16+
Лайт-версия сайта

Книга рассказов и статей о жизни в СССР. Строители Ангарска

Литература / Статьи / Книга рассказов и статей о жизни в СССР. Строители Ангарска
Просмотр работы:
29 октября ’2023   00:15
Просмотров: 1970

…Перечитывая свои прежние рассказы и статьи о советской жизни, мне вдруг захотелось собрать их в небольшую книгу – сегодня на рассказах о той жизни поставлено идеологические табу, и говорить об этом можно только в отрицательных тонах и деталях!
Зачем, почему и кто это делает неясно, хотя мотивы понятны – чтобы показать, как всё красиво и сыто сегодня, надо оболгать недавнее прошлое, чтобы при сравнении не возникало и сомнения – сегодня жизнь лучше, радостней и справедливей чем вчера!
И действительно, жизнь материально стала несравнимо лучше, а вот социально – тут можно спорить, потому что расслоение между богатыми нуворишами и большинством бедного народа стало намного больше - больше чем во многих развитых странах, в том числе в бывших странах социалистического лагеря!
Такое разделение русского народа на "Рабов и Госпол" унизительно для тех кто когда-то жил в СССР.
Конечно, россияне и к этому привыкают, однако противоречия такой жизни накапливаются и это чревато неприятными последствиями!

К тому же, что на мой взгляд самое важное в описании той жизни – надо различать периоды развития и упадка СССР, когда на съездах говорили о грядущем коммунизме, а в провинции люди недоедали и нищали с каждым годом.
Но ведь до начала "реформ", во времена правления Хрущёва, в стране существовали частные артели которые изготавливали вещи для быта и были рынки, куда крестьяне и горожане свозили сельхоз продукты, а южане даже привозили домашнее, очень вкусное вино.
Тогда, после победы в войне с мировым нацизмом прошло десять - пятнадцать лет и жизнь в Союзе, по–прежнему шла по восходящей, а тот же Хрущёв и компартия, на съездах обещали скорое построение коммунизма в стране, и называли конкретную дату – 1980 год. Тогда, слова «мы будем жить при коммунизме», звучали вполне реалистично!
Но вскоре, ещё и потому, что самые лучшие и молодые люди страны Советов погибли на фронтах Великой Отечественной, а на их место пришла парт номенклатура, и личные интересы возобладали над коллективными - жизнь словно остановилась на месте, а потом медленно и неуклонно покатилась под гору – закончилось всё разрушением Советского Союза – победила Контрреволюция!
Сегодня Россия живёт в эпоху Реставрации и появляется надежда, что Союз будет восстановлен но уже в новых формах и в новых границах!

Октябрь 2023 года. Лондон. Владимир Кабаков




О строителях и строительстве сибирского города Ангарска


…Анализ репортажа Елены Остапенко о строительстве и строителях города Ангарска, из книги - исследовании «Байкальская Сибирь». Статья написана около пятнадцати лет тому назад и сегодня российская жизнь во многом изменилась, в том числе, в возрастании интереса к недавней истории, прежде всего истории Советского Союза!
Это социологическое исследование интересно тем, что Елена показала нам взгляд на прошлое и настоящее через поэзию, через впечатления и воспоминания о городе в стихах тех поэтов, которые жили и работали в городе.

…Ангарск – город Победы. Заложен в 1946 году и в нем выстроен громадный комбинат, который не утратил своего значения и в наши дни. Он по-прежнему, главное градообразующее предприятие…
Город, для послевоенных сибирских строителей был наверное тем же, чем для поколения семидесятых был – БАМ.

…Об этом удивительном молодёжном городе выросшем среди тайги, в стихах и в прозе вспоминают его первожители. В этих воспоминаниях, так бережно и с любовью собранной Еленой Остапенко, отражены мечты и реальность тех дней, тех поколений, которых в большей части уже нет среди нас. Они старались как могли, «сказку сделать былью», но именно поэтому, нынешние обыватели и идеологи богатства и материального комфорта, постарались забыть, вычеркнуть их подвиг из нашей сегодняшней жизни, из нашей истории для того, чтобы легче лгать о том времени, называя таких энтузиастов «жертвами «режима большевиков».
Я предполагаю, что застрельщиками этого самопредательства целого народа, целой исторической эпохи - об этом написал в своей последней книге философ и социолог, Александр Зиновьев - были в конце восьмидесятых люди, в том числе парт номенклатурная верхушка, сидевшие в больших городах, в больших чиновных и партийных конторах, за письменными столами изнывая от скуки.
Таких бездельников в те времена было не так много, но именно они стали инициаторами «чиновной перестройки», которая и привела к власти советских образованцев.

Но после Великой Отечественной войны большинство советских людей занимались восстановлением и строительством новой жизни - по всей стране строили, создавали, восстанавливали мирную жизнь - особенно этим прославилась Сибирь и её покорители были настоящими героями, подвиг которых сегодня начисто забыт или осмеян!


В 1951 году, в местной газете Ангарска, появилась рубрика – «Ангарское литобъединение представляет». Так возникло Литературное объединение из которого вышли многие сибирские поэты. Их воспоминания и чувства к родному городу рисуют его «портрет» в прошлом и в настоящем!

Вот стихи Любови Щедровой, о той, послевоенной поре:

Ещё от боя не остыв,
Шинель с пилоткою не снявши,
Солдат здесь город заложил,
В урок врагам, во имя павших.
И на окалине войны
Наш город встал в краю таёжном,
Как символ всех побед страны -
Их утвержденьем непреложным…

Город, для многих строителей, был символом победы, и эта связь не ослабела с течением времени:

Солдатский город будет жить
В урок врагам, во славу павших!
И продолжать ему служить
Сыны и внуки будут наши…

В тех стихах отчётливо проявлялся мотив благодарности тем, кто воевал и кто умер на полях войны, защищая Советский Союз, защищая тех, кто станет их наследниками:

Не умирали мы в окопах,
Не брали приступом высот,
Мы не горели в самолётах,
Не закрывали грудью дзот…

И тут же эти стихи Антона Шмигуна подхватывает другой поэт, Владимир Сазонов:

Не потому ли каждый раз,
Как виноватый, я
Не отвожу подолгу глаз
От Вечного огня?
Он словно бы упрёком мне
И скорбью душу жжёт…

В 1957 году. Ангарск стал комсомольской стройкой страны. И все, кто строил и работал там и тогда, душою были молоды как комсомольцы:

Все мы в городе этом ровесники
Все душой восемнадцати лет…

Читая эти стихи, можно представить себе, как работали, как отдыхали тогдашние молодые поэты:

Это – город моей судьбы…
Здесь, в потёртой солдатской ушанке,
Я берёзы рубил на столбы
И копал, как под Ельней землянки
Строил я и дворцы и цеха,
И без дела ни дня не слонялся.
Над премудростями стиха
Иногда до рассвета склонялся…

Это Валерий Алексеев. Ему вторит Иннокентий Новокрещённых: …

Нет судьбы, и светлей, и достойней
И не будет во веки веков.
Ходят сосны по городу стройные
На правах молодых женихов…

Мы остались на веки влюблёнными
В эти улицы, в эти дома.
Над кварталами, микрорайонами
Светит солнце и радость сама.

Передавая не только природные особенности и красоты, но и внутренние чувства людей той поры, Тамара Кобенкова писала:
«Город, где ранней весной рядом с домом цвёл багульник, нежный черёмухо–сиреневый аромат наполнял улицы, и жарки, как оранжевые сполохи, освещали счастливые лица. Город, где до темноты, у общежития играли в волейбол, а в красном уголке танцевали под гармонь или проигрыватель…
Город по имени Ангарск, где чьи–то ладони согревали любимое лицо, и сотни тысяч судеб переплелись в одну трудную, счастливую и очень дорогую судьбу».

Конечно, нельзя обойти молчанием и то, что многими первопроходцами и строителями в Сибири были заключённые. Лагерные зоны окружали Ангарск до начала шестидесятых. Но даже «зэки» в те времена писали стихи и их печатали не только в лагерных листках, но и в «Литературной газете». Вот образцы такого творчества. Стихи наивны и стилизованы под лагерные баллады, но они искренни и правдивы.

Подождите. Не смейтесь, рано!
Над чужой не смеются бедой.
Если я оступился, я встану.
Вновь пойду по дороге прямой!..
От суровых не прячусь буден,
С трудового пути не сойду.
Верю я, мне прощение будет.
За ошибки мои, за беду…
Иван Сазонов.

Тогда, ещё не было откровенного шельмования советского прошлого и «ГУЛАГ» ещё не стал главным героем той исторической эпохи. Сегодня даже те, кто тогда об этом не писал и даже не думал, стараются показать, что они «со всеми», осуждают «сталинский режим».
Эти модные идеологические штампы, перекочевали и в современную поэзию.
Вот что писал уже в наши дни, Член союза писателей, сторожил Ангарского ЛИТО, Валерий Алексеев.

…Путь истории крут и неведом.
Нам с трибун заявляли не раз,
Что рождён, был великой победой
Удивительный город Ангарск.
Ложь любых аксиом безопасней,
Но довольно валять дурака,
Ныне знает любой первоклассник,
Что построили город зэка…

Уже в наше время, - пишет Елена Остапенко, «когда жители города вынуждены ставить решётки, на окна… оберегая своё имущество от вполне возможной кражи… появилось обозначение Ангарска, «как города, сидящего за решёткой». И те, кто, когда-то радостно и мечтательно строил этот город, сегодня пишут:
… Суетливо кругом и тревожно,
Всюду ловкие люди снуют.
Что возможно и что невозможно
Покупают, и всё продают.
Предрекают всеобщее благо
И на всех переулках гласят,
Что не будет в России ГУЛАГа.
А решётки на окнах висят…

Автор репортажа показывает, может быть невольно, нравы отражающие создание новой идеологии потребительства и денег в нашей жизни.
Российские города, превратились в добровольные тюрьмы, с решётками на окнах, железными дверями и злыми лающими свирепыми басами внутри - бойцовскими собаками. Чем тебе не громадные ГУЛАГи, на которые уже «новая» власть и новые «правозащитники» не обращают внимания, как на детали «нового» быта.
Вот в чём я вижу корни взяточничества и воровства в чиновничестве и в самом народе. Вот в чём я вижу причину гнилости власти и тяжёлого равнодушия российского населения - народом назвать это сообщество равнодушных и безответственных людей язык не поворачивается.
Случись сегодня война, никто не будет знать, за что надо идти умирать и почему и надо ли защищать эту «формальную» родину, из которой многие «продвинутые» стараются убежать за границу, куда подальше.
На профессиональную армию тоже надежды нет. Недавно я узнал из газет, что около четырёхсот офицеров, из них двадцать генералов и семьдесят командиров частей находятся под следствием за мошенничество и откровенное воровство. Как можно надеяться на геройство их подчинённых, если офицеры и командиры - воры и спекулянты!?
Разве так было в те послевоенные годы, забытые сегодня, когда страна, люди, очнувшиеся от войны и страданий, принялись строить новую, светлую жизнь!?
Так, незаметно, Ангарск, город молодых строителей коммунизма, превратился в «общину» потенциальных уголовников…

«Просочившаяся сквозь эти решётки и железные двери наших домов и квартир уголовная, лагерная «этика» дала о себе знать – как правильно замечает Елена, - особенно ярко в начале девяностых. Тогда, во время «крутых» социальных перемен, практически легализовались уголовные порядки в городе. Основным способом разрешения конфликтов среди молодёжи стали «стрелки» и прав был тот, за кем стояла большая сила…»

Перечитываешь эти строки и в душе поднимается жалость и сострадание к сегодняшним молодым жертвам яростной пропаганды алчности и себялюбия, которое сегодня называют национальной идеей. Забывшие и презирающие своё недавнее героическое прошлое, они превратились в население, предав мечту нескольких поколений строивших в Советском Союзе общество будущего.
Эти социологические дневники тех послевоенных поколений показывают длинный путь, приведший громадную страну к самопредательству, которое стало причиной экономического и духовного обнищания. Поэтому, для меня этот альманах-исследование стал документом эпохи упадка, показывающим главные причины и развала СССР и кризиса власти, - упадок народной совести и чести…

Как сделать так, чтобы, даже при этой власти люди зажили по–человечески?
Надо создать центры образования и воспитания в провинции, которые по качеству не будут уступать столичным. Надо сделать всеобщее среднее бесплатное образование в таких глубинках, как Катангский район Иркутской области. Открыть детские интернаты и курсы профессионального обучения специальностям, востребованным в тех местах. Надо ввести строгий сухой закон в тех районах, где особенно люди мучаются от укусов «зеленого змия» - здоровье малых народов, местного населения, дороже, чем деньги от водки или глупые, псевдодемократические принципы.
И деньги, которые сегодня хранят в Американских банках, надо вкладывать в развитие таких вот областей России. В этом случае не будет ни инфляции, ни скачков цен, на всё, что предлагается государством своему народу, ибо воздействие улучшающейся жизни будет только благотворным…
Надо привлечь в сёла, деревни и посёлки деятельных, просвещённых православных батюшек, которые бы духовно воспитывали паству и возглавляли бы местные сообщества, научая как сознательно и с любовью жить по-христиански…
Но главное – чтобы капиталистическая власть в Москве и в центрах, увидела и узнала правду о том, как живёт российский многонациональный народ на просторах необъятной России.

… Спасибо социологам из Иркутского центра, тем, кто создал эти исторически–социологические романы – альманахи, (их выпущено в свет уже два), благодаря которым, люди и власти, узнавая о жизни простых людей в новых условиях, смогут пережить и ужаснуться духовной и материальной нищете, в которой пребывает большинство людей в России.
Тогда может быть и в Думе и в Совете федерации, и в правительстве перестанут кривляться перед телевизионными камерами и болтать языками, красуясь на «форумах» и конференциях, обсуждая козни «запада» и «востока», против «великой России».

А ужаснувшись и сопереживая, обернутся лицом к простому народу, к его нуждам, к тем людям которые медленно вымирают под рёв попсы и под взвизгивания пьяненьких, полуодетых «звёзд шоу–бизнеса», под бесконечные выстрелы и крики на нашем ТВ, показывающего бандитские сериалы, или детективы о серийных насильниках и убийцах…
Настала, наконец, пора и для религиозных конфессий переходить от написания и обсуждения социальных основ политики, к их воплощению в жизнь, к окормлению любовью и состраданием миллионов и миллионов брошенных, погрязших в суетливой нищете российских граждан.
Надо дать людям Живого Бога, Заветы которого будут сформулированы в «Законе», по которому они могли бы жить, «настраивать» свои души, делая их добрее, светлее и чище. И это «выстраивание» душ, надо начинать с раннего детства, даже не со школьной скамьи, а с детского сада…

Но главная задача, которую предстоит решить российскому народу – объединить усилия общества, власти и церкви, для создания христианских стандартов жизни для всех, на основах подлинного народоправства, и справедливости. Как это сделать, могут, наверное, подсказать умные социологи, философы, священники, политики, которые на основе анализа социологических исследований, могут предложить пути к общественному и экономическому процветанию…


Конец февраля, 2009 года. Лондон.


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Присоединяйтесь! "Жми, давай!" Жду Ваши отзывы!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft