-- : --
Зарегистрировано — 123 439Зрителей: 66 523
Авторов: 56 916
On-line — 22 421Зрителей: 4412
Авторов: 18009
Загружено работ — 2 123 392
«Неизвестный Гений»
Высшее и низшее
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
06 декабря ’2013 01:16
Просмотров: 19974
Высшее и низшее
(согласно размышлениям Чжуанцзы 莊子)
Неравенство гнетёт всех, всегда средь нами бывшее,
Но можно ль без него нам в нашей жизни обходиться?
Природа делит вещи на низшее и высшее,
Так можно ль в мире истинного равенства добиться?
Ведь корень - в высшем, а верхушка в низшем существуют,
Хозяин - главный, а слуга - всего второстепенный,
Что от чего зависит - все как главное толкуют.
Поэтому раздел по главному есть непременный.
Есть пять верхушек во всех делах строгого деленья,
В обрядах и законах, мерах, числах, наказаньях,
Они для всех являются предметом обученья
И управленья народом посредством этих знаний.
И у царей древних о верхушках было ученье,
В решеньях же оно на первом месте не стояло,
По возрасту, уму производилось управленье,
Была иерархия в нём от стара и до мала.
Муж благородный начинал, слуга за ним стремился,
Отец вёл сына, старший - младшего, оберегая,
Мужскому роду женский род сначала подчинился
И слушался во всём, его за высший почитая.
Ведь в том, что впереди шёл тот, кто всеми почитаем,
В основе неба и земли порядок соблюдался,
И тот, кто правил в обществе, был всеми уважаем,
Для всех он Небу был подобным, высшим назывался.
И если мудрецы тому порядку подражали,
То многое зависело от важности степенства,
В развитии рожденье в становленье наблюдали,
И в будущем - приобретенье качеств, совершенство.
Порядок у людей Великого Пути сложился:
Так в храме родовом умерших предков почитали,
А при дворе - всех высших, до чинов кто дослужился,
Во всех делах добродетельных высшими считали.
И говорить нам о Пути, порядки отрицая,
Ровняется тому, когда путь самим отвергают,
Как можно пользоваться тем, чью суть не принимая,
Стараться то осуществить, чего не понимают.
По той причине в древности, когда Путь постигали,
Чтобы проникнуть в мироздания всего устройство,
То постижение с природы неба начинали,
Затем переходили на природные все свойства:
К таким понятьям, как справедливость и милосердье,
Стараясь в жизни истинное их понять значенье,
К обязанностям, к рангам, в разделенье по усердью,
Затем же по способностям на должность в назначенье.
От назначенья же переходили к наблюденью,
Как назначаемый тот мог воспользоваться знаньем,
От наблюденья - к порицанью или одобренью,
Затем кончалось всё наградой или наказаньем.
Так место должное отвели глупым или умным,
Презренным, благородным положенье утвердили,
Затем ещё раз по способностям всех поделили,
И государство привели всё к правилам разумным.
В нём высшие низших пасли с природой в единенье,
Порядком руководствуясь, так правили вещами,
При этом, управляя, совершенствовались сами,
Таким вот гармоничным было в древности правленье.
(философские стихи из авторского сайта vlasov2046.ucoz.)
(согласно размышлениям Чжуанцзы 莊子)
Неравенство гнетёт всех, всегда средь нами бывшее,
Но можно ль без него нам в нашей жизни обходиться?
Природа делит вещи на низшее и высшее,
Так можно ль в мире истинного равенства добиться?
Ведь корень - в высшем, а верхушка в низшем существуют,
Хозяин - главный, а слуга - всего второстепенный,
Что от чего зависит - все как главное толкуют.
Поэтому раздел по главному есть непременный.
Есть пять верхушек во всех делах строгого деленья,
В обрядах и законах, мерах, числах, наказаньях,
Они для всех являются предметом обученья
И управленья народом посредством этих знаний.
И у царей древних о верхушках было ученье,
В решеньях же оно на первом месте не стояло,
По возрасту, уму производилось управленье,
Была иерархия в нём от стара и до мала.
Муж благородный начинал, слуга за ним стремился,
Отец вёл сына, старший - младшего, оберегая,
Мужскому роду женский род сначала подчинился
И слушался во всём, его за высший почитая.
Ведь в том, что впереди шёл тот, кто всеми почитаем,
В основе неба и земли порядок соблюдался,
И тот, кто правил в обществе, был всеми уважаем,
Для всех он Небу был подобным, высшим назывался.
И если мудрецы тому порядку подражали,
То многое зависело от важности степенства,
В развитии рожденье в становленье наблюдали,
И в будущем - приобретенье качеств, совершенство.
Порядок у людей Великого Пути сложился:
Так в храме родовом умерших предков почитали,
А при дворе - всех высших, до чинов кто дослужился,
Во всех делах добродетельных высшими считали.
И говорить нам о Пути, порядки отрицая,
Ровняется тому, когда путь самим отвергают,
Как можно пользоваться тем, чью суть не принимая,
Стараться то осуществить, чего не понимают.
По той причине в древности, когда Путь постигали,
Чтобы проникнуть в мироздания всего устройство,
То постижение с природы неба начинали,
Затем переходили на природные все свойства:
К таким понятьям, как справедливость и милосердье,
Стараясь в жизни истинное их понять значенье,
К обязанностям, к рангам, в разделенье по усердью,
Затем же по способностям на должность в назначенье.
От назначенья же переходили к наблюденью,
Как назначаемый тот мог воспользоваться знаньем,
От наблюденья - к порицанью или одобренью,
Затем кончалось всё наградой или наказаньем.
Так место должное отвели глупым или умным,
Презренным, благородным положенье утвердили,
Затем ещё раз по способностям всех поделили,
И государство привели всё к правилам разумным.
В нём высшие низших пасли с природой в единенье,
Порядком руководствуясь, так правили вещами,
При этом, управляя, совершенствовались сами,
Таким вот гармоничным было в древности правленье.
(философские стихи из авторского сайта vlasov2046.ucoz.)
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Интересные подборки: