Рушится Земля, и остаётся всего несколько мгновений, чтобы покинуть «палубу «Титаника». Вплоть до самого конца все 9 муз не оставляли человечество, вселяли в него надежду, уговаривали, что творчество, созидание ещё возможны, что всё преодолеется и впереди гармония и радость.
Однако в момент, отражаемый композицией, уже не до иллюзий: светлого будущего у Земли не будет, и людям ничего не остаётся, как погибнуть вместе со своей планетой. Но музы как существа божественные спастись могут. Правда, и они должны поторопиться, не замешкаться с прощанием ни на секунду, чтобы успеть взлететь над адом землетрясений, разломов и пожаров.
Спасает изгнанниц их верный друг – крылатый конь Пегас. Мы видим, как он, отталкиваясь от уже уходящей в небытие земной тверди, «последним рейсом» покидает Землю. Пегасу пытается помешать дьявол. Умоляет унести и его из надвигающегося земного ада. Настолько сам в ужасе от того, что натворили злые силы. Как смешны предлагаемые им Пегасу пачки евро-пятисоток.
Рушатся небоскрёбы и башни. Даже те, кто успел покинуть железобетон и стекло своих домов, погибают на улицах (посреди падающих зданий мы видим автомобили, детские коляски). Срываются в пропасть древнейшие памятники земной цивилизации: египетские сфинксы, идолы острова Пасхи, петербургские грифоны.
Одним из наиболее ярких обобщённых образов крушения в литературе и изобразительном искусстве является метафора «Поезд, несущийся под откос». Ей уже около двух веков, и подчёркивая её давность, в роли обречённого на крушение поезда в композиции выступают не современные сверхскоростные экспрессы, а символический паровоз. Во второй половине 19-го века именно он стал воплощением мощнейшего рывка научно-технического прогресса. Интересно отметить, что люди настолько были потрясены изобретением паровых машин, что чёрный дым из труб паровозов и пароходов на фоне голубого неба был с восторгом принят живописью как великолепный художественный образ.
Один поезд (наверху) только начал сходить с покорёженных рельсов и переворачиваться. Второй (внизу слева) уже перевернулся в сплетении гружёных вагонов и локомотива. Повторение этого художественного образа в композиции порождает рефрен: всё-всё летит под откос в глобальном неминуемом крахе.
Врезаются в скалы самолёты. В штормах и цунами тонут корабли. В композиции трижды с той же целью художественного рефрена повторяется ещё один образ – морской маяк. Рушащийся маяк – это метафора утраты всех ориентиров, никто дальше пути не укажет, его нет – ни учителя, ни пути.
Жизнь давно уже стала уходить с изуродованной планеты, выкашивая людей страшными эпидемиями. Однако притаившийся в ущелье за хвостом дьявола вирус уже засомневался, что дождётся новой пандемии – уж больно жарко разгорается пламя, похоже, огонь одинаково уничтожит и доброе, и злое.
К моменту окончательного краха жизнь во многих городах Земли уже стала невыносима из-за экологического кризиса. О нём немо свидетельствуют отравленные смогом черепа в противогазах.
Жуткая картина. Но как сильна жажда жизни: то здесь, то там, даже сейчас, пробиваются листочки и цветы растений. Юные влюблённые, назначившие свидание на Эйфелевой башне, рассыпали букет тюльпанов.
Значит, когда уже всё было отравлено, вода, воздух, почва – тюльпаны находили силы улыбаться Солнцу. Даже тому Солнцу, которое уже безжалостно испепеляет всё живое на Земле, окутанной парниковыми газами от сжигания людьми ископаемого топлива.
За один день человечество сжигает столько углеводородов (уголь, нефть, природный газ), сколько Земля запасала в течение 10 тысяч лет. Это только сжигает, уродуя атмосферу и всё больше перегревая сушу и океаны. А сколько ещё добывает из Земли, превращая её природное вещество в горы нужных и ненужных вещей и затем в горы мусора!
Из композиции неясно, кто из муз последней расстаётся с гибнущим человечеством. Вероятнее всего – это Клио, покровительница исторической науки. Хочет досмотреть последнюю страницу истории цивилизации. Хочет завершить свой спор с Фукуямой, хочет понять, как научно-технический прогресс стал для цивилизации «поездом, несущимся под откос».
Благодарю за высокую оценку работы! Благодарю за постоянную поддержку моего творческого направления! Знать, что тебя поддерживает высочайший мастер изобразительного искусства - это вдохновляет! Огромное спасибо!
Самые разумные из землян, человек и обезьяны, пытаются спастись в пещере. Цивилизация начиналась в пещерах и в пещерах доживает свои последние дни (или минуты). Глядя на человека, обезьяны с глубокой горечью думают о том, что грохочущий над сводами пещеры небывалый гром разразился только из-за того, что этот тщеславный старик так рвался возвыситься над ними.
Но и обезьяны понимают, как бессмысленно сейчас возмущаться и обсуждать эволюционные теории. Все взгляды укрывшихся в пещере прикованы сейчас к маяку на острове. Для них этот маяк, как «Последний лист» О.Генри. Устоит маяк – есть надежда выжить…А если наклонится и обрушится в бушующие волны, то скоро всё кончится. Средняя обезьяна еле сдерживает руками крик ужаса – ей показалось, что маяк покачнулся.
Все знают, что маяк – это навигационный «прибор», указывающий путь кораблям, и великолепная метафора для многих жизненных ориентиров, указывающих человеку верную дорогу в жизни. А вот видите, оказалось, что на маяк можно смотреть как на «прибор» показывающий твоё ближайшее будущее.
Хорошо, что человек и обезьяны не видят, что похожие островные маяки в соседних океанах уже рушатся со своих утёсов. Пусть надеются! Каждая минута надежды на выживание – это тоже жизнь.
Благодарю за высокую оценку работы! За Вашу профессиональную оценку сюжетности и эстетики бронзовой миниатюры, постоянную поддержку этого жанра изобразительного искусства
В голове обречённого человека проносятся тысячи строк величайших книг Земли, он ищет в них ответ на вопрос о причинах гибели человечества, о том были ли предсказания, предупреждения. Вот вспомнилась и великая концовка «Фауста»: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой».
Как-то не совсем внятно, неубедительно она всегда звучала: кто-то на бой идёт, кто-то не идёт – кто умнее неясно. Кого лишат свободы, кого накажет жизнь – неясно. Вообще вся вторая часть философской драмы Гёте звучала как-то слабее трагической конкретики первой.
Как-то всё меркло в сравнении с волком воющими отчаяниями доктора Фауста, изорванными сердцем и судьбой бедняжки Гретхен. В сравнении с этой реальной жутью сюжетные линии второй части «Фауста» казались какими-то витиевато-нечётким, сентенции какими-то слишком тривиально-театральными.
Но вот сейчас, в миг крушения мира, именно концовка «Фауста» затмила человеку в пещере все другие истины мирового философско-литературного поиска. И человек успевает досказать её теперь очевидной для себя мыслью. Признанием своего многолетнего, постыдного, трусливого непротивления злу в экологии, рыночной экономике, в общественных отношениях, политике, в искусстве.
И, возможно, что последним рейсом с Земли Пегас уносит музу поэзии Эвтерпу, которая не могла не дослушать до конца литературный шедевр Гёте в исполнении осознавшего его финальный смысл обыкновенного Человека. Осознавшего, что всё на этой прекрасной планете могло бы сложиться совершенно иначе. И обретение этого Счастья зависело от него.
Но теперь остаётся только гибель. И не исключено, что человек погубил не только себя и свою планету. Дальнейшая судьба муз тоже может оказаться очень печальной. Есть ли у них «запасные аэродромы»? Найдут ли они храмы наук и искусств в других уголках Вселенной? Ведь не исключено, что чудо творческих вдохновений Создатель подарил единственной планете.
Восхищаюсь работой и текстовыми подводками, экскурсами в мифологию и познаний мира тонких энергий, человек перестал трудится и учится нажимая на кнопочки в Суно, у нас отбирают способности к мысли, труду и творчеству. Все же я верю, что человек победит, живое станет актуальней и с нетерпением буду ждать "Возвращение пегаса" Кстати по году я - обезбяна....
Благодарю за высокую оценку работы! Приглашаю в галерею своих работ на сайте, уверен, что что-то окажется интересным и для работы над сюжетами Ваших фэнтези
Работа на 100 %удалась! Доброго вечера! Спасибо за Ваш труд,такой ювелирной работы1Мастер с большой буквы! Очень хочется Мира и чтобы планета Земля жила!!Пегас не улетай, мы верим в лучшее!Поклон с севера уважаемый Игорь! каждая ваша работа это шедевр неповторимый!такого в мире нет! Благодарю вас за такую высокую и трудоемкую работу! С теплом ,Лилия