16+
Лайт-версия сайта

Моя домашняя студия. Эдуард Качанов. Роман Остапчук

Литература / Статьи / Моя домашняя студия. Эдуард Качанов. Роман Остапчук
Просмотр работы:
27 января ’2012   13:49
Просмотров: 24457
Добавлено в закладки: 4

Мой канал в ютюбе - https://www.youtube.com/user/Eduard4687

Статья написана давно для размещения на сайте студии (который уже ликвидирован). Некоторые вещи уже устарели, но в целом принципиальный подход к проблеме остался актуальным.
Статья совсем немного подредактирована в январе 2012.
Надеюсь, кому-то она будет интересна и в чем-то полезна.

P.S. Данный материал во многом уже устаревший, технологии ушли вперед. Но все же некоторые принципы актуальны и поныне, так что в чем то изложенное может быть полезно начинающим.
Сентябрь, 2017, Черновцы


МОЯ ДОМАШНЯЯ СТУДИЯ

Студия родилась из удачной попытки аранжировать и создать на компьютере фонограмму небольшого инструментального произведения без коммерческих на то притязаний.
Использовали имеющиеся под руками технические возможности, состоящие из компьютера Pentium II-800-128Mб-HDD20Гб с 16-битной звуковой картой SB-Live, бытового синтезатора – "самограя" CASIO-731 и оригинала нотной партитуры для духового оркестра. Задача решалась в "четыре руки": мною как лидером, в далеком прошлом музыкантом-любителем, профессиональным инженером-конструктором и в настоящее время руководителем небольшого предприятия, и Романом Остапчуком, молодым увлекающимся радиоэлектронщиком и фотографом с незаурядными способностями и небезразличным к мелодичной музыке.
После того как фонограмма в каком-то приближении получилась – процесс увлек, появились творческие идеи, навеянные примитивностью большинства современной попсы.
ХХ век, золотой век поп-музыки и музыкантов, оставил богатое музыкальное наследие и как инструмент для творчества, и как музыкальный источник, в котором будет черпать вдохновение еще не одно поколение поклонников мелодизма, гармонии и интересных ритмов. Любители музыки независимо от возраста никогда не смогут в равной степени любить все стили и всех исполнителей. Все стили и формы переживали с течением времени взлеты и падения, знали перемены моды. Но если не пренебрегать музыкальным наследием прошлого, обобщать и переосмысливать его, то музыкальная культура несомненно станет только богаче.
Опираясь на поэтическое наследие и традиции прошлого века с его тонкой глубокой лирикой, пронизанной стихийной могучей жизненной энергией, яркими чувствами и всепобеждающей любовью к Жизни и Человеку, его мелодизм, а также приемы, ритмы, техническими возможностями современной "продвинутой" (с нашей точки зрения) поп-музыки и традиции славянского шансона мы задумали с этим поэкспериментировать.
Для воплощения этих идей имеющихся в наличии технических средств и квалификации явно не хватало. А «вариться» в собственном «соку» и освоить в короткие сроки хотя бы на среднем уровне технологию работы со звуком без обращения к чужому опыту – нереально.
Пришлось обратиться за консультацией к известному в Украине клавишнику и аранжировщику Евгению Беляеву (evgeny49 на сайте «неизвестный гений). Помощь получили, что было, как потом стало ясно, совершенно нетипично для современной музыкальной тусовки. В мире звукозаписи технологическими секретами, как правило, не делятся, и информацию надо "добывать" по крупицам из разных источников, а также на основе собственного опыта ошибок и находок. В мире шоу-бизнеса царит заносчивость, безудержный эгоизм и жестокий принцип "кто – кого?". Однако, как говорил Козьма Прутков, специалист подобен флюсу: полнота его одностороння. Поэтому периодически стали привлекать в качестве консультанта профессионального системщика Петра Калмыкова, который нам во многом помог по конфигурированию компьютера и системы в целом.
Накопив за 10 лет определенный опыт студийной работы, можем поделиться некоторыми технологическими приемами и принципами, что, возможно, позволит кому-то сэкономить время и деньги.
Естественно, учитывая наш скромный опыт, никаких "Америк" мы открывать не собираемся, это всего лишь некоторое обобщение имеющегося опыта и видение проблемы глазами инженеров и восприятие результатов ушами музыкантов любителей – поклонников разнообразной мелодичной музыки, много лет увлекающихся Hi-Fi звуком.
В музыкальной среде технически грамотных людей немного, поэтому там пользуются принципом "чем дороже – тем лучше", ориентируясь на брэндовые "раскрученные" марки высокой стоимости. В какой-то степени так оно и есть: хорошая студийная аппаратура стоит дорого. Тем более что цены на студийное оборудование сильно завышены. Но далеко не всегда дорогая студийная техника автоматически обеспечивает высокое качество фонограмм. Поэтому в случае комплектования малобюджетной студии класса "home" следует оптимизировать и минимизировать выбор технических средств для студии по принципу разумной достаточности.
Итак, создание студии надо начинать с постановки конкретной задачи, определения жанровой направленности и круга слушателей или возможных потребителей, выбора алгоритма работы со звуком и под конкретные задачи комплектовать оборудование студии.
Всего нам известно несколько алгоритмов работы со звуком в home-студиях. В общих чертах они представляют собой следующее.
1. Озвучивание фонограмм осуществляется с помощью внешних блоков, а компьютер используется в качестве секвенсора и устройства управления. При этом компьютер может быть минимальной конфигурации, например, Pentium-133, с платой расширения midi-портов. На выходе может быть установлен комплект мастеринговых устройств с аналоговым микшером для создания полностью сведенной фонограммы с последующей ее записью на какие-то носители (MD, CD и пр.) или двухканальный хард диск рекордер.
Либо иметь на выходе многоканальный хард-диск рекордер и записывать аудио-трэки на винчестер с каждого внешнего устройства для последующего сведения. В этом случае нужен очень мощный компьютер.
Этот алгоритм весьма дорогой, так как требует большого парка внешнего оборудования, а хорошие внешние блоки – устройства дорогостоящие. Кроме того, в этом варианте требуется АЦП высокого качества в связи с необходимостью транзитных преобразований АЦП-ЦАП-АЦП, что ухудшает качество звука, фонограммы получаются "ватные".
Но студия в этом случае выглядит внешне очень впечатляюще!
2. Озвучивание фонограмм с помощью виртуальных сэмплеров. В этом случае компьютер должен быть как можно более мощным. Кроме того, необходимо использовать программы-секвенсоры способные работать с VST-плагинами (например, CUBASE), плюс большие потери времени на подбор сэмплов, требуется обширная библиотека сэмплов и ее надо хорошо знать.
3. Озвучивание по смешанному типу. На наш взгляд, для home-студий наиболее оптимальный и гибкий: при сравнительно небольших затратах можно создавать фонограммы достаточно высокого качества.
Созданные в midi аранжировки озвучиваются с помощью синтезатора звуковой карты, внешними устройствами, лупами, виртуальными сэмплерами и натуральными акустическими инструментами, что позволяет гуманизировать компьютерные аранжировки. Недостаток этого варианта – низкая скорость работы, необходима достаточно высокая квалификация и опыт аранжировщика и звукооператора. Все треки записываются в виде wave-файлов, и дальнейшее сведение фонограммы ведется на компьютере в wave-формате.
Мы работаем по третьему, смешанному, типу. Его и рассмотрим подробнее.
Состав минимального комплекта, способного обеспечить достойное качество фонограмм, как правило, универсален: компьютер с CD-RW приводом, хорошая звуковая карта, многоканальный хард-диск рекордер, фортепианная клавиатура с выходом "midi", несколько микрофонов для разных источников (обычно достаточно трех), предусилитель с фантомным питанием на входе (желательно ламповый), компрессор-лимитер, минидисковая дека, высококачественные «наушники», акустические системы – мониторы, усилитель НЧ. Ну, и набор программного обеспечения. Рассмотрим некоторые устройства подробнее.

Компьютер.
Как было сказано выше, начинали с Pentium-II-800. его возможностей явно не хватало. При работе с wave-трэками в реальном времени программы "тормозили" (особенно при обработке трэков), сводить одновременно более 5 трэков было нельзя, т.к. фонограммы звучали грязно. Компьютер часто зависал. Аранжировщик и звукооператор нервничали, производительность была низкая. Надо было повышать быстродействие, увеличивать объемы ОЗУ и винчестера, менять процессор на более мощный.
После модернизации получили следующую конфигурацию: Pentium-IV-2.4Гб, ОЗУ-512, HDD 2+80+120Гб, монитор ЖКИ 17'. Для повышения скорости работы, что очень важно при работе с wave-трэками в реальном времени и сведении десятков трэков одновременно, на двух одинаковых винчестерах организован программными средствами операционной системы Windows XP рейд-массив (RAID O), принцип которого заключается в том, что вся информация "делится" на две части и параллельно записывается и считывается одновременно с двух винчестеров. Благодаря этому увеличивается в два раза скорость доступа к данным (правда, при снижении надежности).
Для увеличения надежности работы, исключающей потерю данных во время редактирования файлов и работы с wave-трэками в реальном времени (а это часто результат многодневного напряженного творческого труда) используют рейд-массив RAID 5, требующий четырех одинаковых винчестеров. Но это дорогостоящая конфигурация и поэтому не всем доступна.
Кроме того, установлен дополнительный, архивный, винчестер емкостью 120 Гб для хранения wave-проектов, работа с которыми еще не закончена (бывает, одновременно в работе находятся до 5-7 проектов) и работы с видео. В конце работы проекты потрэково архивируются на CD и с винчестера удаляются.
Монитор с ЖКИ-матрицей позволяет много времени проводить у компьютера без чрезмерной нагрузки на глаза вследствие большой инерционности, высокого разрешения и мягкого излучения. То есть это фактор сохранения зрения. В этом случае глаза устают не больше, чем при чтении газеты.
Если позволяют финансы то желательно установить два монитора, что повысит удобство и оперативность в работе.
Модернизацией компьютера мы остались довольны и особых проблем с ним сейчас не возникает (если не перегружать его программами, не относящимися к музыке).

Звуковая карта и хард-диск рекордер.
Начинали мы, как было сказано выше, с обычной 16-битной карты SB-Live. Для создания аранжировок в "midi" и на их основе фонограмм без особых требований к их качеству – этой карты, может быть, и достаточно. А вот если есть желание довести качество фонограмм до профессионального уровня, то требуется более "продвинутая" карта с битностью не менее 24 и с более развитыми банками голосов. Несколько лет назад альтернативой была только звуковая карта/хард-диск рекордер Yamaha SW1000XG, компьютерный аналог тон-генератора MU-100R. Да и сейчас она лидирует в списке мультимедийных устройств. В процессе эксплуатации она полностью оправдала наши ожидания, так как позволяет создавать профессионально звучащие фонограммы, имеет довольно развитый интерфейс с возможностью редактирования голосов встроенного синтезатора. Двухвходовой хард-диск рекордер имеет встроенный АЦП (48 КГц, 32 бита), блок эффектов, 5-полосный параметрический эквалайзер, позволяющие работу с трэками в реальном времени, и 12-полосный цифровой микшер. В комплекте с картой поставляется программа Yamaha XG-Work для работы в "midi", обеспечивающая удобный и оперативный доступ к банкам голосов встроенного синтезатора емкостью 1267 голосов, набора ударных и имеющая пополняемый банк стилей.
Все аранжировки в midi создаются нами в программе Yamaha XG-Work.
Звуковая карта усилена дополнительной дочерней платой PLG 150VL, которая также может быть использована как дополнительная плата расширения банка голосов в клавишных инструментах фирмы Yamaha (например, Yamaha S80).
Дополнительно установлена 8-входовая звуковая карта ECHO LAYLA24. Правда, при этом пришлось установить несколько драйверов (выбор которого весьма важен при сведении многотрэковых проектов в wave-формате, фонограммы имеют свойство тормозить и зависать при неудачно выбранном драйвере).


Yamaha SW1000XG:
Многоканальная запись на жесткий диск, высококачественный волновой синтезатор с 20Mб памяти, многоканальная цифровая обработка всех источников звука и возможность управлять всеми функциями платы с помощью любого программного обеспечения через MIDI интерфейс, включая цифровое микширование и цифровую обработку через новую внутреннюю многоканальную шину, делают плату YAMAHA SW1000XG мощным инструментом в руках как профессионалов, так и любителей. Полностью цифровое аппаратное решение всех возможностей дает этой плате неоспоримые преимущества перед программно ориентированными системами работы со звуком, как в быстродействии системы в целом и в экономии ресурсов компьютера, так, и в качестве выходящего материала, что в конечном счете уменьшает количество рутинных операций, и предоставляет больше времени на творчество. Уникальная система расширения через цифровую шину позволяет легко добавить в систему один из семи дополнительных модулей серии PLG (синтезаторы и процессоры эффектов) или подключить SW1000XG к профессиональной многоканальной плате цифровой обработки звука DSP-Factory.

Характеристики:

• Аналого-цифровой преобразователь: 20 бит.
• Цифро-Аналоговый преобразователь: 18 бит.
• Отношение Сигнал/Шум: не менее 94dB.
• Цифровой звук: полнодуплексная запись и воспроизведение.
• Каналы записи: 4 моно или 2 стерео.
• Частота дискретизации оцифровки: 44.1/22/11 KHz.
• Разрешение оцифровки: 16 бит стерео или 32 бита моно.
• Каналы воспроизведения: 12 моно или 6 стерео с DSP обработкой; неограниченное количество без обработки (в зависимости от скорости работы жесткого диска).
• Частота дискретизации воспроизведения: 48/44.1/22/11/8 Khz.
• Разрешение воспроизведения: 16 бит стерео или 32 бита моно.
• MIDI интерфейс: 48 внутренних каналов и 16 внешних.
• Метод синтеза: AWM2.
• Полифония: 64 ноты.
• Размер ППЗУ: 20Mb.
• Количество инструментов: 1267; в режиме XG - 1074, в режиме TG300B - 614.
• Наборы ударных: 46; в режиме XG - 36, в режиме TG300B - 10.
• 7 независимых 24-х битных DSP процессоров.
• Шины эффектов: 6.
• Типы эффектов: Reverb - 12 типов, Chorus - 14 типов,
• Variation - 70 типов,Insertion 1,2 - по 43 типа, 5-band EQ - 4 типа

Входы и выходы:

• Линейный стерео вход.
• 2 линейных моно выхода R,L (RCA).
• Цифровой коаксиальный S/PDIF.
• MIDI интерфейс (DIN-6, переходник в комплекте).
• Цифровая шина для подключения DSP-Factory.
• Цифровая шина для подключения PLG модулей.


Совместимость:

• General MIDI.
• Yamaha XG.
• IBM PC или 100% совместимый.

Системные требования:

• Компьютер совместимый с PC/AT с процессором Pentium или выше.
• Операционная система: Windows 95/98/ME/2000/NT.
• 32MБ оперативной памяти (64MБ рекомендуется).
• Один свободный PCI разъем.
• Монитор VGA или Super VGA.
• Мышь, звуковые колонки или наушники.


PLG150VL
является синтезатором, моделирующий звучание акустических инструментов на основе построения и реализации математических моделей реальных музыкальных инструментов. Имеется 256 встроенных пресетов. Аналог синтезатора VL70-m. В комплекте с платой поставляется программа VL-Editor по моделированию звуков акустических инструментов.

Из недостатков карты Yamaha SW1000XG мы заметили следующие: при максимальном выходном уровне на аудиовыходе высокий уровень нелинейных искажений ("лечится" уменьшением выходного уровня на 3 - 4дБ), нелинейная АЧХ (на аудиовыходе), отсутствует цифровой вход (это серьезный недостаток!), слабые технические данные микрофонного входа.

В настоящее время на рынке есть и другие звуковые карты профессионального уровня. Например, компания Lynx Studio выпустила новую модель – плату Lynx Two. Опыта работы с ней у нас нет, но характеристики многообещающие. А как реально они повлияют на качество фонограмм поп-музыки – надо проверять. По крайней мере, проверка повышения частоты дискретизации с 44.1 до 96 кГц, при однократной оцифровке не обнаружила заметного повышения качества фонограмм. Но место на винчестере фонограммы занимают в этом случае в два раза больше.



LYNX TWO
Существует три модификации платы Lynx Two, которые отличаются между собой конфигурацией аналоговых входов/выходов:
• Модель Lynx Two A имеет 4 аналоговых балансированных 24-битных входа и 4 аналоговых балансированных 24-битных выхода
• Модель Lynx Two B имеет 2 аналоговых балансированных 24-битных входа и 6 аналоговых балансированных 24-битных выходов
• Модель Lynx Two C имеет 6 аналоговых балансированных 24-битных входов и 2 аналоговых балансированных 24-битных выхода

• Частота сэмплирования 200 кГц
• Уровень входного линейного сигнала +4 дБ или -10 дБ
• Цифровой формат 24-бит AES3 или S/PDIF с поддержкой суб-кода
• Конвертация частоты сэмплирования в реальном времени на цифровом входе
• Поддержка сигналов Dolby Digital® и HDCD
• 32-канальный / 32-битный микшер с 16-ю дополнительными выходами
• Различные алгоритмы дизеринга
• Чтение и генерация SMPTE кода
• Composite video genlock
• Синхронизация Word, 256 Word, 13.5 мГц или 27 МГц
• Чрезвычайно маленький джиттер
• Встроенные средства диагностики частоты генератора
• Возможность установки нескольких плат в один компьютер
• Два порта LStream™ поддерживают дополнительно до 8 входов/выходов
• Совместимость с модулями LStream для подключения оборудования по интерфейсам ADAT, TDIF и AES/EBU
• Драйверы для Windows 98/ME/NT/2000/ Macintosh ASIO 2.0

Хард-диск рекордер.
В случае достаточности двухканальной записи можно использовать хард-диск рекордер, встроенный в звуковую карту.
Если же требуется одновременная запись трех и более каналов, то необходим многоканальный рекордер. Из всего имеющегося на настоящий момент многообразия записывающих станций мы остановились на станции Aardvark Direct Pro Q-10, имеющей к тому же высококачественный АЦП.
До сих пор нам никто не смог убедительно объяснить: зачем в home-студиях, занимающихся компьютерными аранжировками и записью сольного вокала или инструментальных сольных партий, устанавливаются огромные дорогостоящие многоканальные (от 24 и более каналов) аналоговые микшерские пульты в "железе", к тому же занимающие много места? Абсурдная традиция! Зато придает студии солидный вид.

Aardvark Direct Pro Q-10:
Эта многоканальная система выполнена на архитектуре PCI. Поддерживает полно-дуплексный режим при записи/воспроизведении материала. На фронтальной панели рэкового блока находятся 8 разъёмов XLR для подключения микрофонов. На разъёмы с 1 по 4 может подаваться фантомное питание. Также присутствуют два (1/4" jack) специализированных гитарных входа и выход на наушники. На тыловой панели находятся MIDI-вход, MIDI-выход, S/PDIF вход/выход (выполненных на разъёмах RCA), Word Clock-разъёмы, 2 мониторных выхода, 8 линейных выходов и 4 разъёма для подключения внешних эффект-процессоров. Синхронизация возможна как по Word Clock, так и по MIDI Time Code и по S/PDIF clock. В комплект входит программное обеспечение - популярный секвенсор CakeWalk 9.0. Возможна установка до 4-х приборов в одну систему.

Спецификация:

• Конвертеры: 24 Bit A/D D/A Shielded
• Коэффициент нелинейных искажений: 002%
• Частотные характеристики: 7Hz - 22Khz

• Аналоговые входы:
8 XLR Discrete Mic Preamp w/Input trim & Phantom Power (1-4)
1/4" Balanced Line (+4 dBu/-10 dBv) w/Input Trim (replaces Line In 7&8)
2 1/4" E.F.R. tm Hi-Z Guitar Inputs w/Input Trim
4 1/4" Inserts tor using Mic preamps w/outboard effects
• Аналоговые выходы:
8 балансных 1/4" (+4 dBu/-10dBv)
2 балансных 1/4" (+4 dBu) регулируемых мониторных выхода
Выход на наушники 1/4".
• Цифровые входы/выходы:
24 Bit S/PDIF In/Out на разъёмах RCA
MIDI-вход и MIDI-выход выполнены на стандартных (5-pin) разъёмах.

• Синхронизация:
Word Clock (BNC) In/Out, MTC (via MIDI) and S/PDIF clock

Предусилитель и компрессор.
Здесь вариантов множество, все зависит от финансовых возможностей, вкусов и стоящих задач.
Мы остановились на недорогом варианте: ламповом двухканальном предусилителе MIC 2200 и компрессоре лимитере MDX 1400 фирмы Behringer. Их фактические технические данные отвечают заявленным изготовителем характеристикам и при умелом использовании позволяют создавать хорошие фонограммы. Тем более, что основное компрессирование отдельных трэков и фонограмм в целом проводится при их сведении в компьютере с помощью программных средств (например, T-Racks 24, которой мы вполне довольны).
Кстати, насчет техники фирмы Behringer. Бытующее мнение о ее низком уровне ошибочно. Его распространяют люди мало сведущие в технике и находящиеся в плену брэндов, модных, мелькающих с экранов телевизоров и красочных каталогов марок, но пользующиеся авторитетом в музыкальных кругах. При этом анализировать факты и логически мыслить никто не хочет, переплачиваются немалые деньги непонятно за что.
Устройства фирмы Behringer имеют хороший показатель "цена-качество", их характеристики соответствуют заявленным производителем, надежность достаточно высокая. А "брэнд" для студии – показатель второстепенный, это гастролирующим музыкантам важно заботится о внешней эффектности выставленного на сцене оборудовании. Это их имидж. А для студии имидж должен создавать конечный продукт, т.е. уровень и качество фонограмм.
Вообще при выборе любой техники необходимо корректно сравнивать модели. Некорректно сравнивать микшер Behringer за 200 долларов и микшер Yamaha за 500 долларов. Сравниваются изделия одной ценовой категории или технической сложности.
При комплектовании оборудования важно правильно его подбирать не только по составу, но и по техническому уровню. Чтобы, во-первых, не выбрасывать деньги на ветер, а во-вторых не ухудшить характеристику конечного продукта. То есть каждое последующие устройство не должно заметно ухудшить показатели, полученные на выходе предыдущего. При этом необходимо руководствоваться принципом разумной достаточности и ясно представлять на что вы воздействуете и какие показатели вы хотите улучшить или стабилизировать при обработке.
Например, если условно принять качество звука на выходе за 100%, то замена предусилителя среднего уровня на более дорогой (при стартовых показателях отношения сигнал/шум – 90Дб и нелинейных искажений 0,01%) практически не окажет никакого влияния на конечный результат, влияние этой замены ничтожно. В то же время замена микрофона ценой 250 долларов на микрофон за 500 долларов может заметно улучшить конечный результат. Что мы знали теоретически и убедились в этом практически.
Как-то один музыкант, имеющий свою home-студию, убеждал нас в том, что фонограммы в “цифре” записанные на магнитную ленту на DAT-магнитофоне звучат лучше, "жирнее", чем те, которые записаны на винчестер или CD. Попытки разъяснить ему то, что на качество цифровой записи влияет не носитель "цифры", а совершенство ЦАП, АЦП, системы фильтров и способы записи – его не убедили. И то, что в DAT-магнитофоне за 1500 долларов встроен АЦП стоимостью в 4 доллара – его не смущало.
То, что фонограммы с MD звучат хуже, чем с CD вследствие компрессии сигнала – факт общеизвестный, но музыкантов это не смущает: удобный носитель. И какие бы дорогие устройства вы в цепочке усиления и обработки не ставили – звук уже не исправить. А распространение фонограмм в формате МР3 вообще заметно снизило качество звука, что особенно заметно на низкочастотной составляющей. Конечно, фонограммы сжатые с бит-рейтом 320 звучат заметно лучше чем 160, но все равно этот формат калечит звук.
И не следует, на наш взгляд, стремиться к ламповому предусилителю, то есть с входным каскадом на лампе. Мы взяли ламповый потому, что он был в наличии, устраивал нас по деньгам и своим характеристикам. Для звука лампа более важна не на входе, а на выходе устройства, в каскадах с большой амплитудой сигнала.
Вообще, определяя технический уровень оборудования и его потребительские качества желательно, если есть возможность, прибегать к "слепому" тестированию.
Записываются попарно не менее десяти разножанровых музыкальных фрагментов при включении тестируемого устройства и образцового. Затем кто-то, выступающий в роли эксперта (а лучше три независимых эксперта), в каждой прослушиваемой паре музыкальных фрагментов определяет запись с лучшим качеством. Устройство считается действительно лучшим, если запись с его включением определена как лучшая более чем в 70% случаях. В противном случае устройства считаются равноценными.
Таким образом мы выбрали микрофон RODE, записи на котором в 100% случаев были определены как лучше.
И помните, что западная промышленность находится в стадии перепроизводства, поэтому рекламные трюки становятся все изощреннее.
Кроме этого, при выборе оборудования мы используем также объективные методы контроля, снимая фактические электроакустические характеристики проверяемого устройства с помощью программы "Right Mark Audio Analyzer". Например, тестирование лампового предусилителя показало, что частотная характеристика в диапазоне 15 Гц-20 кГц практически линейна (неравномерность не более 1 Дб на краях), К.Н.И. не более 0,01% (для лампового входа хороший показатель), переходное затухание между каналами не хуже – 95 Дб, интермодуляционные искажения не более 0,029%. Причем это суммарный показатель CD/DVD плейера Sony DVP MS 330, с которого воспроизводился тестовой диск, и предусилителя. То есть фактические характеристики предусилителя заведомо лучше. Вполне приличное устройство, которое "кашу" не испортит.


Микрофон.
Для нормальной работы и поддержки творческого процесса желательно иметь в распоряжении студии три микрофона: два конденсаторных (один из них узконаправленный) и динамический.
У нас минимум определен в четыре микрофона: два конденсаторных (RODE NT 1000 и SHURE SM86) и два динамических (Shure SM 58 и юбилейный Shure SM 57 для духовых инструментов).
Если с динамическим микрофоном ситуация, как правило, ясная – это микрофоны фирмы Shure, как правило Shure 58, то по конденсаторному микрофону можем рекомендовать следующие: чем лучше микрофон – тем лучше запись и больше возможностей для обработки.
У нас микрофон RODE NT 1000 используется для записи вокала и акустических струнных инструментов (по крайней мере для записи вокала – очень хороший микрофон, значительно превосходит свою ценовую категорию, SM86 – как вспомогательный для записи струнных и духовых инструментов.

RODE NT 1000:
Студийный конденсаторный микрофон с большой позолоченной мембраной. Сверхмалошумящая безтрансформаторная цепь этого микрофона позволяет добиться непревзойденных результатов при записи как вокальных, так и инструментальных партий. Благодаря большому диаметру мембраны микрофон дает ясный прозрачный звук и обеспечивает широкий динамический диапазон. Мембрана крепится внутри микрофона на специальном держателе, гарантирующем защиту от вибрационных помех. Микрофон имеет кардиоидную диаграмму направленности и прочный корпус из матового металла.

• Мембрана: Externally polarised 1" pressure-gradient condenser
• Активная электроника: Unity-gain closed-loop impedance converter; JFET input with bipolar buffering
• Диаграмма направленности: кардиоида
• Частотный диапазон: 20Гц - 20кГц (+/-6 дБ)
• Выходное сопротивление: 100 Ом (50 Ом на каждую ногу)
• Чувствительность: -36 дБ (16 мВ при звуковом давлении 94 дБ) +/-1 дБ
• Максимальный выход: +13 дБ на 1 кГц
• Динамический диапазон: > 134 дБ
• Максимальное звуковое давление: > 140 дБ при 1 кГц
• Отношение сигнал/шум: > 88 дБ
• Питание: 6 мА при 48В (35В - 53В)
• Вес в упаковке: 882 г (вес микрофона 682 г).

Динамические микрофоны SM 58 и 57 используются для записи акустических медных и деревянных инструментов, а также аккордеона, скрипки, гитары.
Вообще учитывая тембральное многообразие голосов и музыкальных инструментов с микрофонами надо экспериментировать, для чего должна быть возможность выбора разных типов микрофонов. При ограниченном бюджете есть смысл брать разные микрофоны в краткосрочную аренду.

Клавишные.
Клавишные выбираются исходя из вкусов пользователей, жанровой направленности и финансовых возможностей.
Как минимум – это любая midi-клавиатура. В нашем случае нам важно было чтобы клавиатура была звучащей и выполняла также репетиционные функции, позволяла создавать на встроенном секвенсоре аранжировки – "болванки" (демоверсии) и с ней можно было работать как на студии, так и вне студии: дома, в отпуске и пр.
Остановились на доступной модели "самограя" Casio MZ-2000. Достаточно серьезный инструмент за эти деньги (около 1100 долларов) с хорошим банком голосов и возможностей для игры в реальном времени. Имеет как свои "плюсы", так и "минусы" (которых немного). И до настоящего времени как периферийное устройство нас устраивающее.

СASIO MZ-2000:
• 61 полноразмерная динамическая клавиша с aftertouch;
• 562 тона (487 обычных, 20 органных, 15 наборов ударных, 40 тонов потребителя);
• Полифония: 64 ноты;
• 130 ритмов (120 готовых и 10 программируемых потребителем);
• DSP: 3 системных (ревербератор: 15, хорус: 20, мастер: 50 типов обработок), 4 индивидуальных (по 240 типов обработок);
• Наложение тембров/разделение клавиатуры;
• Автогармония: 12 типов;
• Система синтеза (32 ячейки для тембров потребителя);
• Автоакомпонимент;
• Установки одним касанием: 490 (480 готовых и 10 программируемых);
• Арпеджиатор: 15 типов;
• Секвенсор фрагментов (до 110 фрагментов по 8 дорожек, запись в реальном времени и пошаговый, редактирование событий; 22000 нот);
• Секвенсор композиций (10 песен по 17 основных дорожек (40000 нот) + данные секвенсора фрагментов, запись в реальном времени и пошаговый, редактирование событий);
• Память регистраций (8 банков по 8 наборов);
• Функция микшера (31 канал);
• 30 индивидуальных эквалайзеров (2-линейные, с выбором частоты);
• Колесо pitch bend;
• Колесо модулятора;
• Гнезда: MIDI IN/OUT/THRU, программированная педаль, педаль экспрессии, линейный выход левый/правый, линейный вход левый/правый, микрофонный вход, компьютерный порт (РС/Мас), наушники;
• Акустическая система с 4 динамиков с фазоинвертором;
• Встроенный флоппи-дисковод 3,5".

Хотя при наличии средств более предпочтительным был бы вариант "самограя" Yamaha-9000 или Korg PA-60. К тому же Yamaha-9000 имеет прекрасные встроенные сэмпла и его можно широко использовать в качестве внешнего звукового модуля при озвучивании трэков midi-аранжировок.

Акустические системы – мониторы и усилитель.
Выбор АС и УНЧ достаточно большой, как разработок СССР, так и импортных. По этим устройствам можно рекомендовать следующее.
Желательно чтобы УНЧ имел максимально линейную АЧХ, минимальный коэффициент нелинейных искажений, отключаемый темброблок, мощность не менее 50 Вт на канал (при сведении фонограммы необходимо прослушивать на разных громкостях), выход для подключения двух пар АС чтобы была возможность оперативно прослушивать фонограмму на разных АС.
Мы используем полный бытовой УНЧ Technics SU-V620 (2*100Вт).
АС, используемые в качестве мониторов при сведении, могут быть любые уровня Hi-Fi, в том числе и отечественные. Достаточно оператору несколько раз прослушать разножанровые тестовые записи и свести несколько фонограмм как он привыкнет к звучанию АС и больших проблем при сведении возникать не будет. При любых мониторах сведение фонограмм надо проверять на АС разных типов и классов: от переносных и автомобильных магнитол до напольных высшего класса. Лишь такой подход обеспечит более точное “попадание” со сведением и мастерингом. И все разговоры о специальных или "идеальных" мониторных АС, например "Auratone 5C Sound Cube", "Yamaha NS-10M Studio" – это мифы или рекламный прием, за что в итоге приходится переплачивать.
В общем случае в распоряжении студии желательно иметь две пары АС: полочники (мониторы ближнего поля), установленные на рабочем месте оператора и на которых ведется вся оперативная работа с фонограммой, и напольники для контрольной проверки качества сведения. Но в этом случае площадь помещения для использования напольников должна быть не менее 18 кв.м, что не всегда возможно. Поэтому в большинстве случаев в home-студиях ограничиваются полочными АС.
По нашему мнению мониторные АС должны быть выполнены по типу закрытого ящика, иметь максимально линейную АЧХ с нижней границей не выше 63 Гц с завалом не более – 7 Дб (а не 100 Гц, как у NS-10M) и не более двух полос с минимальными фазовыми искажениями на частоте раздела. Выбор таких АС большой, от отечественных до импортных. Однако импортные надо проверять на соответствие заявленным производителем характеристикам, т.к. часто они им не соответствуют и ценовая категория АС не является в этом случае гарантией. Следует заметить, что японские АС мало подходят для студийных мониторов в ввду специфичного «японского» звучания..
Мы у себя на студии некоторое время использовали полочные двухполосные АС "Yamaha NSX-100" (160 Вт). Мощные, приятно звучащие, с прозрачной "серединой" и мягкими "верхами", дающую хорошую прорисовку музыкальных инструментов. Слишком приятно звучащие. Бывало, при сведении возникали проблемы: как ни сведешь – все равно хорошо звучит.
Поэтому впоследствии мы использовали самостоятельно изготовленные мониторы ближнего поля на базе АС "Кливер 50АС-201" (подойдут также "Радиотехника S-30"). Суть доработок в следующем.
Заменены были обе головки на импортные (немецкой фирмы "CAT") для уменьшения неравномерности на "низах" и "середине" и снижения нелинейных искажений в низкочастотной области; чтобы устранить "бубнение" и улучшить импульсную характеристику АС заглушен фазоинвертор; установлен новый разделительный LCR-фильтр с частотой раздела 2 кГц; задемпфированы изнутри битумными самоклеющимися матами (которые используются для шумоизоляции кузовов автомобилей) стенки корпуса, внутрь корпуса помещена звукопоглощающая подушка; заменена клеммная колодка. С помощью L-C-R элементов максимально возможно выровняли АЧХ в системе "монитор – помещение".
Делалось это в рабочем помещении студии с помощью программы "Right Mark Audio Analyzer". Тоже самое можно сделать с помощью генератора розового шума, конденсаторного микрофона и компьютерного анализатора спектра. Генератор и анализатор встраиваются в некоторые музыкальные программы, например "Magix Samplitude". При этом необходимо учитывать АЧХ микрофона, которая, как правило, приводится в паспорте микрофона.
Также с их помощью можно проверять и отстраивать АЧХ заводских АС. Выравнивание АЧХ в системе "АС – помещение" можно проводить с помощью аналогового многополосного эквалайзера подключенного к УНЧ.
Доработанные таким образом АС хорошо передавали реальную картину звука при сведении фонограмм. Но низов не хватало, что создавало неудобства при подборе сэмплов баса. Поэтому сейчас мы используем полочную АС “KEF C20”, имеющую удивительно ровную АЧХ с хорошим демпфированием.

KEF C20:
• Частотная характеристика: +/- 3dB 72-400Hz, rising 3dB to +/- 3dB 800Hz-20kHz, -6dB at 58Hz;
• Максимальное звуковое давление: 110 dB;
• Характеристическая чувствительность: 90dB;
• Предельная мощность: 10-100W;
• Номинальное электрическое сопротивление: 8 ohm;
• Тип корпуса: закрытый ящик;
• Объем корпуса: 11,4L;
• Масса: 6,5 kg;
• Размеры: 340*247*212 mm;
• Конструктивное исполнение: полочные АС;
• Страна изготовитель – Англия.
В любом случае фонограммы затем проверяются нами на контрольных домашних напольных АС. Это "Technics SB-M500", "CANTON KARAT-60" и полочниках "МB-Quart 280" (Германия).
Можем рекомендовать также доступные по цене отечественные напольные АС высшего класса: 100 АС-003 "Орбита", 35 АС-008 "Корвет", "Радиотехника S-90", имеющих сбалансированную АЧХ и дающих достаточно объективную картину качества сведения фонограмм.
А затем проверяется звук на автомобильной акустике, после чего фонограмма досводится, выполняется финишный мастеринг и фонограмма переводится в формат CD.
Сведение фонограмм в головных телефонах (наушниках) годится лишь на предварительном этапе, так как наушники (возможно даже имеющие хорошую АЧХ) искажают виртуальное сценическое пространство. Мы используем наушники фирмы Koss или Technics.
Проверку фонограммы по панораме и перспективе дополнительно осуществляем на контрапертурных АС, имеющих удивительно натуральное звучание, но совершенно не пригодных для процесса сведения. Зато, кстати, идеальных для использования в торговых помещениях, кафе и ресторанах, т.к. дают равномерное распределение стереообраза по всей площади помещения.
Возможности мастеринга определяются наличием на студии соответствующего программного обеспечения.
Финальный мастеринг мы проводим на хорошо зарекомендовавшей себя программе “T-Racks 24” (как по звуку и возможностям, так и по интерфейсу). Также заслуживают внимания плагин “iZotope Ozone” с большим банком настроек и возможностями шести виртуальных устройств, пакет плагинов “Waves”.
В конечном результате все же качество фонограмм и их музыкальный уровень в большей степени зависят от музыкального вкуса и квалификации операторов (то есть во главе стоит человек с хорошим музыкальным вкусом и фантазией), понимания жанровых особенностей музыкального проекта, владения технологическими приемами и используемыми программными средствами, нежели от стоимости и количества оборудования и места расположения студии. Наращивание технического парка студии не приводит к автоматическому улучшению качества фонограмм. Нам известна студия с бюджетом в сотни тысяч долларов, но ничего интересного за годы ее существования мы не услышали. Главное достоинство крупнобюджетных больших студий с дорогим оборудованием – это техническая возможность записи симфонического оркестра, хора, джаз биг-бэнда, т.е. сложных полифонических проектов с многоканальной записью( свыше четырех). У студий класса "home" другие задачи, и эти задачи можно с успехом решать более скромными средствами и создавать интересные проекты. Хотя, это дело вкуса, ведь музыка – это не спорт, здесь абсолютных показателей нет.
Правда, есть определенный технический минимум, ниже которого без потери качества опускаться нельзя, о чем мы и попытались вам рассказать, основываясь на собственном опыте.
А с нашими фонограммами можно ознакомится на сайте. Возможно, кому-то они будут интересны. Созданы они на разных этапах нашей деятельности, они разные как по качеству, так и по музыкальной концепции, а это уже интересно.
Наша деятельность вышла за рамки задуманного вначале эксперимента. Написано множество песен, участие и победы в фестивалях, сотрудничество с известными музыкантами, тиражи CD. Это и есть главное вознаграждение за наш труд. Кроме того, используя студию и полученные навыки, удалось перевести на CD кое- что из коллекции “винила” с инструментальной музыкой.
Мы благодарим всех, кто ознакомился с предложенной нами информацией, моментами не бесспорный. Но, как сказал кто-то из великих, мало иметь что сказать, надо еще быть услышанным. Надеемся, что каждый нашел в ней что-то полезное для себя. Желаем всем творческих и коммерческих успехов!

Эдуард Качанов (edkv46)
Роман Остапчук
май, 2004г., г. Черновцы, Украина








Голосование:

Суммарный балл: 40
Проголосовало пользователей: 4

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 27 января ’2012   15:31
Эдуард, очень полезная статья, сама записывала раньше дома, сейчас все ни как не сводится. Звуковая карта слабенькая, нужно менять. С синтезатора не получается музыку скидывать, хотя драйвера все есть, что-то не получается, может что подскажете или форум какой, где можно спросить у таких же как я. Мне проще записывать на магнитофон на кассету, а потом на диск, есть ведь программы, чтобы отформатировать и звук почистить, может так было бы проще?

Оставлен: 27 января ’2012   16:33
Нет, это не дело... Это все равно что сыр из вареников добывать... Заочно трудно давать консультации. Зайдите в мюзик-шоп в вашем городе, где продаются инструменты и техника для сцены и студий, там наверняка есть квалифицированные люди, можно заплатить символическую сумму и они у вас на месте проверят все ваши подключения и программное обеспечение и дадут конкретные рекомендации и помощь. Или скажут к кому обратиться. Другого варианта я не вижу. Фонограммы должны отвечать минимальным требованиям качества, иначе это просто неуважение к своему труду и слушателю. Что поделаешь, любое хобби нуждается в постоянном финансировании.


Оставлен: 27 января ’2012   15:58
интересная статья

Оставлен: 27 января ’2012   20:37
Легко. доходчиво, и полезно начинающим.
Конечно на данный момент многие, полностью перешли на софт приборы.
И пожалуй критичны моменты с звуковой картой, микрофонным трактом,
и контролем. Но зато чёткая линии для понимания процесса новичками.
Очень полезный материал

Оставлен: 28 января ’2012   01:01
В принципе толково изложено.
Кроме одного: аппаратной части, а именно контроля.
Уж не обессудьте, но не могу с Вами согласиться - контроль, это пожалуй единственное на чем ну никак низзя экономить.
Однако, с уважением!

Оставлен: 29 января ’2012   00:36
Дорогой Эдуард, было очень интересно заглянуть в Вашу лабораторию!!!
ПРЕКРАСНАЯ РАБОТА!!! ВОСХИЩЕНА!!! С искренним теплом!!!

       
31


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Ненависть, рождайся во мне! Я приказываю!

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft