Нечего вспомнить и выдумать нечего.
Полночь. Дурак мотылёк
чертит под лампочкой знак бесконечности,
а на рассвете – умрёт.
Ляжет на землю – пустой и очищенный
от приворота луны...
Память моя, стрекоза моя нищая,
дай мне хотя бы
сны.
Пусть тогда так.
Пробовала и тире, и многоточие. Не нравятся что-то они мне.
Это называется - я не знаю, чем себя занять. Скоро над запятыми начну тупить :)
Мне кажется, здесь Вы теряете реальность. То, что я называю реальностью, это здесь-и-сейчас (остановись, мгновенье, ты прекрасно) Попробуем расмотреть это как здесь-и-сейчас.
Полночь. Летает мотылёк. Мотылёк тут же схвачен, выдернут из реальности, реальность уплыла, вместо неё рассуждения о мотылке. Он же дурак! Но почему? Потому что умрёт на рассвете. Потому что ляжет на землю. Потому что... Ку-ку! Реальность где? Зачем мысли о реальности, дайте её саму, не ломайте мир, позвольте ему быть.
Когда-то Рильке приводил пример, ставший классическим. Жаворонок над полями. Он поёт свою песенку, но его заметил сокол. Сокол мчится на жаворонка, чтобы убить, жаворонок удирает, но при этом не перестаёт петь свою песенку. Вот где чудо. Рильке не пришло в голову назвать жаворонка дураком. Наоборот!
А тут мне кажется, что Вы меня не поняли. Мотылёк дурак не потому, что умрёт, а потому, что пляшет пляски с Бесконечностью (чертит её, "рассуждает о Вечности"), зная, что должен будет умереть. Такова моя аллегория "тщетности бытия". Да. Я не всегда верю в жизнь после смерти, в высший замысел - иногда и вот так... Мотылёк - это я. А ещё меня очень волнует вопрос, знают ли другие существа (кроме человека), что должны будут однажды умереть. И о луне. Она не совсем для рифмы. Для чего она здесь, в этом стишке, как Вы думаете? Помните, чем была луна для Булгакова, например?
А над воплощениями мыслей о реальности в саму реальность я буду думать, конечно. Моя реальность понятна не всем. Тут Вы правы.
Мне кажется, тут всё дело в подспудном страхе смерти. Боятся ведь не смерти, все мы умрём в своё время, тут нечего обсуждать. Боятся преждевременной смерти. Умереть прежде чем найдёшь своё место в жизни и выполнишь свою жизненную задачу - вот чего боятся на самом деле. Как сказал римский поэт,
Жизнь не бывает длинна для того,
Кто в ней время имеет, чтоб отыскать свою смерть.
Когда жизненная задача выполнена, тогда появляется время, "чтоб отыскать свою смерть". Поэтому и мотылёк, возможно, вовсе не дурак, а просто отыскивает свою смерть. Отыскивает красиво. Как жаворонок. Как надо бы и нам (людям творческим).
Возможно. Мне часто трудно определить, откуда взялись те или иные мои мысли, ощущения. Здесь скорее присутствует страх чужой смерти близкого человека. Сознание бессмысленности чужой (но родной) жизни. И перенесение этого на себя. Цинично, правда? Луна и Лампочка. Понимаете? - Противопоставление Смысла Бессмысленности. Страх прожить свою жизнь, ни к чему не придя, и невозможность даже осознать этого. Вот, что страшно. И Вы ведь меня поняли...
Мы можем теперь вернуться на круги своя к теме вдохновения. Восточные мудрецы утверждают, что мы видим мир сквозь решётки эго. То есть, мы видим не мир, а отражение своего эго. Мы проецируем на мир свои страхи, свои предрассудки, свои заблуждения - и что в итоге? Вот у Вас тут мотылёк дурак. Вы объяснили, почему. Таков Ваш взгляд. Древнеримский классик, наверное, сказал бы иначе: мотылёк исполнил своё предназначение и теперь достойно ищет свою смерть (как Эмпедокл прыгнул в жерло вулкана Этны, так мотылёк хочет впрыгнуть в свет). Дальше. Классик более современный, Райнер-Мария Рильке, мог бы повторить свои легендарные строчки:
Хочет всё воспарить,
Только мы, тяжелея,
Давим всё, восхищённые властью своей...
Мотылёк хочет воспарить, потому что мир есть красота, потому что всё соткано из красоты, и только мы, обременённые своими эго, считаем это дурачеством.... Видите разницу? Три взгляда на одно и то же. Вдохновение - это выход за пределы эго. И сразу всё разительно меняется. Не знаю, как доступнее пояснить. Может быть, возьмите и запустите какую-нибудь компьютерную стрелялку, Counter-Strike например, и поставьте себе задачу убить десять ботов. Посмотрите, как они падают, взмахивают руками, охают и умирают... А потом представьте, а что они могут думать обо всём этом. "Ах, почему мы умираем каждые три минуты?! Ах, почему жизнь так жестока и подла?!" Но того, кто сидит за клавиатурой, кто двигает мышкой - того разве волнуют мнения виртуальных персонажей? Но наши эго ведь тоже виртуальные персонажи! Им тоже не понять Того, "кто сидит за клавиатурой и двигает мышкой". Не понять. А когда вдруг случается вдохновение, тогда приходит мгновенное озарение: Тот, "кто сидит за клавиатурой" - Он не чужой. Он - это мы! Мы - фигуры Его танца. Мы - строки Его стихов. Вот почему Рильке ответил Цветаевой в своём знаменитом письме:
Волны, мы волны, Марина!
Мы - песня, догнавшая ветер.
"Не знаю, как доступнее пояснить". - Я понимаю Вас... Но не всегда умею выразить ответную мысль. Понимаю, что то, что мы видим, в большинстве случаев и есть мы. Что такое цвет, свет, вода, время, наконец? Не будь у человека органа зрения, чем бы стал для человека цветок Василёк?.. Каждый заперт в своём собственном пространстве, из которого не каждый хочет и может выбраться.
Более того, не каждый стремится разглядеть пространство другого человека. А ведь это же чудо! Другой мир...
Часто, очень часто, я как бы взвешиваю на воображаемых весах своё представление о мире: красоту и уродство, добро и зло, любовь и смерть, - и иногда понимаю, что это - суть одно и то же. Но сущность моя такова, что приходится делать выбор в ту или иную сторону. А мне равновесия хочется.
Я, наверное, слишком сентиментальна, но мне жаль убивать виртуальных персонажей в играх. Серьёзно. Жаль.
"Он - это мы!" - Да. "Тат твам аси" - Ты есть То.
Иногда я думаю, что было бы, если бы удалось сложить воедино (компьютерной программой, например) разумы всех живых существ на Земле. Кто получился бы из этого "наложения"? Каким он увидел бы этот мир?
Куда-то меня занесло... А мы ведь о вдохновении. Да, конечно, я верю в него (если можно применить к нему понятие веры), в такое, каким Вы мне его описываете. Но почему-то это не мешает мне иногда считать его очередной игрой человеческого разума (внутренняя сила). Может быть, это одно и то же? - Внешнее, внутреннее... Пересечение параллельных прямых в более "сложном" пространстве?..
Знаю одно: насильно вдохновению мил не будешь.
Не буду спорить, лично я хотела бы посетить сеансы гипноза, чтобы узнать, почему я помню себя именно с того момента, когда меня удочерил отчим, хотя это факт от меня очень долго и тщательно скрывали и абсолютно не помню своего родного отца.
Иногда самопоставленный диагноз лучше профессионального, когда я поняла, что смысл жизни в том, чтобы творить добро и начала воплощать в жизнь, мне поставили диагноз "маниакально-депрессивный психоз".