Бронзовая композиция, высота 26 см.
Сегодня трудно представить жизнь без пронизывающей всю планету надёжной информационной связи. А были времена бросаемых в море бутылок с письмами. Их часто отправляли неизвестно куда люди терпящие кораблекрушение, оказавшиеся на необитаемом острове посреди океана. И много случаев, когда именно благодаря этой информации пропавших спасали от неминуемой гибели. Более того, бутылочная почта использовалась и как средство «регулярного» послания. Так, Христофор Колумб, двигаясь на запад в поисках Индии, знал, что господствующие океанские течения направлены к Европейскому побережью, и регулярно отправлял донесения о ходе экспедиции испанской королеве Изабелле именно таким образом. И почти половина этих бутылочных писем, чаще всего через Францию и Португалию, дошла до адресата. Почта эта настолько была важна и распространена, что при королевских дворах приморских стран существовали специальные должности чиновников, имеющих право вскрывать выловленные бутылки, награждать нашедших и доставивших, докладывать ситуацию наверх для принятия решений.
Свидетельство о публикации №436417 от 17 апреля 2023 года
В ответах на отзывы и в частной переписке мы детально обсуждаем технику создания сюжетных композиций из отдельных бронзовых фигур. На примере сегодняшней презентации очень удобно обобщённо обрисовать этот процесс. И фигур не так много, и не так много механической обработки каждой из них, не так много и мелких художественных деталей. Всё это позволяет сосредоточиться на обсуждении композиционной сути, реализующей творческий замысел.
Скульптурная основа композиции – мальчик, собирающий крабов на берегу моря. По существу это «бытовая фотография» из каких-то неопределённых времён, не рождающая сколь-либо интересных мыслей. Минимально скорректировав саму статуэтку, мы окружаем её антуражем из других элементов, устремляя взгляд и руку мальчика к бутылке с письмом (по нашей версии, с письмом Колумба королеве Испании). «Передающие послание» черепахи и даже осмелевший гигантский краб как будто глубоко осознают всю важность происходящего. Но нам здесь важны не Великие географические открытия ХV века, а напоминание о том, какой когда-то была мировая техника связи. Нам ведь сегодня уже трудно представить даже городские телефонные будки!
Как можно создать бронзовую композицию, не отливая её самому по фрагментам или монолитом (что при сложной многофигурности невозможно в принципе), а выстраивая композиции через корректировку и адаптацию исходных изделий бронзового литья? Не вдаваясь в тонкости мастерской, кратко можно сказать следующее. При реализации того или иного творческого замысла важнейшее значение имеет широта доступной коллекции (отливок, уже имеющихся в наличии, отливок, которые можно купить в торговых сетях, заказать в литейных мастерских).
Главное в рассматриваемом направлении изобразительного искусства – творческая фантазия, поиски интересного сюжета, смысла. Но, несомненно, и ручного художественного труда в бронзовой миниатюре очень много. Доведение исходной фигурки до кондиции требует кропотливой работы пилами, резцами, штихелями, надфилями и т.д. Как минимум требуются значительные деформации, меняющие позы фигур-персонажей. И почти всегда самым сложным является труд по «вырезанию» посадочных мест под фигуры и труд по креплению композиции, превращающей её в единое прочное целое с оптимально выверенной ярусностью и глубиной панорамы. Здесь применяется широкий спектр связующих конструкций и метизов, широкий арсенал технологий соединения «бронза-бронза», «бронза-камень», «бронза-дерево» (резьбовые, штифтовые, пайка, суперсмолы и т.д.).
Сама возможность таких художественных проектов возникла потому, что в бронзолитейном производстве издавна существует мощнейшее направление художественного литья с широчайшим сюжетно-тематическим ассортиментом (фигурки людей, животных, техники, сооружений и т.д.). В результате объективно накоплена и благодаря долговечности материала и отлаженной технике копирования (в последнее время прибавилось и 3D-сканирование) не исчезает, а непрерывно продолжает пополняться колоссальная «труппа актёров», позволяющая при соответствующей доработке реализовать даже самые смелые «режиссёрские замыслы».
После краткого отступления в технологию создания бронзовых композиций вернёмся к главному. «Письмо Колумба» – это визуальный символ той огромной дистанции, которую прошло Человечество в совершенствовании техники информационного общения. От «бытовой фотографии» собирателя крабов мальчик вырос до героя поэмы о величии научно-технического прогресса, подарившего людям бесценное благо!
Благодарю за высокую оценку работы! Относительно ручного труда в бронзовой миниатюре я сегодня много написал, хотя это только чуть-чуть приоткрывает специфику жанра
Благодарю за высокую оценку работы! К сожалению, что-то с автоматикой сайта: и вторая часть Вашего отзыва, и голосование ушли в мои ответы. Огромное Вам спасибо за поддержку моего творческого направления!
Благодарю за высокую оценку работы! Я сегодня несколько усилил экскурс в технологические вопросы, но думаю это кстати, многие интересуются, а, вдруг, и последуют в этом творческом направлении