Писал Ли Шан-инь (1): «Бесы арии в тиши слагают,
И в пустоте печально поют «Песни полуночи».
О них рассказы со времён Цинь люди все читают,
Поют так трогательно, что слёз сдерживать нет мочи».
Писал Ли Чан-гу (2): «Бес стих Бао Чжао (3) повествует
На свежевырытой могиле осенью прохладной.
Он о любви своей прошедшей юности тоскует,
Песнь похоронную поёт, мотив слагая складный».
Такие случаи в действительности раньше были.
Тянь Сян-цинь рассказал: «Я как-то ночью занимался
В своём поместье, ветер стих, лучи луны светили,
И вдруг услышал в тишине, звук арии раздался,
И кто-то исполнял ту арию куньцюй (4) так нежно
И мелодично, что растрогало мне пенье душу,
Так кто-то изливал своей души скорбь столь безбрежно,
Что и моя душа стремилась вырваться наружу.
Звучал в тиши ночной волшебный голос редкий,
Как будто нёс с собой невысказанное он душам,
Пел «Плач перед картиной» из «Пионовой беседки» (5),
Я обо всём забыл и до конца его прослушал.
Вдруг вспомнил я, что за стеной лишь бухты берег дикий,
Где ничего нет, и людей почти что не бывает.
Открыл я дверь и глянул, тростник ветер колыхает,
А в темноте видны лишь лунные на всплесках блики».
Примечание
1. Ли Шан-инь (813 – 858) – известный поэт; цитируемая строка взята из стихотворения Цюй цзян («Полное собрание танских стихов», т. 8, стр. 4400).
2. Ли Чан-гу – поэт Ли Хэ (721-817); цитируемая строка взята из стихотворения Ли Хэ «Осень пришла».
3. Бао Чжао (ок. 415 – 470) – известный поэт, близкий о духу к Тао Юнь-мину.
4. Куньцюй – тип оперы, основанный на народных представлениях и получивший особую популярность в XVII в.
5. «Пионовая беседка» (Мудан тин) – пьеса известного драматурга Тан Сянь-цзу (1550 -1617) о любви, побеждающей смерть.