Ведущий - К радиоспектаклю «Умные разговоры малых деток».
Часть 1. «О пользе дошкольного образования».
Действующие лица:
Мама.
Близнецы, Боря и Саша.
Обычная комната в городской квартире. За столом с листами бумаги сидят Боря и Саша. Мама, что-то делает в соседней комнате, за тонкой дверью.
Боря – А ещё вот занятная тема.
Саша – Давай.
Боря – Вот писатели. Знатоки человеческих душ. Разбирая тончайшие проявления характеров персонажей, как бы учат нас правильным поступкам. Верному пониманию и ощущению мира. Так?
Саша – Так.
Боря – И уж они-то, зная и понимая как надо, должны бы в своей реальной жизни явить пример гармонии, создать для себя и для близких прекрасные условия. Так?
Саша – Так.
Боря – Но увы. Оказывается, в их отношениях и с близкими, и с миром, и с собой зачастую царит не просто неразбериха, а ад кромешный!
Саша – Да уж. Не справляются титаны в реальной-то жизни. А что тут занятного?
Боря – Но тогда вопрос. Насколько может или должно измениться наше мнение о прочитанном, например у Достоевского, о значимости изложенного после того, как мы узнали о несостоятельности автора в его реальной жизни?
Саша – Так эээээээээ…
Мама подаёт голос из другой комнаты – Хватит фигнёй заниматься! Над уроками надо стараться!
Саша – О, слышишь? Какое ёмкое словечко «Фигня»!
Боря – А вот рифма – так себе «заниматься – стараться».
Саша – Полускрытый тавтологический ряд, поэтому тебе и резануло.
Мама (из-за двери) – Близнецы! Даёшь уроки!
Боря маме – Будет сделано всё в сроки!
Саша – Коряво как-то прозвучало.
Боря – Видимо потому, что множественная форма у этого существительного просит сопроводительного прилагательного. Например – реальные сроки.
Саша – Да, уже лучше. Правда пострадал немного размер.
Боря – А чтобы это исправить надо добавить хотя бы что-то в первую строку. Например «Вперёд» или «А ну».
Саша – Да. И тогда всё более-менее складно – Близнецы! А ну! Даёшь уроки! Будет сделано всё в реальные сроки!
Входит мама – Ну, а как насчёт ремня?
Братья смотрят друг на друга и хором – Ремень, это не фигня!
Все засмеялись.
Мама – Господа! Кроме шуток. Вам осенью в первый класс, а вам всё хи-хи. Если вы уже сейчас приучитесь делать уроки, то маме не придётся за вас краснеть, когда вы начнёте ходить в школу.
Борис – Вот странное словосочетание «делать уроки». Ты не находишь?
Саша – Да, ужасное! Правильнее всего, на мой взгляд, «извлекать уроки». Сделанный из чего-то вывод может «стать уроком», а может и не стать.
Боря – Конечно! «Делают» например, работу. На худой конец можно «сделать задание». И то, тут больше подходит «выполнить».
Саша – Или вот, если Костя – сосед говорит – Сегодня у нас было 5 уроков, это ведь не значит, что из того, что он узнал сегодня в школе он лично извлёк 5 уроков?
Оба смотрят вопросительно на маму.
Мама - Так. Всё. Щас будем извлекать уроки! Если вы не будете слушаться маму, то подвергнетесь жестокому наказанию! Я запрещу вам на целую неделю…
Боря и Саша по очереди, с всё нарастающим ужасом – Футбол! Телефон! Интернет! Книги!...
Мама – Я запрещу вам на целую неделю… разговаривать друг с другом!
Боря - Чудовищно! Невозможно! Жутко!
Саша – Противоестественно! Катастрофично! Убийственно!
Мама – И так? Ваше последнее слово?
Боря – Мы вынуждены уступить грубой и жестокой силе.
Саша – Да. И просим внести это в протокол.
Все смеются.