Итак, собрался! Рюкзак, походная трость, катамаран... Обычное дело. Поход в одиночку требует тщательности при сборах, важно не забыть мелочи. Из-за них в дальнем краю бывают крупные неприятности. Но в этот раз продумано все до тонкостей. Знал бы я, каким выдастся нынешнее таежное «одиночество», то рассуждал бы иначе! Но сейчас, а опыт позволяет мне так говорить, все продумано, собрано и уложено как надо. Год 198..., поезд №130 Челябинск-Чита, 5 плацкартный вагон, отправление в 20.28, рюкзак 45 кг, билет за 19 руб (!), станция прибытия – Нижнеудинск. Я готов к путешествию...
«Ну, так что же, пора ехать, собираем рюкзаки.
Нам скажите на дорожку, чтобы было все с руки!
Чтоб с руки нам было встретить разгулявшийся рассвет,
Чтоб потом жене ответить за испорченный билет...»1
АВТОНОМКА2
В этот раз мне захотелось пройти на катамаране по одной из рек Восточного Саяна. Была выбрана река Уда с пешим переходом в ее верховья от тофаларского3 поселка Гутара по красивейшим местам Хонда-Джуглымского хребта.
Маршрут не был экстремальным, но и легким его назвать было нельзя. Сотня километров подъема на перевал, потом около двух сотен километров сплава по реке.
Одиночный поход меня привлекает тем, что только наедине с природой можно в полной мере почувствовать себя ее частичкой. Кроме того, преодоленные испытания, а их всегда больше, чем кажется, пережитые тогда, когда точно знаешь, что помочь некому, вызывают восхитительные ощущения победы.
Обычно воспоминаний о летнем походе мне хватает на год.
Но ближе к весне тяга в таежные места, где не ступала моя нога, становятся непреодолимой.
Справка.. Тофалария - несомненно, самый удивительный и необычный район Восточного Саяна. Неисчислимые препятствия таёжных троп, протянувшихся на сотни километров, ещё недавно изолировали Тофаларию от внешнего мира ничем не хуже, чем перевалы Памира или безводные пустыни. В Тофаларии для туриста интересно всё - история маленького народа тофаларов, его легенды, его современная жизнь в необычных условиях, где работают всего три вида транспорта – конь, олень и авиация. И, конечно же, непреходящ интерес туристов к природе этого края. Тысячи, именно тысячи горных вершин, ледники, водопады, ущелья и озёра, способные ошеломить своей красотой самого бывалого путника - всё это раскинулось ни много, ни мало на 29 тысяч квадратных километров, на которых нет ни одного скучного или неинтересного места, обделённого альпийскими цветами или скальниками-столбами. Необычна и главная голубая артерия Тофаларии - река Уда. В отличие от всех других рек Саян, она не торопится покинуть горы. Восточный Саян раздвоился в Тофаларии на Удинский и Хонда-Джуглымский хребты, в узкой долине между которыми проложила своё русло Уда. И если можно с полной правотой сказать, что кто не был в Тофаларии, тот не был в Саянах, то это тем более справедливо для водников. Автор Рамкович В.В.
ВСТРЕЧА В ПОЕЗДЕ
Как только моя поклажа занимает свое место на вагонной багажной полке, ко мне приходит любимая легкость, будто я оставил на перроне какой-то неприятный мне груз, который приходилось волочить весь год.
Невидимой, но хорошо ощутимой массой он давит мне на душу, отчего никак не удается сделать то, что меня на самом деле заботит и интересует. С проклятой занудностью он требует таскать его весь год из дома на работу и с работы домой. Этот ненавистный груз висит на моей душе и глушит все мои благие порывы.
Иногда ночью приходят рифмованные строчки, мелодии, сюжеты, привлекательные идеи, зачатки великих свершений. Но утром этот монстр проворно взбирается на мой хребет, и все идет прахом. Моя работа серого страхового агента служит исключительно для утяжеления этого груза.
Теперь же, в вагоне, спина моя распрямилась, душа взлетела, сердце начало биться в ином ритме, я готов творить, подвижничать и нести любимой природе свое горячее сердце!
«Над тайгой заискрилась синяя звезда.
В тальнике мурлыкает спящая вода.
Закурю махорочки, привалюсь к пеньку,
Протяну усталые ноги к огоньку...»
Но сначала - спать. Бессонные ночи походных сборов надо компенсировать покоем. Двое суток пути располагало к этому вполне. Правда, белья, по причине полного отсутствия в вагоне проводника, получить не удалось, пришлось достать спальник. Но это небольшое неудобство нисколько не омрачило мое прекрасное настроение.
Лежа на второй полке, я единым взором видел и пролетающий за окнами июль, и двигающихся в проходе пассажиров, и соседей моего купе, и помятые лица мужчин дальнего следования, и привлекательные мордашки молоденьких женщин, видимо тоже почувствовавших легкость, подобную моей.
Фразу про женщин, скорее всего, заставило написать мое подсознание, освобожденное от суеты и повседневности. Его влияние на меня безмерно, потому, не буду лукавить, взгляд в основном задерживался на личиках, основная функция которых, по-моему, как раз и состоит в том, чтобы привлекать мужские взгляды.
«Ты не можешь глаз поднять, как ни странно.
Расстаемся мы с тобой слишком рано.
Мы уходим по тропе в глушь лесную.
Мы уносим в рюкзаке грусть земную...»
Но вдруг оказалось, что не стоило свои высокоэнергетические флюиды растрачивать по сторонам. Мой взгляд столкнулся с не менее заинтересованным взглядом молодой женщины, что лежала напротив меня, на соседней второй полке. Все привлекательные особенности ее лица и тела были на месте, и мой мужской инстинкт вмиг избрал ее как цель и настроился на битву за право обладания.
- Давно в пути?
Я спросил первое, что пришло мне в голову, и сразу же получил по шее:
- Мы же вместе с вами сели в поезд!
Даже так? А почему же я ее не видел до посадки? Да и во время посадки, а тем более, в купе, мне она не попадалась. Но задумываться над странностями ситуации мне не хотелось, мной овладела обычная в таких ситуациях игривость, потому я собирался продолжить разговор, облекая его в оболочку флирта, но женщина погасила свой взгляд и довольно сухо продолжила:
- Если Вы не против, разговор мы продолжим позже, а пока я очень хочу спать, не спала несколько суток.
Она отвернулась к стенке, а я, уставясь в окно, разочарованно примолк.
У всех свои причуды, потому обижаться было бессмысленно. Женщин я знаю плохо, возможно, по этой причине и живу до сих пор холостяком, но холодность в ответ на искренние мои чувства не люблю.
Ладно, обойдемся. Тем более, что и самому поспать было желательно.
Вагон убаюкивал стуком колес, мне привиделась таежная Саянская река, горы в облаках, хариус...
«Хариус плавится, время желанное – радость рыбацких страстей.
Спиннинг, кораблик, пора долгожданная в мире больших скоростей...»