16+
Лайт-версия сайта

Старая пластинка - 15 " У церкви стояла карета"

Плэйкасты / Искусство / Старая пластинка - 15 " У церкви стояла карета"
Просмотр работы:
10 августа ’2023   23:22
Просмотров: 2526
Добавлено в закладки: 1





Скачать файл - 3.276 мб   (Загружено 0 раз)



Огромное спасибо всем, кто обратил внимание на мою работу «Старая пластинка-14- Живёт моя отрада…»… Меня давно волнует то, что слушает наша русская молодёжь. В какой-то мере завидую отношению украинцев к «вышиванке». Такое трепетное, пусть чуть фанатичное, отношение к своим национальным артефактам вызывает уважение… А мы?... Желая оскорбить, говорим «деревня», «лапоть»…. И песни слушаем на непонятном языке (зачем тогда нужен певец?), барабанный грохот, истеричные крики, ну уж совсем не похожие на пение… Конечно, мировая музыкальная культура – это непреходящее достижение всего человечества, но то, что предлагается в последнее время вызывает недоумение. А русская песня!!! Мелодичная, плавно текущая по огромным просторам, по лесам и деревням, по полям и вдоль речек, рассказывающая и радующая, навевающая печаль и рождающая надежду…. Песня, рассказывающая нам о нас, о тех, кто ходил по нашим дорогам давно-давно… Ведь это и есть народная история нашей жизни.
Народная – потому что много песен рождается именно « в народе», рождается авторами, не претендующими на известность, просто пела их душа… А многие песни, считающиеся народными, всё-таки имеют конкретных авторов, порой рассказывают о их судьбах. И благодаря интернету и энтузиастам – поисковикам сейчас открывается много новых страниц в истории русской песни…..
И вызывает сожаление, что имея у себя «дома» такую красоту, мы с упорством, достойным лучшего применения, стремимся на какое-то безликое «Интервидение»… Но поразительно то, что иногда всё это представляется, как искусство, правда, с поправкой «поп», «попса»..ну, может быть… Тут только важно правильно понимать, что такое «поп», можно истолковать по разному….)))
А вот искусство, настоящее искусство – это совсем другое, Это жизнь, это судьбы, это страдания и радости, надежды и ожидания, это трагедии и сказочно счастливые ситуации, это боль и смех, иногда сквозь слёзы, о которых с помощью Богом данного таланта нам рассказывают писатели, поэты, композиторы, художники разных времён и народов…. И часто бывает так, что причудливо переплетается один и тот же сюжет в поэзии, к примеру, и в живописи, а сюжеты эти рассказывают о судьбах своих авторов.
Думаю, нет никого, у кого бы не замирало сердце при прослушивании старинного романса «У церкви стояла карета» или не испытывал бы искреннего сочувствия, рассматривая картину В. Пукирёва «Неравный брак».
И может быть поэтому эти два разножанровых произведения смотрятся как бы воедино в нашем сознании. Но это совсем не так, хотя бы из-за более 30-летнего разрыва во времени их создания.
Картина была написана В.В. Пукирёвым в 1862г. и произведя фурор в общественном сознании, принесла художнику звание «Профессора живописи»… Но даже не дождавшись представления картины, Пукирёв уехал заграницу. Почему??
В то время было обычным выдавать молодых девушек за богатых стариков с целью поправить финансовое положение семьи. Так и смотрится сюжет картины… Но… У Пукирёва был друг С. Варенцов, любивший некую Софью Рыбникову, но её выдали замуж по каким-то причинам за зажиточного купца Карзинкина, которому было всего-то 37 лет. А С. Варенцов, состоя в каких-то родственных отношениях с семьёй Карзинкина, вынужден был быть шафером на свадьбе, и его то и изобразил Пукирёв в первом варианте картины… Но Сергей не очень то переживал по поводу потери, и через год женился на другой девушке, потребовав убрать его с картины, чтобы не было компрометирующих его моментов. И Пукирёв заменил его изображение на своё… Это мужчина справа на первом плане, сверлящий глазами жениха.
И тут сложилась та самая трагическая ситуация, которая в корне изменила жизнь Пукирёва, потому что невесту он рисовал с Прасковьи Варенцовой
(однофамилицы Сергея), которая раньше была невестой Пукирёва, но также была выдана замуж за другого, пожилого состоятельного мужчину. Таким образом получается, что картина «Неравный брак» в какой-то степени автобиографична. И если брак Софьи Карзинкиной (по мужу), был более менее удачным, то брак Прасковьи Варенцовой был несчастным, также как и дальнейшая судьба Пукирёва, который очень переживал; он бросил преподавательскую деятельность, охладел к рисования, запил, и фактически остался художником одного шедевра.. Как пишет В.А. Гиляровский, его разбил паралич, и он жил в маленькой квартирке на Пречистенке на средства, которые выделяли ему товарищи – художники, в частности его друг С.И.Грибков, который в свою очередь говорил о Пукирёве:
-« Ведь это же Дубровский! Пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся жизнь его была, как у Дубровского – и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба его такая же».
А теперь о песне… Бытует мнение, что песню эту услышала Жанна Бичевская от старой женщины в Московской обл., а потом уже её кто только не пел!! Но это не так. Ещё в начале 20 века (это 1913г) на одной из первых записанных в России грампластинок звучала эта песня в исполнении тогдашней знаменитости Ивана Боброва, оперного певца и исполнителя романсов. Но при первом прослушивании казалось, что это другая песня на ту же мелодию, но с другим текстом…
1896год… В свет выходит новый песенный сборник М. Ожегова, о котором мало что известно, кроме того, что жизнь его была чрезвычайно насыщена и обычной трудовой деятельностью и подвижническим трудом по собиранию народных песен. Сборник этот назывался «Безумная», по названию заглавной песни. И автором этой песни обозначен именно Матвей Ожегов. Вот полный текст этого стихотворения:

Безумная (из народных мотивов)
М. Ожегов
Зачем ты безумная губишь
Того, кто увлекся тобой,
Ужели меня ты не любишь,
Не любишь?! Так Бог же с тобой!
Зачем ты меня завлекала,
Зачем заставляла любить?
Должно быть тогда ты не знала,
Как тяжко любви изменить!
Меня не полюбит другая,
Я буду мечтать об одной!
Поверь же, моя дорогая,
Навек я увлекся тобой!
У церкви стояли кареты:
Там пышная свадьба была;
Все гости роскошно одеты:
На лица их радость легла.
Невеста была в белом платье,
Букет был приколот из роз –
Она на святое распятье
Тоскливо взирала сквозь слез
.Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна, –
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.
Я видел, как бледный румянец
Покрыл молодое лицо;
Когда же священник на палец
Надел золотое кольцо:
Из глаз ея горькия слезы
Ключом по лицу потекли.
Завянут прекрасные розы,
Напрасно их так берегли!
Я слышал в толпе говорили:
Жених неприятный такой,
Напрасно девицу сгубили.
И вышел я вслед за толпой.
Мне стало так тяжко и больно,
Что жизни своей был не рад,
И громко сказалось невольно:
Счастлив мой соперник – богат.

(Новый песенник. Безумная / Сост. М. Ожегов. 1896).

И вот Иван Бобров напевает этот текст в виде песни. Кто написал музыку, я так нигде и не нашёл, может действительно скомпонована из простых народных мелодий, самовозникающих у людей в минуты отдыха от тяжёлого труда, а потому носящих затаённую грусть, печаль… Почему то вспомнился В.В. Маяковский с его «папашами» каждый из которых «хитр, землю попашет, попишет стихи» )))
Но… Запись Боброва заканчивается на строчке «Она на святое распятье тоскливо взирала сквозь слёз», т.е. песня спета только до половины.
Уже в советское время певец Пётр Киричек также спел песню под названием
«Зачем ты, безумная, губишь», и ограничился вообще тремя куплетами, ни церкви, ни карет… И наконец Жанна Бичевская со своим вариантом без трёх первых и последнего куплетов, якобы услышанный ею от женщины в Подмосковье. Может, и так.. Но теперь «утвердился» именно этот вариант , а исполнителей этого прекрасного, волнующего душу любого слушателя романса, тьма, и «имя им легион»; к сожалению порой идя на поводу идеи «своего видения», очень модной сейчас почему-то, романс становится непохожим сам на себя…. Наиболее впечатляюще, конечно, исполнение Н.Кадышевой…
PS. Кстати, есть ещё один вариант похожей песни с названием «Безумная» и с той же мелодией. Написан Н.Красовским, Но от текста Ожегова там только несколько первых слов, хотя тематика примерно та же. Это, видимо, уже другая история…
А вот песня из сборника М. Ожегова как будто бы появилась по мотивам картины и судьбы художника…












Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 11 августа ’2023   19:18
Замечательная песня и история ее! Спасибо, огромное, Дмитрий! Хорошо, с душой и любовью к русской песни, написали! Это все нужно слушать, впитывать и любить! Браво! 
148

Оставлен: 13 августа ’2023   00:45
Дмитрий! Спасибо Вам за эту великолепную познавательную работу! Читаю, и полностью соглашаюсь с Вашим мнением о том, что сейчас нам преподносят под видом современного "искусства". Ненавидим Запад, а сами во всём стараемся подражать ему. А ведь есть нам чем гордиться! Велика Россия и великое множество в ней истинно талантливых людей во всех видах искусства было в веках, есть и поныне. С историей создания картины "Неравный брак" я хорошо знакома. Романс "У церкви стояла карета" тоже слышала много раз. Но больше всего мне нравится то, как его поёт Надежда Кадышева. Так трогательно и красиво, как она, никто его не исполнял.
Хорошую Вы идею претворяете в жизнь, начав просветительскую деятельность на сайте.
Удачи Вам и на этом поприще!
           
340On-line


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

КОМСОМОЛОМ ГОРДИТСЯ СТРАНА.ВОРОН

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft