...НЕКЛЕССА: То есть город должен иметь свою душу, а в более каком-то таком практическом залоге я сказал, должен иметь свою собственную оригинальную специфику.
ПЕРЕСЛЕГИНА: Вот это важно.
НЕКЛЕССА: Да, Сергей?
ПЕРЕСЛЕГИН: Нет, не в этом дело. Во-первых, все, что вы назвали, там город-остров и так далее...
НЕКЛЕССА: Город-корабль, город-летающий остров
ПЕРЕСЛЕГИН: ...Это не города вовсе.
Город определяется не размерами, не архитектурой, не числом обитателей, а тем, что город ухитряется удерживать все четыре базовых процесса, характерных для человечества. Процессы познания, процессы управления, процессы обучения и процессы производства.
Город-остров – город-курорт, в нем нет никакой деятельности и быть не может, он для нее не простроен. А как только город-курорт попытается у себя деятельность создать, он немедленно погибнет, и это отлично описал Жюль Верн еще в начале ХХ века, роман "Плавучий остров".
НЕКЛЕССА: А курортная деятельность это не деятельность?
ПЕРЕСЛЕГИН: Это не деятельность, это рекреация. И в этом смысле то, что вы описали, это деревня. Попытки ее стать городом приведут к ее гибели, это было показано. Соответственно... Но вопрос-то даже не в этом. Смотрите, город-то, почему он не исчезает в течение всей жизни человечества? А потому что это та самая форма, в которую наиболее естественно упаковать все системные процессы, все, что происходит с людьми. В этом плане город всегда сложен. Нарисованные картинки вот эти, собственно, они просты, и этим они всегда уступают любому нормальному городу.
Это не означает, что они не нужны, в конце концов, деревни существовали тоже достаточно долгий период. Но деревня это производство без управления. Ну, вполне можно себе представить научную деревню, образовательную деревню, но это все равно будет деревня, в ней будет очень мало траекторий выбора жизненного пути для человека...
(Из беседы с Сергеем Переслегиным "Предельные горизонты знания, миры-перевертыши"