16+
Лайт-версия сайта

Статья члена Союза журналистов России Тамары Поповой "Творческий портрет композитора Натальи Конуркиной.

Литература / Статьи / Статья члена Союза журналистов России Тамары Поповой "Творческий портрет композитора Натальи Конуркиной.
Просмотр работы:
28 июня ’2021   14:46
Просмотров: 6404

КОМПОЗИТОР
Наталью Николаевну Конуркину хорошо знают в нашем городе как преподавателя по классу фортепиано ДШИ № 1 им. А. Е. Бочкина. Специалисты и любители классической музыки дают высокую оценку ее исполнительскому мастерству. Методистам Наталья Николаевна известна как победитель краевых и международных конкурсов методических работ, автор сочинений для фортепьяно для учащихся музыкальных школ и училищ, а местные поэты благодарны Наталье Конуркиной за музыку, написанную на их стихи.
Осень 2020 года принесла Наталье Николаевне две важные новости, ярко осветившие ее жизнь как человека творческого. В сентябре она была принята в Международный Союз композиторов «ХХI ВЕК», в октябре – в гильдию композиторов Российского Музыкального Союза, а в 2021 году получила звание члена - корреспондента Петровской академии наук и искусств. Это сообщества профессиональных композиторов, ученых и народных артистов и, поскольку такие события произошли в Лесосибирске впервые, Наталья Николаевна Конуркина была награждена Почётной грамотой Главы
г. Лесосибирска.
Всегда приятно писать о талантливом человеке. А когда знаешь его много лет и непременно радуешься его звонкам по телефону, встречам и общению в процессе подготовки его творческих вечеров, переписке при подготовке к изданию его книг и совместно издаваемого альманаха «Радуга», когда долго хранишь в душе впечатления от его игры на фортепьяно, потребность рассказать об этом человеке как можно большему количеству людей усиливается многократно. Есть у меня и особый повод написать о Наталье Николаевне как о педагоге, композиторе и человеке, излучающем добро и всё лучшее, что может дать людям человек талантливый. Дело в том, что у неё учился мой сын – сейчас уже успешный композитор, первый сибиряк, получивший международную премию им. Сергея Курёхина, второй сибиряк, которого музыкальное приложение к газете «Гардиан» (Великобритания) попросило дать интервью (первым был Дмитрий Хворостовский). Для меня и сейчас загадка, как в мальчике с, казалось бы, научным складом ума зародилось желание писать музыку. Видно, что-то задела в его душе Наталья Николаевна и так незримо, но стойко настроила юного учащегося музыкальной школы на новаторство и успех, что теперь её ученик собирает тысячные залы в Европе, очень скучая по своей публике в период пандемии.
МУЗЫКУ НАДО ЛЮБИТЬ
Всё начинается с любви. Наталья Николаевна влюбилась в музыку в четырёхлетнем возрасте. Как из 7 нот получаются самые разнообразные мелодии, которые способны не только развлекать человека, но порою и лечить его душу? Это вечная загадка стала для неё путеводной звездой. Разгадывала она ее шаг за шагом, очень тщательно и успешно, если окончила с отличием Красноярский государственный институт искусств – академию, которая сейчас носит имя Дмитрия Хворостовского. К 2019 году творческая биография Натальи Конуркиной уже отражала наличие 180-ти сочинений – сюит, тематических сборников фортепьянных пьес и симфоническую картину. На талантливого композитора из Лесосибирска обратил внимание учебно-методический центр при Министерстве культуры Красноярского края и издал первый сборник пьес Натальи Николаевны. А с декабря 2019 года по сентябрь 2020 года она с помощью красноярского издательства «Типография КАСС» выпустила в свет 12 сборников своих пьес.
Если обратиться к темам, которые привлекли её как композитора, то сразу видно, что автор этих пьес – русский человек с большой душой. Он любит свою Родину и Красноярский край (сборник «Родные просторы»), уважает историю своей страны (сборники «Весна 1945 года» и «Симфонические сцены»), любит русскую литературу («Русский мир») и наследие великих художников («Прогулка по Возрождению», «Прогулка по Барокко»), откликается на творчество всемирно известных и местных поэтов («Внутренняя музыка», «Родные просторы», «Музыкальный калейдоскоп»), восхищается миром детских фантазий («Игрушки», «Музыкальный калейдоскоп», «Музыкальные картинки»). А ещё он очень любит своих родных («Весна 1945 года», «Откровения») и готов раскрыть секреты своей творческой деятельности всем, кто пожелает с ними ознакомиться («Образы»).
Стоит ли удивляться тому, что такая трансляция любви к нашему миру находит отклик в душах слушателей? Они не только благодарят Наталью Николаевну, но и посвящают ее музыке и исполнительскому мастерству стихи, статьи и полные добрых слов рецензии.
МУЗЫКУ НАДО ЗНАТЬ
Да, это так. И дело не только в кругозоре будущих композиторов и исполнителей, который, конечно же, должен быть широким. Удивляясь тому, как быстро «бегают» пальцы выдающихся исполнителей по клавишам фортепьяно, аккордеона, баяна или саксофона, мы догадываемся, что это достигается ежедневным многочасовым и кропотливым трудом. Но не только. Существуют методики постановки рук для каждого инструмента, упражнения для выработки необходимой беглости, тайны звукоизвлечения и тайны лёгкого на взгляд со стороны исполнения пассажей. Без этого не передать с помощью звуков идеи и образы, созданные композиторами.
Для выработки необходимых навыков исполнительства и изучения специфики извлечения авторского звука у каждого из композиторов и созданы музыкальные школы. Одно дело знать о великих творцах музыкальных произведений и различать звук Рахманинова от звука Прокофьева, но спросите любого из учащихся музыкальных школ, любит ли он «гонять» гаммы, учить этюды на беглость пальцев или растяжку ладони. Наверняка получите ответ отрицательный. А без этого нет будущего даже у рядового преподавателя музыкальной школы.
Эту вечную проблему обучения Наталья Николаевна Конуркина предлагает решать не через назидание и жёсткий контроль со стороны преподавателя. Она указывает иной путь. И ребёнок, и подросток имеют свои представления о мире – с любимыми героями, привычными и не очень житейскими ситуациями (как, к примеру, отход ко сну или посещение храма). Знакомые им ситуации она отражает в музыке, незаметно «вписывая» в них важные для учащегося навыки. И если у него всё сразу не получается, то он и без назидания преподавателя будет «гонять» гаммы или работать над растяжкой ладони, ведь без этого «его», к примеру, Петух - драчун не получится таким задиристым, каким он хотел бы представить его слушателям.
В сборниках Натальи Николаевны таких скрытых методик множество. За это ее пьесы ценят преподаватели и выделил из общей массы педагогов учебно-методический центр при Министерстве культуры края. Как качество необычное и очень полезное для начинающих пианистов наличие скрытых методик было отмечено при приёме Натальи Конуркиной в Международный Союз композиторов «ХХI ВЕК».
МУЗЫКУ НАДО ПОНИМАТЬ
Без этого нет ни композиторов, ни педагогов, ни слушателей и любителей музыки, которая следует классической традиции, а именно в этом направлении и работает композитор Наталья Конуркина. Что не говори, а такие музыканты и поклонники их таланта – особое сообщество, где важно не просто иметь музыкальный слух, а понимать и язык музыки. При этом условии человек не будет засыпать на каком-нибудь из концертов, а останется доволен услышанным, адресуя от всей души свои аплодисменты исполнителям.
Язык музыки, с одной стороны, понятен всем, а, с другой стороны, призван отражать образность самого разного масштаба, вплоть до всеобъемлющего – привычного для музыки, созданной в классической традиции. Уточняя образность очередного произведения, композиторы обычно дают своим произведениям названия. Но не всегда и название помогает настроить слушателя на нужный лад. Тогда могут быть «призваны на помощь», к примеру, танец или видеомонтаж, музыка может стать закадровой или звучать из-за сцены. Но в этих случаях слушатель воспринимает музыку как часть художественного целого. Музыка, как бы, отходит на второй, а то и на третий план.
Создавая свои произведения, Наталья Николаевна Конуркина тоже предпочитает давать пьесам названия, а описанную выше схему восприятия музыки она перестраивает. С какой целью? С той, чтобы главной в тандеме искусств оставалась именно музыка, и музыкальная пьеса не просто стремилась к душам слушателей, а буквально с первых нот настраивала их на восприятие чувства или явления жизни, которое в этой пьесе отражено. Согласно этой схеме, правильно настроившись изначально, слушатель к окончанию пьесы может согласиться с композитором или наоборот, но восприятие им музыки будет полнее, точнее, а потому более запоминающимся. И своими «помощниками» в решении этой задачи она определила поэтические строки, часто выставляемые ею в виде эпиграфа. В видеозаписях к ним присоединены и картины.
Иногда именно полюбившиеся стихотворения навевают ей темы музыкальных произведений. Задумывались ли вы о том, что такое свет в душе человека? Встретив в поэтических сборниках стихотворение Алексея Иванова «Свет в моей душе», Наталья Конуркина написала пьесу, и, как знать, может кто-то, прослушав это произведение, отыскал лучик счастья и в своей душе. А такое сложное понятие, как мироздание, по мнению поэтессы Веры Соловецкой, состоит из кругов. Какие они, эти круги? Один из ответов есть в пьесе Натальи Николаевны. Вдохновившись строками А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока и других великих поэтов, она выражает музыкой чувства, описанные ими. И становится понятнее, что такое Её величество Любовь, уважение к ратному подвигу, восхищение красотой родного края и произведениями искусства.
Путь к пониманию музыки через поэзию – одна из дорог к постижению красоты и величия музыки. Есть у композитора Натальи Конуркиной и другой – музыкальная трактовка популярных прозаических произведений. Пока это только «Повести Белкина», «Моцарт и Сальери А. С. Пушкина, «Портрет Дориана Грея О.Уальда, «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте но, как знать, может, будут и другие. И, конечно, нельзя обойти вниманием отраженное в её творчестве идейное единство музыки и живописи, особо выделив целый ряд пьес, посвящённых отцу, художнику Николаю Конуркину, или навеянных его творчеством ( творческие проекты «Содружество муз 10 выпусков и «Образы» 1 часть - 9 выпусков).
МУЗЫКУ НАДО ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ.
Смотря какую, конечно, но классическую и следующую этой традиции действительно стоит доводить до возможно большего числа слушателей, ведь хорошо известно, что такая музыка человека облагораживает и гармонизирует как личность. Прекрасно об этом зная, Наталья Николаевна подготовила несколько циклов телепередач, посвящённых великим композиторам и собственному творчеству. Они транслировались Лесосибирским телевидением, выставлены в Интернете и демонстрируются фрагментами на творческих вечерах Натальи Конуркиной, которые она организует вместе с поэтами Лесосибирска.
Приём в профессиональные союзы композиторов позволил Наталье Николаевне резко увеличить ареал распространения ее сборников. Теперь они выставлены на сайтах, которыми пользуются преподаватели по классу фортепьяно, причём, не только нашей страны. Уже пришли и первые восторженные отзывы. Преподаватели благодарят сибирского композитора за расширение материала для подготовки юных пианистов буквально с первых лет обучения в музыкальных школах и до подготовки в музыкальных училищах к карьере профессионального музыканта. Отмечается в письмах учёт композитором степени подготовки учащихся разных возрастов и умение найти темы, интересные для юных исполнителей. Заинтересовались творчеством Натальи Конуркиной и профессиональные исполнители. На первых порах – члены Международного Союза композиторов. А недавно она получила письма от известных в России музыкантов Екатерины Мечетиной и органиста Андрея Бардина. А.А.Бардин пишет, что очень заинтересовался одним из альбомов Натальи Николаевны и даже готов приехать в Лесосибирск, чтобы достойно представить публике её творчество.

КОГДА ТЕБЯ ПРИЗНАЛИ ПРОФЕССИНАЛЫ
Это очень приятное чувство. Появляется уверенность в своих силах. Формируется, постепенно расширяясь, новый круг общения. Профессионалы, как правило, строги – и к самим себе, и к членам своего сообщества, а это заставляет человека намечать новые пути к самосовершенствованию и идти к обозначившимся вершинам не ощупью, а уверенным шагом.
Профессионализм – это и ответственность, ведь то, что простится любителю, у профессионалов вызовет, в лучшем случае, вопрос: как так получилось? Но у профессионализма есть и замечательное преимущество перед сферой любительства – это полное доверие аудитории, которая тебя слышит, видит или читает твои книги. Ради этих людей и работают обычно профессионалы.
Мы, люди, любим профессионалов в сфере искусств за новые мысли и чувства, которые обогащают наши представления о мире. В том-то и состоит мастерство профессионалов в сфере искусств, что они умеют выражать, как нам кажется, не свои, а именно наши мысли и чувства. Насколько это им удаётся, определяется степенью талантливости и энергией, которую профессионал готов потратить на то, чтобы донести своё новое произведение до аудитории.
Композитору Наталье Конуркиной не занимать ни строгого отношения к самой себе, ни таланта, ни энергии. Новый этап её жизни наверняка будет озарён и новыми творческими достижениями. В этом уверены её ученики и коллеги, члены клуба "РАДУГА", в котором она состоит, и все, кто когда-нибудь видел Наталью Николаевну на сцене во время концерта или слышал её произведения в авторском исполнении или в трактовке её учеников.
Статью о композиторе, концертном исполнителе, преподавателе, лауреате международных конкурсов,члене - корреспонденте Петровской академии наук и искусств написала Тамара ПОПОВА,
член Союза журналистов России.
Свидетельство о публикации №391345 от 28 июня 2021 года





Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Не так всё просто (премьера песни)

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft