У наших праотцов была одна единственная книга—Библия. По ней они выстраивали и ровняли свою жизнь. Сейчас же существует необозримое множество как бумажных, так и электронных книг—целое книжное море, способное утопить любого, кто не умеет держаться на плаву. Далеко не вся современная литература полезна человеку. Многое из нее вообще читать нельзя, настолько губительно она влияет на человеческую психику.
Интуитивно стараясь оградить себя от сцен насилия, жестокости или от обычной графомании, многие читатели останавливают свой выбор на высокохудожественных произведениях, дающих пищу сердцу и уму. С возрастом появляются книги любимые, которые хочется перечитывать, иметь в своей личной библиотеке.
Такими стали для меня сборники стихов известной крымской поэтессы Ольги Дубинянской. Пять книжек небольшого формата, но большого содержания носят белые одежды как символ чистоты и света. Пять шагов в литературу. Они носят названия: «Путница», «Далекие-близкие», «Сокровенное», «Двойное преломление», «На краю времени». Тематика их различная. В каждом из этих сборников есть стихи особенно полюбившиеся. Из них я для себя обособила стихи о любви из книги «Путница». Иногда, осенними вечерами, в тишине дождя и листопада я перелистываю дорогие страницы.
А я не ведала печали,
А я не ведала стыда.
Как лодку к ближнему причалу
Меня к тебе влекла беда.
И от нее мне не укрыться,
Не осенить себя крестом.
Что суждено—должно случиться.
Но это сбудется… потом.
из цикла «Земная любовь»
Так явственно возникают живые картины чужого прошлого, которое в сию минуту становится твоим настоящим, настолько твоим, что уже нет сил прервать цепь событий и поток энергии, заключенных в поэтических строках. Магия слова, помноженная на талант автора, погружает меня в волшебство настоящей поэзии. Ее нельзя подвергнуть анализу или расщепить на составные. Это то, что называется дар Божий. При этом главными становятся уже не слова, а чувства, переживаемые поэтом, его личность, психоэнергетика, пульсация тонкого мира. Из них и возникает настоящая поэзия. Знатоки стихосложения под микроскопом критического анализа так и сяк рассматриваю размер, рифмы, образы поэтических строк, как в отдельности, так и в совокупности. Категоричность их оценки еще неуклоннее приводит к мнению, что настоящая поэзия—явление не поддающееся формулировке. От нее мороз по коже и комок в горле.
Жизнь опять оказалась права.
Мне не надо на долю роптать:
Ведь другая, от боли мертва,
Будет тело твое обмывать.
из цикла «Земная любовь»
Поэты, работающие в разных направлениях, разобщенные веками, континентами, историческими вехами, в своей жизни написали, по крайней мере, несколько стихотворений о любви. Стихи о любви—это, пожалуй, лучшее, что содержит в себе мировая литература. Почему? Да потому, что именно любовь созидает человеческую душу, растит в ней свет. Но, как сказал пророк, все проходит. Это так. Все проходит, а свет в стихах остается.
Хотелось быть любимой,
над миром воспарить.
В забвении счастливом
Его боготворить.
Хотелось с Ним смеяться,
любить и просто… быть,
И в сыне-ясноглазце
Кумира повторить.
из цикла «Земная любовь»
Часто попадаются в руки сочинения, несомненно, талантливых поэтов. Они как заграничная диковинка вызывают любопытство и удивление. В них есть все: конструктивные формы, незаурядные темы, сложные образы. В них нет только одного—собственно стихов. Нет мороза по коже. Непреклонное желание утяжелить стихи сложностями и «непонятностями» (с которыми принято отождествлять гениальность) убивает душу произведения. А ведь мы с детства знаем, что все гениальное просто. Это доказывает цикл стихов Ольги Дубинянской «Четверостишия».
Не боюсь ни смерти, ни гоненья,
Боли – да, но можно претерпеть.
Мне страшней позора и забвенья –
Не прозрев, слепою умереть.
…………………………………………………………..
Свет далекой звезды до меня не дойдет:
Затерялся в тумане на попутных планетах.
И звезда не узнает, что свет ее ждет
Одинокая путница, заплутавшая где-то.
……………………………………………………………...
Я заповеди все блюла:
Не убивала и не крала,
Не лжесвидетельствовала,
Но свиньям жемчуга бросала.
Стихи Ольги Дубинянской понятны с первого же прочтения, написаны они простыми словами, передающими очень непростые жизненные коллизии. Обладая обширными познаниями, Ольга не применяет слов, которые пришлось бы искать в словаре (в отличие от многих эрудитов, которые имеют целью в своих стихах просто блеснуть словарным запасом. Ей чужды эпатажность и демонстрация, столь популярные нынче в поэзии, так как устремление духа поэтессы состоит в том, чтобы отображать правду мыслей и искренность чувств в своем творчестве, а не поражать ловким жонглированием слов, за которыми, чаще всего, смысловая и духовная пустота. Не поражать, а отображать. Слова однокоренные, а сколь велика в них разница.
В этом смысле стихи, написанные на общечеловеческие темы, имеют весомую значимость для общества, так как доступны каждому. Как нам известно, многие великие поэты, которые сказав свое первое слово в новаторстве, впоследствии, уже имея за плечами немалый жизненный багаж, выбирали традиционную поэзию.
Ольга Дубинянская всерьез размышляет над смыслом своей жизни, и в этом заключается ее творческая зрелость .
Тишины хочу, тишины…
Андрей Вознесенский
Давайте на минуту замолчим.
И тишину притихшую услышим,
И шествие дождя по мокрой крыше,
И тайный всплеск мерцающих глубин.
Давайте на минуту замолчим.
Пусть травы говорят и горный ветер,
И звон малиновый пусть на рассвете
Напомнит каждому, что он любим.
Давайте замолчим хоть на мгновенье,
Чтоб насладиться музыкой земли,
Чтобы постичь мы в этот миг смогли
Симфонию земного притяженья.
из сборника «Двойное преломление»
Как утверждает Ольга, ее поэзия (особенно последний сборник «На краю времени) предназначен для людей преклонного возраста, для тех, кто часто задумываются о Боге, о стремлении к прекрасному, об очищении души, о расставании с Землей, о том, что нужно торопиться жить, исполняя то главное, что предназначено Всевышним.
Ходишь по земле как по воде
Встречи с Богом ждешь в самом себе,
Не напрасно в мир пришел земной:
Он менялся в унисон с тобой
……………………………………………………………
Не грусти, не печалься, не сетуй.
За прекрасное в мире держись.
И заполнится радужным светом
Обновленная вечная жизнь.
……………………………………………………………..
Я возьму с собой только этот сад,
Лепестки в росе – белые,
Тихий шелест трав, розы аромат,
Трели соловья смелые…
…И еще возьму ширь морской волны,
Разговору волн внемля.
Покидая край голубой Земли,
Я возьму мою Землю.
Характерной чертой таланта Ольги Дубинянской является чувство меры. Увы, многие поэты пишут по принципу «я надену все лучшее сразу» (как в песне поется). Безвкусица при этом очевидна. А ведь для стихотворчества важно иметь поэтическое чутье, которое определяет в стихотворении меру насыщения образами. Без него стихи похожи на свалку или, если угодно, на склад.
Стихи Ольги Дубинянской отличаются высоким художественным вкусом. В них каждый образ выделен и, как бы стоит на возвышении, что позволяет читателю соприкоснуться с ним почти физически, ощутить душой.
Ничего как будто бы не было.
Только—слово, как свист бича.
Только—стон ответный из тела,
Рассеченного у плеча.
А потом все пристойно и чинно.
Ложь улыбок дрожит у губ.
Отчего же так беспричинно
Ноет сердца засохший струп?
Из цикла «Земная любовь»
Маленькое это стихотворение создает высокий накал переживаний всего несколькими словами: «слово, как свист бича», «стон ответный из тела», и, наконец, «сердца засохший струп», тот самый, от которого слезы наворачиваются на глаза.
Для примера хочу привести еще одно стихотворение, тоже маленькое по объему. Вообще, стихи сами по себе являются высокой концентрацией мысли, чувства и энергетики поэта, (по крайней мере, должны таковыми являться), а емкие его формы эту концентрацию еще больше сгущают, становятся острыми, как укол, раздражение от которого долго не проходит. В этом и заключается то ли мастерство, то ли волшебство настоящей поэзии. В цикле «Земная любовь» Ольги Дубинянской каждое стихотворение – укол, попадание в самую сердцевину любовной темы.
Маски с твоего лица снимаю,
Фальши наслоения смываю,
А работе не видать конца.
И я постепенно понимаю:
Ни к чему вся эта маята.
Вместо долгожданного лица,
Голыми глазницами зияя,
На меня посмотрит пустота.
из цикла «Земная любовь»
От трех последних строчек становится просто жутко, когда представишь перед собой любимого человека, у которого вместо лица маска. Как страшно ее снять. Что под ней?..
В 2011-м году свет увидела книжка стихов поэтессы «Двойное преломление». Соприкосновение Ольги Дубинянской с творчеством самых разных людей в мире искусства родило в ее душе отклики в форме стихов, имеющие свой личностный вектор направленности. В основе стихотворений лежат эпиграфы многих писателей (и не только)различных времен. Здесь можно увидеть имена великих философов древности, поэтов серебряного века, современных писателей и других. Среди них: Петроний, Державин, Александр Пушкин, Юрий Лермонтов, Экзюпери, Франсуаза Саган, Сомерсет Моэм, Александр Блок, Вячеслав Ходасевич, Константин Бальмонт, Марина Цветаева, Андрей Вознесенский, Анна Ахматова, Белла Ахмадуллина, Сергей Есенин, Зинаида Миркина, Анатолий Домбровский, Владимир Коробов и другие. Здесь же можно встретить в качестве эпиграфов стихи из Евангелия. В общем – сто стихотворений, охвативших определенный пласт мировой культуры.
Необходимо подчеркнуть, что поэзия Ольги Дубинянской посвящена очень многим людям близким как по крови, так и по духу. Есть циклы, написанные на разные темы: «Ушедшим крымчанам», «Состояние души», «Любимый край», «Сновидения», «Земные пути», «Песни души», «Впечатления», «Размышления». Целый цикл стихотворений, посвящен А.И.Домбровскому –писателю и философу, основателю СРУБа.
В сборнике «Далекие – близкие» читателям будет приятно познакомиться с Ольгой Дубинянской в качестве прозаика в цикле «Проза о поэтах». Ольга написала о своих любимых поэтах восемь эссе, и их литературный уровень дает надежду, что они станут началом роста новой ветви ее творчества. На сегодняшний день ее статьи с успехом публикуются в журнале «Брега Тавриды» и газете «Литературный Крым».
Очень хорошо Ольге удались переводы с украинского поэтов Ивана Сокульского, Ольги Хвостовой и Марьяны Савки. При этом не были нарушены стиль, ритм, почерк этих авторов, что свидетельствует о глубоком погружении поэтессы в их творчество. С переводами читатели могут познакомиться в сборниках «Далекие-близкие» и «На краю времени».
Если говорить о гражданственности, то нужно признать откровенно, что к этой теме, в ее стандартном смысле, поэтесса не часто прибегала. Но кое- что есть.
Старая кукла – истрепано тело,
Пальцы дрожат.
Бравый лихой кукловод то и дело
Щурит свой взгляд.
Где ж вы, денечки погожие жаркие,
Жизнь – через край?
Голубь гулит или вороны каркают:
В ад или в рай?
из цикла «Земные пути»
Не правда ли, узнаваема острая социальная тема сексуальной эксплуатации женщины? Но, все же, гражданственность в творчестве Ольги чаще несет масштабный, можно сказать, вселенский характер и выражается в безмерной любви к своей отчизне, природе, всему окружающему. Она относится к жизни как к величайшему дару, и, выражая любовь к ней, учит и всех нас этому высокому чувству, которое вбирает в себя само понятие жизни. Любить – значит жить.
На ладони сядут соловьи,
Будут петь и пить живую воду.
Я заплачу тихо от Любви
И вдохну прекрасную Свободу.
из цикла «Поэтам»
Все произведения Ольги Дубинянской можно назвать также духовными. Они несут свет, в них думы о нашей планете, о землянах, о Боге и долге перед ним.
Славим Христа!
Из горчайшей печали
славим Христа.
Из приземлено мятущейся дали
славим Христа.
Из обнаженности – нет виноватей –
славим Христа.
Небо черно от измен и проклятий…
Славим Христа!
…………………………………………………………..
Я жажду всей душой постичь предел вселенной,
В просторах растворить постылый пыл земной
И, зачерпнув воды ковшом любви нетленной,
Мгновенье просиять падучею звездой.
из сборника «Сокровенное»
Единство формы и содержания, а также удивительная мелодичность, позволили некоторым стихам стать песнями. На сайте «Неизвестный гений» вы можете их услышать в исполнении Галины Скворцовой, пройдясь по ссылке http://neizvestniy-geniy.ru/personal_works/
В 2009 году за свой литературный труд Ольга Дубинянская награждена Почетной грамотой Министерства культуры и искусств АР Крым, а в конце 2012 года Ольга Леонидовна получила литературную премию им. А.Домбровского.
Сердечно желаем ей творческих успехов и всех благ!