Народ повально повышает свою самооценку, унижая других. Отсюда всякие поучения: дескать, я априори умнее вас, полудурков, учитесь, пока жив. Отсюда же неискоренимые темы для обсуждения, например:"Почему так мало хороших стихов (музыки, картин)" Читать это надо так: вот я пишу хорошие стихи (музыку, картины), а вам всем до меня, как до Луны. Я пирожок с яблоками, а вы все- с г... Поэтому я имею право всем ставить оценки: кто хороший поэт, а кто плохой... Подозрительно часто встречается, что "хороший" - это тот, кто хвалит меня, а все остальные ничего в поэзии не смыслят. Ну и все в таком духе.
Дорогая Лунатка! Не принимайте вы всё так близко к сердцу! 70 процентов местных поэтов просто не надо читать - психика будет сохраннее. И считать их произведения ПОЭЗИЕЙ тоже - лишнее. Потому что это НЕ поэзия. Это просто мысли, которые они решили зарифмовать, и поделиться этими "рифмульками" с окружающими. Игра у них такая. На какой то стадии - безобидная.
Хорошо,а по вашему мнению какое наклонение у глагола должно быть при обращении , в разговоре сами постоянно именно повелительное и употребляете (посмотри, слушай, сделай и т.п.)?!Учите получается?!
Все таки есть различие между разговорной речью и стихотворным произведением.
А поэт свое отношение или побуждение читателя к чему то может выразить в разных формах...например приглашение к размышлению, рассуждению(Омар Хайям), или в виде рассказа-баллады с определенным отношением к героям(сказка о попе и работнике его Балде)))или Божественная комедия)
Все таки есть различие между разговорной речью и стихотворным произведением.
А поэт свое отношение или побуждение читателя к чему то может выразить в разных формах...например приглашение к размышлению, рассуждению(Омар Хайям), или в виде рассказа-баллады с определенным отношением к героям(сказка о попе и работнике его Балде)))или Божественная комедия)
Разница есть, согласна, но не всем же и всегда писАть теперь только одно лишь повествование, диалог, который пытаются создать авторы обращением, тоже интересное направление,да и кстати, Омар Хайям: Будь глух к ученому о боге суесловью,
Целуй кумир, к его прильнувши изголовью.
Покуда кровь твою не пролил злобный рок,
Свой кубок наполняй бесценных гроздий кровью.
Будь, целуй, наполняй - так что Вы говорили?!)))))))
В данном ракурсе эти слова скорей воспринимаются как приглашение))На мой взгляд, нюанс в том, что побуждают к работе, а приглашают к отдыху)) Здесь все таки приглашение к праздному времяпровождению)))
В данном ракурсе эти слова скорей воспринимаются как приглашение))На мой взгляд, нюанс в том, что побуждают к работе, а приглашают к отдыху)) Здесь все таки приглашение к праздному времяпровождению)))
Мы с Вами о разном...Я лишь защищаю использование повелительного наклонения у глагола и считаю, что это неизбежно (это присуще любому автору), это часть нашего языка. А подача - это дело вкуса. Либо нравится, либо нет!
Да по форме можно использовать как угодно. Просто, на мой взгляд, не очень хорошо, если у автора появляются нравоучительные или поучающающие интонации. Если, конечно, произведение не марш или гимн, а автор не Григорий Остер)))
Почитала... Занятная дискуссия... Пришли на ум слова детской песни "Надоело, поучают, поучают... Поучайте лучше Ваших паучат"... И к чему привело славного героя его НЕприятие "поучений"? Дело закончилось тем, что помытарившись, прогулявшись в "страну дураков", Буратино поблагодарил и мудрого сверчка, и папу Карло и т.д. ))
По поводу повелительного наклонения в поэзии: Не помню КТО? КОГДА? и ГДЕ?
назвал поэта рупором то ли времени, то ли истории... А "рупор" по определению предполагает нечто подобное... Зачастую мы, люди, пишущие стихи ("рифмоплёты", как многие "избранные" нас называют)пользуемся этим "приёмом" интуитивно, предполагая ЗК (за кадром)собеседника... И не важно, гражданская ли это лирика или любовная... Предполагается диалог, а НЕ повествование... К примеру, возьму строчку из своего стихО (из припева:)
"Забудь без сожаления, -
Вернёшь душе покой,
Избавься от сомнения,
Чужой он, но не твой…" и т.д...
... Повелительное наклонение? Да... Ну и что? К чему воспринимать слово "повелительное" буквально... Кто-то прочтет и просто улыбнётся наивности, кто-то скажет "фигня полная", а кому-то (переживающему в данный момент подобную ситуацию) слова подскажут выход...
Я думаю, что ничего плохого в повелит. наклонении нет... Это не руководство к действию и даже не рекомендации... Это просто мысли, выложенные подобным образом.. Потому что в любой другой форме они будут выглядеть абсурдно... А если кого-то, по-прежнему, "грузят" подобные стихи, пусть читают выборочно: от первого и третьего лица... и будет им счастье...
А настоящая проблема назидательного, поучительного тона НЕ в стихах, а в ЛЮДЯХ, взявших на себя миссию рассуждать на тему "плохих/ хороших стихов, а также who is ГРАФОМАН... используя при этом некий покровительственно-значимый, насмешливый тон... при этом не апеллируя серьезными доводами, а, имея "за плечами", лишь,титульный лист "абсолютнейшего абсолюта"...)))
---
А к чему бедного Макаревича "обвинили"?
Где там повелительное наклонение?
("Не стоит прогибаться под изменчивый мир"...)Между прочим, написано очень "корректно")) А кому не нравится... Скажите прямо, не люблю Макаревича и всё... Либо "прогибайтесь под изменчивый мир", продолжая ОТВЕРГАТЬ всё, написанное ДО вас, ВМЕСТО вас и т.д...
Не знаю. Есть поэты от Бога. Они уже родились со знанием. Но это один-два в двухсотлетие. А люди любят писать, открывать свои мысли в стихах, иногда красиво.
Но, как написать стихи, которыми будут услаждаться поколения, без азбуки, цифрового ряда, воспитанного временем вкуса, без учителей и литературных, архитектурных, авиационных институтов, без неудач в личной и общественной жизни, без боли, без желания счастья любимым? Не знаю.
И никто не знает, вероятно... Потому и пробуем... учимся... читаем Великих... и НЕвеликих...опять пробуем... анализируем... наблюдаем... приобретаем некий опыт (и жизненный, и литературный)... И, может быть, когда-нибудь в виде вознаграждения (морального) появится на свет то самое (пусть даже единственное)произведение (!)
Но, по определению, не напишет тот, кто не будет пробовать писать...
Если бы меня спросили: какой самый БЕСполезный совет я здесь вычитала?
Вот он: "Если можешь НЕ писать, НЕ пиши".. Видимо автор сиИх строк, относящий себя к касте "избранных", и есть тот самый НЕИЗВЕСТНЫЙ ГЕНИЙ (с рождения)...
А Вас так раздражают эти поучения? Поэт это звание и призвание! А здесь таких практически Нет! Поэтому и поучают, как в басне- свинья гуся. Я например себя поэтом и не считаю...хотя чёркаю понемногу...
"сами мы не местные, чайком зашли побаловаться"... Зачем стесняться называть вещи своими именами? Если человек пишет в прозе, вероятно он прозаик, если - стихи, то явно НЕ прозаик... Вопрос: кто же он?.. (как я понимаю, никто из "обитателей" не претендует на место в ряду ВЕЛИКИХ)...
дурость это - поучать. Нравоучиловка никогда стихом не станет. Как только разделил на я - все остальные, так и останешься один со своей нетленкой. Ну, разве что с парой подпевал...
Да какая разница? Повелительное, не повелительное... Поучительное, не поучительное... Человек излагает свои мысли в той форме, в которой (как ему кажется)будет достигнут наибольший эффект.... И что в том плохого? Ну, не нравится кому-то... да, ради бога.. Создавайте свои НЕпоучительные строки...
Как же у нас любят поковырять, покритиковать ЧЬЁ-ТО... Причем, как-то в общем... одно, лишь, бла-бла...
Люди, будьте добрее!
А почему Вы решили, что те, кто постоянно поучает (в своём творчестве) - поэты? Я знаю, например, только одного такого поэта - Омар Хайям. Это его фишка)
Поучать любят не только поэты, а все. Это заложено в крови человеческой, на генном уровне, по отцовской линии. А то, как бы мы воспитывали своих детей и поучали их. Вопрос в другом, слушать поучения мудрецов или дураков, высокодуховных личностей или аморальных. Человечество сегодня практикует поучения от дураков и антиморальных КУМИРОВ. Это касается, как и СМИ сегодняшнего дня, так и искусства в целом. Я вам скажу страшные вещи, но не со лгу. Вы только подумайте на каких примерах творчества обучают сегодня наших детей в школах, на уроках литературы. На примерах самоубийц, пропойц и неуравновешенных личностей. Чего же мы можем ждать от нашего будущего, конечно того же!
-а мне представляется-корень всех бед-это школа, там и только там формируется изначальная мораль подростка..Уже будучи взрослым хочется вольно или невольно поучать,,, борьба за лидерство тоже имеет в своих корнях школьное нравоучение.
Какую нравственную ценность имеет школьная программа, которой уже больше ста лет?...И все одно и тоже...Короче, моральные принципы любого общества отстают от реальной жизни-отсюда такое противоречие между теорией и практикой..
Повелительное наклонение и поучительный стих - не одно и то же.
Вспомните Высоцкого " Я не люблю"
Кто скажет, что это стих ни чему не учит? И где в нём хоть одно Повелительное наклонение?
Есть восточная притча,когда отец ехал верхом на осле,а рядом с ним шел маленький сын,увидев это сердобольная старушка сказала,что он мол такой здоровый жлоб едет на осле,а маленький ребёнок чапает пешком и уже с ног валиться.Отец слез с осла и посадил на него сына,но не пройдя и ста метров,встретил пожилого мужчину,который стал корить ребёнка за безсердечье и невнимательность к своему отцу,ты молодой и едешь,а твой отец пешком еле ноги волочит.Сыну стало стыдно и он слез с осла.Пошли они вдвоём пешком рядом со своим ослом.Но следующий встреченый прохожий молодой парень стал смеяться над ними,что вы тащитесь оба пеши,когда рядом с вами идет довольный от безделья осёл.Тогда отец сказал сыну,с этой минуты мы будем поступать только так,как сами посчетаем нужным,потому что,что бы мы не делали,всегда найдуться те,кто будет не доволен нашими поступками и действиями.(Каждый делает свои выводы,я свой уже зделал.УДАЧИ ВСЕМ)