Мы окружены, значит им не уйти от нас...
Байсангур Бенойевский
Я помечен войной. Может быть – чересчур.
Храбрецов жизнь нечасто ласкает.
Я питомец Беноя, зовусь – Байсангур*.
Это имя в горах каждый знает.
Нет, бахвалиться я не приучен отцом,
Не приемлю ни ложь, ни измену.
Твердо знаю одно – лучше быть мёртвым львом,
Чем живой и трусливой гиеной.
Нет руки, нет ноги и один только глаз…
Разве боль остановит джигита?
Если с нами Аллах, а за нами Кавказ,
То дорога в бессмертье открыта.
Жизнь меняет людские устои – как быть?
Представленье о чести дробится.
Кто-то думает: «Может, чуть-чуть уступить,
Может быть, кое-чем поступиться?»
Только я малодушье прощать не могу,
Не к лицу колебание воину.
Ах, имам, почему же ты сдался врагу,
Отчего смерть не принял достойно?**…
Нашу летопись кровью привыкли писать
Всевозможных мастей царедворцы.
Кто дает право им беспрестанно решать
Быть какими обязаны горцы?!
Под рукою кинжал, не изменит ружье
И с конем управляюсь неплохо.
Я к чужому не рвался, однако свое
Защищал до последнего вздоха.
Эй, джигиты, смелей, мы не стадо овец,
Горцы мы, так пребудем орлами!
Если в наших стволах пламя наших сердец,
Кто посмеет назвать нас рабами?!
В бой, друзья! Если - смерть, то уж лучше - в борьбе!
Мы недаром земли своей дети.
Пусть изрублен я сам, но на верной гурде
Места нет для заветных отметин***.
Даже взятого в плен не стреножить меня,
Я не стану трофейной добычей.
Снежный барс не свернется в клубок у огня,
Для хозяина сладко мурлыча…
*Байсангур Бенойевский — чеченский полководец XIX века, наиб имама Шамиля, активный участник Большой Кавказской войны 1817—1864 годов, храбрый и умелый военачальник. В сражениях лишился руки, ноги и глаза, но продолжал лично участвовать в схватках – его привязывали к седлу. После пленения имама Шамиля Байсангур не прекращал борьбы еще около двух лет. В одном из боев его удалось схватить – под воином был убит конь. 67- летний Байсангур Бенойевский был приговорен к смертной казни военно-полевым судом и поспешно казнен.
**Шамиль — предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом теократического государства — Северо-Кавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана и Чечни, а затем и Черкесии.
В августе 1859 года Шамиль был осажден в а. Гуниб и сдался в плен на почетных для него условиях.
***Гурда - клинки, встречающиеся теперь довольно редко и высоко ценимые на Кавказе. Клинок превосходной стали, широкий, мало искривленный, с широкою, но неглубокою долою посередине, за которою, к стороне обуха, еще две более узкие, но и более глубокие. Клеймо состоит из двух обращенных рогами в противоположные стороны полумесяцев. На узких долах обыкновенно имеются небольшие прямоугольной формы углубления (иногда называемые "точками"), означающие, если верить рассказам, или число врагов, убитых владельцем клинка, или число схваток, в которых он участвовал.
Спасибо за отзыв.
В жизни все действительно переменчиво, а Байсангур как раз меняться не захотел. Он был азартен и молод душой,но отнюдь не бестолков, и предпочел умереть барсом, нежели жить овцой.
Молодости своЙствен максимализм ... Даже Шамиль по молодости пролил много крови своих чеченских единоверцев ради преславутой чести джигита и решения турецкого шириата(которому необходимо было частично сковать русскую армию) объявившему "джихат",в конце понял, уж лучше чин генерал губернатора,чем бесславная пуля от предавшего прайда.Ручей ни когда не потечёт против реки...
Старость тоже не всегда приходит вместе с мудростью. Порой старость приходит в одиночестве...
Шамиль никогда не получал чин генерал-губернатора, в плен же он сдался лишь от безысходности. "Турецкий шириат" - это, вообще, что за зверь такой? ШАРИАТ не бывает турецким, персидским и т.д., он един для мусульман. Честь джигита не бывает пресловутой, она или есть или ее нет. Ручей никогда не потечет против реки, безусловно, но он вправе выбирать свой собственный путь. Ручьи, кстати, всегда чище рек.
не умничайте,я не в даюсь в тонкости а тна територии турции было принято решении о джихаде,а историю читать надо, там про чин шамиля написано чёрным по белому. На сим откланиваюсь,а вы взрослейте и пишите,всё лучше чем пояс шахида...С уважением...
Да, что и требовалось доказать - старость к Вам пришла в одиночестве. Историю надо изучать, а не читать, как, впрочем и русский язык, у Вас явно чистописание хромает, как у Винни-Пуха. Где это "там" написано, источник указать сможете? Ах, да, Вы же не вдаетесь в тонкости, ляпнул да и ляпнул...
Что касается меня лично, то спасибо за комплимент насчет молодости - мне недавно пошел сорок второй год, но форму держу, ибо - офицер, и что мне делать знаю сам, как и что такое пояса шахидов и все, что с этим связано, не по наслышке, пока другие посасывают трубочку и поглаживают сытый живот, рассуждая о вещах, о которых имеют самое поверхностное представление. Впрочем, я на Вас не в обиде, так как вспоминаю слова братьев Стругацких:""Это просто от невежества.Нет,нет,это не вызов и не злоба,этому не надо придавать значение. Это просто-просто невежество... Невежество всегда на что-нибудь испражняется."
Совершенствуйте свои знания в истории и в русском языке. Прощайте.
спасибо за замечания,а вы не только изучайте,но и такту учитесь.Общению с людьми ,особенно с теми кто старше Вас. На кавказе этому с детства раньше учили. а вы с вашим даром могли бы просвещать. А злоба она для собак хороша .
Я уже соскучиться успел, правда...
Кстати, просвещаю я с 20 лет - шесть лет преподавал историю в школе, и сейчас преподаю, в свободное от основной работы время, в общей сложности уже 22-й год. Поэтому мне нетрудно дать еще один небольшой урок.
Я уже спрашивал у Вас, что это за зверь: "турецкий шириат(которому необходимо было частично сковать русскую армию)". Вы, от переизбытка такта и интеллекта, очевидно, смогли лишь ответить, чтобы я не умничал и читал историю. Как я понял, Вы решили, что шариат есть вид государства, типа, как султанат, халифат, эмират, по созвучию, так сказать. Однако,шариат есть совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права. Поэтому я писал Вам, что шариат не может быть турецким, персидским и т.д.
Теперь о мифическом генерал-губернаторстве Шамиля...
Генерал-губернатор - в России высшее должностное лицо, которому вверяется самостоятельное управление определенным районом или областью (из нескольких губерний). До 1905 число постоянных генерал- губернаторств было ограничено (Московское, Киевское, Виленское, Варшавское, Иркутское, Приамурское, Туркестанское и Степное). Финляндский генерал-губернатор занимал особое положение. Генерал- губернатор назначается непосредственно государем и пользуется обширными правами и полномочиями: ему в большей или меньшей мере подчинены все местные учреждения, военные и гражданские, кроме судебных.
Каким из вышеуказанных генерал-губернаторств управлял Шамиль, Вы не могли бы пояснить, об этом что-нибудь написано в загадочном "там"?
Ну, разумеется, вопрос риторический, будем считать, что на сегодня моя миссия в части просвещения окончена.
Уважению к старшим у нас на Кавказе учат и сейчас, смею заверить, только учтите, что старшим это не только дает права, но и налагает серьезные обязанности. Старший должен служить примером для младших, быть, в первую очередь, сам образцом такта, мудрости. В противном же случае, как говорил Остап Бендер: "Порой и яйцам приходится учить зарвавшуюся курицу".
"Будь достоин уважения и тебя будут уважать" - гласит кавказская мудрость.
Впрочем, если обидел, приношу глубочайшие извинения. Но говорят, что мудрый человек на правду не обижается.
Всего доброго, удачи Вам.