16+
Лайт-версия сайта

Волд Аскер перехватывает комету

Литература / Статьи / Волд Аскер перехватывает комету
Просмотр работы:
16 января ’2010   23:01
Просмотров: 26884

Внимание! Данный ресурс может не поддерживать рисунки и таблицы, если вы их не увидите я не виноват. Смотрите тогда на сайте zhurnal.lib.ru, ищите по названию или по автору Лавров Владимир Геннадьевич.
Название книги:

«Волд Аскер перехватывает комету».

Техническое исследование возможности перехвата кометы с элементами научно – фантастического прогноза.
Автор: Лавров В.Г.
Апрель 2009г.

Часть 1. Вступление.
Во время обсуждения фантастического романа «Волд Аскер и симфония дальнего космоса» прозвучало мнение, что все, сказанное в романе про перехват кометы, неправда, и что у автора нет необходимых знаний для написания научной фантастики такого уровня.
Кратко суть романа: Главный герой в начале романа участвует в перехвате астероида, но думает, что перехватывает комету. После множества приключений (мы разберем их позже) он все-таки перехватывает его, но выживает практически чудом. В награду за перехват его посылают в дальний космос, и там начинается сплошная сказка, которая к данному исследованию никакого отношения не имеет.
Поначалу я хотел в трех фразах объяснить суть происходящего, но потом подумал, что из сюжета может получиться великолепное фантастическое и научное произведение, этакая «фантастика в чертежах», и решил написать эту работу. Тут мы обсудим проблему сразу с двух точек зрения: как если бы перехват происходил на уровне современных технологий и как если бы перехват происходил на уровне технологий будущего (действие романа происходит в 3000 году от р.х.)

Постановка задачи:
Требуется защитить Землю от столкновения с опасными космическими телами типа комет и астероидов.
Угрозы:
Размеры опасных для Земли тел зависят от плотности их вещества. По данным доклада «Защита Земли от астероидов: случай глобального отклика» (автор David Morrison) , приведенного на сайте (http://www.tarusa.ru/~alik1/sgs/VOLUME13/NUMBER1/v13n1p2.pdf), столкновние с астероидом более 300 м может привести к серьезным разрушениям в области, размеры которой сравнимы с американским штатом или небольшой европейской страной, а размер более 2000 м может вызвать глобальную катастрофу. Для комет эти размеры больше, так как плотность комет меньше, да и их самих меньше. Угроза от комет в приведенном докладе оценивается в 1% от угрозы астероидов.
В указанном докладе проанализирована также угроза от цунами, вызванных астероидами. Сказано, что угрозу могут представлять астероиды размером 200-500м, волны от цунами после которых могут заходить на несколько километров вглубь (при этом ожидается, что эти волны будут меньше, чем сейсмические).
Вот от этих данных и будем отталкиваться: размеры астероида от 300м, скорости комет на уровне орбиты Земли около 80км/с, скорости астероидов около 40-45 км/с. (Тут имеются в виду скорости относительно Земли).
(Скорость астероида взята из научной работы по адресу http://www.keldysh.ru/papers/2001/prep86/prep2001_86.html ).
А вот такую статью я совершенно случайно нашел по адресу
http://www.gazeta.ru/news/science/2009/05/04/n_1358399.shtml:
«— 04.05.2009 11:41 —
Земле может угрожать ядро выгоревшей кометы
Астрономы нашли достаточно крупный астероид на необычной орбите, которая может приближать его к Земле на расстояние до 3,5 миллионов километров. Астероид 2009 HC82, судя по его блеску, имеет размер в 2-3 километра и движется по орбите в сторону, противоположную обращению большинства тел Солнечной системы под углом около 25 градусов к плоскости орбиты Земли.
Как сообщает британский научно-популярный журнал New Scientist, объект был открыт 29 апреля в рамках программы обзора неба Catalina. Вытянутая орбита объекта, рассчитанная по первым наблюдениям, время от времени приближает его к Земле на расстояние около 3,5 миллионов километров; по этой причине его относят к потенциально опасным астероидам.
2009 HC82 возвращается к своей точке, ближайшей к земной орбите, каждые 3 года и 5 месяцев, однако далеко не каждый раз при это в точке земной орбиты, ближайшей к орбите астероида, оказывается Земля. Ближайшее относительно тесное сближение состоится 4 января 2012 года, когда астероид будет примерно в 23 миллионах километров от Земли.
Необычная орбита астероида может означать, что он представляет собой каменистое ядро «выгоревшей кометы», захваченной притяжением крупных планет из облака Оорта, но истратившая летучие внешние покровы за многие миллионы лет обращения вокруг Солнца.»
Конец цитаты.

Часть 2. Методы перехвата и средства борьбы.
Неопытный читатель может быть удивлен тем, насколько большие скорости развивают кометы при подходе к Земле. «Как же так? Третья космическая скорость (скорость ухода из Солнечной системы) всего 16,6 км/с, а тут гораздо большая скорость?»
Тут все зависит от того, куда направлена эта скорость. Когда говорят про третью космическую скорость, то подразумевают, что она направлена правильно (в том же направлении, что и скорость Земли) и касательно орбите Земли.
Маленький пример: если скорость всегда направлена, например, по оси Земля – ракета, то, теоретически, Земля всегда притянет ракету обратно при любой сколь угодно большой скорости. В случае с кометами и астероидами, они, как правило, движутся по вытянутым эллиптическим орбитам (кроме тех, которые приходят из-за пределов системы со слишком большими скоростями и уходят по гиперболическим траекториям – есть и такие). В переводе с научного языка на нормальный это означает, что орбиту Земли они пересекают почти под прямым углом, затем еще больше ускоряются, проходя мимо Солнца, а затем уходят на высокие орбиты и там двигаются медленно – медленно (или совсем уходят из системы, в зависимости от начальной скорости). См. рис.1.

Рис.1
Существует проект, в котором предлагается бороться с опасным астероидом не на подходах к Земле, а на самых высоких точках его орбиты. Предлагается в этой точке присоединить к нему толкач с ионным двигателем и таким образом подкорректировать его траекторию. На все про все (движение буксира к астероиду, смена орбиты и т.д.) отводится (внимание!) ДЕСЯТЬ ЛЕТ. Правда, что авторы думают делать с вращением астероида (а эти каменюки еще и вращаются), в докладе не говорится.
В уже упомянутой выше статье про оптимизацию полета перехватчика к астероиду на электроракетной тяге предлагается запускать перехватчик с Земли задолго до подхода астероида (судя по приведенным там иллюстрациям, где-то за девять месяцев). Очевидно, это требует заблаговременного обнаружения астероидов и точного расчета их орбиты, что вкупе не всегда возможно. Существуют прецеденты, когда астероид размером 400м обнаруживался за месяц до пересечения земной орбиты.
В нашем случае (в романе) планета обуяна антиметеоритной паранойей, перед Космическими Войсками стоит задача отклонить любые опасные астероиды. Сказанное не значит, что земляне не используют проекты типа приведенных выше, мало того, предполагается, что опасные астероиды уже уведены от Земли, а вся орбитальная оборона держится для защиты от необнаруженных «случайных» астероидов и комет.
Стоит сказать несколько слов про методы воздействия на астероиды и кометы.
Кометы в большинстве своем представляют из себя рыхлые образования с плотностью меньшей, чем плотность свежевыпавшего снега (но есть у них внутри и камни). При этом общая масса кометы весьма велика, кометы размером меньше, чем один километр, практически не встречаются. Для изменения их орбиты лично я не могу придумать ничего другого, чем взрывать около них ядерные или термоядерные заряды. Возможно, стоит подумать о том или ином способе концентрации энергии – начиная от какого-нибудь зеркала и заканчивая направленным взрывом по типу того, как это происходит в кумулятивном боеприпасе.
По отношению к астероидам существует несколько большее количество способов борьбы. Небольшие астероиды предлагалось разрушать кинетическим способом (а проще говоря, поставить на его пути болванку – энергия от встречи при скорости в десятки километров в секунду выделится колоссальная). Предполагается, что астероид при этом развалится на несколько частей, которые затем сгорят в атмосфере.
В другом проекте предлагалось изменять орбиту астероида, поджигая ему бока лазером для того, чтобы поверхностные слои испарились и придали астероиду некоторое ускорение. От себя замечу, что при таких скоростях движения это требует присутствия лазера рядом с астероидом на довольно продолжительное время (как минимум сотые секунды), а это значит, что его надо разогнать до той же скорости, что и астероид. Как мы увидим чуть ниже, это довольно проблематично.
Существует проект рентгеновского лазера с взрывной накачкой (Техника-Молодежи, сентябрь 2008г). При этом энергия лазера проникает глубоко внутрь астероида и взрывает его изнутри. Ничего не могу сказать про этот проект, я не специалист в лазерах, но мне кажется, что для прицеливания лазера он все равно должен идти рядом с астероидом с относительной скоростью не больше 1-2 километров в секунду.
Вот что точно не надо делать, так это лететь на астероид на шаттле с крыльями (как в фильме с Б.Уиллисом «Армагеддон) и бурить шахту. Во-первых, не догонишь, во-вторых, если очень хочется устроить глубинный взрыв, то существует опыт бурения с помощью ракет. Эти эксперименты ставились в земных условиях, просто брали ракету и запускали носом в землю. Для этого ракете просто надо сделать наконечник попрочнее и взрыватель с замедлением. Но для того, чтобы сработало ядерное устройство, нужно, чтобы скорости сближения «буровой» ракеты и астероида были очень небольшими – на уровне десятков метров в секунду. Ядерные устройства очень нежные, могут просто сломаться.
В романе упомянуты все эти способы, но сказано, что ими занимается «низковысотная оборона». Наш герой служит в другом подразделении, задача которого перехватить астероид (комету) как можно дальше от Земли и доставить к нему термоядерные бомбы. Что дальше делает бомба – просто взрывается, забуряется вглубь или разворачивает зеркало и отбрасывает на астероид ЭМ энергию, не сказано, считается, что бомба сама знает. Задача главного героя – доставить посылку по адресу.
А теперь про методы перехвата.
Возможно два метода. Первый метод – «навстречу», когда перехватчик стартует с базы, набирает скорость и по законам космической механики начинает двигаться навстречу астероиду (см. рис.2).

В первом случае (обозначен цифрой 1) астероид и ракета, запущенная с перехватчика, встречаются почти под прямым углом, при этом скорость астероида относительно траектории ракеты около 45 км/с, скорость ракеты (поскольку она стартовала с перехватчика и двигалась навстречу астероиду) тоже, скорее всего, будет составлять около 2-10 км/с (при этом вектор скорости либо навстречу астероиду, либо под острым углом). По сути дела, астероид «натыкается» на почти неподвижную ракету. В любом случае, объекты несутся друг навстречу другу со скоростями в десятки километров в секунду.
В этом случае очень сложной технической проблемой будет взорвать термоядерную бомбу. Для тех, кто не знает ее устройства, поясню: сначала срабатывает взрыватель ядерной бомбы, он создает критическую массу, взрывается ядерная бомба, она поджигает термоядерную. Как вы понимаете, контактные взрыватели тут неприменимы. Для того, чтобы взорвалась ядерная, нужно, чтобы некоторое устройство либо обжало взрывом ядерный контейнер и создало критическую массу (первобытный способ), либо слепило вместе половинки критической массы, облицованные бериллием или другими отражающими материалами. В любом случае, должны последовательно сработать четыре разных устройства: радар должен дать правильно команду на подрыв (что само по себе проблемно), толкатель должен толкнуть, ядерный заряд взорваться, термоядерный заряд поджечься (при этом ядерная реакция начинается еще до того, как толкатель додавит заряд до упора). На все это нужно время, а каждая миллисекунда соответствует промаху в 50 – 100 м (в случае с кометой). При этом нельзя допустить столкновения – ядерное устройство просто будет сломано. Даже если довести погрешность срабатывания до 0,01с, то все равно это соответствует взрыву на расстоянии в 1 км. Много это или мало? Не знаю. Если это будет плотный астероид, то его только слегка погреет.
Этот способ хорош для тех случаев, когда надо болванкой расколоть небольшой астероид. Для крупных объектов он годится очень так себе. Недостаток этого способа еще и в том, что при лобовом импульсе орбита изменяется гораздо меньше, чем если бы импульс был приложен перпендикулярно линии Земля – астероид.
Этих недостатков лишен второй способ, когда стартующие со станции перехватчики идут «вдогонку» (точнее – на перехват в направлении движения астероида). При этом появляется техническая возможность подвести ракету именно с той стороны, с которой нужно и с такой относительной скоростью, с которой нужно (хоть с нулевой). А дальше – хоть взрывай, хоть забуривайся, хоть лазером жги. Именно по такой схеме и атакуют обитаемые перехватчики 2S-12. Кроме того, во втором способе тяготение Земли помогает разгоняться, а в первом варианте – мешает. Да и время на реакцию больше.
По этой причине боевая станция, с которой стартует Аскер, находится очень далеко от Земли: чем дальше станция, тем больше времени для разгона, тем меньше можно иметь мощность двигателя, тем на большую величину отклонит астероид импульс от взрыва. Тут сразу стоит заметить, что держать такие станции на круговых орбитах нет смысла: в секторах, обозначенных на рис.2 С1 и С4, станция будет бесполезной (предполагается, что на рисунке Земля летит справа налево). При периоде оборота вокруг Земли в несколько лет станция, получается, на долгие годы будет нерабочей. По этой причине имеет смысл держать такие станции на вытянутых эллиптических орбитах и консервировать их на то время, когда они будут проходить сектора С1, С4 и часть сектора С3, а перехватчики перегонять на другие станции, входящие в нужный сектор. Отсюда и множество станций в романе (упомянутое число в 110 штук, конечно, избыточно, это из той же серии, что и «три тысячи курьеров»).
По той же причине перехватчики с 2S-12 вылетают в дальний поиск, с которого начинается роман. Поиск – это второстепенная задача, основная цель разведвылета – это иметь боеготовый перехватчик как можно дальше от Земли.

Часть 3. А реально ли его догнать?
Учитывая большие относительные скорости движения астероидов (40-45км/с) и комет (80 км/с и больше), можно придти к выводу, что критическим вопросом в перехвате является проблема достижения соответствующей скорости. Давайте посмотрим, какими возможностями располагает человечество в этой области.
Известна формула Циолковского:
«Формула Циолковского определяет скорость, которую развивает летательный аппарат под воздействием тяги ракетного двигателя, неизменной по направлению, при отсутствии всех других сил. Эта скорость называется характеристической.
,
где:
V — конечная (после выработки всего топлива) скорость летательного аппарата;
I — удельный импульс ракетного двигателя (отношение тяги двигателя к секундному расходу массы топлива);
M1 — начальная масса летательного аппарата (полезная нагрузка + конструкция аппарата + топливо).
M2 — конечная масса летательного аппарата (полезная нагрузка + конструкция);
Эта формула была выведена К.Э. Циолковским в рукописи «Ракета» 10 мая 1897 года.[1] Про удельный импульс ниже.
(Замечание автора: текст взят из Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81


Формула подвирает по отношению к реальности минимум на 20% за счет того, что не учитывает многочисленные КПД, затраты на управление и т.д, но для простейших прикидок (например, для ловли завравшихся писателей – фантастов) вполне подходит. От себя добавлю: не пытайтесь посчитать по этой формуле массу ракеты, выводящей груз на орбиту с Земли. Формула даст отношение полезного груза и стартовой массы примерно 1/10, но на самом деле оно составляет около 1/30 - 1/40. Такова цена преодоления атмосферы, удержания ракеты во время разгона и затрат на управление при выходе на определенную орбиту)
Теперь посмотрим, что у нас есть про удельный импульс:
Удельный импульс — характеристика реактивного двигателя, равная отношению создаваемого им импульса (количества движения) к расходу (обычно массовому, но может соотноситься и, например, с объемом) топлива.
Размерность величины совпадает с размерностью скорости, в системе единиц СИ это метр в секунду.
Часто возникает путаница между понятиями "удельный импульс", "удельная тяга" и "скорость истечения". Удельная тяга - характеристика реактивного двигателя, показывающая отношение создаваемой им тяги к массовому расходу топлива. Измеряется в секундах и означает, в данной размерности, сколько секунд данный двигатель сможет создавать тягу в 1 кгс истратив при этом 1 кг топлива. Преобразуется в удельный импульс путем умножения на величину g. Применяется обычно во внутренней баллистике, в то время как удельный импульс - во внешней баллистике. Скорость истечения численно равна теоретическому удельному импульсу.
Удельный импульс является важным параметром двигателя, характеризующим его эффективность. Он показывает, сколько топлива надо потратить, чтобы летательный аппарат получил заданный импульс. Эта величина не связана напрямую с энергетической эффективностью топлива и тягой двигателя, например, ионные двигатели имеют очень небольшую тягу, но благодаря высокому удельному импульсу находят применение в качестве маневровых двигателей в космической технике.
Для воздушно-реактивных двигателей величина удельного импульса на порядок выше, чем у химических ракетных двигателей, за счёт того, что окислитель и рабочее тело поступают из окружающей среды и их расход не учитывается в формуле расчёта импульса, в которой фигурирует только массовый расход горючего. Однако, использование окружающей среды при больших скоростях движения вызывает вырождение ВРД - их удельный импульс падает с ростом скорости. Приведённое в таблице значение соответствует дозвуковым скоростям.»
(текст взят по из Википедии по той же ссылке, что выше).
От себя добавлю, что в старых книгах иногда используется размерность удельного импульса вместо [м/с] - [Н*с/кг (топлива)], что по сути является тем же самым.
Табл.1 Удельный импульс
Характерный удельный импульс для разных типов двигателей
Двигатель Удельный импульс
м/с с
Газотурбинный реактивный двигатель
30000 3000
Твердотопливный ракетный двигатель
2000 - 2600 200-260
Жидкостный ракетный двигатель (кислород – водород)
4400 440
Жидкостный ракетный двигатель (кислород – керосин) 2500 - 3100 250-310
Жидкостный ракетный двигатель (кислород –НДМГ*)
3100 310
Ионный двигатель
30000 3000
Плазменный двигатель
290000 29000
Ядерный ракетный двигатель на твердом топливе урана-235, рабочее тело - водород (см. ниже) 9000 900
Перспективный ядерный ракетный двигатель на газообразном топливе, рабочее тело – водород (см. ниже) 25000 - 30000 2500-3000
Перспективный термоядерный ракетный двигатель на газообразном топливе, рабочее тело – водород (см. ниже) 180000 18000
*Несимметричный диметилгидразин
Имея столь мощную теоретическую базу, нетрудно посчитать, какую скорость можно теоретически достичь, используя тот или иной двигатель (газотурбинный в таблице приведен исключительно для ориентировки, по причине отсутствия атмосферы его считать не будем). Тонким моментом является вопрос о том, какую часть от начальной массы будет составлять конечная масса. Давайте для ориентировки примем, что это отношение составляет 1/30 (т.е. примерно как у современных ракет – носителей).
Табл.2 Доступные скорости для одноступенчатой ракеты при отношении стартовой и конечных масс 30/1.
Тип двигателя Скорость по ф-ле Цилоковского, км/с
Твердотопливный ракетный двигатель
6,8 – 8,84
Жидкостный ракетный двигатель (кислород – водород) 15
Жидкостный ракетный двигатель (кислород – керосин) 8,5-10,5
Жидкостный ракетный двигатель (кислород –НДМГ*) 10,5
Ионный двигатель
102
Плазменный двигатель
980
Ядерный ракетный двигатель на твердом топливе уран-235, рабочее тело - водород 30,6
Перспективный ядерный ракетный двигатель на газообразном топливе, рабочее тело – водород 85-102
Перспективный термоядерный ракетный двигатель на газообразном топливе, рабочее тело – водород 612
Тут стоит заметить, что это все теоретические величины и для реальной практики их нужно умножать как минимум на 0,8, а скорее на 0,6. Еще стоит заметить, что ионные и плазменные двигатели позволяют достигать больших скоростей, но разгоняться до них они буду лет 100: расход рабочего тела и тяга у них очень маленькие, а удельный вес очень большой.
Будет интересным оценить, какую скорость добавляет кораблю тяготение Земли. Для этого, правда, надо знать, на какой орбите находилась станция 2S-12 в момент старта перехватчика. Про это в романе сказано четко: «Даже Земля отсюда видна лишь маленькой светящейся точкой». Таким образом, угловой размер Земли составляет не более 1/10 от углового размера Луны, Луна находится от Земли на расстоянии 384 000км, радиус Земли 6378км, радиус Луны 1737км. Радиус Земли больше радиуса Луны в 3,67 раза, угловой размер, как мы сказали, меньше в 10 раз, значит, станция находится от Земли на расстоянии, в 36,7 раза большем, чем расстояние до Луны. Эти данные позволяют сказать, что расстояние от станции до Земли примерно равно 14 093 000км.
Кстати, зная это расстояние, можно посчитать период обращения станции вокруг Земли, если бы она летала по круговой орбите. По третьему закону Кеплера (это из учебника физики), зная радиус обращения Луны и период обращения Луны (примерно 27,291 дня), получаем период обращения станции 6067 дней, что соответствует 16,6 годам. Из этих лет только 3-4 года станция будет находиться в том секторе, откуда можно будет осуществлять срочный запуск. По этой причине я и нарисовал на рис.2 станции вытянутую орбиту (на рисунке, правда, она мало похожа на эллипсоидную, но должна быть вытянутая эллипсоидная).
Но мы отвлеклись. Возвращаемся к проблеме набора скорости. При спуске с орбиты вся потенциальная энергия переходит в скорость. Сотоварищи Аскера атаковали астероид, еще не долетая Луны, давайте и мы примем, что встреча произошла на 2/3 расстояния от станции до Луны. Это дает следующие значения: первоначальная высота полета 14 093 000км, окончательная 4 953 667км. Из того же учебника физики берем формулу для потенциальной энергии гравитационного взаимодействия:
W=-G*(M1*M2)/r,
Где:
G=6,67*10-11 Н*м2/кг2 – гравитационная постоянная,
М1 – масса Земли 5,98*1024 кг,
М2 – в нашем случае можно считать в приведении к единичной массе, М2=1 кг,
r – расстояние между объектами.
Разница между энергиями:
dW = G*M1*M2*(1/r1-1/r2)= 6,67*10-11 *5,98*1024 *1* *(1/1,41*1010-1/4,95*109)= 52 290 Дж
Приравняв эту энергию к кинетической, получим:
М2* v 2/2=52290 Дж
М2=1кг,
Отсюда v=323,4м/с.
Аналогично, на уровне Луны эта скорость составит
v=1395м/с.
Еще раз оговорюсь, что эта такая скорость, которую аппарат набрал бы, если бы на орбите станции он остановился и начал падать прямо на Землю. В реальных условиях всегда присутствует некоторая горизонтальная скорость, в результате чего вычисленная скорость (по направлению к Земле) будет совсем другой. Отсюда следует еще один вывод: добавка от гравитационной составляющей заметна, но не существенна, и разгоняться придется «своим ходом», за счет ресурсов ракеты (т.е. задача сводится практически к задаче разгона в равномерных, негравитационных условиях).

Как видим, даже при одноступенчатой компоновке при современных, уже достигнутых технологиях перехват астероида вполне возможен, при скорости 15 км/с (кислород – водородный ЖРД) перехватить тело со скоростью 45 – 80 км/с, конечно, затруднительно, но вполне возможно. Конечно, потребуется держать сеть из боеготовых ракет на высоких орбитах, но теоретически это возможно. В романе этот момент, кстати, учтен: Волд Аскер по ходу дела рассуждает о том, что их перехват – это попытка перехватить гоночный автомобиль на трехколесных велосипедах.

Часть 4. Используемая техника.
Приведенные выше теоретические выкладки выглядят, конечно, красиво, но давно известно, что характеристики реальной техники могут отличаться от теоретических величин в разы. Давайте посмотрим, какую технику реально можно создать с использованием как существующих, так и перспективных технологий (ведь именно этой технике предстоит действовать в романе), а уже потом проверим параметры ее траектории и располагаемое время.
Начнем с полезной нагрузки (термоядерных бомб, которые надо доставить к астероиду/ комете). По следующему адресу: http://avtonomka.org/kur/kostev.htm я нашел информацию о том, что созданная во времена Хрущева «Кузькина мать» (термоядерное устройство для торпеды) мощностью 60Мт весило 4т. Мощность взорванной на Новой Земле бомбы оценивается в 75-120Мт, вес этой бомбы составлял 24т, но это была не только бомба: в устройство входил контейнер с парашютами и другие устройства. Большую часть веса этих устройств занимало устройство подрыва (а попросту говоря, обычная ядерная бомба). В современных термоядерных устройствах этот вес снижен на два порядка, известна, например, французская термоядерная боеголовка TN-80\81.
TN-80\81 создана специально для КР класса "воздух - поверхность". ASMP имеет мощность 300 кт, вес приблизительно 200 кг. По удельной мощности очень близка к W-80 (КР "Томагавк"; ALCM). Улучшенный вариант TN-81 был испытан в 1984 г. (только ядерный запал, т. к. договором 1976 г. мощность тестовых испытаний ограничена 150 кт). Общее количество развернутых TN-81 - 65 единиц; они останутся на вооружении до 2005 г.
Я не большой знаток термоядерных боеголовок и не знаю, сколько будет весить современное устройство мощностью 60Мт, но знающие люди пишут, что основную часть веса берет на себя все-таки ядерная бомба, а не контейнеры с дейтерием и тритием, от которых и зависит мощность взрыва. В настоящее время проводятся исследования, направленные на создание более легких устройств инициации термоядерной реакции на базе лазеров и других устройств, сколько будет весить боеголовка с такими устройствами – вопрос с большой неизвестностью. Но давайте считать, что наша боеголовка имеет массу 400кг и мощность 60Мт – как видно, это не так уж и нереально.
Кроме того, ударной ракете потребуются устройства навигации, локатор, маневровые двигатели, маховики для обеспечения поворотов без применения импульсных двигателей, хоть какая-то броня от микрометеоритов – итого как минимум 300кг. Всего – 700кг.
Кстати, оптимальная форма для ударной ракеты – шар (ей придется часто поворачиваться для корректировки траектории на 180˚), а крутить длинное тело намного тяжелее, чем шар. Правда, шаровые объекты тяжело крепить к перехватчику, и потому следует ожидать, что корпус ракеты будет вытянутым с соотношением длина/ширина примерно 2/1 или 3/1. («Тупорылые свинки» - ругает их Аскер – это не просто так, они действительно похожи на свиней).
Теперь о конструкции ракеты. В принятой схеме перехвата предполагается, что к астероиду ракеты доставляет пилотируемый или автоматический корабль – перехватчик, а дальше ракета идет сама. Соотношение того, какую долю скорости из окончательной развивает перехватчик, а какую ракета, может быть различным. Энергетически выгоднее, чтобы большую часть скорости развивал автомат: ему не надо возвращаться. Однако, тут могут быть проблемы чисто организационного свойства. Снаряженные ракеты надо долго хранить, а заодно и охранять от разочарованных в любви пьяных пилотов. В конце концов, может потребоваться переместить ракеты со сломавшегося перехватчика на целый… Для ракеты с огромным баком жидкого водорода это очень непросто. Да и заправлять их перед каждым вылетом жидким водородом несколько проблематично (надо заправить и корабль, и пять ракет), и хранить жидкий водород на протяжении полета длиной в сутки тоже непросто. Исходя из таких, чисто практических, соображений, желательно, чтобы ракета допускала длительное хранение.
Требование долгого необслуживаемого хранения ограничивает конструкцию ракеты использованием следующих двигателей:
1) ЖРД на азотной кислоте + НДМГ (импульс 3000-3450м/с) или им подобные,
2) Твердотопливный ракетный двигатель (импульс до 2600м/с)
3) Ядерный реактор на твердом топливе, рабочее тело – гидразин, импульс – 4500м/с (об этом ниже).
Давайте примем, что отношение стартовой массы ракеты к конечной массе будет составлять величину… например, 5. Таким образом, конечная масса ракеты будет составлять: масса ЛА (мы ее вычислили выше, 700кг) плюс масса бака и собственно двигателя (и ректора в случае ЯРД). Теперь, я думаю, пришло время прочитать одну статью, посвященную полетам к Марсу, которую я нашел по адресу
http://www.buran.ru/htm/16.htm
Требуемое для осуществления межпланетных перелетов ускорение может быть достигнуто с помощью лишь нескольких типов двигателей, среди которых криогенный жидкостной двигатель на компонентах кислород-водород, ядерные ракетные двигатели, а также гипотетические схемы двигателей, использующие термоядерную реакцию.
Наилучшие перспективы на ближайшие два десятилетия для осуществления относительно непродолжительных (около года или меньше) полетов имеют ядерные тепловые двигатели с твердой или газообразной активной зоной.
В отечественной технике они именуются, следуя собственной терминологии, твердофазными и газофазными. Исходными в классификационной схеме ядерных ракетных двигателей (ЯРД) являются двигатели, использующие тепловую и кинетическую энергии продуктов ядерных реакций. В свою очередь они делятся на реакторные, импульсные, радиоизотопные, аннигиляционные. Реакторные подразделяются на энергоустановки с использованием деления ядер и с синтезом ядер - термоядерные. Системы с делением ядер разделяются на твердофазные, газофазные и коллоидные. Двигатели твердофазные и радиоизотопные испытаны на стендах.
Значения удельной тяги, удельной массы, а также отношения тяги к массе этих двигателей выглядят весьма привлекательными.
Ядерный ракетный двигатель использует энергию, выделяющуюся при разложении ядерного "горючего", для нагревания рабочего вещества. Рабочее тело пропускается через ядерный реактор, в котором происходит реакция деления атомных ядер. Отпадает необходимость в окислителе.
Процессы, при которых выделяется ядерная энергия, подразделяют на реакции деления тяжелых ядер, реакцию синтеза легких ядер.
Удельная массовая энергия искусственных радиоактивных изотопов значительно выше, чем у химических топлив. Однако применение подобных двигателей на ракетных летательных аппаратах связано с трудностями, так как изотопы выделяют энергию постоянно.
Ядерные реакторы деления используют энергию изотопа урана-235. Ядерное горючее уран-233, -235, -238, плутоний-239 значительно дешевле изотопного, обладает на порядок большей удельной массовой энергией и позволяет регулировать процесс тепловыделения. В качестве рабочего тела могут быть применены жидкий водород, аммиак, гидразин. Удельные импульсы соответственно - 900, 500, 450 с.
Практические разработки ядерных двигателей, использующих твердое ядерное горючее были начаты одновременно с введением в строй первых атомных электростанций в 1953 г.

Двигатели, использующие термоядерную реакцию синтеза, обладают уникальными характеристиками: удельный импульс превышает 18 000 секунд, причем для работы используется водород, который является основным компонентом окружающей космической среды.
Поиски путей использования ядерной энергии в реактивных двигателях в США начались вскоре после открытия цепной реакции в 1942 г. В конце 50-х гг. ВВС и Министерством энергетики была развернута программа "ПЛУТО/ТОРИ" (PLUTO/TORY), нацеленная на создание ядерного прямоточного воздушно-реактивного двигателя для самолета-носителя больших ракет с ядерными боеголовками. В начале 60-х годов программа была свернута ввиду появления компактных конструкций ракет, не требующих создания специального самолета-носителя. Рассматривалось также создание боевых ракет с ядерным ракетным двигателем, однако достигнутое сокращение размеров головных частей с ядерным зарядом сделало возможным использование для этих целей ракетных двигателей системы "Атлас". В общем, идея создания ядерных двигателей не относится к разряду новых.
Начиная с 1955 г., и до 1973 г. США вложили 1,5 млрд. долл. в программу разработки ядерного ракетного двигателя.
Идея была простой: поскольку вторая степень удельной тяги обратно пропорциональна молекулярной массе топлива, ядерный двигатель, в котором нагревается рабочее тело с низкой молекулярной массой, будет иметь большую удельную тягу, нежели двигатель, в котором тепло получается в результате химической реакции между двумя компонентами топлива. Предварительный анализ возможных вариантов рабочих тел быстро сузил круг кандидатов до одного - водорода, имеющего наименьшую молекулярную массу.
Работы по созданию ядерного ракетного двигателя "НЕРВА" (NERVA - Nuclear Engine for Rocket Vehicle Application) были начаты в 1960 г. совместно с Комиссией по атомной энергии. Полученные в самом начале работ по программе "Ровер" (Rover) в Лос-Аламосской лаборатории обнадеживающие результаты послужили поводом для того, чтобы президент Кеннеди в своей известной речи в 1961 г., посвященной планам высадки на Луну, призвал к ускорению работ по созданию ядерных ракетных двигателей, "которые обещают новые возможности в осуществлении еще более заманчивых и беспрецедентных по масштабам исследований космоса, вероятно, за пределами лунной орбиты, может быть даже самых удаленных областей Солнечной системы".
Спустя восемь лет, весной 1969 г. были завершены наземные испытания "Экс-Ф Прайм" (XF Prime), прототипа ядерного двигателя. Затем, через месяц после приземления "Аполло 11", Вернер фон Браун воспользовался представившейся ему возможностью выступить в Сенате, чтобы сообщить о ключевой роли, которую может сыграть проект "НЕРВА" в осуществлении планов США совершить пилотируемый полет к Марсу. В январе 1973 г., несмотря на выдающиеся достижения в области космической техники, изменение приоритетов в стратегии развития американской науки и техники заставило НАСА отказаться от своих планов осуществления пилотируемых межпланетных полетов и создания для этих целей ядерных ракетных двигателей.
НАСА снова рассматривает технические условия и возможности для проведения полетов на Марс и создания там базы.
Кроме программы "НЕРВА", нацеленной на разработку ядерных двигателей с твердой активной зоной, в сфере исследовательской деятельности находился ядерный двигатель с газообразной зоной, удельная тяга которого лежит в диапазоне 1500-1600 с.
Проект "Ровер" стал основой для разработки ядерных ракетных двигателей, предназначенных для пилотируемого полета на Марс.
То, что пытаются сделать, представляет собой летный вариант компактного, размерами с письменный стол, реактора, мощность которого соответствует приличной гидроэлектростанции.

В 50-е гг. ядерные двигатели с газовой активной зоной привлекли внимание специалистов благодаря своим высоким характеристикам: в то время удельная тяга оценивалась величиной 6000 с при тяге, достигающей 130 кг.
В 60-х гг. рассматривалась замкнутая и открытая схемы ядерных двигателей с газовой активной зоной.
Реализация открытой схемы представляется более простой: необходимо лишь обеспечить требуемое содержание ядерного горючего путем соответствующей организации течения рабочего тела и управления реактором.
Применение ядерных двигателей с непосредственньм преобразованием тепловой энергии в механическую (кинетическую) в межорбитальном аппарате позволит увеличить массу полезного груза в два раза по сравнению с аналогичным аппаратом, снабженным криогенным жидкостным двигателем, при сохранении такой же продолжительности перелета (порядка 5 ч) с низкой орбиты на геостационарную. Согласно оценкам, удельная тяга подобного двигателя составит 1000 с, при сохранении такой же высокой, как и у криогенного жидкостного двигателя, тяги. Недостатком двигателя является радиоактивное излучение, основным источником которого служит активная зона ядерного реактора.

(Конец цитаты)
От себя добавлю, что если снять с полки книгу «Пилотируемые космические корабли» (А.Н. Пономарев, МО СССР, 1968), то можно прочитать, что в реакторах, работающих на газообразном ядерном топливе, технически возможно нагреть рабочее тело до температуры 7730-9730 градусов Цельсия, что соответствует удельному импульсу 25000 – 30000 м/с и более. Еще стоит добавить, что и ядерный двигатель на газообразном ядерном топливе, и термоядерный двигатель относятся скорее к технической фантастике, чем к реальным устройствам. А вот ядерные двигатели на твердых ТВЭЛах изучены весьма неплохо, работали даже прототипы.
Про вес ядерных двигателей данных меньше. Известен двигатель РД-0410 с тягой 3,6 тонны, его вес вместе с реактором составлял 2 тонны. Уже упомянутый двигатель американский ЯРД "Нерва-I" ("Nerva-1") при массе 11 т развивает тягу свыше 300 кН (30тонн) при удельном импульсе 8,1 км/сек (взято из http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00094/71310.htm). (это уровень 60-х годов)
Давайте примем, что у нас ядерный двигатель имеет удельную тягу 12 тонн на 1 тонну веса (все-таки 1000 лет прошло) и работает он на гидразине. Вес бака придется рассчитывать итерационным путем, пока примем, что он весит 200кг. Таким образом, при использовании ЯРД конечная масса ракеты составит: 700кг(боевая часть) + 200кг (бак)+ 500кг (ЯРД тягой 6тонн)=1400кг. Стартовая масса – 1400*5=7тонн. Теоретически достижимая скорость при использовании гидразина (импульс ЯРД 4500м/с) по формуле Циолковского 7,24 км/с.
Поскольку мы серьезные практики, а не отвлеченные теоретики, давайте сразу умножим эту скорость на 0,8 (чтобы учесть разные КПД), получим скорость 5,79км/с.
Вот это то, что можно выжать из ракеты. При этом ускорение на начальном этапе а=60кН/7000кг=8,57м/с2 (меньше, чем свободного падения). Время разгона до 7,2км/с (теоретическое, реально до 5,79км/с) около 430с, расстояние разгона примерно 119км.
Как я посчитал это время и расстояние? По идее, тут надо бы написать формулу «ускорение равно текущая масса делить на постоянную тягу», проинтегрировать по времени и приравнять к скорости 7,24км/с. Затем решить это простенькое уравнение. Однако, я этого делать не буду по двум простым причинам: 1) этот текст могут читать люди, которые без понятия об интегралах, 2) я хочу показать, что интересоваться космосом можно и без интегралов, что это под силу тем, кто слышал хотя бы про ускорение. Поэтому я написал формулу ускорения в программе Excel, скопировал ее много раз и проинтегрировал таким образом формулу численно. А затем посмотрел, на какой секунде достигается заданная скорость. Погрешность метода – около 10-20%, но в данном случае меня это устраивает. Выглядит это вот так:
а, м/с2 M, кг V, км/с t, с I, м/с fuel ratio
кг/с Forse, Н S, км
8,571429 7000 0 0 4500 13,33333 60000
8,910891 6733,333 171,4286 20 4500 13,33333 60000 1714,286
9,278351 6466,667 349,6464 40 4500 13,33333 60000 3496,464
9,677419 6200 535,2134 60 4500 13,33333 60000 5352,134
10,11236 5933,333 728,7618 80 4500 13,33333 60000 7287,618
10,58824 5666,667 931,009 100 4500 13,33333 60000 9310,09
11,11111 5400 1142,774 120 4500 13,33333 60000 11427,74
11,68831 5133,333 1364,996 140 4500 13,33333 60000 13649,96
12,32877 4866,667 1598,762 160 4500 13,33333 60000 15987,62
13,04348 4600 1845,337 180 4500 13,33333 60000 18453,37
15,78947 3800 2627,946 240 4500 13,33333 60000 41931,64
18,36735 3266,667 3259,525 280 4500 13,33333 60000 54563,21
21,95122 2733,333 3994,219 320 4500 13,33333 60000 69257,09
27,27273 2200 4872,268 360 4500 13,33333 60000 86818,07
36 1666,667 5963,177 400 4500 13,33333 60000 108636,2
42,85714 1400 6683,177 420 4500 13,33333 60000 115836,2
48,3871 1240 7197,463 432 4500 13,33333 60000 118922
Объем гидразина 5600кг/1010кг/м3=5,54м3. Толщина стенки при весе бака 200 кг и использовании алюминия составит около 3,8мм – вполне реальная толщина, обычно она тоньше (около 1мм). Но уменьшать массу бака не будем, оставим как запас на неизвестность.

С твердотопливным двигателем сложнее, его необходимо рассчитывать под конкретную задачу. Попробуем вычислить параметры нашего РДТТ по аналогии с твердотопливным ускорителем IUS-1 (данные взяты из книги «Ракетные двигатели на химическом топливе», И.Тимнат, Москва, МИР, 1990). Средняя тяга у этого двигателя – 191 кН (19,1т), время горения – 144,6с, удельный импульс 2861м/с, полная масса – 10360кг, масса топлива – 9700кг, диаметр 2337мм, длина 2565мм. Вес пустого двигателя с баком: 10360кг-9700кг= 660кг.
Если мы зададимся тягой в 6 тонн, то нам следует ожидать веса бака и двигателя: 660кг* (6/19,1)= 208кг. Таким образом, конечная масса ракеты 208кг+700кг=908кг, стартовая масса 908кг*5=4540кг, достижимая скорость по Циолковскому (при импульсе 2861м/с) V=4,6км/с, с учетом КПД (0,8) V=3,68км/с. Ускорение при старте 13,21м/с2. Время разгона до 4,6км/с (теоретическое) около 180с, расстояние разгона примерно 45км.
Параметры ударной ракеты с ЖРД можно рассчитать по аналогии с существующими ракетами.

Для примера можно взять ЖРД на азотной кислоте + НДМГ (импульс 3130м/с) РД-119 (СССР, 2-ая ступень РН «Космос») , масса сухого двигателя 168кг, тяга 105кН (10,5т), импульс 3450м/с. Вес бака примем те же 200 кг, тягу двигателя возьмем как для РДТТ 6000кг. Массу двигателя следует ожидать примерно 6/10,5*168кг=96кг. Таким образом, конечная масса ударной ракеты 700кг+96кг+200кг=996кг. Стартовая масса 996кг*5=4980кг, достижимая скорость по Циолковскому V=7,01км/с, с учетом КПД V=5,6км/с. Ускорение при старте 12м/с2. Время разгона до 7км/с (теоретическое) около 256с, расстояние разгона примерно 62км.
Это очень приблизительный расчет, при этом характеристики ракет весьма далеки от оптимального. Относительно малое ускорение при старте для ЯРД и РДТТ выбрано ради уменьшения относительного веса двигателя и достижения максимальной скорости. Использована одноступенчатая схема (с учетом корабля–перехватчика – двухступенчатая), в космонавтике же чаще используются многоступенчатые схемы.
Возможные конструктивные решения для ударных ракет с ЯРД, РДТТ и ЖРД приведены соответственно на рис.3,4,5. ТЯУ – термоядерное устройство. Размеры в миллиметрах.

Рис.3 Ударная ракета с ЯРД.

Рис.4 Ударная ракета с РДТТ.


Рис.5 Ударная ракета с ЖРД.




Теперь о конструкции перехватчика. Для конструкции перехватчика будут верны те же соображения, что и изложенные для ракеты, с тем только нюансом, что перехватчик с пилотом желательно вернуть на базу. Этот факт требует, чтобы после преследования кометы в баках осталось столько рабочего вещества, сколько нужно, чтобы разогнаться (затормозиться) до той скорости, при которой начиналось преследование. Или, как минимум, для того, чтобы перейти на другую орбиту и пристыковаться к другой станции. Говоря физическим языком, отношение массы перехватчика после окончания разгона для атаки к конечной массе перехватчика (при возвращении на базу) должно быть равно (а лучше больше) отношения стартовой массы к массе перехватчика после окончания разгона для атаки.
Отдельного слова заслуживает выбор рабочего тела для ЖРД и ЯРД. При использовании водорода для ЯРД и кислород – водородного двигателя для ЖРД можно получить намного большие скорости, чем в остальных вариантах. Для ЯРД водород имеет дополнительное преимущество: при прохождении через активную зону водород не выносит радиацию (один протон водорода не принимает дополнительные нейтроны/протоны, а если и принимает, то становится нейтральным элементом без создания радиоактивных изотопов). Однако, из-за очень низкой плотности водорода (80кг/м3), баки для него раздуваются до совершенно невообразимых размеров. Хранить его очень сложно (Т кипения -253,7 градусов Цельсия), и мало того, что при толстой теплоизоляции даже в вакууме он постоянно получает мощный теплоприток и испаряется, он еще и диффундирует сквозь мельчайшие поры и сварочные микротрещины. По этой причине использование водорода на перехватчике возможно, но как основное рабочее тело лучше использовать все-таки что-нибудь другое. Водород можно использовать только для маневрирования около станции – чтобы радиационное заражение было поменьше.
В романе четко сказано, что перехватчик в качестве рабочего тела использует воду, а в качестве двигателя – ядерный реактор. Однако, для старта и маневрирования при подходе к станции, как уже было замечено, использование воды невозможно (кислород потащит с собой из активной зоны слишком много радиации), и поэтому надо иметь с собою либо запас водорода, либо вспомогательные ЖРД с горючим и окислителем долгого хранения. Учитывая то, что полет в нештатных случаях может затянуться на месяцы, второе предпочтительнее.
Исключительно ради спортивного интереса мы рассчитаем еще и перехватчик, использующий кислород - водородный ЖРД. Вдруг «завтра» пригодится? Будет интересным и рассчитать перехватчик с ЯРД с твердой активной зоной.

Начнем с расчета перехватчика с перспективным ЯРД. Будем считать, что у нас далекое будущее и реакторы с ядерный ракетным двигателем на газообразном топливе уже отработаны в производстве и эксплуатации. Удельный импульс такого реактора при использовании воды в литературе не обсуждался, можно только догадываться, что он будет меньше такового в той же пропорции, что и для гидразина для ЯРД с твердой активной зоной. Таким образом получаем удельный импульс 15 000м/с. Конечная масса перехватчика складывается из массы ракет, корпуса, баков, двигателей, систем жизнеобеспечения, радара… ну, и летчика, конечно.
Масса ракет, как мы видели выше, ожидается от 4,5т до 7т. Примем ее 7т. Пять ракет (четыре боевых плюс одна спасательная) 35т.
Обитаемый модуль с системами жизнеобеспечения ни у кого еще легче, чем 3 тонны, не получался.
Массу баков пока оценим в 3т.
Современные радары дальнего ПВО весят по несколько тонн, и ожидать значительного снижения массы не приходится. Примем массу всего радарного комплекса с охлаждением и компьютерами 1т.
Вес двигателей зависит от того, какую тягу мы от них ожидаем получить. Давайте считать, что перехватчик развивает ускорение в 1g. Поскольку стартовая масса ожидается в районе 500т, тяга двигателей должна быть где-то в районе 500т (5000кН). Если считать, что вес двигателя ЯРД с газообразной активной зоной будет аналогичным весу ЯРД с твердой активной зоной (при этом мощность у него почти на порядок больше), то получим вес двигателей 500/12=41,7т.
Кроме того, как мы уже сказали, нужны стартовые ускорители (они же маневровые двигатели), мощные ЖРД с небольшим запасом топлива. Их масса оценивается в 1т, к ним еще нужен хоть какой-то запас топлива для маневрирования в конце полета. Пусть будет 500кг.
Итого масса корабля:
35т+3т+3т+1т+41,7т+1,5т=85,2т.
Если задаться стартовой массой 500т, то получится, что запас рабочего тела (воды) составит 500-85,2=414,8т.
Посмотрим, чего можно добиться при таких параметрах:
Максимальная скорость по Циолковскому:
V= 15км/с*ln(500/85,2)=26,54км/с.
Но из этой скорости мы, как уже было сказано, для преследования кометы сможем использовать далеко не всю. При планировании перехвата начальство должно исходить из того факта, что перехватчик может не выйти на нужную позицию и должен будет вернуться с ракетами (такое условие поставлено в романе, в реальной жизни, скорее, поступили бы по-другому: скинули бы ракеты по такой траектории, чтобы они ушли на Солнце, а за счет этого разгоняли бы перехватчик по полной). По этой причине массу перехватчика после разгона должны были считать равной 85,2т плюс запас топлива, чтобы вернуться (т.е.М1/М2=М2/М3), где М1- стартовая, М2-масса после первого разгона на перехват кометы, М3 – масса при подходе к базе при возвращении после неудачного перехвата (85,2т).Отсюда:
М2=Корень квадратный из (М1*М3)=206,4т.
Соответственно скорость, которую может развить перехватчик для перехвата кометы (теоретическая по Циолковскому)
V=15км/с*ln(500/206,4)=13,27 км/с.
С учетом КПД:
V=13,27*0,8=10,61км/с.
Что делает в романе Волд Аскер? Он выходит на перехват с уверенностью в том, что после перехвата ракет у него не останется, а спасательную ракету он планирует просто сбросить (направить на Солнце). Это сразу дает ему конечную массу М3 не 85,2т, а 3т+3т+1т+41,7т+1,5т =50,2т.
Соответственно М2=158,43т, скорость V=15км/с*ln(500/158,43)=17,24 км/с,
С учетом КПД
V=13,8км/с.
Время разгона до 17,2км/с около 1080с на расстоянии 1350км. Ориентировочный вид перехватчика с ЯРД см. рис.6.

Рис.6 Перехватчик с перспективным ЯРД.

Аналогичный расчет можно провести и для перехватчика с кислород - водородным двигателем. В качестве прототипа возьмем двигатель SSME со «Спейс Шаттла» (2 ступень, 1981г). Тяга в пустоте 2,09МН, I=4464м/с, масса сухого 3175кг, коэффициент соотношения компонентов топлива Km=6 (избыток окислителя). Давайте зададимся той же стартовой массой и посмотрим, что мы получим в этом случае. М1=500т. Масса двигателей при ускорении 1,5g и тяге 750т (7,5МН) составит примерно 11,39т, соответственно масса М3=35т+3т+3т+1т+11,39т+1,5т =54,9т.
Отсюда М2=165,68т (утечки водорода и кислорода за время полета не учитываем, что, по большому счету, неправильно, за такое время полета утечет довольно много).
Отсюда теоретическая скорость по Циолковскому:
V=4464км/с*ln(500/165,68)=4,93 км/с
Более реальная с учетом КПД 80%
V=3,94км/с.
Рис.7. Перехватчик с кислород – водородным ЖРД.


Будет интересным и рассчитать перехватчик с ЯРД с твердой активной зоной. При использовании таких же ускорений (1g), как и для перехватчика с газообразной активной зоной ЯРД, можно получить параметры перехватчика простым масштабированием (веса двигателей, как мы помним, мы взяли примерно равными). Тогда получим, что такой перехватчик при импульсе с использованием воды в качестве рабочего тела около 4500м/с развивает скорость около 3,2км/с (с учетом КПД). Назовем этот вариант перехватчика «быстрым» (за то, что он развивает относительно большое ускорение).
А теперь давайте посчитаем, что мы сможем получить из перехватчика с ЯРД, который развивает небольшие стартовые ускорения (например, 0,2g). Назовем это вариант перехватчика «медленным».
Тогда при той же стартовой массе 500т потребуется тяга двигателей 100т (1000кН). Получим массу двигателей корабля м=8,33т.
Общая масса перехватчика М3=35т+3т+3т+1т+8,33т+1,5т =51,83т
Отсюда М2=161т,
Отсюда теоретическая скорость по Циолковскому:
V=4500км/с*ln(500/161)=5,1 км/с
Более реальная с учетом КПД 80%
V=4,07км/с.
При этом до этой скорости корабль будет разгоняться примерно 1600с и пройдет расстояние 523км.
Не скорость астероида, но для того, чтобы выйти в точку перехвата, вполне достаточно. Выглядеть такой перехватчик будет примерно так же, как и с перспективным ЯРД (рис.6), бак для воды чуть-чуть побольше, ЯРД чуть-чуть поменьше.


Выводы из главы:
Пусть вас не ужасают огромные стартовые веса перехватчика – мы изначально задались слишком большим количеством ракет (4 боевых). В реальных условиях перехватчик нес бы максимум 1-2 ракеты. Кроме того, основную долю в наборе скорости должен нести не перехватчик (ему возвращаться!), а ракета, т.е. отношение начальной и конечной масс у нее должно быть где-то на уровне 10/1 – 20/1, и желательно, чтобы ракета была многоступенчатой (или хотя бы сбрасывала баки в случае с ЯРД). При этом масса перехватчика уменьшается в разы и вместо озвученных 500т превращается во вполне реальную цифру 100 – 250т. Судя по тому, что В. Аскер смог заметно ускорить корабль с помощью 2,5т воды, которые он слил из охлаждения, примерно такой корабль у него и был. Но дальнейший расчет перехвата мы будем вести на основе расчета корабля с ЯРД с газообразным топливом активной зоны и стартовой массой 500т – просто потому, что мы его более – менее точно посчитали, для более легкого корабля с такими же удельными весами топлива и нагрузки динамика полета будет такой же или близкой.
Может вызвать удивление, что при обсуждении перехвата обсуждается только ускорение в направления астероид – Земля и никак не обсуждается перехват в перпендикулярном направлении. Это, конечно, важный элемент перехвата, но мы обсуждаем роман, в котором изначально задано, что на орбите находится очень много станций (110), при этом расстояние между ними (при условии круговой орбиты) около 800тыс.км. При полете станций по эллипсоидной орбите это расстояние будет меньше. При использовании скоростей в километры в секунду и времени перехвата, исчисляемого сутками, пройти это расстояние не представляет проблемы (при скорости 4км/с суточный путь составит 345,6тыс.км). У нас же по условиям романа астероид выходит почти точно на станцию (отчего Волд Аскер и попадает «под раздачу»). В реальной жизни астероиды такого размера обнаруживаются в худшем случае примерно за месяц, так что время долететь будет, и 110 станций (как и десятков перехватчиков) не потребуется.
Если при современном уровне технологий опасный астероид обнаружить за месяц, а станция с перехватчиками находится вдвое дальше от Земли, чем Луна, то перехват будет выглядеть примерно так: сутки будут заливать жидкий водород в баки перехватчика и ракет, потом они 20 суток будут лететь на перехват и перехватят астероид на расстоянии примерно 7,8млн.км от Земли (расстояние от Луны до Земли - 384 000км). Мало, конечно, но хоть что-то. За такое время можно будет произвести многократную коррекцию орбиты и навести перехватчики и ракеты очень точно. В итоге все перехватчики, которые вылетели, до астероида и долетят.

О перспективной технике.
В расчетах мы просмотрели возможности перехвата на уровне современной техники или ближайшей возможной. Не обсуждался термоядерный реактор с рабочим телом «водород», плазменные двигатели большой мощности (они возможны при условии создания легких реакторов) и двигатели комбинированных типов. Скажем и про них пару слов.
Термоядерный реактор с рабочим телом «водород» при гораздо большем импульсе даст возможность создать перехватчик со всемеро большей скоростью (40-60км/с), либо уменьшить стартовые веса раз в пять (впрочем, вес самого реактора пока остается тайной).
Плазменные двигатели большой мощности возможны, например, на базе таких ядерных реакторов, у которых энергия от ТВЭЛов передается напрямую рабочему телу (водороду), а затем переходит в электрическую в МГД – генераторе (водород после этого остывает и возвращается вновь в активную зону). При этом достигать максимальных удельных импульсов (290км/с, как в табл.1) совсем необязательно. При росте импульса тяга растет в первой степени, а потребная энергия – в квадрате. При относительно небольших импульсах в районе 15км/с получится очень неплохой тяговый двигатель. Такой двигатель может иметь много преимуществ, если его удастся сделать относительно легким, а в качестве рабочего тела использовать широко распространенные и легко хранимые элементы (воду, алюминий и пр.) Если удастся создать двигатели с импульсом 15-30км/с и удельной тягой 1-20 тонн тяги на тонну веса, то они могут создать хорошую конкуренцию ядерным двигателям с прямым проходом рабочего тела через активную зону.
Кстати: Если принять КПД системы реактор – МГД генератор за 25%, а КПД плазменного ускорителя за 80%, то тогда мощность реактора на каждую тонну тяги должна составлять 500Мвт (при импульсе 20км/с).
Возможно создание комбинированных двигателей, например, таких, когда рабочее тело (например, тот же водород и кислород) ускоряется в классическом ЖРД, а затем ещё дополнительно разгоняется энергией от бортового ядерного реактора. Однако, такие схемы требуют умений обращаться с плазмой с помощью магнитных потоков, а это пока достаточно темная для человечества область знаний. Возможно и использование электростатических полей, однако, это все требует дополнительных исследований. Кроме того, достаточно легкие реакторы, производящие электрическую энергию, пока не созданы.
Возможно и применение новых физических принципов или применение старых в новом прочтении, но тут они за отсутствием информации не обсуждаются.

Часть 5. Перехват астероида.
Теперь давайте посмотрим, насколько реально описан процесс перехвата астероида. Начинается все с того, что 15.03.3006г. в 03 часа 26 мин Аскер просыпается по тревоге. Где-то в 03:30 его корабль уже в космосе. Отрабатывают стартовые ЖРД (это от них у него темнеет в глазах), но прибавку в скорости от них можно не считать – не факт, что они разгоняли корабль в нужном направлении, их задача – увести корабль от базы и развернуть его в нужном направлении. Включается реактор и разгоняет корабль до 1000м/с (время разгона 500с) – корабль ложится на курс, расписанный по предварительному расписанию (по вееру). Такое расположение никак не относится к текущей ситуации – просто так делали на тренировках, и в обстановке большого незнания командование действует по шаблону. Аскер идет пить чай и ждать уточнений.
Какова скорость астероида? Позднее в романе Аскер удивляется тому, что ему встретилась какая-то странная комета: по виду астероид, а скорость как у кометы. Давайте примем скорость астероида за 60км/с. (Позднее в романе выясняется, что этот астероид военные сами запустили для оправдания проекта – для этого его могли на высокой орбите и разогнать, отсюда и такая странная скорость).
Через 1,5 часа (в 05.01) приходят уточнения: вероятный перехват через трое суток. Аскер с ругательствами (напрасный расход воды) выключает реактор и готовится к долгому ожиданию. Корабль Аскера идет по направлению к Земле с небольшой скоростью (т.е. корабли с людьми запущены по второму варианту перехвата – «вдогонку»). Некоторые автоматические корабли в романе атакуют астероид намного раньше (на 8ч, что соответствует 1,728млн км пути астероида) – такое могло произойти только в том случае, если автоматы были запущены по первому варианту перехвата, «навстречу». Очевидно, командование выстраивает многоэшелонную защиту как по длине, так и по ширине перехвата, заранее запуская корабли с большим рассеиванием для увеличения зоны охвата и компенсации возможной ошибки, из-за чего множество кораблей вообще в итоге выпадают из перехвата – не очень умное поведение. По этой причине Волд Аскер впоследствии в личных беседах (в госпитале и на Вентере) и оценивает перехват как «провал». Схема расстановки кораблей см.рис.9 «Схема расстановки».
Может вызвать удивление тот факт, что между обнаружением астероида и уточнением его орбиты проходит так много времени. Однако, удивительного тут немного. Мало просто обнаружить астероид и занести его в категорию опасных – нужно точно вычислить его орбиту. Обнаружить астероид (комету) можно и за год до вероятного столкновения, а вот точно вычислить орбиту… Какой смысл перехватывать астероид, если он пройдет в 20000 км от Земли? Никакого. А для того, чтобы вычислить орбиту с такой точностью на расстоянии в 14млн. км., нужно хотя бы три точки траектории и время. Отсюда и такое долгое ожидание.
Рис. 8. Схема расстановки кораблей.


Но вернемся к хронометражу перехвата.
17.03.3006. 16 часов 44мин (двое суток 13 часов и 14 минут после старта). Корабль - автомат выходит на перехват. Перехват неудачный. К этому моменту корабль Аскера прошел к Земле примерно 280тыс.км. Надо заметить, что этот автомат не мог быть запущен со станции 2S-12, он слишком далеко, очевидно, это автомат с другой станции. В романе это не уточнено.
18.03.3006. 04 часа 01 мин, проходит еще 11ч17мин. Еще один автомат выходит на перехват. Перехват неудачный. Корабль Аскера проходит к Земле еще 41тыс.км (всего – 321тыс.км)
18.03.3006. 12 часов 34 мин (8ч33мин после последнего перехвата).
Корабль Аскера проходит к Земле еще 31тыс.км (всего – 353тыс.км)
Обитаемые перехватчики в зоне досягаемости. Дальше в романе все описано весьма приблизительно. По логике вещей, в этот момент перехватчики должны ускориться до максимально возможной скорости (мы выше ее рассчитали ее величину – 13,8км/с за 1080с) и, попав в нужную точку, выпустить ракету. Ракета должна разогнаться до скорости 5,79км/с за 430с (считаем, что у нас ракета с ЯРД) и хотя бы пару десятков секунд пролететь с такой скоростью (иначе подпалим собственный корабль). Суммарная скорость ракеты – 20км/с. Можно ли перехватить астероид (60км/с) с такой скоростью? Теоретически, да, если перехватчик окажется в нужное время в нужном месте. В нашем романе у них было на это время – за двое суток в реальной жизни они бы все туда слетелись. Но в романе им помешала изначальная диспозиция – им просто дали команду лететь не туда, что, конечно, вызывает ряд вопросов и к автору романа, и к командованию перехвата. Согласен – это тонкое место.
Следующая указанная временная точка - 18.03.3006. 15 часов 29 мин. За это время корабль В. Аскера должен был проделать те же действия, что и атакующие корабли, иначе он оказывается в большом пролете. То есть он должен был разогнаться до максимума и смотреть, куда вывезет нелегкая. За это время (2ч55м минус время на разгон) он должен был пролететь со скоростью 13,8км/с примерно 132 500км. Почему за это время астероид его не обогнал (напомню, он движется быстрее перехватчиков на 50км/с и должен был пролететь за это время 576000км), в то время, как его товарищи остались далеко позади после атаки? Ответ может быть только один – его товарищи по диспозиции должны были быть в другом месте, и их разделяли те самые 353 тыс. км, которые Аскер набрал после старта (разницу в сто тысяч километров засчитаем за погрешность).
Что еще произошло за это время? Корабль Аскера, как мы помним, выпадал из зоны перехвата. Что его может спасти в этой ситуации? Либо если его кто-нибудь ускорит (таковых рядом нет, единственный ресурс – это по-другому считать массу возвращения на базу, об этом выше, но это всего лишь лишних 2,2км/с). Либо если рядом окажется какое-нибудь крупное тело со значительной гравитацией, способное перенаправить траекторию корабля без значительного расхода рабочего вещества. Такое тело в нашей системе есть. Это Луна.
Правда, расстояние от станции до Луны, как мы вычислили ранее, составляет около 14 млн.км., наш же герой за все время пролетел аж 500 тыс.км с приписками. Одно из трех – либо идиотское начальство с самого начала приказало им набирать полную скорость, и тогда они действительно могли оказаться около Луны (верится в это слабо, да и расстояние слишком велико), либо Аскер в первой главе приврал (это где про «Земля – маленькая точка») и на самом деле видел Землю в полтора раза больше, чем Луна видна с Земли, а станция находится где-то на расстоянии 1млн.км. от Земли, либо автор романа несколько сгустил краски и не стал рассчитывать точный хронометраж. Отметим это как явную ошибку и посмотрим, что могут дать Аскеру различные эволюции вокруг Луны.
Луна действительно может дать некоторую прибавку к скорости (порядка километра в секунду при очень близком облете) и – главное – изменить траекторию, но при этом Аскер должен пройти не между астероидом и Луной (это отклонит его в другую сторону, ОТ астероида), а с противоположной от астероида стороны (см. рис.9). Отсюда и фраза Аскера: «Начну палить, как только выйду из-за Луны». Луна закрывает ему цель. Конечно, для того, чтобы воспользоваться Луной таким образом, она должна быть в очень удобном положении, а такое бывает только в кино… но у нас же кино! Кстати, при скорости 13км/с Аскер пройдет диск Луны (это если по прямой) за 342с, чуть меньше пяти минут. В реальности ему, конечно, идти не по прямой, а по гиперболе, а это занимает несколько больше времени, но плюс-минус пять минут… я вас умоляю.
После перехвата Аскер обнаруживает, что маневр с Луной, который он придумал, вывел его на такую орбиту, на которой он уходит очень далеко и очень надолго от Земли. Могло такое быть в реальности? Нужно знать все параметры орбит и все точные скорости, чтобы точно ответить на этот вопрос, а вы, я полагаю, уже заметили, что у нас тут сплошные неизвестности. Вдруг у Аскера был термоядерный реактор, который на нескольких каплях разгоняет на километры в секунду?
Теоретически такая ситуация возможна, но крайне маловероятна, если только Аскер не был последним идиотом и не спалил ту воду, на которой полагалось возвращаться домой (а на идиота он не похож). Хотя… он мог понадеяться на то, что спасется малыми импульсами на высоких орбитах, и израсходовать ту воду, которая требовалась для полного торможения (что дало бы ему еще 6-10км/с). В реальности при штатных запасах рабочего вещества (соответствует массе корабля, обозначенной у нас как М2) он преспокойненько ушел бы на высокую орбиту, там дал бы небольшой импульс и через несколько недель или месяцев неспешного дрейфа подрулил бы к одной из станций под звуки оркестра. Но тогда не было бы романа и всех приключений…

Будет интересным оценить, насколько сильно мог повлиять импульс термоядерной бомбы на астероид и стоило ли его атаковать на таком близком расстоянии. Предположим, что одна сотая мощности бомбы передалась астероиду как кинетическая энергия (это 0,6Мт, что соответствует 2,51*1015Дж). Астероид у нас дал обломки размером в 200 метров (от цунами погибло несколько человек), значит, изначально он был размером метров 600-700. Будем считать его шаром изо льда, тогда его масса 85млн.т. Какой части астероида мы придали какое ускорение? Предположим, одной десятой, тогда ее масса 8,5млн.т, а ускорение 769м/с2(сильна Кузькина мать!). Оставшийся астероид получил импульс 6,5*1012 Н*м, что соответствует прибавлению скорости 77м/с. Предположим, нам повезло и взрыв произошел точно сбоку от астероида. Тогда за время полета до Земли (6400с) он отойдет от точки встречи с Землей на 492км (радиус Земли, напомню, 6400км). Много это ил мало? Иногда это может спасти, в том случае, если астероид должен был только «чиркнуть по краешку», а не попасть прямо в центр… но лучше осуществлять такой перехват где-нибудь подальше, раз так в десять, а лучше в сто (т.е. примерно там, где находится по роману станция 2S-12).

Часть 6. Выводы.
При тщательном разборе в романе можно найти несколько нестыковок по физике: станция находится слишком высоко для того, чтобы корабль успел дойти до Луны, корабли – перехватчики действуют слишком неэффективно, астероид обнаружен слишком поздно, критическая ситуация с главным героем после перехвата явно надумана. Однако, на каждое из этих возражений существует свое «может быть». Теоретически, все это могло случиться при определенных условиях.
Во всяком случае, те возражения, которые мне приводили во время обсуждения романа – что – де для перехвата нужны слишком большие скорости и ускорения – не выдерживают никакой критики. Из описания видно, что перехват возможен даже на современном уровне техники, а ускорения там могут использоваться просто крошечные, на уровне нескольких g или даже десятых g (особенно для тяжелых ЯРД). Даже лучше, если будут использоваться небольшие ускорения.
Мне же как автору стоит покаяться и признаться: одной из целей романа было показать, что космос может быть очень интересным занятием, что в нем возможны нестандартные действия, например, маневры с использованием гравитации, отпиливанием куска собственного корабля и прочие шалости, и что расчет этих маневров не так уж и сложен. Отсюда и притянутая за уши ситуация с маневрами вокруг Луны, и злобный заговор среди руководства. Однако, если вы все это прочитали или хотя бы посмотрели картинки, то мне следует только самодовольно ухмыляться: цель достигнута. А если кто-нибудь после прочтения романа решит освоить программы – космические симуляторы (хотя бы тот же Лунолет, о нем ниже), то мне полагается быть просто счастливым.

Часть 7. Об авторе и его базе знаний.
Как уже было сказано, во время обсуждения романа прозвучало мнение, что все, сказанное в романе про перехват кометы, неправда, и что у автора нет необходимых знаний для написания научной фантастики такого уровня. Что же, придется сказать несколько слов про автора. Откуда я это все знаю и что дает мне право рассуждать о предмете так легко и непринужденно?
Дело в том, что программа, в которую играет Волд Аскер и которую он набирает в начале каждого вылета, существует в действительности. Она называется «Лунолет». Точнее, это комплекс программ, они появились в 1985 – 1987 годах в журнале «Техника – молодежи» и были предназначены для калькуляторов Б3-36 или МК-61. Создатели этого проекта - Сергей Алексеевич Волков (алгоритмы) и Михаила Пухова (фантастический рассказ, организация). Кто из них разрабатывал идею и программу, не знаю, насколько я понимаю, они оба по образованию были математиками. Идея проекта была проста и гениальна. В начале шел рассказ, в котором главные герои попадали в какую-нибудь передрягу, а потом шла программа, на которой предлагалось повторить и обсчитать их приключения. Программа была пошаговая. Первая программа серии моделировала простое равноускоренное движение (вверх – вниз в постоянном поле тяжести), последующие обсчитывали полет вокруг Луны или даже от Луны к Земле.
С моей точки зрения, это был великолепный образовательный и обучающий проект. Сколько людей стали математиками, программистами или просто стали лучше учиться – даже предположить сложно. Я на момент появления программы как раз изучал в школе равноускоренное движение. Благодаря программе я выучил весь учебник, а когда его стало не хватать, пошел по библиотекам. Я набирал код программы в школе на перемене и играл на какой-нибудь биологии. Многократно врезаясь в Луну, я очень хорошо тогда прочувствовал, что в космосе чего стоит и чего делать ни в коем случае нельзя. Потом я попробовал написать программу – симулятор полета самолета (естественно, только в вертикальной плоскости, без скольжения). Успешно. Потом, когда пошли бейсиковые персоналки, несколько раз переносил «Лунолет» на бейсик для младших товарищей. Ходить в школу на физику (а потом и на программирование) после этого стало просто неинтересно.
Современные игроманы, наверное, и представить себе не могут, что с программой длиной в 80 шагов (это где-то 50 операторов) можно играть часами и с большим азартом. Но это было! При этом огромным достоинством программы было то, что ты всегда понимал физику и суть происходящего (а если не понимал, то столкновение с Луной очень быстро учило). В современных играх, к сожалению, никогда не понимаешь, что происходит за красивой картинкой. Благодарный народ помнит о программе с большим уважением, если вы наберете в Яндексе «Лунолет», то вы увидите, что проекту посвящено множество сайтов и блогов. Умелые люди даже написали эмулятор калькулятора и выложили тексты эти программ – при желании можно поиграть на ней и сейчас. Из подобных программ известны программа «Orbiter» (http://www.orbitersim.com) и космический калькулятор в базе данных НАСА/IPAK http://nedwww.ipac.caltech.edu/
Известна реконструкция полета «Лунолета» в программе «Orbiter» http://www.geocities.com/levinkirill/Kon-Tiki/.
Однако, следует признать, что такого простого и понятного симулятора, которым был «Лунолет», в настоящее время нет. Да и фантастический рассказ к нему не помешал бы. Вношу предложение: если этот текст читают программисты (или даже просто энтузиасты), предлагаю совместно создать целую серию симуляторов. Начать, я думаю, можно с рассказов Пухова (с первых серий Лунолета про равноускоренное движение), только программу дать не в кодах калькулятора, а таблице Excel. Можно даже написать красивую игрушку с 3-мерными моделями кораблей и панелями управления с кнопочками и мигающими лампочками, а параллельно с ней давать такой калькулятор или таблицу Excel с пробитыми формулами в ячейках и пошаговой инструкцией. Дальше – больше. Начать использовать в Excel Visual Basic для тех расчетов, которые требуют программ, но опять же – с пошаговой инструкцией и описанием Visual Basic, так, чтобы наши дети могли «пощупать руками» все нюансы до последнего. Потом можно создать и симулятор полета самолета, и экономические симуляторы типа той же «Цивилизации». Программы можно выкладывать на бесплатные сайты (завести специальный), можно попроситься на страницы ТМ – но только там будет не программа, а только рассказ и объявление о том, что на таком-то сайте появилась новая задача или новый конкурс на оптимальную траекторию. Думаю, в Т-М будут рады возвращению Лунолета. Рассказы к программам могу и я написать – обещаюсь совершенно бесплатно. А может, и рассказ сразу переносить на сайт, а в журнале оставить только объявление («Возвращение Лунолета!» и т.д).
Думаю, это будет интересно и востребовано, особенно если со временем добавлять новую технику, новые подробности устройства техники и т.д. Это будет отличный образовательный проект, который со временем может вырасти в новые технологии обучения через игру и… кто знает, возможно, изменит уровень умелости и образованности? Не всю же жизнь человечеству играть в DOOM и его клоны. Не думаю, что из такого проекта можно будет вытрясти много денег, но что-то получить можно будет. За рекламу на сайте, гонорары от журнала (-ов).

Но вернемся к автору и его базе знаний. После школы я поступил в МАИ, занимался орбитальными ракетопланами, к сожалению, немного и не так глубоко, как мне хотелось бы. Познакомился с людьми, которые в 30-ые годы были комсомольцами, воевали, а после войны стали создателями ракетной и космической техники. Они много чего рассказали о том, как умышленно разрушались техника и все остальные системы в СССР. После института я недолго поработал на фирме Туполева, затем ушел на одно из предприятий нынешнего концерна ПВО Алмаз-Антей, работал с системами ПВО. Там я проработал до последнего времени, был расчетчиком прочности и деталей машин, ведущим инженером, готовился к защите кандидатской по радарной технике. А потом пришли новорусские комиссары и все помножили на ноль. Пришлось бежать в западные фирмы, батрачить на самом низком конструкторском уровне и радоваться тому, что есть хотя бы еда.
Про западные фирмы могу сказать только то (я сменил их несколько, а знакомых имею в еще большем количестве), что градус бюрократизма и дебилизма в них гораздо круче, чем в советских. В советских хоть как-то можно было уговорить начальство не делать глупостей. В западных фирмах каждая глупость тут же стандартизуется и окаменевает, после чего все только разводят руками: стандарт.
За прошедшее время я неоднократно наблюдал, как представители нескольких поколений молодых и вроде бы вменяемых конструкторов ушли в начальники и превратились в совершенно невменяемых и крайне вредных для дела личностей, непрошибаемых никакой логикой. Скажу кратко: Принцип Питера и законы Мерфи действуют стопроцентно.
Я видел, как разрушаются изобильные и благополучные государства. Я видел, как политические лидеры на развалинах великой империи вместо того, чтобы бороться за новую счастливую жизнь для своих народов, все силы тратили только на то, чтобы захапать и продать подороже материалы от руин, а все вырученные средства тратили на возведение дворцов и прочее глупое хвастовство. Я видел, как народы новообразованных государств вместо того, чтобы прогнать предательских лидеров и строить общее счастье, лишь одобрительно кричали «Правильно!» и наперегонки тащили если не остатки от руин (их забрали лидеры), то хотя бы камешки и обрезки кабелей.
Возможно, моя база данных и мала для того, чтобы писать фантастику. Но вот пусть только кто-нибудь скажет мне, как при таком опыте можно фантастику НЕ писать?
Так что остаюсь всем с приветом
Ваш Владимир Лавров.

В качестве юмора:
Кстати, уже после того, как выложил книгу на всеобщий доступ, прочитал в газете «Завтра» статью С.Кургиняна, в которой четко говорится о том, что правящие круги капиталистических стран активно работают над созданием проекта «Абсолютного ублажителя», планируют подсадить на него 80% человечества. Делается это с целью поддержания экономики и стабильности: подсаженные на виртуал игроманы – наркоманы будут готовы на любые повышения цен, лишь бы их не отключили от любимой соски. Называется проект «Second Life». Игра с таким именем уже существует. Так что всякие Травианы и Симсы – это только цветочки. Когда я писал «Симфонию..», я об этом не знал, чесс – слово. Вот такой вот смех.







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

198
ЦВЕТ ОСЕНИ. ХУЖЕ СМЕРТИ.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft