Deus ex machina - Бог из машины - устойчивое выражение, означающее некий внезапно появляющийся фактор (например, когда героя в фильме неожиданно спасает от неминуемой смерти какой-нибудь ранее не фигурировавшей в фильме персонаж). Выражение родом из античного театра, когда в финале спектакля "с небес" появлялся бог и всех спасал. А "из машины", потому что его появление реализовывалось специальным механизмом. Именно поэтому в стихотворении упоминается лязгающих цех, где штампуется счастье, т.е. создаются представления для народа...
Каждый судит в меру своей распущенности, поэтому я вижу в стихотворении насмешку над религией. Вот Спаситель появился из машины, но сам он - порождение человеческих рук (как и его оператор-андроид). Люди и впрямь слабые, жалкие и всё ломающие создания, но Бог вообразил, что сможет всё исправить. Но не смог. Ведь он ненастоящий. Как это обычно и бывает с богами =). А оператор машины, возможно, и не андроид, а обычный человек, просто зомбированный (с колёсиками счастья в глазах), через чур религиозные люди, приводящие "машину" в движение и выпускающие на волю своих богов, видятся мне именно такими - мёртвыми и ненастоящими.
Насчёт темы конкурса - ну если представить, что бог здесь - метафора системы (хотели построить Утопию, получился Содом, и ничего исправить уже нельзя), а ненастоящий человек - метафора общества, то можно к теме привязать. Что думаете, господа жюристы?
Нет, я несколько по-другому восприняла это стихотворение и тут дело не в религии - к ней вообще меньше всего привязываю, учитывая, что человек - создание другого более совершенного разума и был отправлен на Землю, как первый испытательный образец.Наверное, поэтому Автор задается вопросом:"(Тот самый Бог? Из древнего завета?)". Не тот, а из машины, которой управляет зомби-человек несовершенный, но оставшийся последний. Вот его-то Машинный Бог и толкает, как последнюю надежду на исправление или возрождение эксперимента, но.... получился "облом"...жаль...стало быть у человечества шансов нет.
Думаю, стихотворение по теме и оно отличное!
Автору мой поклон, даже если моя трактовка не верна.
Вряд ли тут насмешка над религией. Скорее, трагедия богооставленности. Бог машины пытается взять на себя роль Бога человека, чтобы спасти его, но, естественно, у него ничего не выходит. Он всё тот же машинный, фальшивый бог с маленькой буквы.
Ну тогда тут неверно истолкована идиома. Она означает буквально "бог, появляющийся благодаря машине", а не "бог, заключённый в машине", как преподносит автор. Говорить "бог машины" вообще грубая ошибка. Единственное объяснение - это метафора, но метафора ЧЕГО именно? =)
Богом машины он становится по факту своей "профнепригодности". Не может никого спасти.
Идиома просто перетолкована на другой лад. Это метафора тупика и сумерек человечества.
Автор предлагает ответить на вопрос: "Тот самый Бог? Из древнего завета?"
И этот ответ кроется ниже: "И Бог машины, плачущий, уходит."
"Бог машины". Именно машины, не человека. А каково творение, таков и бог. Contradictio in contrarium.
Но, по автору, у него всё-таки есть шанс: он умеет плакать.
слово "униженным" можно отнести как к рабу (если рассматривать его как причастие), так и к лакею (если рассматривать его как прилагательное). Вряд ли автор преследовал цель подчеркнуть ничтожность раба, позволив ещё более ничтожному существу - лакею - унизить его (раба). :)
Чтобы избежать двусмысленности (казнить нельзя помиловать), можно запятую поставить, к примеру, не перед, а после слова "униженным". Раб - униженный, лакей - бессловесный. "Доколе!" - ведь именно эту мысль механический бог хотел донести? ;о)
пластмассовые небеса - как скорлупа яйца, как оболочка... проклюнься - и ты в новой среде...но пока герой внутри системы, его зомбировали, завели, как механизм... однако, завод кончается - и Он Ждёт Бога... ты Тот самый? - спрашивает человек, а он не тот самый, он часть отвлекающей игры...А кто Тот самый? в ком одном живёт память о Боге? ответ, по-моему, очевиден...браво, Автор! у Пелевина есть рассказ "Затворник и Шестипалый", о том, что внутри системы бога нет, но, проклюнувшись, можно обрести путь к нему
Каждый судит в меру своей распущенности, поэтому я вижу в стихотворении насмешку над религией. Вот Спаситель появился из машины, но сам он - порождение человеческих рук (как и его оператор-андроид). Люди и впрямь слабые, жалкие и всё ломающие создания, но Бог вообразил, что сможет всё исправить. Но не смог. Ведь он ненастоящий. Как это обычно и бывает с богами =). А оператор машины, возможно, и не андроид, а обычный человек, просто зомбированный (с колёсиками счастья в глазах), через чур религиозные люди, приводящие "машину" в движение и выпускающие на волю своих богов, видятся мне именно такими - мёртвыми и ненастоящими.
Насчёт темы конкурса - ну если представить, что бог здесь - метафора системы (хотели построить Утопию, получился Содом, и ничего исправить уже нельзя), а ненастоящий человек - метафора общества, то можно к теме привязать. Что думаете, господа жюристы?