Бронзовая композиция, высота 22 см.
Нижний ярус – реальные дети, верхний – их мечты, отражающие склонность кого к потреблению, кого к созиданию. Очень различаются две эти дороги человеческой души. Композиция наводит на размышления о том, что, может быть, именно Потребление-Созидание и есть главная дилемма в нашем поиске смысла жизни?
Сочиняя аннотацию-эпиграф к этой работе, важно было определить Потребление как естественную форму поведения живого существа:
Мир полн плодов и жизни цель проста:
Всего наесться всласть – чудесней есть ль мечта?
С другой планеты тот, кто на пиру скучает
И счастьем труд угрюмый называет.
Жертвами выглядят души, меняющие радостный пир потребления на неисчислимые сложности созидания:
Капризный рок для наказанья
Бросает в странную игру:
На потребления пиру
В головоломки созиданья.
Но может быть, что это приобщение к Высшему Счастью:
Нет ничего доступней знанья,
Что в Потребленьи счастья суть.
А тайну Счастья Созиданья
Бог редко делит с кем-нибудь.
Свидетельство о публикации №464081 от 1 июня 2024 года
Босоногий мальчонка-изобретатель справа занят фантастическими проектами и самоделками. В руках у него молоток и кораблик. Вокруг механизмы, схемы, в голове реактивный самолёт-птица. Он уже сегодня счастлив в своём творчестве, и дай ему Бог, будет, повзрослев, ещё счастливее этим великим Счастьем Созидания!
Слева от него «рыцари» Потребления. Тоже маленький мальчик, в его руках уже сейчас главный инструмент жизни – вожделенный рублик, а в мечтах биткоины и отдых 12 месяцев в году. Вот он видит себя в ковбойской шляпе где-то на «плавучем пикнике» с туземками райских островов. Посреди сказочной экзотики он получает по мобильнику сводки доходов со своих нефтекачалок, замызганных где-то в далёких пустынях и тундрах. Жизнь удалась!
А, может быть, этот выросший мальчик отвечает на звонок супруги из Парижа, раздражённо согласовывая баснословные закупки наимоднейшей роскоши, позволяющей ей выигрывать очередной раунд соревновательного потребления в своём «аристократическом» кругу подруг-бездельниц.
Такой вертихвосткой, обвешанной покупками, мечтает стать героиня нашей композиции. Эта нежная девочка, ласкающаяся с собакой и котёнком, прекрасно понимает, как ей подошёл бы брачно-потребительский союз с амбициозным другом детства. Как желанно, как прекрасно оно, Счастье Потребления!
Благодарю за высокую оценку работы! В последующих комментариях я обязательно раскрою некоторые технологии создания бронзовых композиций. Это, действительно, сложная и тонкая, местами ювелирная работа
Наша героиня не упускает из своего «потребительского» поля зрения и мальчика-изобретателя. Чем чёрт не шутит – вдруг этот чудак станет высокооплачиваемым авиаконструктором, способным реализовать высокие потребительские запросы своей официальной спутницы жизни.
Одной рукой касаясь кораблика, другой протягивая мальчику якорь, дьявол вкрадчиво шепчет: «Нашёл я твоему неказистому кораблику тихую пристань». Но речь идёт не об окончании плавания игрушечного кораблика, а о финальной швартовке Корабля творческих устремлений, дьявол как бы говорит: «Бросай эти глупости созидания – и вперёд, в сладкое Счастье Потребления! Ещё не поздно!»
Благодарю за высокую оценку работы! Очень рад Вашему отзыву! Интересная психологическая и педагогическая проблема возникает из совместного анализа поэтического тезиса "Чистота ребёнка" и художественных образов композиции (мальчика и девочки, поглощённых мечтами о неуёмном потреблении)
Ангел тоже небезучастен. Он явно поддерживает творческие устремления нашего героя, с любопытством заглядывая в его мастерскую. Бывает, что человека делает счастливым сам творческий процесс, независимо от ценности результата (и всегда ли ясно, что ценно, что не ценно, а что бесценно?). Но в нашем случае, кажется, всё попроще, пооднозначнее: реактивный самолёт с птичьими крыльями, действительно, интересным получается, если ангел так эмоционально засмотрелся.
Ясно, что композиция моделирует крайности. В жизни, конечно, ничего в чистом виде не бывает: и самый ленивый что-нибудь да сотворит, и творец что-нибудь да съест.
И счастье того и другого не бывает непрерывным и безоблачным. Потребитель, насытившись, погружается в печаль и ощущение бессмысленности существования. К Счастью Созидания почему-то часто прилагаются несчастья в личной и общественной жизни.
Великому понятию «Созидание» есть столь же фундаментальный и столь же экспрессивный антипод – «Разрушение». И накал страстей, социальное и психологическое напряжение в этой паре огромное. И искусство, конечно, не проходит мимо, особенно в отражении наиболее ярких контрастов (Жизнь и Смерть, Война и Мир).
А вот понятие «Потребление» как-то в стороне, совсем без экспрессии, эмоционально нейтральное научное понятие, термин из биологии, экономики, социологии. Непрерывно расширяющаяся социально-экономическая категория, описывающая современное общество массового потребления. И даже когда мы осуждаем «неумеренный вещизм» (соревновательное потребление, демонстрационное потребление) – не такие уж это суровые обвинения.
Композиция хочет сконцентрировать внимание на том, что есть аспект, в котором именно Потребление и Созидание становятся ярчайшими противоположностями. Этот аспект – описание состояния, характера, типа, устремлений души человека.
Интересная работа. Тут каждому свое. Зависит на какой ступени духовного развития находится тот или иной индивидум. И до какой степени у него стоит задача обогатиться разным тряпьем, железками, деревяшками, камешками, и до какой степени он работает над собой в плане морали, духовности и развитию человеческих качеств и самопожертвования ради других и общества.
Примите аплодисменты.
Есть эта развилка и две эти дороги в жизни – Потребление и Созидание. И все мы в своей жизни и по той и по другой пошагали. Можно даже и не так резко их противопоставлять, а наоборот многократно подчёркивать, что никаких абсолютов не бывает, что единство и борьба противоположностей – это основной закон диалектики.
Но композиция хочет акцентировать социально-психологический анализ на другом: это принципиально разные дороги, и душа каждого человека идёт в основном по какой-то одной из них (по одной гораздо большую часть своего земного времени). А на «несвоей» оказывается случайно, ненадолго.
По ходу обсуждения работы возникло сомнение: уж очень «взрослая», философская тема, а в композиции-то ведь дети. Но ведь всем нам многократно, конкретно приходилось видеть эту стратегическую разницу в желаниях, устремлениях именно у детей.
Так что никакого противоречия между детскостью героев композиции и «взрослостью» философской дилеммы, которую они выражают, нет. Похоже, как раз в детстве (а, может быть, ещё до рождения) делается этот очень контрастный выбор жизненной стратегии, по существу обретение душой своего понимания смысла пребывания на Земле.
Слова эпиграфа «…редко Счастье Созиданья Бог тайно делит с кем-нибудь» возвращают нас к недавней работе «Если Второе Пришествие завтра». В комментариях к ней мы очень подробно обсуждали, что означает пристальное внимание Библии к теме труда и полное исчезновение этой темы в описании счастливого мира воцаряющегося после Второго Пришествия.
Подчёркивалось, что Созидание – это привилегия Бога, а Человеку после прохождения Страшного Суда и освобождения от каторжной обязанности трудиться «в поте лица своего» остаётся только любование творениями Царства Божия. И задавали вопрос: а как же с творческим трудом художников, инженеров, врачей?
В работе над «Если Второе Пришествие завтра» было сделано очень важное «богословское открытие» – в Библии (в пророчествах Исайи) я нашёл малоприметное доказательство того, что труд в Царстве Божием останется. Естественно только в своих гармоничных, радующих душу формах. Т.е., говоря языком эпиграфа сегодняшней композиции, Бог и дальше будет делиться с людьми Счастьем Созидания. Редко…Но будет! Так что хочу решительно успокоить всех своих товарищей по сайту!
Привет. Я вот считаю что kreator создатель человек это тот кто получает от Бога мир и счастье и радость двигаться дальше в нашем мире ибо мы всего лишь туристы в этом мире мы в нём играем но тот кто создаёт а не потребляет играет интереснее!!!!
Благодарю за высокую оценку работы! Поскольку Вас заинтересовали ювелирные тонкости работы, приглашаю в мою галерею на сайте: там вставлены ещё более тонкие композиционные миниатюры
Вследствие технологической новизны данного композиционного направления авторские комментарии всегда затрагивают и скульптурно-технические аспекты. Затронем и сегодня несколько ключевых моментов.
Целью работ данного направления является создание визуального образа того или иного жизненного смысла, жизненной коллизии, некоего жизненно важного месседжа. И этот визуальный образ можно сценически создать не какой-то единственной группой фигур, а разными «актёрскими составами». Естественно, что в каждом варианте свой характер, своя степень сложности и трудоёмкости технической и художественной адаптации каждой фигуры к замыслу композиции.
Не сомневаюсь, что Вам как человеку широких творческих интересов (проголосовал и за Вашу песню, и за Ваши фото) будет интересно посмотреть многие из выставленных работ.
Композиция имеет сложную, разветвлённую конфигурацию, образуемую большим числом художественных и конструктивных элементов. Большое число и плотность расположения фигур сделали наиболее трудоёмкой частью скульптурной работы не резцовую корректировку отдельных исходных бронзовых отливок, а их взаимную врезку.
Вообще в композициях из металла именно плотная стыковка художественных элементов, создание высокоточных, трёхмерных посадочных мест – это часто самые сложные моменты рождения композиции. Обычно они в финале не видимы, но именно их высококачественное исполнение часто является главным условием выразительности, гармонии, динамики художественного образа.
Главной технологией окончательного «смоноличивания» композиции являются более 30-ти резьбовых и штифтовых соединений винтами от М2 до М4. Применено несколько наружных прочностных связей в муфтах М3 и М4. Главным «скелетом» композиции являются две внутренние оси М5, замурованные в опорное бронзовое кольцо и каменный цоколь.
Благодарю за высокую оценку работы! Думаю, в зеркале Ваших космических ассоциаций композиция с упоминанием Высших Сил обретает совершенно особое отражение
Доброго дня!Привет с Воркуты.Гениально! Браво! Мне все понравилось, хотя слово понравилось вроде как и неуместно.Мне как мамы ,бабушке все понятно. Спасибо Вам за идеи Ваши,ваш внутренний Мир, и то,что выражаете в работах.Поклон. Правда Вы ТАЛАНТИЩЕ! Простите за такой сленг! Мои аплодисменты Вам!Удачи!С уважением,Лилия.
В принципе в изобразительном искусстве широко распространена групповая скульптура без «взаимоврезки» отдельных фигур. Некоторые из этих произведений являются известными шедеврами (О.Роден «Граждане Кале», В.Мухина «Требуем мира!» и многие др.). Однако у художественной критики никогда не возникало мнения, что эти работы входят хотя бы в десятку лучших работ того или иного скульптора. Своих авторских вершин эти мастера групповой скульптуры достигали только в технике «конструктивно-художественного смоноличивания персонажей».
Благодарю за высокую оценку работы! Поначалу мне казалось, что жанр широкого авторского комментария не приживётся. А сейчас вижу, что он оказался очень интересен
Благодарю за высокую оценку работы! Благодарю за постоянное внимание к моим творческим поискам в жанре визуализации смыслов средствами изобразительного искусства
Потребление... созидание... грани жизни - многогранника. А вершина - что? Разум. Пусть свет разума освещает наш путь созидания! Прекрасная, информативная и трудоёмкая работа!
Интересная работа, может быть на сантиметров пять выше лучше будет. Но в оригинале виднее, конечно. А так - что есть созидание без потребления, или потребление без созидания, - незаконченность одна, я думаю... Стремление к наслаждению естественно, и это правильно решено
Благодарю за высокую оценку работы! К сожалению, фотосъёмка с одной точки не даёт возможности отразить все параметры композиции. Вообще бронзовая скульптура любит, чтобы её в руках подержали, покрутили во всех измерениях