В центре композиции знаменитая древнегреческая статуя «Умирающий галл». Этой скульптурой греки отдавали дань уважения противнику, изображая своего врага почётно погибающим в бою. Гораздо позднее возникла вольная интерпретация скульптуры как смерти раба-гладиатора на развлекательной арене Рима. Т.е. мы видим иллюстрацию диалектического тезиса: абсолютно одна и та же художественная форма вполне может соответствовать разным содержаниям.
Мы развиваем именно «гладиаторскую» интерпретацию статуи, версию «рабской смерти на арене». Усиливаем её «строительством» римской колоннады. Но идём дальше не только от первоначального галла, но и от римского гладиатора. В нашей композиции центральная фигура является обобщённым образом любого человека, чья судьба в силу каких-то несчастливых обстоятельств оказывается в чужих руках.
Чтобы судьба оказалась в чужих руках не обязательно быть римским гладиатором. Можно сегодня или завтра попасть в плен. Можно на самой обыкновенной работе стать жертвой сговоров, интриг и интрижек сослуживцев. Да, и прямого гладиаторства в современном мире много (бокс, кикбоксинг, коррида…). А как часто в жестокой власти аплодирующих рук оказываются сегодня рискующие жизнью каскадёры, эквилибристы с копеечной подстраховкой… То, что трагедии эти присущи всем временам, показывает присутствие в композиции признаков и нашего века.
«Чужие руки» – это главные действующие лица композиции. Это руки каких-то людей, которые из подземелья затевают страшные злодеяния: мужская рука слева напускает на жертву смертоносную змею, изящные женские ручки слева и справа подают герою прекрасные цветы, из которых являются демоны. Всё это происходит не без свидетелей, руки которых сложились в «надёжный пальчик у губ». Есть, правда, и сочувствующие: рука из колоннады протягивающая настоящий, живой цветок, рука справа, жалостливо прикоснувшаяся к стопе.
В представленном метафорическом «спектакле рук» особая роль принадлежит знаменитому жесту «Палец вниз», означающему смертный приговор, который публика выносила на аренах Древнего Рима раненому гладиатору. Этот мрачный жест трижды повторяется в композиции. Два приговора поступают из колоннады и такой же «сигнал» ненависти подаёт рука человека замурованного в нижней блочной кладке, обречённого, но всё равно жаждущего участвовать в общей расправе.
Интересно заметить, что историческая подлинность жеста «Палец вниз» (Pollice verso)» ничем не подтверждена, ни в одном античном тексте или рисунке эта конкретная форма жестикуляции не обнаружена. Большинство историков и искусствоведов полагают, что этот жест живописно сфантазировал в 1872 г. в своей ставшей очень известной картине «Pollice verso» французский художник Жан-Леон Жером. Мы следуем традиции, всецело остаёмся в этой художественной версии.
Другой повторяющийся элемент композиции – «Маска молчания». Она вписана в состав трёх групп, превращающих в ад судьбу героя. Регулярностью своего появления в данной композиции «Палец, приложенный к губам» напоминает о многократно подчёркнутой всеми видами искусства роли молчания-соучастия в трагических процессах жизни индивида, общества, человечества в целом.
На вершине композиции два ангела. Шестикрылый Серафим, представляющий высший круг ангелов наиболее приближённых к Богу, пролетает над трагической сценой не задерживаясь. Он, конечно, знает и все причины, и все последствия происходящего, но вмешиваться не будет. Меньший ангел, скорбно притулившийся на краю карниза, – это ангел-хранитель героя композиции, ему лететь некуда. Он всё сделал, чтобы вмешаться, но сил явно не хватило. Ведь сколько чужих злодейских рук вершат судьбу его подопечного.
Благодарю за высокую оценку работы! Благодарю за то, что Вы в ней увидели: даже с высот космического сюрреализма эта проблематика и её художественный потенциал огромны!
К сожалению, Игорь, Ваша иумительная работа в данный момент времени вляется практически метафорой того, что происходит с Украиной по воле тех, кто пожелал сделать её рабыней. И Ангелом-хранителем своей страны должен стать народ, который любит свою родину, а не властителей, наживающих во время братоубийственной войны миллиарды. Но это моё субъективное мнение.
Благодарю за высокую оценку работы! Никак не ожидал такой масштабной аллегории, о которой Вы так проникновенно говорите. Но только что работа была оценена с позиций космического сюрреализма, чего тоже никак нельзя было ожидать. Выход художественного произведения за пределы авторского замысла, развитие творческого процесса в сознании зрителей - это не часто случается
"«Чужие руки» – это главные действующие лица композиции."
Смотришь на эту скульптуру, и восхищаешься мастерством скульптора, и сердце сжимается от увиденного крушения судьбы. Спасибо за комментарии.
Благодарю за высокую оценку моего труда! Эта работа, Ваша сегодняшняя работа, Ваш отзыв - всё на тему Рук. Как-то мистически они как существо великого значения, видно, повлияли на повестку дня 28.11.23. Благодарю Вас за постоянную поддержку моих творческих поисков!
О,как жесток тот древний Рим !
В интригах,в сплетнях,в рознях.
В молчание равнодушном и во лжи.
И каждый может пасть,израненный в тех кознях.
И может быть от стрел и может от тоски.
Вы каждый раз все больше и больше восхищаете своим чудодейственным мастерством и своими потрясающими скульптурами.
Благодарю за высший балл оценки работы и в целом за постоянную поддержку творческого направления! Как живописна Ваша поэтическая картина римских нравов! И как она вечна!
Благодарю за высший балл в оценке работы! Благодарю от всей «команды» во главе с придворным скульптором Пергамского царства Эпигоном. Интересно отметить, что до недавнего времени историки считали, Эпигон высек «Умирающего галла» из мрамора. Но последние исследования убеждают, что авторская статуя была отлита именно в бронзе. Нам с Вами как поклонникам металла это, конечно, лестно.
Благодарю за высокую оценку работы! За Вашу постоянную поддержку моего стремления к созданию художественных произведений с ярко выраженным смысловым содержанием!
Скульптуру «Умирающий галл» в IV веке до н.э. создал придворный скульптор Пергамского царства Эпигон. На сегодня в мире сохранилась единственная античная копия статуи, хранящаяся в Капитолии. Это мраморная копия с бронзового оригинала Эпигона. Большинство элементов представленной композиции выполнены из бронзы, латуни и цинкового сплава, покрытого бронзовым металликом и патинированного в общем стиле композиции. Скрытая «в подземелье» система резьбового кронштейнового крепежа элементов композиции на базовой раме выполнена из стали. Цоколь деревянный.
Может показаться, что, когда скульптурная композиция строится вокруг какого-либо знаменитого произведения (например, вокруг статуэтки-копии «Умирающего галла» или «Венеры Милосской»), то художественный успех обеспечен. Конечно, не так. Во-первых, какой бы великолепной не была центральная фигура, она должна быть «подчинена» некоему новому и знаковому смыслу. Можно, конечно, вложив не маленький труд и изобретательность, построить вокруг «Умирающего галла» амфитеатр и рассадить фигурки римлян. Будет красиво, исторически познавательно…Но «без полёта фантазии», без месседжа, способного увлечь. Во-вторых, чем великолепнее используемый в композиции шедевр, тем сложнее выдержать композицию в едином стиле, сделать второстепенные фигуры (и персонажи, и конструктивные, вспомогательные элементы) «достойными партнёрами в едином ансамбле».
А можно сделать очень удачную работу, используя в качестве центральной фигуры весьма посредственную скульптуру. Посмотрим, например, на композицию «Как мало мы о нём знали» из нашей галереи. В центре композиции популярная в 1970-е годы латунная статуэтка Волка из «Ну, погоди!». Не шедевр, массовое производство из отходов цветмет-машиностроения. Но композиция создаёт смысл то неожиданный, увлекательнейший – фантастический рассказ о том, чем стал жить Волк после окончания съёмок на «Союзмультфильме». И интереснейшее получилось художественное произведение (по отзывам зрителей самого разного возраста).
Благодарю за высокую оценку работы! Благодарю за поддержку данного направления бронзовой скульптуры, за поддержку смыслового направления в изобразительном искусстве!
Благодарю за высокую оценку работы! Всегда сомневаюсь, не надоедают ли мои комментарии, благодарю Вас за глубокое понимание того, что в данном жанре это необходимо, благодарю за постоянную поддержку моего творческого направления!
Благодарю за высокую оценку работы! Благодарю Вас за постоянную поддержку смыслового направления в изобразительном искусстве, мои творческие поиски визуальных образов жизненных коллизий
Благодарю за высокую оценку работы! Очень рад, что нас в очень отличающихся сферах искусства объединяет это главное стремление - ярко выразить жизненные смыслы!
Игорь, браво! Вы не только мастер золотые руки, но и мыслитель-философ.
Бронзовая композиция продумана до мелочей, а ваши подробные аннотации к работе позволяют рассмотреть каждую деталь с пониманием, почему сюжет выглядит так, а не иначе. Каждый предмет имеет своё место и значение. Спасибо вам и за просветительскую работу тоже.
Благодарю за высокую оценку! За развёрнутую, глубокую характеристику всех аспектов создания скульптурной композиции! За глубокое понимание того, что сложность, неочевидность сюжетных линий делает комментарии многомерных произведений изобразительного искусства совершенно необходимыми