16+
Лайт-версия сайта

Slade в Санкт-Петербурге

Литература / Статьи / Slade в Санкт-Петербурге
Просмотр работы:
14 августа ’2021   18:32
Просмотров: 20609

21 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге состоялся концерт Slade, самой эксцентричной, шумной и веселой рок-группы 70-х. В составе, к сожалению, уже давно нет, главных выдумщиков и авторов почти всех песен – Нодди Холдера и Джима Ли, но вторая половина звездного состава все еще в строю.
Дон Пауэлл и Дэйв Хилл, внесшие заметный вклад в создание фирменного, столь узнаваемого саунда Slade, снова в нашем городе.
Шоу, которое на этот раз музыканты привезли в Россию, называется "CUM ON FEEL THE NOIZE", как и одна из самых известных композиций Slade.

В этот раз группа выступает в ДК "Ленсовета", поэтому после сырой ноябрьской тьмы, так приятно устроиться “под пальмами” (уютное кафе в оранжерее). Здесь за чашечкой кофе можно скоротать время перед концертом, поглядывая в фойе через распахнутые двери. Там, у входа охраняемого секьюрити, толпятся любители автографов и фото сессий с конвертами от виниловых пластинок в руках. А не пройдут ли немного “задержавшиеся” музыканты в гримерки? Надежды тщетны, настоящие профессионалы в это время уже разми…, т.е. разыгрываются.

О наших гостях много чего написано, в том числе, достаточно обидных и несправедливых строк. Пожалуй, словесные упражнения критиков можно свести к следующему: “музыка из трех аккордов, примитивные песенки для рабочего класса (российский вариант – музыка для ПТУ-шников), дурные манеры и т.д.” Мастерами сценического движения Slade назвать трудно, да и приемы для “зажигания зала” нынешний состав, конечно, использует не самые выигрышные. Этими приемами, по отзывам очевидцев, в совершенстве владел Нодди Холдер, но в данный момент он уже на “пенсии” (У него все хорошо: авторские поступают без задержек).

А вот что касается музыки, не согласен. Если бы вам пришлось какое-то время общаться с музыкантами, то вы, не сомневаюсь, смогли бы подметить следующие типажи.

Музыкант в совершенстве владеет инструментом, но не обладает способностями к импровизации, композиции. Речь идет не о ласкающем собственный слух попадании в тональность или, например, сверхскоростном движении по блюзовой гамме. Этому, скорее всего, научат еще в музыкальной школе.

В другом случае с такими способностями все в порядке. Музыкант талантливо развивает идеи другого автора, бывает, что заурядная пьеса в результате “прикосновения мастера” становится супер популярной.
Или современная аранжировка старого хита заставляет вспомнить о композиторе, да и соавтор не остается внакладе. Один достаточно известный персонаж как-то признался Нодди Холдеру, что кавер "слэйдовской" песни, принес ему больше денег и известности, чем все предшествующее творчество.

Ну и, наконец, третий тип музыканта. Человек каким-то непостижимым образом способен придумать мелодию, тот самый десяток-другой нот, запоминающуюся цепочку звуков. О Боже, какой примитив! Как все это убого, на “трех аккордах”.

Да такие музыканты зачастую, борясь с собой, убирают неуместные длинноты, отвлекающие сложности, демонстрацию техники владения инструментами (а ведь все это уже придумано, отшлифовано на репетициях, да что там говорить – “просто гениально”), чтобы оставить те самые “три аккорда” и композиция “выстрелила”. А потом миллионы людей, пусть даже и фальшиво, но споют пару строчек в хорошем настроении.

Подводя черту, хочу сказать, что последний абзац уместен по отношению к профессионалам, по отношению к музыкальному бизнесу. Здесь задействовано слишком много людей и денег, и кроме удовлетворения собственных амбиций, следует соблюдать еще и “правила игры”.

Если вы музыкант и у вас все не так, значит вы музыкант-любитель. Быть может - пока, быть может - на все оставшуюся жизнь. Когда начинающий композитор говорит о том, что его не интересуют известность и достаток, а интересует лишь творчество, я понимаю и охотно верю. В данный момент времени. Творчество само по себе приносит огромное удовольствие, вполне сравнимое с …. Многоточие пусть каждый заменит сам. Однако придумать ту самую заветную цепочку звуков, мечта любого музыканта. Даже ради удовлетворения собственных амбиций. А потом вполне возможны и строчки в прессе, и столь приятный “звон монет”. Но у музыканта все остается выбор, например, так и остаться в ранге любителя. Но я о таких ничего не слышал.
И о них, скорее всего, так никто и не узнает.

Пора вернуться к нашим героям.

Slade завоевали репутацию одной из самых мелодичных групп после The Beatles, но, пожалуй, и "самой недооцененной” - так уж сложилось. Время было удивительное, такого количества великолепных команд появившихся почти одновременно никогда не было, и, судя по всему, никогда не будет.

В период с 1971 по 1976 год Slade выдали подряд 17 синглов, вошедших в “двадцатку” британского хит-парада, став первыми, кому удалось хоть как-то приблизиться к рекорду The Beatles — 22 хит-сингла. Все выпущенные в этот период альбомы также отметились в хит-параде Великобритании, а три из них поднялись на первую позицию.

В английской музыкальной прессе тех лет можно было прочитать следующее: "Немного до сих пор было коллективов, которые привнесли столько радикальных новшеств и изменений в свой "сценический образ", отличались бы столь характерным имиджем: одеждой, стилем, манерами".

Детство наших парней мало чем отличалось, все - выходцы из рабочих семей, да и жили они в нескольких милях друг от друга. Ну а биография Нодди Холдера – этому подтверждение.

Невилл Джон Холдер родился 15 июня 1946 года в Уолсолле, небольшом городке индустриального сердца Англии, Черной Страны, как называли ее местные жители. В годы его юности здесь были преуспевающие угольные шахты, сталеплавильные производства с огромными трубами, источающими дым и оставляющие отложения сажи везде, где только можно.
Жители Черной Страны, по его мнению – соль земли английской. Холдер, ныне проживающий в Манчестере, до сих пор гордится мидлендскими корнями.

В школе в возрасте семи лет наш герой получил прозвище Нодди (кивала), наблюдательный одноклассник подметил привычку Невилла молча кивать, когда требовалось сказать “да”.

Первое знакомство с рок-музыкой, а заодно и с Американской мечтой состоялось в 9 лет, когда он увидел фильм “Рок сутки напролет” с Биллом Хейли. Это было настоящим потрясением. Нодди вспоминает, как во время сеанса подростки постарше танцевали и подпевали Биллу и его “Кометам”.

В 12 лет на Рождество родители подарили Невиллу первую гитару, довольно потрепанную вещь из ближайшей “комиссионки”. Мамин знакомый, джазовый гитарист, дал несколько уроков юному музыканту.

В те годы с радиостанциями, транслирующими популярную музыку, было, прямо скажем, “негусто”, и Нодди по ночам слушал Радио Люксембург. Ничего не напоминает? Много лет спустя мальчишки из Советского Союза также слушали музыкальные передачи Би-Би-Си и других “вражеских голосов”.

Потом были группы, играющие каверы Elvis, Little Richard, Shadows, Chuck Berry и других популярных в то время коллективов, уход из школы, работа в аккомпанирующем составе Стива Бретта и первые заграничные гастроли в Германии.

Без сомнений, отличная школа! Работа в немецких клубах (многочасовые выступления перед самой разнообразной публикой) позволяли британским группам прогрессировать с завидной скоростью. Через это прошли почти все герои рок-сцены 70-х.

Роль гитариста в коллективе Стива перестала устраивать Холдера, следовало что-то менять в жизни.

Спустя несколько недель после возвращения из Германии Нодди “болтался” между группами Вулвергемптона, делать было нечего и следовало немедленно найти новую работу. А музыка на тот момент уже являлась самой настоящей работой, она давала хоть какие-то средства к существованию. О баснословных гонорарах тогда можно было лишь мечтать.

Тут-то он и встретил Дэйва Хилла и Дона Пауэлла из ‘N Betweens. Дон основал группу еще в школе, чуть позднее пришел Дэйв. Команда на тот момент играла преимущественно блюз, который, надо сказать, всем основательно поднадоел. Парни хотели чего-то нового, а для этого следовало полностью обновить состав. Они то и предложили Холдеру присоединиться, узнав от Нодди, что тот ищет новую группу. За несколько недель до “исторической” встречи парни взяли Джимми Ли на бас-гитару.

Первый концерт обновленных ‘N Betweens состоялся 1 апреля 1966 года в городском зале Уолсолла. Все прошло неплохо: довольными остались и старые поклонники и музыканты.

Выступления в небольших клубах шли параллельно с поисками нового звука, собственного стиля. Тогда, кстати, именно Дэйв Хилл предложил использовать три лидирующие гитары, а после этого басовые партии Джимми по сложности мало чем отличались от сольных пассажей Дэйва и Нодди. Даже если не удавалось придумать что-либо “замысловатое”, ребята просто играли одну партию в разных октавах.

У группы появился самый настоящий продюсер – Джек Баверсток. Название ‘N Betweens Джек счел бесперспективным и в приказном порядке поменял на Ambrose Slade. Секретарь Баверстока, молодая девушка, очень любила давать имена собственные окружающим ее вещам. Книги, карандаши, косметичка и даже конторский степлер – все они имели названия. Джек как-то обнаружил на ее столе два предмета (какие именно история умалчивает), и группа обрела новое имя. Довольно легкомысленный подход к серьезному делу.

Однажды на их выступлении в лондонском клубе Rasputins, стильном и довольно странном месте, где собирались поклонники диско, оказался Чес Чендлер - бывший бас-гитарист группы Animals. К этому моменту Чендлер заслужил репутацию одного из самых удачливых продюсеров, именно он открыл легендарного короля рок-гитары Джимми Хендрикса.

Растормошить диско публику - дело непростое, но Slade сумели это сделать. Завсегдатаи, равнодушно танцующие в начале концерта, к финальным аккордам уже прыгали и кричали.
После шоу Чес зашел в костюмерную и сказал, что хочет заключить контракт. “Вы – глоток свежего воздуха, никогда не видел диско публику такой возбужденной!” Годами позже он признался Холдеру, что именно его необычный голос и умение контактировать с залом были главными причинами для принятия решения.

И действительно, его вокал, по тембральной окраске просто не поддающийся идентификации, кричащую манеру исполнения, не спутать ни с кем другим. А вот и мнение “независимого” эксперта.

Оззи Озборн, которого так любят цитировать журналисты, как-то сказал:
"В студии мы все хорошие певцы, но настоящий вокалист сдает экзамен в сценической работе. Лично я считаю рок-вокалистом всех времен и народов Нодди Холдера из Slade. В тяжелом роке ему нет равных".

Профессиональная интуиция подсказывала Чендлеру, что из этих бесшабашных юнцов выйдет толк. И он не прогадал, но для этого потребовалось время и немало усилий. Для начала название группы сократили, слово Ambrose Чес посчитал лишним, оставив лишь Slade.
Прошло два года, но в репертуаре Slade еще нет хитов, песен входящих в двадцатку популярной музыки Великобритании. Хотя группа приобрела известность и с легкостью собирает залы на 1500 зрителей.

Чес отлично понимает “правила игры” и разными хитроумными способами подталкивает ребят к сочинительству.

Первое время музыканты пытаются сочинять парами: Нодди и Дэйв, логично на первый взгляд - два гитариста, Джим и Дон – ритм секция. Но из этого эксперимента не получается ничего толкового.

Чендлер не сдается, он чувствует пока еще скрытый потенциал музыкантов. Парни, которые умудряются делать отличные обработки чужих песен, не могут не придумать что-либо свое.

Песня Литл Ричарда (настоящий автор – Бобби Маршант) “Geth Dawn And Get With It” в исполнении Slade входит в Top 20. Это было началом настоящего успеха. Наверное, и парни, наконец, поверили в себя.

Нодди и Джим теперь пробуют писать вместе. Все началось с незамысловатого гитарного риффа: уже несколько лет парни использовали его в костюмерной перед выступлениями, чтобы разыграться, а заодно и скрипку Джима настроить. Обычное упражнение, тренировочный мотив. Парни добавили аккордов, Нодди набросал текст, и через двадцать минут появилась “Coz I Luv You”. А спустя две недели она обосновалась на первой строчке хит-парада.

Кстати следует упомянуть, что Slade одними из первых в рок-музыке стали использовать скрипку как солирующий инструмент (В этом заслуга Джима Ли, единственного из группы получившего музыкальное образование. Джимми - дипломированный скрипач).

Дуэт авторов сложился: это немало, однако нужно что-то еще. Какие-то тончайшие нюансы, без которых куда более профессиональные музыканты почему-то не способны добиться успеха. В группе должна возникнуть и поддерживаться атмосфера творчества.
В Slade парни очень дополняли друг друга: молчаливый, застенчивый в жизни - Пауэлл (ударные), модник, испытывающий огромное удовольствие от известности - Хилл (гитара), интеллигентный и “домашний” - Ли (бас-гитара, рояль, скрипка), шоумен от бога - Холдер (вокал, гитара). Ну и Чеса Чендлера не забудем. Без него еще неизвестно, как сложилась бы их судьба. Все молоды, амбициозны и талантливы.

Пожалуй, хватит о былых заслугах, тем более что прозвучал третий звонок. Пора в зал.

Ну и первый взгляд, конечно же, на сцену. Там все более чем скромно: на подиуме барабанная установка (одна бочка, несколько тарелок …), аппаратура Marshall, три микрофона, две тумбы и пара мониторов между ними. Эконом-вариант, даже традиционное полотнище, закрывающее тыльную часть сцены, отсутствует. Оживляет пейзаж белая “скрипица” на высокой стойке.

Зал заполнен процентов на 70. Зрителям, окружающим меня далеко за сорок (вспоминаю недавний концерт Купера, где двадцатилетних было достаточно много), правда в соседнем ряду вижу представителя молодого поколения: на коленях у деда сидит мальчишка лет 4-5. Музыкальное образование в столь юном возрасте? Почему нет?
Подготовительный класс Школы Рока.
Come on, baby!

Из-за кулис доносится рокот бас-гитары, и на сцене появляются музыканты. Дэйв Хилл – гитара, Дон Пауэлл - барабаны, Мэл МакНалти – гитара, вокал и Джон Берри - бас-гитара, скрипка, вокал.

Дэйв в широкополой шляпе с кокардой, расшитой куртке, штанцах стального цвета и кроссовках. А где же столь любимые Дэйвом платформы, непременный атрибут времен глэм-рока? Но об этом чуть позже. В руках золотистый Gibson LP.

Дон Пауэлл в полосатых черно-белых брюках и темной футболке, хайр у Дона все еще в полном порядке. Такая, знаете ли, зело лохматая шевелюра в стиле Дока, героя фильма “Назад в будущее”.

Мэл МакНалти – весь в черном, на голове – котелок, на носу – круглые очки. Имидж кота Базилио! Вооружен черным Gibson-ом SG.

Джон Берри в черном фраке и черно-красных штанах, в руках белый четырехструнный Gibson.

С этими инструментами парни так и прошли весь концерт, правда под конец в руках у Хилла появилась стилизованная под пистолет гитара с голубыми светодиодами на грифе. В свое время Дэйв очень любил ее “близняшку” на съемках Top Of The Pops.

Открывает концерт “Gudbuy T'Jane”. Саунд группы не изменился и тише не стал, это Slade – без сомнений: узнаваемый, "слэйдовский" - звук гитар, красивые басовые партии, стремительный ритм ударных. А как же вокал? С этим непросто, спеть так, как пел Нодди, не удастся уже никому. Мэл рычит, пытаясь подражать Холдеру, это немного забавно.

Несколько раз вокальные партии брал на себя Джон Берри. Рычать он, похоже, не умеет, медленная и красивая баллада “Everyday”, в его исполнении прозвучала весьма прилично. Правда, очень не хватало фортепианных аккордов, ведь именно с них начинается песня в оригинале. Зато все скрипичные партии Джон отыграл, как и положено.

Обязанности шоумена естественно на Дэйве, остальные парни отметились лишь в разговорном жанре. Мужчина забирается на тумбу, призывает публику топать и хлопать, сгибает руку, демонстрируя место, где по идее должен быть бицепс. Таковой не обнаружен, но Дэйв не унывает. Со скоростью не соответствующей возрасту, он перемещается по сцене, и усилия не проходят напрасно. К середине концерта зал удается расшевелить. А будь у него на ногах платформы? Он бы не пробежал и половину дистанции. Очень запомнился спринтерский рывок в проходе между первым рядом партера и сценой. Крошечный Дэйв решительно отодвинул двухметрового секьюрити и с гитарой наперевес устремился к лесенке в другом конце зала, охранник тоже размялся, выдерживая двухметровую дистанцию.

В первой части концерта прозвучали: “Lock Up Your Daughters”, “Far Far Away”, “Look Wot You Dun”, “Red Hot”, “Coz I Luv You”, “Run Runaway”,
“I Hear Ya Callin'”, “Cum on Let's Party”, “The Bangin' Man”, “Mama Weer All Crazee Now”, “Get Down and Get With It”.

Музыканты кланяются и удаляются за кулисы. Зал требует продолжения “банкета”, и парни вновь на сцене. Они вернулись настолько быстро, что я удивился. А как же пресловутая пауза для солидности? Может быть, им хотелось поскорее закончить концерт, может быть – подарить отзывчивой питерской публике еще немного старого доброго рок-н-ролла. И как можно быстрее! Мне по душе второй вариант.

В завершении прозвучали: “My Oh My”, “Cum On Feel the Noize”, “Merry Xmas Everybody”.

Рождественская песня, чемпион по пребыванию в чартах, “Merry Xmas Everybody” была исполнена в колпаках Санта Клаусов и логично завершила концерт, ведь скоро Рождество, а за ним и Новый Год. Хорошее и очень мелодичное поздравление питерским поклонникам от Slade. Да еще и в стиле рок!

Keep On Rockin’!






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 14 августа ’2021   19:05
че за шляпа?) в уездном городе спели экстентрички и.....?


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

390
ГОДИКИ, ГОДА...

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft