Сун Цин-юань из Дэчжоу рассказывал о чуде:
«Даос жил Люй, никто не знал, откуда был он родом,
Искусно магию творил, и знал всегда, что будет.
Он не искал тиши в горах, и был всегда с народом.
Раз как-то в доме он гостил у Чжана из Тяньшаня,
Где гости собрались, вистариями любоваться,
Среди них был один мирской учёный из Лошаня,
Пошляк вульгарный и тупой, пришёл поразвлекаться.
Он, рта не закрывая, говорил чушь постоянно,
Так, что наскучил быстро всем, того не замечая.
Один гость молодой сказал ему, речь обрывая:
- «Не хватит ли вам языком молоть, так неустанно»?
Полез к нему тот с кулаками, чтобы разобраться,
Начётчик старый втиснулся меж ними с примиреньем.
Но те его не слушали и начинали драться,
У всех гостей испортилось мгновенно настроенье.
Даос что-то шепнул слуге, и тот принёс бумагу,
Нарисовал он быстро амулеты и зажёг их,
Те прекратили драться сразу, потеряв отвагу,
И обнялись, друзьями став, на удивленье многих.
Затем все трое во дворе вдруг начали кружиться,
Потом пошляк-учёный в уголке двора уселся,
Стал рассуждать с сами собой, что нужно не браниться,
По сторонам оглядываться стал, и всё вертелся.
Прислушались, о чём он разговаривал с собою,
И рассмеялись, речь его всем показалась странной,
Как будто он наложницу мирил с своей женою,
Которые в конфликте жили дома постоянно.
Он спорил возбуждённо, принимал вид виноватый,
Сгибал колени, кланялся, кому-то бил поклоны,
Кому-то улыбался, глядя взглядом вороватым,
Иль страстно убеждал жену, удерживая стоны.
А юноша сидел в углу, глазами всё стреляя,
То вкрадчиво что-то зашепчет, а то засмеётся,
Кого-то вдруг обнимет, в такт любовно напевая,
Изящную вдруг примет позу, до земли согнётся.
Начётчик старый же сидел на камне в позе строгой,
Читал главу из книг «Мэнцзы» (1) размеренно и чинно
О роде Вэнь и Хуань династий старины глубокой,
О войнах древних и конфликтах и об их причинах.
Читал всё наизусть, слова и фразы рассекая,
И взглядами, как на уроках делал замечанья,
Как бы руководя или кого-то поучая,
Покачивал вдруг головой и делал восклицанья:
- «Не верно»! «Всё ещё не понял, ты, погрязший в лени»!
При этом громко он кричал, и начинал сердиться,
И без конца, смотря на всех, подкашливал с презреньем,
А гости все смеялись, не могли остановиться.
Даос взмахнул рукой, и сразу смех всех прекратился,
И вот настало время по домам всем расходиться,
Даос сжёг амулет, порядок вновь восстановился,
И всем троим пришлось в действительности очутиться.
Придя в себя, казалось им, что спьяну задремали
Они в гостях, и стали рассыпаться в извиненьях,
Посмеиваясь, гости, уходя все, замечали,
Что мастерство даоса вызывает восхищенье.
Даос сказал: «Но это ведь ничтожное искусство,
О нём не стоит говорить, вся тайна – в амулетах,
Которые меняют восприятия и чувства
Всех тех людей, которые их волшебством задеты.
Когда-то Е Фа-си (2) конфуцианцы почитали,
Тот амулетом пользуясь, привёл раз Мин-хуана
С собой в Лунный дворец, и все святого в нём признали,
Имел почтение у танского он богдыхана.
Раз душу, отлетевшую, наложницы Мин-хуана
Он задержал при помощи своего талисмана.
Когда она воскресла, то взошла на колесницу,
И вместе с ней покинул навсегда Мин-хуан столицу.
Сейчас же примитивно понимают все природу,
О чудесах в то время избегали разговора,
В чём нет свидетельства об узости их кругозора,
Запрет был в «Чжоу Ли» (3) - о чуде говорить народу.
Чтоб чудеса творить, необходимо иметь знанья,
Но нужно понимать ответственность в их примененье,
Не каждый может обрести такое пониманье,
Для этого природа и ввела предназначенье».
Примечания
1. Главу из книг Мэнцзы – имеется в виду первая часть главы VII книги знаменитого конфуцианского философа Мэн Кэ (337 - 289 гг. до н. э.), де идёт речь о принципах управления страной. Эта книга, как и другие части классического канона, изучались учащимися наизусть.
2. Е Фа-си – даосский маг, который, как рассказывает предание, сопровождал на небеса танского императора Мин-хуана (Сюань-цзуна) в его поисках души любимой наложницы Ян Гуйфэй. Об этом написал Чэнь Хун а «Повести о бесконечной тоске».
3. Книга «Чжоуских установлений» (Чжоу Ли) – утопия древнего государства, показавшая активную роль государства, которое сумело создать ряд политических, экономических и социальных систем и учреждений.