16+
Лайт-версия сайта

Русская культура, язык и противостояние с Западом

Литература / Статьи / Русская культура, язык и противостояние с Западом
Просмотр работы:
25 февраля ’2023   00:08
Просмотров: 2931

Размышления о

…Перепечатываю здесь статью написанную около пятнадцати лет назад. Тема статьи – борьба цивилизационных, культурных ценностей - не утратила своей актуальности и сегодня, а потому надеюсь, что читателям, написанное тогда, будет и сегодня интересно!


«Много думаю о трагедии русской культуры, о русских разрывах, которых в такой форме не знали народы Запада…»
Н. Бердяев


…Культура Запада, к которому стремиться и уже, отчасти принадлежит современная Россия, претерпевает радикальные изменения своих культурных оснований. Этот процесс, по сути является культурной Революцией, наподобие той Научно – технической революции, о начале которой говорили так много ещё тридцать лет назад. Сегодня, этот научно – технический переворот свершился: регулярно летают и подолгу живут в космосе, работают и развлекаются уже в компьютерном интернете, и недалёк тот час, когда человечество начнёт штамповать человеческие клоны и «детали» к ним, на специальных «фабриках» и «заводах»; научно – техническим обновлением охвачен весь мир и это, сегодня, называется глобализацией…
Эта научно – техническая Революция, постепенно потянула за собой, втянула в себя и культуру как область обыденного, бытового применения всех этих открытий и производственных достижений…

Но с самого начала научно – технической революции, в культуре, особенно западной, возник мировоззренческий конфликт между верованиями и идеологическими ценностями научно – технического прогресса, который можно назвать борьбой с религиозностью, борьбой с идеей Бога, а по отношению к западному миру - дехристианизацией.
Перефразируя знаменитое изречение неистового Ницше, можно сказать что для многих западных идеологов Бог не только «умер», он больше «не нужен» западному миру.
В недавних опросах общественного мнения, многие, особенно молодые участники, утверждали, что религия, это одно из проявлений реакционности, направленной против человека и прав личности.
Пропаганда антихристианской, то есть «современной» жизни за последние годы усилилась неимоверно и для тридцатилетних, а тем более для двадцатилетних, вера и христианство ничего не значат или даже враждебны современности!
Наверное поэтому, религиозные конфессии в западном мире постепенно утрачивают значение в общественной жизни, и на место религиозности приходит научность.
Один из моих знакомых правильно подмечал, что вся система образования сегодня на Западе строится на основаниях науки, то есть самодостаточности человеческого знания. Из нас и наших детей делали и делают адептов светской, атеистической науки и мы незаметно становимся фанатами, и одновременно жертвами современных научных и производственных технологий.

А кто делает из нас атеистов – на этот вопрос затруднительно ответить?!
Скорее всего, причиной такого отношения к Богу служат «новые» общественные ценности и идеалы, главным из которых, можно обобщая назвать – потребительство.
Купля – продажа, деньги, которые надо заработать чтобы купить – всё это сегодня словно накануне великого крушения мира, затмило наш взор и кроме вещей, мы ничего не видим вокруг. Любовь, дружба, верность, мужество – даже эти нематериальные ценности превратились в товар, искажены «слепым зеркалом» рекламы.
Можно сказать, что человечество «устало» от борьбы за высокое и светлое, и согласилось следовать по направлению к самоуничтожению, как по пути наиболее безболезненному и лёгкому.
Все религии требуют преодоления себя, своего эгоизма в служению Богу, или Авторитету, а развлекаясь и наслаждаясь, потакая слабостям и инстинкту, можно какое – то время двигаться по инерции, словно засыпая в сладком наркотическом сне временного материального достатка и самообольщения!
Вместо «обожения» - приближения образа человеческого внешне и внутренне, сердечно и духовно к высшему идеалу, к Богу, мы всё больше становимся «плотью» и стараемся как можно быстрее проделать обратный путь в сторону «озверения», всячески отрекаясь от человеческой природы!
Очевидно также, что на Западе усвоили главные тезисы евро – центризма, которые уверенно и цинично провозгласил Гитлер и которые, после поражения Гитлера в и его союзников во Второй мировой войне, были осуждены в Нюрнберге всем человечеством.
Но искренне ли, сознательно ли были они осуждены не только внешне, но и внутренне, душевно?

Я уже говорил и писал, что современный западный «национальный капитализм» мало чем отличается от фашизма и нацизма. Переменилась только риторика, но осталась агрессивная непримиримость и оголтелое шельмование всех «не наших», «не западных», «не евроцентристов».
Оглянитесь вокруг! Мир с каждым годом становиться всё страшнее и опаснее. Люди гибнут не только от природных катаклизмов: от землетрясений, наводнений и ураганов невиданной силы, но идут войны, в Афганистане и в Ираке. Возможно военное вторжение в Иран.
Во всем мире отношения между «евро – центристами», и несогласными с их диктатурой самоубийственного эгоизма, принимают всё более острые формы - мир уже не ужасается стихийным бедствиям которые происходят в странах «соперниках», а начинает злорадствовать – мол, «так им и надо».

Но, одной из самых больших опасностей в современном мире мне, представляются «войны» культурные, повышение уровня нетерпимости между культурами «доминантными» и «отсталыми» - иначе говоря борьба за «национально – капиталистические» ценности - рынки сбыта и за прибыли - перетекает в «культурное» русло.
Для меня очевидно очевидно, что экспансия англо-саксонской культуры, иногда подменяет военные действия в вооружённых конфликтах, а часто становится главной причиной этих войн.
Но чаще, западный стиль жизни и его ценности внедряются в другие культуры заметно, но безболезненно, через средства информации и рекламу, наиболее эффективно пропагандируя набор западных идеалов, ценностей, мыслей, поступков.

Одно из основных противоречий породивших войну между странами западного альянса и Арабским, мусульманским миром, была давняя, но необъявленная война исламскому миру и исламской, арабской культуре, культурой западной. В этой «холодной» - культурно – цивилизационной войне, войне жизненных ценностей Запада против бытового многовекового уклада жизни, выстроенного на религиозных принципах ислама, арабский мир, благодаря своим древним корням и религиозному традиционализму, пытается сопротивляться вторжению иного стиля и образа жизни в свои страны!
Я не буду подробно разбирать обстоятельств культурной истории Востока, зависимость в прошлом Запада от Востока, но думаю, что все мы понимаем - религиозные, нравственные корни нынешней человеческой цивилизации произросли на почве Ближнего и Дальнего Востока. Это и Буддизм, и Христианство и Мусульманство, и сохранение философской традиции Древней Греции на Востоке, во времена «вторичного» европейского одичания; и порох и книгопечатание и счёт – с Востока, и всех заимствований оттуда не перечислить. (Отсылаю за подробностями к моей статье: «Евроцентризм и глобализация», напечатанной в № 12, интернет – журнале «Что есть истина»)
Однако постепенно, ситуация переменилась и сегодняшняя агрессивная культурная политика Запада, проводимая под лозунгом демократизации и модернизации жизни, является орудием экспансии западного мира по отношению ко всем государствам «Ойкумены», от Китая и России, до Индии и Бразилии.
Сегодня сила экономическая переливается в силу культуры тех стран, которые называют себя «развитыми» – прежде всего это Америка. И эта сила ставшая «новой культурой», требует новых пространств и новых «неофитов». Современные процессы объединения, сближения частей света и народов их населяющих, приводят к интенсивной борьбе, вначале на уровне жизненных эстетических ценностей – как одеваться, какую музыку слушать, как вести себя по отношению к женщине, как и на каком языке разговаривать - иначе говоря все это приметы «внешней культуры».
Культура стала мягкой формой боевых действий по захвату и овладению новых территорий и новых людских, «рабочих ресурсов» - глобализм и глобализация, как процесс глубинных перемен в образовании и воспитании, коснулся и культуры, в которой явное предпочтение, на пространствах всего мира сегодня отдано английскому языку и образу жизни, который ведут англо-саксонские, протестантские страны.

.. Однако здесь, я хочу поговорить о воздействии этой «доминантной» культуры прежде всего на культуру русскую и пытаюсь, проанализировав современную действительность, направления и тенденции в ней, предложить какие – то выходы и способы противостояния этому иноземному «мягкому плену».
… Носителем национальной культуры, её охранителем, часто единственным, является религия. От силы и жизнеспособности той или иной религиозной конфессии зависит сила и жизнеспособность культурных традиций и национальных искусств. Ярким примером тому, служит ислам, носители которого, в основном арабские страны, противятся не только экономической экспансии, но и наступлению на их традиционный уклад жизни и даже религиозные основы. И во многих местах это сопротивление, несмотря на давление Запада, вполне успешно.
Хочу отметить, что кое – кто уже всплёскивает руками и предупреждает, что в Европе, через пятьдесят лет, больше половины жителей будут мусульмане – действительно, жизнестойкость ислама и восточных религий поразительна.
Вечным примером для подражания, в этом смысле является культура еврейского народа, которая благодаря иудаизму, одной из древнейших религий, смогла не только выжить, но и расшириться, сохраняя своеобразие вопреки вековечным гонениям и прямому геноциду.
Но надо понимать, что наряду с борьбой религиозных конфессий идет и борьба идеологий – примером может служить борьба коммунизма и капитализма, которая вовсе не закончилась с развалом СССР и разгромом социализма в Европе!
К несчастью, благодаря «промыванию мозгов» во времена «холодной войны», социалистические страны стали странами изгоями и сегодня, когда Советский Союз, уже давно перестал существовать, это наследие холодной войны по - прежнему находится в силе.
Я уже писал и говорил, что русские, советские люди, СССР и России его правопреемница, были и остаются новыми «евреями», на которых направлена общая ненависть и нетерпимость Запада.
Но в отличии от иудеев, которые находили и нашли поддержку в борьбе за выживание в религии, в строгом и неуклонном иудаизме, наконец в Законе, русские ничего не могут противопоставить экспансии мира потребления, кроме ослабленного внутренними смутами и расколами православия.
В России сегодня, несомненно влияние западной культуры и даже вытеснение ею национальных культурных и языковых традиций, и установлений.
Безусловно эта «подковёрная» незаметная для глаза постоянная борьба продолжается, и если мы – русские люди ничего не будем делать, не будем противостоять ей, то через короткий исторический промежуток времени, мы утратим свою русскость, свои национальные особенности и превратимся в буквальном смысле в «Иванов не помнящих родства»!

…Начнём с языка – может быть главного инструмента социально – культурной жизни и человеческой жизни, как таковой.
Сегодня наблюдается стремительная тенденция проникновения английского языка на территорию языка русского, и вытеснение последнего из традиционных ареалов его использования. Более того – на мой взгляд язык вновь становиться основой классового разделения, связанного с образованием и доступностью к культурному полю, и вообще к благам современной жизни.
Сегодня богатые русские, всё чаще отправляют своих детей за образованием в Европу и особенно в Англию, где эти «отпрыски новых русских», изучают английский язык и одновременно впитывают англо-саксонскую культуру, становясь «англоманами». Естественно в этом случае происходит их отрыв от родной «почвы», от культурных и нравственных корней, в том числе от корней религиозных.
Происходит своеобразная социальная «люмпенизация» элиты целой нации, когда за внешней образованностью, вдруг проступают нестойкость жизненных убеждений и принципов.

Оставаясь в Англии, в первом поколении такие люди становятся социальными маргиналами, так как утратив жизненную энергию родной культуры, овладеть и породниться с чужой культурой им так быстро не удаётся. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, в этом случае, большинство стараются как можно быстрее забыть свою этническую родину, отказаться от родного языка, чтобы не чувствовать себя белой вороной в англо – саксонской среде, а для этого надо поскорее забыть и привычки, и главное поменять родной язык на новый, в данном случае английский.
Это и удобнее, потому что сегодня, английский язык становиться или уже стал языком мирового общения. Единственные семьи, в которых русский язык, более или мене сохраняется – это семьи религиозные, православные. Здесь, часто дети и в третьем и в четвёртом поколении сохраняют русский, как язык домашнего общения и язык церковных служб.
Однако, для того, чтобы сердце не болело об оставленной Родине, о прошлом, надо и о православии как о религии предков, забыть в первую очередь.
Это почти всегда легко сделать, если ваша вера была формальной и больше обрядоверием, чем православным христианством. И уж тем паче, если вы в нескольких поколениях были «инстинктивными» атеистами.

К сожалению, нечто подобное сегодня происходит и в самой России, особенно в больших городах.
Контрреволюция победившая в России в девяностые годы, переместила центр российских национальных интересов в сторону экономики, а точнее личной экономики, то есть в сторону денег и они, постепенно становятся, если уже не стали главным Идолом, в который верят и которому поклоняются такие русские люди. В отсутствии религиозного идеала - (Иисуса Христа) и идеологии советской системы - (коммунизм – светлое завтра), главной жизненной ценностью становятся деньги и личное преуспеяние.
Взгляды и мечты таких россиян устремлены туда, где сегодня это личное преуспеяние и личный комфорт достигли высокого уровня - это «развитые страны», и прежде всего Германия, Англия и Америка.
Естественным и даже необходимым исповедующих буржуазность как социальный идеал, что подталкивает к привыканию, адаптация не только к западному стилю жизни, но и к языку, а вместе с языком и к культуре, основным носителем которой и является.

… выше я говорил о религиозности, как носителе и сохранители самобытности традиций и культур, но слабость православия, его оторванность от нравственности, становятся ещё одной причиной, помимо слабости экономической, которая заставляет русскую культуру отступать под напором богатых и «интересных» иностранцев.
Если сравнивать Православие с Исламом, то мы видим, что мусульмане, в отношении к своей вере ни на какие компромиссы не идут и даже живя далеко от арабских стран, они сохраняют не только веру но и родной зык, на котором они и служат в своих мечетях.
Совершенно не так с Русским православием за границей. Там всё больше и больше преклонения перед языком страны хозяина, всё больше и больше и религиозных и культурных компромиссов, совершаются в службах и в духовном окормлении. Иногда заводят епархиальные сайты, которые выпускают не на русском, а на языке той страны, где служит епархия, при этом «аборикгенов» в общине не больше одного процента.
В результате, русское православие постепенно становиться английским, французским, немецким.
Русского языка даже русские и «православные», в обиходе стесняются и многие на неродном языке говорят даже в церкви.
В самой России, на бытовом уровне постепенно создаётся искусственный язык общения, в котором английские слова занимают всё большее и большее место. Такое же положение в российских СМИ, где всё чаще печатают и звучат английские слова и выражения.

Такой язык невольно служит разделению русского, российского народа на две неравные части, как это уже было в течении долгих столетий, со времён Петра Первого, до Октябрьской Революции. Тогда дворяне, составлявшие менее одного процента населения, владели всеми государственными богатствами включая землю и крепостных «людей», и начинали говорить уже с детства по-французски и тем самым, переставали быть носителями русского языка и даже русской культуры.
Славянофилы, ещё в начале девятнадцатого века заметили эту опасность утраты национальной идентичности у тогдашней национальной элиты и начали дискуссию о корнях и национальных особенностях не только русских людей, но и всего славянского мира.
В какой - то степени, это возрождение «русскости», над которым откровенно потешались тогдашние «западники», помогло России в её развитии как в культурном, так и в экономическом отношении, потому что эти две стороны жизни человека напрямую связаны и зависят одна от другой.
Пролетарская Революция сменившая буржуазную, стала на мой взгляд следствием не только экономического неравенства, но и культурного разделения, то есть тенденции, когда борьба за национальную культуру и самоидентификацию вылилась в противостояние большинства народа, против меньшинства, что подрывало не только основы экономической жизни, но и грозило упразднением, аннигиляцией русского народа, а потому и российского государства.
В определённом смысле, Революция была ещё и войной против искусственного разделения нации и её саморазрушения!
Сегодня, после победы буржуазной Контрреволюции и воцарении Реставрации, опасность этого разделения в России вновь становится очень велика.

С другой стороны, с развитием глобализации появилась нужда в языке международных отношений, которым и стал английский, представляющий на сегодня самые успешные в экономическом и культурном значении страны.
Необходимость унификации, создании одного, главного языка отношений и переговоров, кажется уже запросом современности и учитывать это в планировании и в прогнозах направления и развитии мировой истории тоже придётся.
Однако, эти тенденции в культуре глобализации, отнюдь, не упраздняют языки разных народов мира – и больших и малых. Недостаточное внимание к сохранению и развитию родного языка, приводят к печальным последствиям: потере этнической самоидентификации, утраты национальной «особенности», атеизации народа и утраты глубинных смыслов существования - тот или иной народ, постепенно становиться безымянным населением - людьми без роду племени -
Пример медленной утраты национальной самоидентификации сегодня мы видим в северных, малых странах Европы, в которых английский язык давно уже стал языком вторым, которым владеют практически все люди закончившие школу в последние двадцать лет. Создание Единой Европы, стирание в буквальном смысле границ между странами малыми и большими, приводит к постепенному умиранию специфических национальных черт и культур.
Невольно получается, что культура сегодня, как никогда служит, если не прислуживает экономическому Успеху!

Однако нельзя забывать, что в истории человечества уже был периоды, когда языком международных отношений в Европе, языком культуры конгломерата стран и народностей был язык греческий, во времена Римской Империи латынь, а уже в новое время – французский.
Но Римская империя рухнула, Франция в результате военных поражений от Германии утратила своё значение, и вместо, на мировую культурную сцену вышел английский язык и англо-саксонская культура.
Постепенно, с возрастанием экономического превосходства, уже американская культура стала определять культурное развитие мира, оттеснив на вторые роли всех других соискателей: испанцев, немцев, русских и даже англичан!
Конечно, в первую очередь язык является носителем национальной культуры и потому, малые народности очень скоро будут растворены агрессивными национальными культурами великих стран и вопрос предсказаний о будущем того или иного языка, сегодня сводится в основном к угадыванию временных рамок окончания такого процесса…

В этом случае, естественно встаёт вопрос – а нужна ли национальная культура во времена Глобализации, а если нужна, то в каких формах она сохраниться, если сохраниться вообще?!
И здесь, на горизонтах вселенского будущего маячат процессы превращения одной или несколько объединившихся сильных стран в мирового экономического и культурного «гегемона», с возможным возвращением самых диких форм изощрённой эксплуатации, и заганивания «победителями» других народов проигравших эту борьбу, в своеобразное современное культурное рабство!
Думаю, что это рабство не будет рабством прошлого, когда рабов считали за рабочий скот умеющий более или менее говорить и рабовладельцы, постоянно заставляли и силой принуждали тяжко работать или драться между собой до смерти, на потеху «свободным» людям.
Возможно в таком будущем, словесное и смысловое определение из древних времён – раб, будет заменено на слово – «прислужник», и характерной чертой этих прислужников будет отсутствие у них национальных черт – национальной культуры и языка.
Это рабство будет в основном культурным рабством, и разделение будет не между рабовладельцами, то есть свободными людьми и рабами, но между производителями и «потребителями», а точнее между теми кто владеет культурой как товаром, и теми кто её потребляет - национальные особенности в такой ситуации в общем то ни к чему!

…В определённом смысле, это касается и Религиозных верований, в частности Русского Православия и тут, если мы хотим представить себе будущее не только России, но и Русского Православия, надо внимательнее вчитаться в «Легенду о Великом инквизиторе», Достоевского.
Думаю, что Фёдор Михайлович, в этой легенде, прежде всего имел ввиду не «революционное» будущее, критикуя и издеваясь над ним, а будущее буржуазного общества, в которое мы так «победоносно» вошли в последнее десять – двадцать лет после Контрреволюции, и в которое уже один раз «входили» сто с лишним лет назад..!
Мне всегда казалась непонятным равнодушие великого писателя к страданиям бедняков и крепостных крестьян, но позже, повнимательнее прочитав в этом романе монологи Ивана Карамазова о цене слезинки невинного ребёнка, я переменил своё мнение!
Я вспомнил весь «крестный ход» жизни великого русского писателя-страдальца и подумал, что он, пройдя через психологическое и юридическое состояние государственного преступника, потом на долгие годы став «зэком», а потом постоянно живя в нужде и в плену литературных обязательств, конечно же не был слезливым интеллигентом и понимал страдания, как часть драмы человеческой жизни на земле!
После стольких испытаний, он уже не был идеалистом или либеральным болтуном и знал, понимал русский народ, русских людей как со стороны добра, так и со стороны зла. О величии долготерпения народа, но и о его пьянстве и склонности к бунту, он писал в своих тюремных записках и понимал крепостничество как вечную тюрьму, которая рано или поздно рухнет под напором народных протестов
Сегодня, наследие Достоевского - литературное, философское и социальное - толкуют вкривь и вкось, а современные буржуазные «переводчики» Достоевского с русского на русский, упорно втягивают его в лагерь монархистов и чёрной сотни. Однако вспомните его романы, повести и рассказы, наконец его публицистику.
Ведь он прежде всего, боролся против буржуазной алчности, безмерного материального стяжательства и тщеславия нарождающегося класса «предпринимателей».
И конечно, главной идейной основой творчества Достоевского было возвращение народа, церковного клира и иерархов к подлинному христианству, к подлинному православию, олицетворением и мечтой которого, был старец Зосима, главный положительный герой «Братьев Карамазовых».
Протест писателя был направлен против нарождающегося к тому времени в России нового класса эксплуататоров - буржуазии, против их «лакейства» и преклонения перед деньгами…
Вспомните фигуру Фёдора Карамазова – сладострастника и отчаянного стяжателя, или будущего «национального» деятеля, Ракитина, или даже глубокомысленного и несчастного лакея Смердякова - все они упорно хотели и умели делать денежки…
Но уже и в Романах «Идиот», и «Бесы», Достоевский написал портреты буржуазных «бесов», и предостерегал от поклонению буржуазным ценностям фальшивых свобод и эгоистических прав…
На мой взгляд, разгадывая, анализируя сегодняшнюю эпоху, надо почаще всматриваться в творчество великих русских писателей, той поры и находить в их героях похожие на сегодняшние, черты характеров и бытовые подробности…

Возвращаясь к современной России хотелось бы заметить, что само понимание опасности аннигиляции национальной культуры и последующей опасности помещения русских, российских людей в «резервации», в «загоны» для «прислужников», превращения их в мыслящий «рабочий скот», заставляет искать выход из создавшейся ситуации.
Конечно, неизвестно в каких формах такое рабство будет существовать на земле в будущем, однако радужных настроений, такое очередное разделение на рабов и господ, у большинства простого народа, кому в очередной раз предназначено историей стать рабами, совсем не вызывает!

Анализируя современную языковую ситуацию в России, даже не будучи специалистом видно, что многие русские слова подменяются иностранными, и в этом не было бы ничего плохого, если бы все люди живущие сегодня в России, этот изувеченный «русский» язык понимали.
Однако с горьким сожалением можно констатировать, что это далеко не так и наверное, такое разделение, эта языковая «социальная пропасть» в российском обществе, будет со временем всё больше углубляться и расширяться.
Напомню, что это естественные последствия Буржуазной Контрреволюции и насаждении в обществе классовых, иногда вполне искусственных различий, связанных с уровнем обеспеченности и культурными возможностями, будут усиливаться если этому не будут поставлены эффективные не только культурные, но и законодательные заслоны!

…В наши дни, с горечью приходится согласиться ещё с одним фактом: сегодня Западная Европа и Америка по социальному, классовому признаку намного однороднее, чем бывшая социалистическая держава, а ныне страна называемая Российской Федерацией!
Неоднородность российского общества, разделение на классы, слои и прослойки делает и народ, и государство опасно нежизнеспособным, поэтому, какими бы мы не были «прогрессистами», но если желаем добра своему народу, нам придётся делать усилия по устранению разделения не только в смысле экономическом, но прежде всего в культурном отношении.
Конечно, одно без другого просто невозможно осуществить и потому, уже сегодня, если мы не хотим ещё дальше отстать от стран «развитых», нам прежде всего придётся думать о сокращении пропасти между бедными и богатыми, и соответственно все высвобождающиеся силы и средства направлять на всеобщее образование!
Я полагаю, что ближайшей целью образовательной политики в России должно быть законодательно закреплённое всеобщее среднее образование, а потом и высшее, хотя может быть надо объединить эти цели уже в недалеком будущем!
Ничего неосуществимого в этой идее я не вижу, потому что помню всеобщее десятилетнее бесплатное образование существовавшее уже в Советском Союзе и конечно, бесплатное обучение в вузах, да ещё и со стипендиями, пусть и небольшими!
Другой вопрос, как это организовать сегодня, в реальной, капиталистической жизни. Однако зная цели и задачи, работая над устранением проблем образования и воспитания, рано или поздно можно их решить - тут, как и во всём, нужна политическая воля властей!

Возвращаясь к проблемам языка, хочу отметить, что в русском православии сегодня, как сто и двести лет назад идёт яростный спор о том, на каком языке служить церковные службы – на русском или на старославянском? Для меня, однозначным решением является решение служить на современном и культурном русском языке, через который мы сможем не только передать красоту, трагизм и величие русского православия, но сможем добиться понимания сущностных, христовых, христианских заветов и ценностей! Другой вопрос, что это нужно делать осторожно и исходя из отношения к происходящему большинства верующих.
Для многих «охранителей», вопрос языка служб, вопрос «эстетический», вопрос сохранения неких «элитных», старых форм служения в церкви доступных только «избранным», то есть служителям культа.
Но сегодня, как мне кажется речь должна идти даже не о сохранении старославянского как языка служб, но о сохранении русского православия как такового и уяснения, без лицемерия и фарисейства, всей трагической глубины умаления христианства вообще!
По недавним опросам общественного мнения, при признания православия большинством россиян своей верой, только около пяти процентов верующих можно считать воцерквлёнными, и только около двух процентом могут внятно рассказать и объяснить свою веру!
Во многом, такой разрыв между мнением и знанием обусловлен пережитками «старого», казённого православия, а часто от той темноты, а не света, который идёт не только от непонятных служб, но и от объяснений своей веры батюшками – священниками!
Поэтому, мало того, что мы теряем верующих из года в год, но главное, что мы теряем дух Христов, дух любви, который должен исходить от церкви, от клира и архиереев, но и от самих верующих!
Митрополит Антоний Сурожский говорил - мы сами виноваты в том, что от веры и из церкви люди уходят. И он объяснял это тем, что мы сами становимся мало похожи на добрых и любящих последователей кроткого Христа, который жизнь свою отдал за наше спасение!
Если мы, в большинстве своём не способны и не хотим помочь даже ближнему, то как же мы будем уверять других, в том что мы последователи Христа Спасителя. Ведь он же, взволнованно говорил: «возлюби врага своего» и «если ударили по левой щеке – подставь правую…»
А мы, что делаем мы чтобы воплотить его Заветы в реальную жизнь?!

Возвращаясь к языку служб, мне хотелось бы подчеркнуть, - как мы можем усвоить такие непривычные для нас нравственные понятия, если в большинстве своём Библию не читаем и не понимаем, а на службах половина не знает почему и зачем говорят те или иные слова, да ещё на непонятном языке, да ещё часто скороговоркой. И получается так, что некогда законсервированное традиционное старое, мешает расти новому, близкому и понятному всем православным христианства, и прежде всего нашему пониманию и осознанной самоотверженной любви к Идеалам Христовым.
Интересно, что когда мы, в совместных службах переводим слова литургии на английский, французский, немецкий, мы ведь не переводим это на староанглийский, на старофранцузский или старонемецкий.
Но почему же мы свою русскую службу произносим на старославянском и зачем мы отталкиваем своих соотечественников от окормления их душ, от сознательного верования в Новый Завет Иисуса Христа?
Подлинная, сознательная вера способна на чудеса стойкости и самопожертвования, но важно, чтобы вместе со словами в жизнь приходил и высокий пример веры и были люди, видя жизнь которых, слыша и понимая их слова о жизни, мы могли бы зажигаться пламенем их веры и следовать за ними поколение за поколением!

… Недавно, я прочитал в «Санди таймс» очерк о колониях Меннонитов, христиан – протестантов из средневековой Голландии, откуда они, подвергаясь преследованиям за свой христианский радикализм, расселились по всему свету.
Все эти триста с лишним лет рассеяния, принципами их жизни были старые установления, и даже в еде они употребляли продукты выращенные только своими руками. Они отказались от светского образования, машинизации (они работают на лошадях), автомобилизации и даже использование электричества.
Они не пьют алкоголь, не курят, не ругаются плохими словами.
Они не служат в армии, и у них нет добрачных сексуальных отношений. Управляется каждая колония «Советом министров», в количестве пяти человек, а нарушителей правил, они изгоняют из общины, но бывает это очень редко - в большинстве своём они гостеприимны и добродушны.
Описываемая колония, пятьдесят лет назад ушла из Соединённых Штатов, где их заставляли служить в армии и переселилась в Белиз - бывшую колонию Англии, а там, купив самые непродуктивные земли, тяжким трудом развили своё хозяйство и зажили вполне зажиточно, но по своему, традиционно!
Пятьдесят лет назад, их было около трёх тысяч, а сегодня около трёх с половиной - они живут в округе несколькими колониями, и в праздники ездят друг к другу в гости! На сегодня, по всему миру, их насчитывается около полутора миллионов человек.

Вся эта история напомнила мне историю русских духоборов, которым Лев Толстой помог переселиться из России в Канаду, где они и живут по сию пору, вполне достойно и даже по-русски!

… Эту историю я пересказал, вспоминая возражения сторонников западной цивилизации, что если Россия, сохраняя свой национальный характер и национальную культуру «отстанет» от Европы, то уже не сможет выжить и пропадёт или раствориться в общей массе. Однако пример Меннонитов, показывает нам жизнеспособность совсем небольших сообществ людей, противостоящих остальному миру, но воодушевляемых строгой религиозной верой и традициями.
К сожалению, с многими странами затронутыми Западной культурно – атеистической экспансией, происходит как раз обратное, аннигиляция национальных культур происходит уже во многих странах и регионах планеты, да отчасти и в России тоже.
Есть и другая опасность, другой соблазн - мы на словах можем быть вполне консерваторами и вместе с тем, незаметно приобщаться к массовой культуре. Иногда, читая православные сайты батюшек, особенно молодых, я часто встречаю англицизмы или даже жаргонные словечки и в этом нет ничего необычного, если бы эти «деятели», на другой странице не призывали к сохранению старого или даже к «обратному ходу» - получается так, что «говорю одно, а делаю другое»!
Вот и церковная служба на малопонятном языке, приучает человека верующего, или желающего уверовать к неким двойным подходам, к разделению жизни на две неравные части.
В одной части, мы ходим в церковь, кланяемся там и крестимся просто потому, что это считается правильным и хорошим; а в другой части жизни, мы начисто забываем о вере христианской и православной, лечимся у знахарей, читаем гороскопы и всеми методами и средствами зарабатываем денежки, не понимая и не желая знать, что это «фарисейство» и лжевера.
Нам всем надо понять, что «вера без дел – мертва» - к несчастью, в сегодняшней России как никогда велико расстояние между словами и делами, между истинами веры и реальной жизнью. Человек исповедавшись и причастившись, выйдя из церкви тут же «переключается» на зарабатывание денег, часто методами совсем не праведными.
Денежный вопрос уже вторгается и в Церковные отношения, но даже в монашескую жизнь. Часто иерархи берут «пожертвования» от людей, очевидно неверующих и живущих не по вере, и такие «подаяния» превращается в своеобразную «индульгенцию».
Так ли важно в этом случае, что «неправедные», а иногда откровенно бандитские деньги, используются на благие дела, или даже на ремонт или строительство церквей и монастырей.
Вспоминая историю, мы знаем, что западноевропейская Реформация католичества возникла, как протест против церковной коррупции и денежных поборов, в том числе в форме индульгенций. А ведь, деньги, собранные таким образом, шли в том числе и на завершение строительства Собора Святого Петра в Риме…

Иногда по неведению или по слабости, мы берём от Запада не то хорошее, что в нем действительно живёт и развивается, а самое неприглядное и плохое. И я уже говорил где-то, что вполне может получиться так, что забыв своё национальное, историческое и культурное наследие, слепо по обезьяньи копируя не только экономику и социальные системы управления, но и культуру, а потом и язык, мы можем двинуться, а мне кажется уже двигаемся в обратную сторону тому направлению, в котором сегодня движется человечество, в том числе и развитые страны!

Другой пример обезьянничанья русских «реформаторов» - лет двадцать назад, в Росии была введена смена часов каждые полгода, на манер как это делают страны Запада - там это оправдывали экономией электроэнергии, которой как не хватало, так и не хватает.
Но вместе с тем, английские города, и особенно Лондон, всегда по ночам сверкает огнями и на улицах светло как днём. Меня такая щедрость всегда поражала, потому что делала удобной жизнь человека и делала её и в физическом, и в психологическом смысле безопасной.
С другой стороны, я помню демагогический клич восьмидесятых годов ещё в Союзе: «Экономика должна быть экономной», и тёмные улицы городов, не только провинциальных, но и столичных, по которым отваживались передвигаться ночью только местные хулиганы.

Сегодня, несмотря на слепое копирование западной культуры, темнота в городах и посёлках так и осталась, несмотря на «сэкономленные» киловатты электричества!
Конечно, я не против заимствований и копирования, но только там, где это обусловлено интересами большинства людей, а если надо то и одного, но не статистического, а живого человека!
Например, меня всегда восхищала и восхищает умение англичан, делать жизнь удобной для человека: автобусы, часто почти совсем пустые ходят в самые отдалённые уголки города и всю ночь. Целые электрички пустуют в конце дня, но те кто придёт на станцию где-нибудь в Эппинге, обязательно уедут туда куда им надо или туда, куда они хотят! Но кроме удобства для пассажиров, в этих отраслях находят квалифицированную работу множество горожан, что тоже немалое социальное достижение.
На это направлена и вся материальная английская культура, и никто в Лондоне не будет сохранять какой - то уголок города, пусть и старый и исторический, если это неудобно для тех жителей, или владельцев предприятий, которые «прописаны» в этом районе и живут здесь сегодня.
Другое дело, что старое умело вписывается в новое высокоталантливыми и профессиональными архитекторами и дизайнерами.
Много мест в Лондоне, где старое, сохранившееся ещё со времён завоеваний Рима, сочетается удобно и красиво с новым, а иногда и с суперновым - в этом заключена привлекательность таких мест для туристов, но в этом и сохранение удобства жизни в современном городе для наших современников.

Более того, сегодня, английские архитекторы и строители научились делать чудеса, преобразовывая здания старых верфей, складов, заводов и фабрик, в центры современной культуры. И уж конечно никто не устраивает демонстраций, когда большая фирма, по проекту известного архитектора - профессионала решит построить офис – высотку или небоскрёб. Все знают, что помимо архитектурного разнообразия, чем и отличаются столичные европейские города, эти высотки станут структурно – образующим фактором, куда будут приезжать и приходить туристы, где будут открыты, рынки, магазины и магазинчики. А вокруг разместиться множество кафе, ресторанов и ресторанчиков, чтобы не только соблазнять кулинарными изысками туристов, но и кормить в обеденное время множество клерков, которые будут работать в этой высотке…

Мне хотелось бы добавить по поводу русских «охранителей», что если протестовать, как это делали и делают они в разных частях России в отношении нового, и той же архитектуры, то протестовать против жилых многоэтажек в центрах таких городов, как Москва, Питер, Новосибирск.
На мой взгляд, эти убогие «экономные» многоэтажки, сохраняют сегодня такую жилую среду, в которой дети и старики напоминают тюремных затворников, отделённых от воздуха, от природы, от деревьев и зелёной травки этой нелепой, многоэтажной «тюрьмой», в которую люди вынуждены вселяться, потому что им кажется, что так живут на Западе.
Ничего подобного, - могу вам авторитетно заявить! В таких многоэтажных домах, но не экономных, а с прилегающими парками, скверами и речными набережными, живут несколько процентов тех же лондонцев. Остальные живут в двух - трёх этажных домах, на городских зелёных пространствах, с обязательным садиком подле каждого дома или домика.
Я понимаю, что в России эти жалкие многоэтажки – «рабочие общаги» - строят для бедных, но ведь помимо бедности, люди имеют ещё человеческое достоинство!
Их дети, тоже должны иметь право жить нормальной жизнью, копаться в песочке, ходить по травке голыми ногами, слушать по утрам пение птичек.

… Ещё один замечательный момент, который надо бы перенять русской культуре у английской культуры - множество замечательных музеев, включая мировой известности Британский Музей, Музей современного искусства и множество разных «учреждений» культуры и галерей, работают в Лондоне бесплатно не только для англичан, но и для миллионов туристов со всей планеты.
В России же, даже парки отдыха превратили в платные увеселения и это конечно не только расшатывает русскую национальную культуру, но и делает наших детей нелюбопытными и вялыми, и вносит в общество элемент кулацкого «жлобства», стяжательства и алчности…

И последняя иллюстрация. В русских новостях, я смотрел сюжет о приамурском посёлке, в котором года полтора назад развалился водопровод и воду стали продавать в определённой точке посёлка, привозя её в автоцистернах.
Посёлок этот находится не в безводной пустыне, куда надо через тысячи километров проводить водопровод, но находиться в Сибири, где чистой воды в реках и озёрах ещё сохранилось с избытком.
И глядя на эту картинку я с грустью подумал, что вместе с таким отношением к людям и отношениями между людьми, просматривается воспитание и культура в том числе, и те самые жлобство и стяжание, которыми постепенно подменяются национальные качества характера русских людей, таких как щедрость и гостеприимство.
Кажется, что одно с другим слабо связано, но у меня накопилось за эти годы множество примеров, когда русские, якобы копируя Запад, впадают в элементарную экономическую и культурную дикость, что рано или поздно прорастёт социальными и культурными невзгодами и катастрофами!
И я думаю, что только тогда, когда культура, в том числе и русская, будет работать для человека, а не человек будет существовать для культуры, тогда и национальная культура, в соревновании с «пришлой», будет выходить победителем; тогда и русским людям будет приятно восхищение иностранцев тем, что во все времена считалось русской национальной особенностью. Ведь, ещё совсем недавно, в советские годы, иностранцы очень любили бывать в Союзе и восхищались гостеприимством и открытостью советского человека.
Тогда иностранцев доставали советские чиновники - это так, но сегодня если не все то многие хотят на них заработать и чем беззастенчивей, бессовестней тем прибыльней!
И ещё я подумал, что если мы все сможем преодолеть в себе желание на всём зарабатывать, даже на народной культуре, то всем от этого будет лучше, и конечно, культура напоказ, культура за деньги – это не сохранение, а разрушение того культурного богатства, которое ещё остался в России.

Главное, чтобы культура стала делом народа и духом народа, и тогда, наши дети и внуки будут гордиться и сохранять родную культуру, а не стремиться заменить всё это богатство однообразием и пошлостью западной масс – культуры, культуры на продажу!


Апрель. 2008 год. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Мечта (Remake) & Скорей ко мне ты приходи

Присоединяйтесь 




Наш рупор





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft