Да, в 1870 году время для парусников, пусть даже и очень быстрых, заканчивалось. Но именно в этом году в шотландском городке Дамбартон (Dumbarton) на воду был спущен еще один чайный клипер под названием «Катти Сарк». Владелец клипера, Джон Уиллис (John Willis), был горячим поклонником парусного флота. Настолько горячим, что когда ему удалось перекупить у Ост-Индской компании пароход «Пенджаб», он снял с него паровой двигатель, поставил паруса, несколько удлинил корпус и превратил в клипер «Твид».
Судно выглядело массивным, но ход у него был очень хорошим. Поэтому Джон Уиллис требовал скопировать корпус нового корабля с корпуса «Твида», надеясь что благодаря этому мореходные качества нового клипера будут превосходными. Тем более, что конструктивно корабль находился на высшем уровне тогдашнего парусного кораблестроения. Остов у него был чугунный, обшивка ниже ватерлинии – из специального сплава меди и цинка, который предохранял днище корабля от зарастания ракушками. Выше ватерлинии борта обшивали досками из тика и вяза. Эти древесные породы не гниют в морской воде.
Странное название корабля – тоже придумка Уиллиса. «Cutty Sark» по-шотландски «Короткая рубашка». При чем здесь рубашка? При том, что ее одела на бесовский шабаш одна не слишком старая ведьма. Рубашка была ею любима с детства. С тех пор она, естественно, не подросла вместе с хозяйкой. Так что дама, неистово пляшущая в этой ужасно короткой сорочке представляла зрелище сексуальное для всякого мужчины. Если бы у него хватило смелости или глупости на этот шабаш заявиться. Смелыми и глупыми мужчины становятся, изрядно поддав. Вот историю одного такого пьяницы, Тэма ОШентера, рассказал в одноименной поэме Роберт Бернс. Благодаря трудам Самуила Маршака, поэма «Тэм ОШентер» оказалась доступной русскоязычному читателю. Ее нетрудно отыскать в Интернете.
Сюжет поэмы несложен. Пьяница Тэм ОШентер однажды, надравшись, попал на шабаш ведьм, где и увидел односельчанку, отплясывавшую в такой короткой ночной рубашке, которая уже ничего не скрывала. Как и положено, он не сдержался от громких комментариев. Ведьма погналась за Тэмом, и только верная кобыла спасла жизнь бедняги. Расплатившись, правда, своим хвостом. Прелестная чертовка уже почти догнала несчастного пьяницу, схватилась за лошадиный хвост, который и оторвала. Тэму удалось сбежать. Мораль поэмы простая и доходчивая: пить вредно.
По-видимому, рассказанный сюжет волновал Уиллиса. К тому же хотелось подпустить в называние нового корабля этакой чертовщинки. Ведь всем морякам известно: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». А Уиллису нужна была дикая скачка по волнам. Так что он не прочь был бы назвать свой корабль «Ведьма» или «Юная чертовка». Но надо и честь знать. Кто же пойдет служить на корабль с таким названием? Моряки – народ суеверный. Так что «Короткая рубашка», «Катти Сарк», стала этакой стыдливой заменой бесовского названия. А нос корабля украсила деревянная фигура ведьмы с оторванным лошадиным хвостом в руке.
Оптимист Уиллис не считал, что век парусных судов кончается. Он рассчитывал использовать свой новый корабль для перевозки шерсти из Мельбурна в Лондон и, конечно, для перевозки чая из Китая и Индии. Именно в этих «чайных гонках» он хотел победить, чтобы прославить свой корабль как самый быстрый в мире парусник.
Гонки чайных клиперов проводились с 1859 года. Обычно в конце мая несколько загруженных чаем кораблей одновременно стартовали из Шанхая и шли наперегонки друг с другом до Лондона без захода в порты. Кто придет первым, решало умение капитанов «ловить ветер» и обученность экипажа. И удача тоже. Кроме морального удовлетворения, капитан и владелец за самую первую привезенную в Англию партию чая получали большую премию. Ведь свежий чай покупали охотнее и стоил он дороже.
«Катти Сарк» удача не улыбнулась. В «чайных гонках» она только однажды заняла третье место. А в 1872 году гонки чайных клиперов провели в последний раз. Во-первых, на индийских и китайских линиях пароходы окончательно победили клиперы. А во-вторых, лондонская чаеторговая фирма «Twinnings» начала продавать купированный чай. Такой чай был смесью из разных сортов и в течение всего года обладал постоянным ароматом и вкусом. Запасы же разных сортов чая, необходимых для приготовления смеси, неспешно пополняли в течение всего года. Поэтому дикая гонка клиперов стала не нужной. Отпала и необходимость премировать капитана самого быстрого парусника.
«Катти Сарк» стала перевозить в Англию австралийскую шерсть. Именно на этой линии она показала рекордную для парусных судов скорость – 15 узлов (28 километров в час).
Но знаменитым этот корабль стал не только благодаря поставленному-таки рекорду скорости. Так сложилось, что к 1954 году этот парусник остался единственным уцелевшим из большого семейства чайных клиперов. В 1895 году Уиллис продал любимый парусник португальской компании. В 1916 году судно потеряло мачты возле мыса Доброй Надежды (который не зря первоначально называли «Мысом Бурь»). В Кейптаунском порту бывший клипер починили, поставили новую парусную оснастку и продолжали использовать для перевозок грузов. В 1922 году капитан Вильфред Доумэн (Wilfred Dowman) выкупил славный корабль, восстановил его в прежнем виде и начал использовать как учебное судно для плавания вдоль английских берегов.
Почитатели советского писателя-фантаста Ивана Ефремова считают, что опубликованная им в 1944 году повесть «Катти Сарк» заставила англичан вспомнить об уже забытом корабле-чемпионе. Начался сбор средств для создания музея «Катти Сарк». В 1954 году корабль поставили в Гринвиче в сухой док и открыли на нем музей. Высоким покровителем музея стал член британской королевской семьи, герцог Эдинбургский. Самый быстрый парусник мира пользовался большой популярностью у туристов.
К сожалению, 21 мая 2007 года рано утром корабль сгорел. Причиной пожара, как оказалось, стал невыключенный пылесос. В течение 2008 года производился сбор средств на восстановление музея. £50 миллионов потребовалось на реставрацию и реконструкцию судна, немалую часть этих средств собрали по подписке жители Британии. Повторное открытие после реставрации состоялось в апреле 2012 года.
Спасибо
Это одна из моих любимых песен питерской группы The Dartz Они не так давно отметили 15 - летие Я решила создать композицию, соединяющую историю и музыку
Дартс (The Dartz) одна из моих любимых питерских команд. Первый раз я услышала Катти Сарк вживую на концерте. Но в студийном звучании вообще произвела на меня неизгладимое впечатление. Ожила Катти в клипе под документальные съёмки пожара. Я решила тоже внести скромную лепту в оживление композиции. И всё думала как это сделать - ведь уже было всё написано и снято до меня И тогда я решила рассказать историю Катти и в будущем сделать серию таких мини-экскурсов в мир прекрасных и величественных парусников.