"Цвет зари охватил
Ещё сонные ветви,
Дождь его разбудил,
По весеннему светлый!
По бутонам из рос,
По цветочным бутонам,
Ветер краски разнёс,
Бледно-розовым тоном!
Ещё кружевом лёд
Покрывает аллеи,
А весна уж цветёт
И сакурой алеет!"
Японцы, несмотря на стремительный ритм жизни, никогда не забывают поразмышлять о бренности всего сущего и о смысле жизни. Уже более тысячи лет в Японии существует традиция, называемая ханами. Ханами (на японском «хана» означает «цветок») – это ежегодная японская традиция любования цветами.
Для крестьян цветение сакуры означало начало нового года, нового сельскохозяйственного цикла. Они полагали, что пышное цветение сакуры, предшествующее колошению риса и других злаков обещает такой же богатый урожай. Кроме того, цветы сакуры считались обиталищем душ предков. «Любование» же цветением было призвано умиротворить их и обеспечить процветание живущим.
Традиция ханами возникла в Японии в период Нара(710-784 гг.).Сначала люди наслаждались цветением японской сливы уме. Зима в Японии - это время любования цветущей сливой. Умэ - ранняя слива - цветет в Японии с конца декабря по конец марта. Деревья покрываются бутонами после первого снега, но еще до падения на землю настоящего зимнего покрова. Цветы умэ - хрупкие, изысканные по форме, с тонким ароматом - удивительно нежны и беззащитны на фоне зимнего пейзажа:
"Соперничая с белизною снега,
Упавшего с небесной высоты,
У дома моего
Везде на сливах зимних
Цветут сегодня белые цветы!"
Слива была завезена в Японию из Китая(мэйхуа), и с нею - обычай устраивать во время ее цветения турниры поэтов на лучшие стихи об уме.Основной их образ - цветы, неотличимые от снега:
"Все тут бело! Глаза не различат,
Где тут смешался с цветом сливы снег.
Где снег? Где цвет?
И только аромат
Укажет людям - слива или нет."
Сливовые рощи растут во многих местах Японии. У храма Дзусэндзи в Камакура цветут деревья ста сортов, сменяя друг друга в течение всей зимы, и сливовые деревья стоят здесь "по колено" в ковре нарциссов, которым в Японии не страшен снег.Роща представляет собой растущую композицию икэбана - цветущие сливы в окружении темных сосен. В Минабэ есть место и старым сливам с дуплистыми, поросшими зеленым мхом корявыми стволами и изогнутыми, словно в экстазе ветвями, и хрупким молодым деревцам с ажурными пальчиками-ветками. В Цукисагэ сливовая роща роняет белые и красные лепестки в реку Нэбари,сливовыми садами славятся храмы Тэндзин, гора Ёсино:
"В изменчивом мире
Цветок... И еще цветок...
Так распускается слива,
Так прибывает тепло."
(Рансэцу)
"О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!"
(БАСЁ)
Уже в период Хэйан (794-1185) возрос интерес к сакуре. С этого момента сакура стала почитаться священным цветком Японии и стала её символом:
"Коль отцвели цветы душистой сливы,
Где соловей порхает меж ветвей,
То, значит,
Время подоспело,
Когда должны цвести вишневые цветы."
Белые и розовые облака цветущей сакуры снисходят на страну с конца марта по конец апреля повсюду - в горах, по берегам рек, в городских и храмовых парках. Раньше других зацветают розовые немахровые сорта, потом приходит пора махровых - белых, розовых, желтоватых и даже зеленоватых. Японские аристократы того времени любовались цветением сакуры, размышляя о жизни и смерти. Сакура считается символом красоты и быстротечности жизни, ведь её лепестки столь же прекрасны, сколь и эфемерны, век их недолог.Стихи, посвященные сакуре, неизменно лиричны и печальны:
"Как сквозь туман вишневые цветы
На горных склонах раннею весною
Белеют вдалеке,
Так промелькнула ты,
Но сердце все полно тобою!"
Было принято сочинять под цветущей сакурой стихи, так называемые рэнга — «цепочки стихов», которые слагались несколькими поэтами вкруговую. Поскольку сакура — дерево божественное, то и часть этой исходящей от цветов божественной ауры должна была передаться сочинителям и их поэзии:
"Минула весенняя ночь.
Белый рассвет обернулся
Морем вишен в цвету."
(Мацуо Басё)
"Казалось, не в силах
Угасшее сердце прельстить
Ничто в этом мире –
И опять как будто цепями
Я прикован к вишням цветущим…"
(Одзава Роан)
В коротком, блистательном цветении сакуры аристократы видели глубокий смысл: размышляя о быстротечности жизни, они отождествляли опадающие цветы сакуры с храбростью и чистотой помыслов:
"Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе длинный меч!"
(Кёрай)
"Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету."
(Кобаяси Исса)
И если сначала любование цветами было привилегией аристократии, то в период Эдо(1600-1867) эта традиция ханами широко распространилась и стала неотъемлемой частью японской культуры. В этот период было создано множество замечательных хайку и танка (виды японских стихотворений):
"В стране моей родной
Цветет вишневым цветом
И на полях трава!
Вишни у водопада...
Тому, кто доброе любит вино,
Снесу я в подарок ветку."
(ИССА)
А к тому времени, как последний лепесток сакуры коснется земли, проснутся алые, желтые и лиловые азалии, многоцветные пионы, глицинии и ирисы, рододендроны и лотосы. Пиршество цветов не заканчивается никогда:
"На камнях сада своего
Вырасти сакуру
Полюбив
Душа её
Ответив
Розовой станет"
Спасибо!
Мною очень хорошо воспринимается это сочетание авторских стихов, авторского эссе о японской традиции любования цветами и примеров из классической японской поэзии.
Есть в японской литературе и такой жанр "Моногатари", - произведения, в которых проза и стихи гармонически сочетаются и дополняют друг друга.
Единственное, в слове "сАкура" ударение на "А", а при чтении стихов ритмическое ударение "просится" на "У".
Ну вот ещё ссылочка для интересующихся: http://www.tunnel.ru/view/post:578175
С одного из таких сайтов это всё и скопировано (а, может, и с этого). Любопытно) Но какое отношение данный текст имеет к конкурсу?! Стихи присылайте. Свои, а не Мацуо Басё)
Ввиду того, что это - конкурс авторских концепций, а не конкурс цитат, засчитать цитаты из книги: Мещеряков А. Н. Книга японских символов - в качестве авторского творения невозможно. И оригинальный стишок, с которого эта компиляция начинается, тоже слаб чрезвычайно.
Хм... не поняла, это лёгкий экскурс для жюри в основы японской поэзии?
Спасибо, конечно, но можно было бы разместить и на форуме....
Всё нужно убирать, кроме авторской работы, тогда её можно будет рассматривать, как работу-конкурсант.
Если начало этого реферата - авторский стих, то он уже со второй строки заставляет поморщиться от ритмического сбоя: в слове "ешё" ударение автоматом сползает на "Ещё", далее - везде.
В слове "сакура" - ударение падает на первый слог, здесь - ритмически ложится на второй. Слово на слуху, неужели автор его не слышал?
Далее.
Что такое "бутоны из рос"?
Как можно разнести краски - тоном?
И почему вдруг заалел бледно-розовый цвет?
В общем, очень слабый стих...
Мною очень хорошо воспринимается это сочетание авторских стихов, авторского эссе о японской традиции любования цветами и примеров из классической японской поэзии.
Есть в японской литературе и такой жанр "Моногатари", - произведения, в которых проза и стихи гармонически сочетаются и дополняют друг друга.
Единственное, в слове "сАкура" ударение на "А", а при чтении стихов ритмическое ударение "просится" на "У".