Бронзовая композиция, высота 18 см. Смысл композиции в сопоставлении двух целей мировоззренческих исканий: поиска Божественного и поиска Высокого Человеческого.
Свидетельство о публикации №450457 от 20 ноября 2023 года
На переднем плане, глядя прямо на нас, сидит древнегреческий философ Диоген. Это он в дерзкой, эпатажной форме провозгласил сверхзадачу поиска не Божественного, а Человеческого Величия. Днём и ночью бродил он с фонарём по улицам Афин, выкрикивая «Ищу Человека!», став символом этого философского поиска.
«Нашедшие Богов взирают свысока…» – это первая строка стихотворного изложения замысла данной композиции:
Нашедшие Богов взирают свысока:
Вновь Диогену не хватило века.
А если, вдруг, его задача не легка,
И Бога проще нам найти, чем Человека?
По версии композиции Диоген и сейчас бродит среди нас (или носится на мотоцикле с зажжёнными фарами). Нет сомнений, что сегодня он вооружён и всеми коммуникационными интернет-технологиями, всеми технологиями поиска человеческих контактов. Но всё напрасно – похоже, цель не достижима.
Гораздо больше успехов у тех, кто поставил своей целью найти Бога. Поиск Божественного олицетворяют фигуры верхнего яруса композиции. Это представители буддизма, христианства и ислама. С помощью многочисленных церквей и священнослужителей миллиарды жителей Земли нашли своих Богов и Божью благодать в этих и других религиях. И все нашедшие Бога свысока и с недоумением смотрят на философа, который поставил перед собой странную цель – не Бога искать, а Человека.
Несколько уточнений по фигурам верхнего яруса композиции. Первый слева – часто встречающийся персонаж буддизма, прообразом которого является легендарный монах, проповедующий веселье и благополучие. Он с хохотом вглядывается в сумасшедшего Диогена, для смеха протягивает ему бинокль (действие явно происходит уже в наше время). Уверен весельчак, что никого этот «мудрец» не найдёт. Да, если и найдёт, ведь никакие Божественные дары в награду за труды его не ждут. Сумасшедший!
В центре верхнего яруса – проповедник аскетизма, монах-францисканец. Одной рукой он придерживает тяжёлый крест, который несёт куда-то по своим монастырским делам, в другой руке держит початок кукурузы, своё скудное пропитание на весь день. По вырастающим за спиной крылышкам и пристальному взгляду видно, что монах высоко продвинут в понимании сущностей и пытается осознать миссию Диогена в мире, где именно Человеком явился людям Сын Божий.
Справа – представитель Ислама. Он отрешённо созерцает бессмысленность исканий Диогена на фоне величия образа Аллаха. Но в то же время как будто собирается протянуть Диогену букет тюльпанов. Хотя это вряд ли. Наверное, тюльпаны он принёс в мечеть после прогулки по саду, и сейчас перед молитвой просто поставит их в вазу, отвернувшись от Диогена.
Браво..браво..:)) Заставляете задуматься...:)) Вот сейчас некоторые людские сообщества отринули Бога (они выше, он им не указ), и к чему это привело...к их вырождению (в максимуме если). Спасибо за работу!
Благодарю Вас за высокую оценку работы! За уверенность в необходимости именно интеллектуального искусства, отражающего глубинные процессы Бытия и Сознания
Благодарю Вас за высокую оценку работы! Как всегда подчёркиваю, Ваша оценка, оценка художника высочайшего класса для меня дорога необычайно! Пользуясь случаем, хочу ответить на Ваш вопрос о Дон Кихоте каслинского литья. Эту статуэтку Готье исторически связали с авторством мастеров Касли, хотя Касли всего лишь отливали чугунную реплику. И даже у нас (в СССР) было много других вариантов с использованием бронзы, латуни, цинковых сплавов
Атмосфера неоднозначности восприятия Диогена в обществе подчёркивается позами и взглядами домашних животных, прижимающихся к своим хозяевам (ведь в них щенята и котята тоже нашли «своих Богов» и как «нашедшие Богов» тоже имеют все основания «взирать свысока»). Друг-собака есть и у Диогена, не совсем одинок он в своих бесконечных скитаниях.
С 19-го века Диогену, по-видимому, помогает своим знаменитым фонарём и один из грифонов Банковского моста Санкт-Петербурга. Похоже, собираясь на свою философскую службу, грифон прихватил ещё и ажурный фонарь с площади Исаакиевского собора.
Благодарю за высокую оценку работы! Да, редко встречаемся, я сам появляюсь очень редко, а ещё реже совпадаем в одновременности. Но галерея всегда открыта, до встречи!
Работа,конечно,интересная,но не менее интересен замысел и пояснение..Настраивают на философский спор..
Мне вот почему-то более симпатичен Диоген,который безуспешно ищет в людях Человеческое,а значит,Божественное,ибо все мы дети Божьи;в каждом из нас присутствует как Бог,так и Дьявол,и только от нас зависит,кого взрастить в себе.Божественное находится в душе у каждого,независимо от религии.
Благодарю за высокую оценку работы! И, конечно, очень рад, что она вызывает такие глубокие философские размышления. В сущности задача этого направления в изобразительном искусстве состоит именно в том, чтобы создать такие визуальные образы жизненных коллизий, которые не оставляют наше сознание равнодушным, уводят его в новые пространства поиска смыслов
Благодарю за высокую оценку работы! И всё это художественное направление, как мне кажется, заслуживает внимания, прогуляйтесь по галерее, будет интересно
Очень глубокая работа! И техника творческая необыкновенная! Благодарю за подробный рассказ о заложенных смыслах! Конечно, такие работы требуют глубокого погружения и образованности от зрителя.
Благодарю за высокую оценку работы! За подтверждение правильности жанра комментирования особая признательность, всегда с удовольствием и интересом вчитываюсь в прикартинные таблички, сверяю свои знания, эстетические и философские ощущения