Меня всегда интересовало и волновало поведение людей, на глазах которых творится зло в отношении других. Они могут быть быть сторонними наблюдателями, участниками злодеяний и выражать протест, бороться против них.
В период Холокоста Зло обрело вселенские масштабы. Человеческая сущность раскрылась в это страшное время в самых различных проявлениях. В документах и художественными средствами запечатлены свидетельства, когда уничтожение евреев поручалось фашистами украинским и латвийским эсэсовцам, так как они были по этой части большими энтузиастами, чем сами немцы. В Риге мне рассказали. что в первые послевоенные годы возле Румбуле. где производилсь массовые расстрелы евреев, видели латышей, раскапывающих захоронения в надежде найти на трупах какие-либо ценности...
Но были и проявления абсолютно противоположного свойства. В Иерусалимском Музее Катастрофы европейского еврейства- Яд-Вашем хранится немало документов о спасителях евреев. По давней еврейской традиции таких людей называют "хасидей уммот ха-олам", что буквально означает "праведники среди народов мира". Обычно говорят короче: "праведники народов" или "праведники мира". Одним из самых запоминающихся мест Яд Вашема является Сад Праведников - несколько тысяч вечнозеленых деревьев, каждое из которых посажено в честь человека, который помог хотя бы одному еврею пережить Холокост. Табличка у дерева сообщает имя спасителя.
По статистике музея насчитывается более 18 тысяч Праведников Мира, имена которых известны. А сколько имен неизвестно?!
В моем стихотворении(оказавшемся более коротким, чем это вступление) конкретно упомянуто одно имя- Оскара Шиндлера, немецкого бизнесмена, спасшего более 1200 евреев из лагерей смерти. Его Подвиг, его знаменитые списки узников лагерей, которые он подавал эсэсовцам в качестве заявки на рабочую силу для своего завода, стал основой знаменитого фильма Стивена Спилберга"Список Шиндлера".
За одной строчкой "простых украинских крестьянок и шведского аристократа" реальные имена и подвиги. И Лидия Кондрашова, и Олена Григоришина, и шведский дипломат, граф Рауль Валленберг, сгинувший в советской тюрьме после войны.
Но мне кажется, что понятие "праведничества" шире, если иметь в виду спасение человеческого духа, когда люди идут наперекор агрессивному большинству не только во время войн, но и в обычное мирное время. Разве не Праведники Духа неевреи. поэты Борис Чичибабин и Евгений Евтушенко, Булат Окуджава и Андрей Дементьев, открыто выступавшие против антисемитизма, нередко с риском для себя?
Разве нельзя назвать "праведным" поступок русской женщины, москвички Татьяны Сапуновой,
остановившей свою машину на одной из подмосковных автострад, чтобы вырвать из земли плакат "Смерть жидам!" Плакат оказался заминированным, и женщина получила ожоги лица и чуть не потеряла зрение. А мимо проносились вереницы машин с равнодушными людьми...
В Аллее Праведников Мира
Среди камней столицы древней,
Мне напевает моя лира:
« П р о д л е н ь е п а м я т и в д е р е в ь я х »
Они становятся большими -
Длиннее тени на Аллее.
И список, что составил Шиндлер,
Продлится в смене поколений.
Для тех, кто миновал Майданек,
Их имена навеки святы –
Простых украинских крестьянок
И шведского аристократа.
В сердцах людей, как в Яд-Вашеме,
Аллея Совести и Духа…
Есть праведники в наше время –
Тому реалии порукой.
Таких немного, единицы,
Как та - на трассе отдаленной,
Перед щитом антисемитским,
С лицом от взрыва опаленным.
Когда вползает в жизнь разруха
И зомби общий Дом наш рушат,
Поэты – праведники Духа –
Друзья спасают наши души…
А, может быть, настанет время
И в уголке Святого Сада,
Где будут новые деревья.
Одно посадят в честь Булата