной народ от нежелательных шагов. Теперь понятно?