… Море ходит. Море пишет книгу.
Книгу о себе. О старике…
…
… Что такое старость? Поединок.
С берегами. С временем. С судьбой.
Ю. Левитанский. "К птичьему прислушиваясь крику"
Подводные рифы, прибрежные скалы –
их тысячелетия море ласкало,
волнуясь, чертило на них письмена.
И снова стирало их пенным накатом
под крик альбатроса над валом девятым,
и снова писало – иное, другое,
себя раскрывая до дна…
И снова писало – иное, другое,
когда вспоминало себя, молодое –
то время, когда в обрамленье глубин,
проснулось – и в небо взглянуло впервые…
когда динозавры огромные плыли…
А ныне – кораллы на скалах стареют
и мелкий резвится дельфин.
А ныне – кораллы на скалах стареют,
а море – мелеет… И нужно скорее
закончить свой каторжный труд.
И море, под старость, стирает и пишет…
А волны всё ниже, и ветер всё тише.
Подводные рифы, прибрежные скалы –
сжимают, и силы крадут…
_______________________________
Но море сражается! Море всё резче!
И берегу кажется – волны всё круче!
И скалы дробятся! И рифы – трепещут!
Но волны – в них столько седин!
Они ещё в силе – рыбацкие снасти
легко разрывают… И правильно – пусть их!
Но только песок оседает – блестящим…
единственно здесь – молодым…
Я скажу о том, что не понравилось. Потому что остальное всё очень нравится по умолчанию. ))) Итак: "огромные динозавры" не плавали. Плавали ихтиозавры и те, которых потом отнесли к рыбам (типа акул). Далее. "...пенным накатом
под крик альбатроса над валом девятым..." - это всё к месту, но невольно напрашивается слово "штамп". )) И убойный оптимизм концовки с кучей восклицательных знаков - это испортило хороший стих. Я пока не стану оценивать и голосовать, подожду: вдруг что изменится... )))
Прости, но даже самый распоследний двоешник, лишь посмотрев фильмы Камерона, уже знает, что динозавр - это сухопутное. Что неправильно - должно исправлять.
Спасибо!
Понял, Антон.
Я могу ответить.
"Динозавры". Ихтиозавры, плезиозавры, мозозавры, которые плавали в море не являются наземными животными и, тем самым, к динозаврам не относятся. Это если следовать формальной классификации. А вот если следовать бытовому обозначению, то все эти завры, морские ли, сухопутные - люди называют динозаврами. Всех, без разбору. Это как некий собирательный образ... торговое название. Приходишь в книжный, покупаешь яркую книжку с картинками и названием "динозавры" - а там все: и сухопутные, и нет... Я принимаю замечание. Подумаю что можно сделать, но особой проблемы не вижу... (кстати, рыбы - это совсем-совсем другие звери... )
"Накат и альбатрос". Ну да, встречаемо. А что не встречаемо? Ведь всё уже было... Важно - к месту или нет, точно или нет, гонка за образной красивостью или за образной выверенностью? ИМХО - и к месту, и точно. и выверено. Но это субъективно всё, конечно... Здесь спорить просто невозможно. Поэтому я говорю: понимаю Вас, услышал Вас. И больше мне сказать нечего.
Оптимизм концовки. А где он? Только песок молодой. А море не молодеет. Ничего не меняется... оно продолжает мелеть, разрушать берега и умирать, несмотря на все усилия. Но я не понимаю, честно говоря, что здесь вообще можно назвать оптимистичным, а что пессимистичным ходом развития процесса. Зарисовка...
"Писало". Ну, а ударение то не вытаскивает ситуацию? Я что, должен свой лексикон обеднить: забыть о слове "как", о слове "писать"... Так что-ли?.. Нет, думаю. Я не боюсь их использования, если смысловаой контекст чётко указывает на лексический смысл этих слов.
Но я Вам ОЧЕНЬ благодарен за прочтение и анализ, неважно согласен я с ним полностью, частично или не согласен совсем. Скажем, я согласен процентов на 30. Но даже будь несогласие полным - это не умалило бы ценности рецензии. Собственно ради этого я и здесь... Не ради каких то побед, а ради получения стороннего мнения, которого не хватает автору, учащемуся писать... Спасибо, Антон.
Абсолютно правильное принятие рецензии на мой взгляд. Огульно соглашаться никогда и не надо. Главное, чтобы в мозгу червячок завёлся... ))) Успехов и до новых встреч! )))
Спасибо, Татьяна! Я пока ответ Антону писал - Вы уже частично ответили... ) Спасибо и за это тоже.
О восклицаниях. Вы правы. Голимая патетика в конце, за исключением "собственно финала". Ну что сказать?.. Таково моё осознанное композиционное решение. Антитеза к первым трём семистишьям, в том числе и в интонациях. Так сказать: спокойно, спокойно, спокойно... потом взрыв!.. и снова спад...
Вообще, схему рифмовки и фразопостроения заметьте: она циклична и закольцована в первых трёх семистрочьях. Тем самым первые три блока вроде бы как самодостаточны. Никуда не втиснуться - всё, стих окончен. Как разбить кольцо? Иной тональностью, иначе никак. Отсюда появился взрыв и "восклицаки". А нужно ли было разбивать это "кольцо", продолжать стих? Нужно. Поскольку иначе бы никакого сопротивления, борьбы бы не было. Было бы просто тихое загнивание. Воспоминания... воспоминания... просто и скучно... А море - не такое! Оно борется! Стих был написан "по эпиграфу" и должен был этот эпиграф раскрывать. Вот я и раскрывал... )
Не надо никаких дополнительных объяснений про фразопостроение, семистрочья и тональности--если стих интересный, то читатель оценит его гармонию не прибегая к алгебре. Я например видела и море, и волны, слышала шум прибоя и крики чаек, и плывущие динозавры выглядели для меня вполне естественно. А под конец я наблюдала самый настоящий шторм--благодаря множеству восклицательных знаков. (попробуйте как без них прочитать--какой же это шторм?) В общем--мне понравилось...)
Спасибо, Наталья! Очень рад Вашим словам. Значит, получилось у меня что-то... )
А вот насчёт объяснений... Вот знаете, здесь я не уверен, что Вы правы и что они излишни. Да, когда читаешь стихи в книжке или где либо ещё, не имея обратной связи - тут полагаешься на восприятие. Что-то нравится, что-то нет. Но здесь, как и на любом литсайте мы все имеем возможность общения и обратной связи. Важно сделать её положительной, говоря физическим языком. Мы же все учимся. И поэтому объяснения - естественны. Они помогают и автору, и критику. Площадок, на которых обсуждение не скатывается в "стипломы" или, извините, в срач - мало. Их, такие, надо беречь, ценить - и пользоваться! Вот я и пользуюсь... и присматриваюсь, конечно... Я же учусь писать-то. Что я, поэт, что ли? Вовсе нет! Я - ученик. Слава Богу, уже не младших классов, но всё ещё ученик...
Поэтому объяснения (любые, сколь угодно критичные, но доброжелательные) считаю полезными. Я же работаю с текстами. А это - не просто, сами знаете. Вот я и прислушиваюсь к мнению окружающих. И объясняю свои технологии... По-моему так правильно. И честно. )
Я не против общения автора с читателем или критиком--сама поболтать люблю, но все же считаю, что стихи не надо объяснять, кроме случаев, когда сам читатель или критик просит что-то пояснить. Вот Вы Татьяне Геннадьевне целый реферат по стихосложению написали--а зачем? Она великолепный специалист в вопросах поэзии, она сама увидела и поняла оригинальность ритмики, и все закольцовки--а Вы давай ей это растолковывать, как несмышленой школьнице. Может она даже немного обиделась... Так что: обсуждать--да! объяснять--нет! А вот Ваш подробный разбор стихотворения burleskа "...ты разбей..." мне очень понравился--неравнодушно подошли к этому делу. Думаю и автору приятно было читать.))
Тут вот какое дело: мы часто не доверяем авторам. И когда "наводим критику" - высказываем свои соображения, не задумываясь над тем - осознанно или не осознанно автор реализовал тот или иной формализм или "сутевое" решение. Мы как бы находимся в разных плоскостях восприятия. В то же время, предположив, что автор "всё обдумал" - критика, возможно, поменяет акценты.
Вернёмся к моему диалогу с Татьяной. Ей понравились стихи, но она высказала соображение, что "восклицаков много". Я ответил, что они обусловлены некоей целью. Дал разъяснение. В итоге, мы с Татьяной обозначили "стартовые позиции". Вот теперь критика потенциально может стать очень конструктивной. Мы перешли "в одну плоскость". Возникло понимание, что ни я, ни она - не занимаемся просто болтовнёй: я - в стихах, она - в критике.
Мы поняли друг друга, уверен. Но теперь Татьяна может спросить меня о причинах размещения каждого препинака. Задать конкретные вопросы, высказать предложения, выразить собственные ощущения... А я ведь не уверен, что правильно знаки-то стоят... например нужен ли восклицательный знак после "седин"?.. и не нужен ли после "волн"? Речь-то идёт о выверении интонационного порядка.
И теперь, если Татьяне будет интересно - она вполне может продолжить общение. Мы очень продуктивно можем обсудить стих. Но я не знаю - будет интересно или нет. Но вот если бы я, в ответ на её соображение, ограничился просто благодарностью, не втягиваясь сам (и не втягивая её) в общение (сказал "Спасибо!" - и всё) - то ей бы точно обсуждать что-то дальше было бы неинтересно...
Мне понравилось, но в строке "Но волны – в них столько седин!" может лучше многоточие в конце поставить, ведь в "сединах" предыдущая старость проглядывает, и тогда концовка будет выглядеть так: море штормит и вдруг вспоминает о своей старости, но сила еще есть, хотя молодость и прошла - получается подъём-спад-подъём-спад, как волны...
За!
Вот я об этом тоже думал! О записи: "Но волны! - в них столько седин..." Мнение принято и я считаю его значимым.
Кстати, вопрос: а как прочитываются "седины"? Как "непонятное украшательство" или как барашки на волнах?..
Ну, то есть это слово в восприятии не привязано к пене, к барашкам, и значит к отмелям... к утраченной глубине около берега? То есть образ получился совсем абстрактным, не имеющим под собой реального воплощения? Так?
Мне многое здесь нравится. Музыкальность, зримость, настроение. Не нравится второй катрен. Если нужно, могу объяснить. "За", потому что читалось с интересом, ошибки не смертельные.))) Одна вот только явная - "в обрамленьИ глубин".
У Вас по смыслу - в обрамлении - предложный падеж. А в обрамление ( в обрамленье)- винительный. Правильно ли писать с мягким знаком - сомневаюсь... По-моему, это уже вариант просто удобный... Но лучше я ошибусь, зато Вы проверите.)))
Я тоже раньше "ньи" писал в этих случаях... Потом переучивался... )))) Да и сейчас правлю, автоматом "ньи" пишется. В этом стихе, например, правил... ))
Начало стихотворения очень нравится! Картинка просто классная и точная. А последняя строчка «себя раскрывая до дна…» – находка.
Второй катрен:
Не нравится мне обрамленье глубин – образ странный… Море – это и мель и глубина. Как оно может быть в обрамленье глубин? Что это такое – обрамленье глубин, из чего оно состоит? И море, впервые взглянувшее в небо, меня не убеждает… Получается, что проснулось нечто, называемое морем, обрамляемое глубинами, и взглянуло в небо тогда, когда динозавры плыли… То есть, мало того, что море взглянуло впервые в небо в молодости ( а куда оно смотрело в детстве?), так ещё и динозавры уже плыли, а море только небо увидело… Динозавры прежде моря появились? Вы слишком увлеклись одушевлением моря. Ну и дельфина я бы мелким не назвала. До полтонны веса – это не мелочь, не « килька несчастная»)))))) Ну и троекратное «когад» мне не нравится. Мне кажется, что без этого катрена стихи ничего не теряют. За – я уже сказала. Дальше Вам решать.)
Конечно, с удовольствием.) Мне очень интересно.
И Вам спасибо за конструктивный, как любил выражаться один господин - товарищ - барин))), подход. Не торопитесь. Куда спешить?)
под крик альбатроса над валом девятым..." - это всё к месту, но невольно напрашивается слово "штамп". )) И убойный оптимизм концовки с кучей восклицательных знаков - это испортило хороший стих. Я пока не стану оценивать и голосовать, подожду: вдруг что изменится... )))