16+
Лайт-версия сайта

Село Ретяжи. Братская могила (7)

Фотография / Фоторепортажи / Село Ретяжи. Братская могила (7)
Просмотр работы:
24 июля ’2012   00:15
Просмотров: 23590

Сегодня я представлю биографию неравнодушного человека, журналиста, писателя, родившегося в Дагестане.
Вы прочтёте очерки этого человека...

ххххххххххххххххххххххх


Долгий путь домой

Победители

Автор: Фазил Дашлай

Есть такое мудрое изречение: война не считается законченной, пока не похоронен последний ее участник. Скоро 65–я годовщина Великой Победы. Победы, завоеванной кровью наших дедов и прадедов, о судьбе многих из которых нам пока неизвестно. В бесчисленных воинских захоронениях покоятся тысячи и тысячи Неизвестных солдат. Многим из них благодаря поисковым отрядам суждено рано или поздно «вернуться» к жизни, обрести наконец свое имя.

Более тысячи человек не вернулось с войны. Потеря для такого маленького народа огромная. 300 рутульцев получили награды за ратный подвиг, а один из них, Гасрет Атаевич Алиев, был удостоен звания Героя Советского Союза.
В далеком сорок первом, в первые же дни войны ушел на фронт Агаширин Джелилов, уроженец маленького, ныне уже не существующего села Фартма. Писем с фронта семья не получала.

И неудивительно. Лишь единицы из рутульцев в то время умели говорить и писать на русском. Вести с фронта о своих родных получали из уст тех, кто по ранению возвращался домой. Джелилову и в этом не повезло. Никого из земляков, судя по всему, с ним вместе в части не оказалось. Но известие о его смерти с фронта пришло. Разыскивался некто Альширин Джалилов, уроженец села Мюхрек, который погиб под Сталинградом в 1942 году. В документах не указывалось, что Джелилов родом из Фартма, а не из Мюхрека. Сельсовет назывался Мюхрекским, потому у всех жителей в документах было указано, что они являются жителями села Мюхрек.

Спустя годы, где-то в начале пятидесятых, в районный военкомат пришел запрос из Министерства обороны СССР. Разыскивался некий А.Джалилов, уроженец села Мюхрек. Сегодня трудно установить причину, вдовы Джелилова нет в живых, но кто-то уговорил ее отказаться от каких-то посмертных наград мужа. Ей внушили, то ли от зависти, то ли еще от чего, мол, нечего тревожить память покойного, наживаться на его крови.

В это трудно поверить сегодня, но бедная вдова послушалась «доброхотов». Она отказалась от наград, в числе которых ей запомнилась звезда. (Это наводит на мысль, что Джелилов был посмертно награжден, по крайней мере, орденом.

Медали военных лет имели овальную форму).
В сельсовете дали ответ на запрос Министерства обороны, что человек по фамилии А.Джалилов в селе никогда не проживал. И на долгие годы судьба героя осталась неизвестной. Правда, позже, в семидесятых, пытались навести справки. Посылали запросы в Министерство обороны, что разыскивается некто Агаширин Джелилов, уроженец села Фартма. Ответ приходил отрицательный: такой в списках не значится.

Недавно в Интернете появился поисковый сайт «ОБД-Мемориал», в который занесли все списки погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне. Наконец-то появилась возможность хоть что-то узнать о судьбе многих, чьи судьбы оставались неизвестными. Поиск по фамилии Джелилов Агаширин, как и ожидалось, не принес успеха. Сами рутульцы, как выше указывалось, практически поголовно не умели тогда ни читать, ни писать по-русски.

А для писарей, особенно русских, труднопроизносимые кавказские фамилии записывать буква в букву не было особой нужды. Как послышалось, так и записали. Под фамилией Джалилов Альширин (Джелилов Агаширин) значился в Книге памяти Дагестана. Все с той же уже известной припиской: «Погиб под Сталинградом». Поиск пришлось изменить. Ввод Чалилов, Джалилов – тоже не принес успеха. Челилов и… есть! «Сводка потерь за 20. 12. 1942 года 892 стрелкового полка, 298 стрелковой дивизии ….

Челилов Агошили - красноармеец, призван Рутульским РВК, место рождения село Мюхрек, семья и т.д.» Все сходится! Это действительно разыскиваемый нами Джелилов Агаширин.
Поиск продолжается. И вот наконец еще одна находка! В Зале Воинской славы в Волгограде среди 7200 фамилий знакомая фамилия Джалилов А. (Знамя № 17, строка 19, столбец № 1.) Перепроверил по базе ОБД Мемориал.

Среди убитых под Сталинградом под фамилией А.Джалилов никого нет. Нельзя, конечно, стопроцентно утверждать, что это и есть разыскиваемый мною Агаширин Джелилов, но вероятность того, что это именно он, более чем убедительная. 298 стрелковая дивизия, в которой воевал Джелилов Агаширин, проявила мужество и храбрость в боях с немцами под Сталинградом. Из боевого пути 80 гвардейской дивизии читаем: «2 февраля 1943 за активные боевые действия, стойкость и мужество, проявленное бойцами и командирами в ходе Сталинградской битвы за период август – декабрь 1942 г. и январь-февраль 1943 г., личный состав сформированной на Алтае 298-й стрелковой дивизии Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден гвардейскими знаменами и заслужил высокое право называться «80-я Гвардейская стрелковая дивизия».

Нам неизвестно пока, какой именно подвиг совершил красноармеец Агаширин Джелилов. Но то, что он сражался в прославленной 298 стрелковой дивизии – это уже героизм! Запрос в Наградной отдел еще не послан. Он отдал жизнь во имя Победы. Он был одним из тех героев, кто своей смертью приблизил День Победы.
Теперь, когда выяснилось, что Джелилов Агаширин был одним из тех, кто стоял насмерть в Великой битве на Волге, погиб у стен Сталинграда, остается одно - выяснить через Наградной отдел, какой же или какими же наградами он был награжден?

Вернуть его потомкам, нет, не наградные листы и не награду, а имя его, имя героя Великой войны вернуть на Родину героя, который на алтарь Победы положил самую высокую награду - свою жизнь. Наш общий долг - помним и гордимся!


жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

Автор: Фазил Дашлай
Будущего у этого села, к сожалению, нет. Об этом говорят ветхие развалины, заросшие густой растительностью. Напротив села, за оврагом, на заболоченной, заросшей камышом площадке – майдане, все еще видны развалины не то старой мечети, не то еще какого-то строения. Точно никто не помнит. В советское время в этом доме, вплоть до переселения жителей на плоскость, располагалась начальная школа.

Где-то в начале семидесятых годов 20 века последние жители этого населенного пункта переселились и обосновали вместе с жителями древнего села Мюхрек новое селение, под названием Цудик.
Сколько лет просуществовало село Нацма неизвестно. Судя по всему, недолго. Может быть, не более века. Тому подтверждением старое кладбище.

Оно небольшое, и среди могил нет древних надгробий, как например, в селении Мюхрек. Полное название села звучит как "нацъалм ад", то есть "расположенная в камышах". И действительно, напротив села – на узенькой болотистой лужайке, где и теперь видны развалины школы, шумят на ветру густые заросли камыша. Место расположения Нацма не вписывается в категорию древних сел, да и в категорию новых сел тоже.

Как известно, в древности в Рутульском магале, как и в целом в Дагестане люди строили свои дома на возвышенностях, у слияния двух или нескольких рек или оврагов, на гребнях горной гряды или холмов. В случае нападения врагов можно было защищаться под прикрытием естественных преград, а также для того, чтобы вовремя заметить приближение врагов.

Селения советского периода резко отличаются от старых и древних поселений и аулов: дома строятся отдельно друг от друга, чтобы иметь возможность держать приусадебный участок, либо сад, также, что немаловажно, чтобы держать во дворе личный автотранспорт.

Нацма в эту категорию тоже не входит. Вопреки всем правилам постройки старинных и новых сел, этот населенный пункт расположен не на возвышенности и не на равнине, а в ложбинке. Метров пятьсот выше от впадения оврага Нацма-мыри в речушку Вурушчай с правой стороны села возвышается склон горы. И вот под этим склоном, во впадине, находятся развалины домов. По развалинам можно определить, что само расположение домов все же соответствует старым постройкам. Все те же нагроможденные друг на друга сакли-дома, построенные уступами – террасами.

Но самой главной отличительной чертой Нацма является ее неприметность. Даже из расположенного ниже по долине села Вуруш (которое сегодня также брошено жителями) не видна околица села. Только подойдя на расстояние не более чем пятьсот метров, можно увидеть руины домов. Возвышающиеся со всех сторон вершины и холмы скрывают Нацма от любопытных глаз.

И хотя у села Нацма нет будущего, но осталось прошлое, которое, к сожалению, забыто и мало кто его помнит. Только отрывочные легенды. Да и те помнят не все потомки жителей села. Одна из легенд гласит, что некогда на месте села Нацма была конюшня зажиточного жителя из села Мюхрек. В дальнейшем конюхи богача (по тюркски "мехдар", во множественном числе "мехдарар") основали село и потому самый многочисленный тухум села называется митарар. Но эта версия вызывает сомнения.

Как описывалось выше, само расположение села Нацма говорит о том, что в таком неудобном месте невозможно было держать большое количество лошадей. Скорее всего, конюшня богача располагалась в незначительном отдалении от села Нацма, в местности под названием Гыне. Пастбище это расположено на широком горном плато, майдане. Развалины какого-то большого строения видны и поныне. По всей вероятности, конюшни.

Другая легенда говорит, что первые жители села Нацма были кровниками, выселенными из старого села Мюхрек (кстати, само расположение села ближе к этой версии, к тому же узкая тропинка, ведущая из Мюхрека в Нацма, на перевале петляет между холмами, словно кто-то хотел запутать следы.)

По руинам видно, что в строительстве домов использовался особый камень, не речной, а горный, плоский и с ровными краями. Поблизости села такого камня нет. Речушка Вурушчай протекает в узкой расщелине. Берега неширокие. Да и камень совершенно другой структуры. Возникает вопрос, откуда же взялся камень на строительство домов? Подобный камень в большом количестве и поныне находится за горной грядой, на летнем пастбище под названием "Сиянта". Путь от Нацма туда не близкий.

Но сохранилась интересная легенда. Засветло жители Нацма, те, кто собирался строить дом, поднимались на пастбище. С собою приносили обычный навоз, ( который сушили и запасали еще и как топливо – кизяк.) Затем большие глыбы (развалины домов об этом свидетельствуют, камень в основном использован крупный) ставились для удобства на подпорки (на камушки, для того чтобы за ночь не примерзли к земле). Из свежего навоза делали "петли". Прилепляли их на камни и оставляли до утра. Рано утром еще раз поднимались на пастбище.

В "петлю", основательно примерзшую к глыбе, вдевали выделанные из шкуры буйволов длинные ремни, веревки и волоком тащили камень до села. Насколько правдива эта легенда неизвестно. Но другого объяснения, откуда взялись камни на постройку домов, пока нет.
Особого вдохновения и особых красок требуется для того, чтобы описать окрестности этого удивительного села. Узкая тропинка, ведущая на противоположный берег Вурушчая, приводит путника к красивейшему водопаду.

Здесь же, на берегу речки, возле водопада, долгое время, после переселения жителей в село Цудик, валялся на берегу и ржавел огромный металлический диск генератора. (Рассказывают, что в начале 50-х планировалась постройка мини-ГЭС для жителей села. Однако эта затея себя не оправдала. Вскоре, в связи с массовым отселением жителей в новое село Цудик, и напрочь забыли об этом).

Напротив села, чуть ниже по течению речушки, расположена живописная долина под названием Кененей-мыри. И хотя местные называют эту долину оврагом (мыри по местному), пожалуй, по занимаемой территории его (овраг) можно смело отнести к разряду долин. На склонах ее широкого берега и до сих пор видны следы трудовой деятельности жителей Нацма: заброшенные поля, руины каких-то строений, по всей вероятности летних пастбищ. Извилистая тропинка вдоль правого берега Кененей-мыри ведет путника вверх, до затерянного зимнего пастбища "Маккалма".

Эта старая и давно уже заброшенная кошара на двести с лишним голов овец. Раньше, когда здесь держали овец, увидеть кошару было несложно. Огромные завалы сухого навоза и кизяка видны были издалека. А нынче, только подойдя на расстояние 50-100 метров можно заметить темное пятно, словно провал в земле. Это вход в подземную кошару. Именно под землю, потому как кошара вырыта в земле. В окрестностях Нацма нет лесов. И потому пастбище построено сплошь из камня.

И даже вход в кошару закрывался плоским широким камнем. Стены выстроены ровными рядами арок, на которые опираются плоские каменные плиты, иные имеют в диаметре три и более метра.
Будущего у села Нацма, увы, как и выше писалось, нет. Но есть прошлое, загадочное и полное тайн. Самому младшему поколению, которое родилось в Нацма, уже за сорок лет. Они еще помнят и знают свою Родину. Но время неумолимо, уйдет из жизни это поколение, и память о селении Нацма уйдет в небытие, как и память о многих других древних заброшенных селах Дагестана.

............

Ф. Дашлай журналист

Лучек – один из старейших, и что немаловажно, важнейших населенных пунктов Рутульского района.
В годы Великой Отечественной войны из села Лучек на фронт ушли более ста его жителей. Многие из них пали в борьбе с немецкими захватчикам. Многие были награждены орденами и медалями. Среди тех, кто был отмечен высшими военными наградами, особое место занимает Шафи Махмудов.

«Шафи Махмудов (с. Лучек) — гвардии лейтенант, командир гвардейского зенитного подразделения.
Награды: Три Ордена «Красной Звезды», Орден «Отечественной войны I-степени», Орден «Отечественной войны II-степени», «Гвардейское» звание, 5 медалей и 74 благодарственные награды от Верховного Главнокомандующего.

До начала войны Махмудов работал учителем, а потом директором в Нижне-Катрухской семилетней школе. В январе 1942 года Махмудов отправился на фронт добровольцем. Окончив военное училище, лейтенант Махмудов получил направление на фронт в должности командира зенитного подразделения. Махмудов получил свой первый боевой опыт в составе ударной танковой армии в боях западнее Воронежа. В январе 1943 г., сначала в составе Юго-восточного фронта, а затем с частями I-го Украинского фронта личный состав его подразделения принимал участие в разгроме окружённых немецких войск западнее Сталинграда в районе Калача. Летом 1943 года его подразделение участвует в боях на Курской дуге.

Подразделение лейтенанта Махмудова сбило в этих операциях 5 самолетов врага, уничтожило 3 танка «Пантера» и 2 автомашины с личным составом противника. За умелые действия подразделению лейтенанта Махмудова было присвоено «Гвардейское» звание….
2 мая 1945 г. зенитчики Махмудова приняли активное участие в штурме Берлина и взятии Рейхстага. На стенах Рейхстага Ш. Махмудов оставил следующую надпись: «Дагестанец, Рутульского района, гвардии лейтенант Махмудов Ш.М». Закончил войну Махмудов 9 мая, приняв активное участие в освобождении города Праги, столицы Чехословакии.»

По неизвестным нам причинам, звание Героя Советского Союза Шафи Махмудов так и не получил. Но ходили слухи, что он (Махмудов) был представлен к награде, медали «Золотая звезда». Затем, за какое-то дисциплинарное нарушение, указ о присвоении Звания Героя Советского Союза гвардии лейтенанту Шафи Махмудову был отменен.

Современный Лучек не утратил свой былой вид, разве что разросся и расширился. Как и все жители Дагестана, сегодня многие лучекцы, выходцы селения Лучек

хжжхжхжх
жхжхжхжх
жхжхжхжх







Голосование:

Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 24 июля ’2012   00:36
Спасибо,прочтем обязательно!     

Оставлен: 24 июля ’2012   07:19
Прекрасно!!!

Оставлен: 24 июля ’2012   12:08
Слава героям Дагестана!!!Тронут историей этого гордого народа!!!Виктор.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft