Но к этому свиданию готовилась не только она. Гильгамеш, также старался не ударить в грязь лицом и, отбросив житейские проблемы начал облачаться в царские одежды, готовясь к официальному визиту. Не каждый день тебя посещают представители властей столь высокого ранга, тем более, если это сама богиня красоты. Она была красива не только сама по себе, но решила привнести восточный колорит в свой облик. На ее голове красовался венец Эдена, «Шугур» или царская тиара. Тиар у нее было несколько, как и полагается уважающей себя королеве, на все случаи жизни. Венец Эдена «Шугур» как считала она, больше подходил ей для сегодняшнего свидания. Слово Эден — буквально: пустынная земля, степь — служило также и для обозначения подземного мира. "Шугур" — культовая повязка из колосьев и веток, могла быть из драгоценного металла. Богиня себя любила, поэтому Шугур у нее никак не мог быть из соломы или пальмовых веток. Только золото. Царский венец богато инкрустирован лазуритом, сердоликом и натуральным жемчугом. Спереди ее тиару украшала большая звезда с рубином в середине символизирующая собой Венеру. Сзади был полумесяц.
Золотая Диадема или налобная лента «Прелесть чела», богато украшенная камнями лишний раз подчеркивала царское происхождение государыни Иштар. Диадема была сплошь расшита тысячами крохотных лазуритовых бусинок, а по этому густо-синему фону шел ряд изящных золотых фигурок животных: оленей, газелей, быков и коз. Между фигурками были размещены гроздья фанатов, укрытые листьями, и веточки какого-то другого дерева с золотыми стебельками и плодами из золота и сердолика. В промежутках были нашиты золотые розетки, а внизу свешивались подвески в форме пальметок из крученой золотой проволоки. В ее руках знаки владычества и суда.
Рис. 7.1. Шумерское ожерелье из лазурита и сердолика с золотыми листьями. Фрагмент. Около 2500 г. До н.э. Лондон. Британский Музей. Фрагмент шумерского ожерелья, происходящего из урских гробниц. Еще один пример блестящей ювелирной работы шумерских мастеров.
В ушах красовались небольшие сережки в виде гроздьев винограда с перламутровыми вставками. Ожерелье лазурное нежно обнимает ее шею. Еще одна двойная подвеска из сердолика и лазурита красиво дополненная маленькими листочками экзотического дерева, называемого березой, также украшает шею и грудь богини Иштар. Изумительный подарок северных мастеров, был ей особенно дорог, потому, что был подарен к ее совершеннолетию одним купцом, торговавшим в Ниппуре сибирскими соболями, выразивший таким образом свое восхищение ее красотой. Она не ограничилась только этим ожерельем и надела еще жемчужное, которое изысканно сочеталось с лазуритом и сердоликом. Это ожерелье было приобретено для нее на Крите и доставлено ей месяц назад. Средиземноморский жемчуг с анатолийским сердоликом и лазуритом на шее богини смотрелись особо привлекательно. Такой ансамбль лишний раз свидетельствовал об отменном вкусе хозяйки и ее высоком положении. Можно надеть на себя все золото, что есть дома, но будет ли от этого толк – еще вопрос? У нее же все было в меру – пусть и немного, зато эффектно. Главное не количество, а качество, можно и с простыми костяшками выглядеть куда привлекательнее, чем в золотом обличье. Тем не менее без этого благородного металла тоже никак нельзя было обойтись, учитывая ее нынешний статус. Она не стала уж совсем отходить от традиций и позволила себе Золотые браслеты тонкой работы северных мастеров, которые красиво обвивали ее руки на запястьях и плечах. Они также были мастерски инкрустированы бирюзой, лазуритом и слоновой костью. К тому же выполнены были с элементами филигранной техники, поэтому выглядели весьма нарядно и благородно. На плечах такие браслеты представляли собой витую змейку с львиными головами на концах. Они разинули пасти и тупо смотрят друг на друга – не то передразнивают сами себя, не то готовы съесть своего соперника, но достать никак не могут и злятся потому еще больше. Сами они золотые, а сердцевина змеи серебряная, по всей же длине хребта напаяны маленькие золотые шарики, которые у ювелиров называются Зернью. К тому же тело рептилии было не гладким, а с насечкой, подразумевающей замысловатый змеиный узор, не то габонской гадюки, не то египетской кобры. Впрочем, к делу это не имело никакого отношения – змея и точка. Откровенный вырез на платье открывал любопытному взору самую сокровенную деталь царского туалета. На груди богини красовался бюстгальтер в крупную сетку с золотыми чашечками в центре, под названием: «Ко мне, мужчина, ко мне» с оригинальными вставками из самоцветов, которые, переливаясь на солнце, сразу приковывали мужской взгляд. А что же там прячется под ним - неужели золото? Даже страшно представить, но обладательница таких туалетов именно это и должна подразумевать и нисколько не меньше. Главное привлечь к себе внимание, а остальное дело техники, как изловить мужчину в свои сети. Иштар думала, что она большая мастерица по таким вопросам, поэтому так тщательно и готовилась к этой долгожданной встрече, убив целый день на приготовления. Ничто не должно быть лишним, а каждая деталь несла в себе определенный смысл. Ну и конечно, стринги, доставленные накануне с Крита после недели высокой Моды, являлись предметом зависти всех богинь Ниппура, Куммии и Цафона. Такого «Одеяния владычиц», прикрывающего стыд в Уруке так и вообще еще не видели, последняя мода сюда еще не дошла. Не то, чтобы город был провинциальным, просто жители придерживались консервативных взглядов, то ли брали пример со своего царя Гильгамеша, не приемлющего великосветского блеска, либо по причине религиозного гнета насаждаемого жрецами. Ведь его покровителями были Ану и Иштар. Нахождение храма Ану в городе, конечно, обязывает к соблюдению определенных традиций, все-таки патриарх, один из первых богов, принимавший участие в сотворении Мира, и уважать его заслуги, святая обязанность горожан и служителей культа. Все должно быть чинно и благопристойно. Но храм Иштар и ее покровительство Уруку, предполагают совсем другое: полная раскрепощенность и свобода в выборе партнера. Можно создавать любые браки, без каких-либо ограничений, как по числу мужей, так и по количеству жен. Кому чего больше нравится – мужской гарем, или многоженство; Иштар разрешает оба варианта, лишь бы был результат – жизнь не должна прекращаться не на час, любовью занимайтесь сколько угодно, но про детей не забывайте. Вот если нет потомства в семье, а у вас гарем, то богиня плодородия обратит на вас самое пристальное внимание и покарает за разврат и блудодейство. Она четко определит, где грех, а где священное действо, отвечающее ее основному предназначению – все должно плодиться и размножаться. Особенных ограничений в выборе одежды не было, жители были вольны ходить в чем угодно и где угодно, но присутствие храма Ану все-таки накладывало некоторый отпечаток на их поведение, порой приходилось сдерживать свои эмоции на людях. Иштар решила блеснуть и появиться во всей красе – пора ломать устоявшие стереотипы и внести свежую струю в их повседневный быт. Пусть все увидят, как одеваются «Звезды», и стремятся к тому же - красивая праздная жизнь как целебный нектар полезна каждому, хоть на час, хоть на миг, но попробовать надо обязательно. А без нижнего белья полноты картины явно не получилось бы. Так называемый «Пояс Рождения с чресел», или стринги, был неотразим и завершал собой богатый женский арсенал для обольщения и вдохновения – кому, что нравится, по-видимому, должно быть то и другое. Красота богини должна вдохновлять утонченные натуры писать ее портреты и посвящать стихи, настойчивых и незакомлексованных дарований, напротив, просто обязана манить к себе как насекомых на цветочный нектар. Самая скрытая деталь ее туалета была великолепна. Выглядела она безукоризненно красиво, тонко и изящно, к тому же шелк с эламскими кружевами, только недавно ставший входить в моду, для шитья женского белья, уже заслужил положительные отклики лучшей половины человечества. Богини нового поколения также шли в ногу со временем и лучшие достижения технического прогресса без колебаний внедряли у себя. Иштар не придерживалась консервативных взглядов и с оптимизмом смотрела в будущее, поэтому одевалась всегда по высшему разряду. Великолепная работа критских дизайнеров никого ни оставляла равнодушным, ни мужчин, ни женщин. Ну, так она и не собирается показывать эту интимную деталь туалета всем направо и налево. Выходить на подиум, для демонстрации нижнего белья пока не входило в ее планы. Пусть этим занимаются молодые и амбициозные особы, ей же ее статус никак не позволяет опускаться на такой уровень – все должны ходить вокруг нее и любоваться только ей, а не наоборот, чтобы она крутилась на сцене перед сидящей публикой. У нее другое предназначение. Поэтому нижнее белье, это ее белье и пусть оно будет ее маленьким секретом. Это тайна доступна избранным, раскрывать которую она особенно не стремилась, разве что только жрицам любви в ее храме, которым она покровительствовала, да еще любимому. Больше некому его показывать, даже мужу Баалу ни к чему об этом знать - обойдется и так. Он должен лишь оплачивать ее расходы, больше его не касается. Да и большим эстетом он никогда не был, по правде сказать – ему что-нибудь по проще подавай, чем меньше одежды, тем лучше - ближе к первозданной красоте.
(а) (б)
Рис. 7.2. (а) Богиня Иштар. XXX век до н.э. (б) Статуя богини Иштар. Из Мари. XVIII век до н.э. Халеб. Музей.
Хотя она и сама порой придерживалась подобных взглядов, но в этот вечер Макияж ее был безупречным. Тени для век ей доставили с Египта и она осторожно наложила бирюзовый цвет, оценивая не слишком ли толстым слоем она наносит краску. Нет вроде в самый раз. Главное не переусердствовать, дабы не выглядеть раскрашенной куклой. Впрочем, в наборе было достаточно баночек с краской, чтобы сделать нужный оттенок, отвечающий любым запросом. Египетские косметологи знали толк в этом деле и всячески развивали этот бизнес. Косметику там делали давно и грамотно. Поэтому, покупая у них косметику можно было не опасаться никаких побочных эффектов на своем лице, и смело наносить на себя, а не проверять ее на прислуге. Притираньем «Приди, приди» изготовленной из толченой Сурьмы подведены глаза, изящно накрашены губы красной Охрой, а щеки имели едва уловимый румянец, подчеркивая тем самым пышущую здоровьем женщину, которая не прочь познакомиться с интересным мужчиной. И так не маленькие ресницы были увеличены в объеме, необычной кисточкой тирского производства, изготовленной из щетины сидонского кабана - одногодки, придавая лукавый взгляд богине плодородия. А кокетливый хвостик выглядывающий из тиары и спадающий огненными локонами на плечи говорил о веселом характере, и романтической молодости, которая у нее будет длиться вечно. Она как бы богиня, но в то же время и мальчишеская шалость была ей не чужда, могла подчас и похулиганить и совершить совсем не девичьи поступки – подраться, забраться на дерево, или спрыгнуть с крыши на спор. Но с годами пыталась себя все-таки сдерживать и выглядеть, как подобает настоящей Леди.
Подчеркивая ее божественное происхождение, над ее головой обязателен священный нимб для парадного выхода, а на боку у нее должны были висеть меч, за спиной — два колчана со стрелами. Нередко Богиня войны могла появиться на публике верхом на льве, но царя зверей на этот раз, она естественно с собой не взяла, а решила оставить его дома. Еще распугает всех, не дай бог. Он и так ее стесняется, а тут еще и лев, его-то только и не хватало. Ведь он парень совсем не слабонервный, может в сердцах и порешить ее любимого зверя, ему не привыкать и на испуг не возьмешь, вон как он расправился с Хумбабой, что для него лев, так котенок – вмиг свернет шею при необходимости. Так, что лучше его не брать с собой, во избежание каких-либо недоразумений, да и киску жалко, она ей еще пригодиться, что бы блеснуть на каком-нибудь приеме во дворце перед заморскими послами, или богами с других континентов. Сегодня же ей предстояло важное свидание, и звери бы здесь совсем не кстати. Впрочем, оружие она решила также оставить дома, все-таки на свидание собралась, а не на битву.
А вот Гильгамеш решил надеть оружие для солидности и представительности, быть при полном параде, все-таки официальный прием. «Он умыл свое тело, все оружье блестело, Со лба на спину власы он закинул, С грязным он разлучился, чистым он облачился. Как накинул он плащ, и стан подпоясал, Как венчал Гильгамеш себя тиарой». Получилось то, что надо – удалой молодец, любо дорого смотреть, не царь, а Жигало с обложки глянцевого журнала, разрушитель женских сердец. Разве можно против такого красавца устоять. Придворная челядь недоумевала, куда это собрался Гильгамеш при таком параде, вроде в гости ни кого не звал, а оделся так, как будто сам Ану должен посетить их славный град. Девицы, аж вылезли наизнанку, подглядывая из-за угла, в каком направлении пошел их государь, один и без охраны. Он спешил на городскую стену, где назначила свидание Иштар. Там уже подготовили для него столик в тени навеса и два стула. Прислуга поставила прохладительные напитки, и тихо удалилась, оставив его одного в тягостном ожидании. Встреча была назначена на десять часов вечера. Часы показывали половину одиннадцатого, а ее все не было, он не стал отчаиваться и выпил пива для храбрости, на душе сразу стало легче. Только он потянулся за кувшинчиком, чтобы повторить начатое, как тут же появилось фиолетовое сияние за спиной, и запахло Озоном. А вот и она. Глаз не возможно было отвести от такой красоты, что он даже поперхнулся и пиво чуть не пошло через ноздри обратно. Может быть, поэтому все пошло не так, как он себе представлял. Видя его конфуз, богиня начала первой. Спросила про здоровье, демографическую ситуацию в регионе, нет ли болезней каких инфекционных у народа и скота. Какие виды на урожай и удастся ли побить прошлогодний рекорд по зерновым, не сгноят ли зерно как в прошлом году? Может зернохранилища дополнительные построить, она попросит Котару-ва-Хасису, он с удовольствием соорудит подземное хранилище на миллион тонн зерна, так, что десять лет потом вообще ни надо ничего будет сажать, так сказать стратегический запас продовольствия на случай войны или какого–нибудь другого катаклизма. Гильгамеш покачал отрицательно головой. Потом поинтересовалась: В достаточном ли количестве народ принимает витамины, может привезти новые саженцы, апельсинов гранатов и фиников, устойчивые ко всем болезням, и которые не уничтожают паразиты, потому, что деревья создают инфракрасное излучение пагубное для всех кровососущих. Она запросто может помочь доставить все необходимое из Египта, тамошние генетики разработали уникальные образцы, которые надо срочно испытать для массового внедрения. У себя они, правда, не хотят экспериментировать, потому, что их священный скарабей был категорически против.
- Ты же знаешь, как его зовут, Хепри кажется, символ возрождения перерождения, мудрости, вечной жизни, бог утреннего восходящего Солнца одновременно, ну и многое другое.
- Ну да, помню, - в школе вроде проходили, сказал Гильгамеш. - Он создал мир, человека и Вселенную - Своего рода первичную материю мироздания. Хепри, кажется, связан с учением о возможном воскрешение, при определенных условиях, как говорится в «Книге мёртвых»: «Хепри стану я, превращающийся в первовещество, я прорастаю с помощью всемирной силы зарождения». Считалось, что маленький жук повторяет путь Солнца: подобно тому, как Солнце совершает путешествие по небу, излучая свет и тепло, создавая условия для возрождения жизни везде и во всем. Кроме того, скарабей олицетворял сокровенную силу Сердца, которую человек должен был пробудить в себе, для того чтобы возродиться, умереть и вновь воскреснуть, победить свои недостатки, исправить ошибки и преодолеть любые испытания, ожидающие его в другой жизни после смерти. Скарабей также был символом ученика на его пути к мудрости. Подобно тому, как маленький жук упорно и настойчиво превращает бесформенную, вязкую массу навоза в шарик, чтобы заложить в него семена жизни, ученик, идущий по пути мудрости, должен был преодолеть все свои недостатки и достичь просветления. Скудность ума обогатить глубокими знаниями.
- Молодец, как ты все помнишь только? - удивилась богиня. - Короче очень сильный и могущественный бог, олицетворение Атума, Ра и самого Птаха – отца всех богов одного из главных, вроде моего деда. Так вот он против, ну и бог с ним, у нас не Египет с ихними заморочками. – Иштар продолжала убеждать обескураженного царя. - Так ты возьми, у вас же нет священных насекомых, так, что ты ничем не рискуешь. Ты только скажи, не стесняйся. Я все готова сделать для тебя, и даже больше.
Внимательно посмотрела ему в глаза, а потом вдруг ни с того ни с сего и говорит ему: «Давай, Гильгамеш, будь мне супругом, Зрелость тела в дар подари мне! Ты лишь будешь мне мужем, я буду женою!»
Честно и смело сказала, все, что от него хочет. Он немного растерялся от такой прямоты, низко поклонился в знак благодарности, за оказанную честь, и, соблюдая царский этикет, стал держать ответное слово. Гильгамеш честно ответил ей, что готов угостить ее по царски и оказать все возможные почести, и материальную поддержку какую вынесет его скромный бюджет. А также готов подписать договор о взаимовыгодном сотрудничестве в социальной, культурной и военной областях. В общем, обычный обмен любезностями на светском приеме.
- Я дам тебе платьев, елея для тела, Я дам тебе мяса в пропитанье и в пищу, Накормлю я тебя хлебом, достойным богини, Вином напою, достойным царицы, Твое жилище пышно украшу, Твои амбары зерном засыплю, Твои кумиры одену в одежды.
Готов был даже оплатить ее существенные расходы на коллекцию модной одежды, доставленную с Крита, которую Гильгамеш оценил по достоинству. Сказал, что платье очень ей к лицу, особенно к ее зеленым глазам, и в сочетании с сердоликовым ожерельем особенно подчеркивает ее белую шею. А потом, то ли пиво ударило в голову, то ли бес попутал – он начал ей хамить: «Но в жены себе тебя не возьму я!» Вот так поворот. Она, теряя гордость, первой предлагает себя, а он отказывается. Ничего он не перепутал? Это он первым должен был упасть на колени и ползком приползти к ней и просить ее любви, или хотя бы позволить лицезреть ее воочию не то, чтобы прикоснуться. А он нагло смотрит ей в глаза и начинает говорить такие дерзости. Ну, отказал так отказал, так он еще и начал перечислять ее недостатки. Вот это было лишне. От любимого и такая пощечина. Не дожидаясь конца диалога, она покрылась пурпурным сиянием, издала пронзительный свист, переходящий в ультразвук, и пулей взлетела в небо.
Кровь ударила в голову, в ушах стоял звон, а сердце готово было выскочить наружу. Еле совладав со своими эмоциями, она первым делом пошла к отцу, не для утешения, а для возмездия. Грозит опять спуститься в нижний мир. Не знает правда, кому пожаловаться вначале, Наннару (Сину) или самому Ану. Поплакавшись отцу с матерью и ничего, не добившись, кроме сочувствия и соболезнования, она идет дальше. К Энлилю идти бесполезно, хотя и главный сейчас на земле, но толку от него не будет и все равно он не поможет, поэтому надо срочно отправляться дальше и выше. Быка может сделать только дед, вернее прадед и она направляется к нему. Конечно, не хорошо нарушать субординацию и обращаться к вышестоящему руководству, перепрыгивая через голову непосредственного начальника, но они все-таки родственники и наверно поймут ее порыв. К тому же боги еще не изобрели тогда бюрократический аппарат, он им был не нужен, потому, что у них действовали другие межгалактические универсальные законы, которые были совершенны и абсолютны. Бюрократию, коррупцию и протекционизм, изобретут сами люди, чтобы тоже чувствовать себя небожителями и повелевать менее удачливыми сородичами. Иштар некогда было размышлять над соблюдением принципов демократического централизма, а действовала по законам бесклассового общества, где все равны, поэтому пошла туда, куда считала нужным и ни у кого не спрашивала разрешения.
Только великий прадед всячески потакал своей правнучке и закрывал глаза на все ее прогрешения. Он считал ее своей любимицей и выполнял все ее капризы, то ли был далеко, и не особенно вникал в земные проблемы, то ли возраст давал о себе знать и теперь не всегда мог объективно оценивать обстановку. Что с него взять со старого – почетный пенсионер, этим все сказано. В маразм еще не впадал, но так далеко ушел от дел, что к нему обращались все реже и реже, но былые заслуги его всегда ценили.
Как он мог отказать своей любимице, если сам и короновал ее на власть. Хотя Ану уже давно обитал в своей Небесной Обители, но в исключительных случаях он иногда спускался на Землю - обычно во времена великих кризисов, или для совершения официальных визитов. Последний раз он как раз и появлялся на земле, чтобы сделать презентацию новой богине Иштар - своей правнучке. Только он мог назначать богов, ну или Энлиль, если самому, было лень спускаться на землю. Больше, в жизнь на Земле он старался не вмешиваться, за редким исключением. Но к своей правнучке он был не равнодушен и всячески опекал ее. Может потому, что девочек в семье не было, а родились одни мальчишки, Энки - умный даже страшно становится, что он все знает, а другой - Энлиль хитрый и изворотливый, но страшный властолюбец, ну так и пусть будет моим наместником на земле. Как бы то ни было, но ее он любил и всегда помогал при возможности. Хотя на землю он спускался редко, но был в курсе всех последних событий, и его, как ни странно всегда ждали. В случае его нисхождения на грешную землю, Церемонии совершались в специальном храме, называемым "Домом для Нисшествия с Небес" с большим блеском и помпезностью. Когда, по появлении высших богов, жрец читал стихи, Ану и Анту они омывали руки водой из золотой чаши, и начиналась первая часть пира. Семь Великих Богов потом тоже омывали руки из семи больших золотых чаш, что знаменовало начало второй части торжества. По сигналу из главного храма жрецам всех других храмов Урука надлежало "воспламенить торжественный костер", что, в свою очередь, служило знаком начала подобных ритуальных обрядов в храмах других городов. Люди всей земли зажигали очаг в своих домах, у кого не было еще электричества и выставлялось богатое угощение на стол, предназначенное Ану и другим богам. А городская стража в этот момент поджигала костры на улицах и площадях, а небо озарялось салютами и многочисленными фейерверками. Люди со счастливыми лицами ходили по улицам и целовались друг с другом. На землю приходил великий праздник. Вот, что значит великий бог.
Если бы не дед тогда наверно ей ни помог никто. К тому же и у самого Прадеда также была непростая судьба. Поэтому, как считала она, только он один мог ее понять и пойти на встречу. К тому же ей было известно, что власть ему самому досталась нелегко, пришлось воевать во времена великой битвы богов, не на жизнь, а насмерть так, что он сильно подорвал свое здоровье в борьбе за престол. Ведь он первородный сын Аншар и Кишар, первых детей от Тиамат и Апсу, поэтому престол ему достался по наследству на законных основаниях. Но великим воином он не был никогда, и всю грязную работу за него выполнял Мардук. Так в битве с Тиамат и ее воинством во главе с Кингу, именно сын Энки Мардук спасает их всех от неминуемой гибели. До той поры пока он не вырос и не возмужал, остальные отцы покорно терпели унижения и готовились к смерти. Тиамат их праматерь была готова поглотить всех непослушных детей за то, что они убили ее мужа Апсу. Но если бы они этого не сделали, то их ждала бы печальная участь быть уничтоженными их отцом, якобы по той простой причине, что они много шумели, даже выйдя из детского возраста, и не давали спать своим родителям. Видать детство никак не хотело их покидать их пустые головы, пора бы было уже заниматься делом, а у них все игрушечки, да еще и над родителями стали подшучивать. Вот Апсу и решил в один прекрасный момент позавтракать неспокойным выводком, но детки его опередили и прикончили. Энки каким то чудом подслушал разговор в котором Апсу грозился поглотить своих детей. Он поделился услышанным с Энлилем и своими детьми, после чего у всех наступила глубочайшая депрессия. Но вовремя сняли с себя оцепенение и пошли на ужасный поступок – умертвили своего отца, опередив того всего на час. Вот Тиамат и решила отомстить своим отпрыскам и проглотить их всех разом. Она сделала бы это запросто, поскольку не была человеком, а больше походила на дракона с челюстями крокодила, львиными клыками, перепончатыми крыльями, как у летучей мыши, лапами ящерицы, орлиными когтями, змеиным телом и воловьими рогами. Смертельная угроза снова нависла над непутевыми отпрысками Тиамат и Апсу. Мать была настроена воинственно и стала собирать ополчение для решающей битвы. Все испугались и готовились к смерти, но молодой Мардук не растерялся и решил сразиться с Тиамат и со всем ее воинством, благо он к тому времени уже вырос и в голове у него был не ветер, а забота о будущем, о всех богах и новом мироустройстве. Остальные так обленились и до того ослабли в постоянных играх в виртуальном мире, что не могли уже держать оружие в своих руках, а спортом вообще не занимались, и тяжелее ложки с вилкой в руках ничего держать не могли. Мардук же с измальства готовил себя к тяжелым испытаниям, и постоянно укреплял свое тело и боевой дух в непрерывных физических упражнениях со всеми видами боевого оружия. В неистовом гневе Тиамат, к тому времени, произвела на свет новое потомство, ужасных чудовищ, желая, чтобы они уничтожали богов. Гуманоидов она решила заменить другими представителями животного мира, но с интеллектом, не уступающим самим богам. Среди чудищ этих были люди-скорпионы, демонические львы, гигантские змеи и покрытые сверкающей чешуей драконы, похожие на саму Тиамат. К ним же тогда примкнули и Ануннаки. Мардук, вооружившись священным оружием, бросает вызов Тиамат, но перед этим просит Игигов признать его Царем и главным среди богов, хотя и не имел на это право, поскольку был их сыном. Но ситуация была критическая, и боги согласились признать молодого Мардука царем, лишь бы он поскорее расправился с Тиамат. Как известно среди многочисленных слуг богини был и Мушхуш. Тот дракон обладал длинной птичьей шеей, змеиным жалом, с хвостом-змеей, львиными передними и птичьими задними лапами, был рогат и покрыт чешуей. Кроме всего прочего он имел еще и шерсть, несколько вьющихся локонов кокетливо завивались за ушами и ниспадали с головы на шею. Он был своего рода эталоном красоты в рядах многочисленного воинства Тиамат и занимал звание «бригадного Генерала». На него она возлагала большие надежды, наивно полагая, что такое необычное животное испугает детей до смерти, и ей не придется самой пачкать руки от подобного смертоубийства. Но даже Мушхуш не помог Тиамат в битве с мудрым Мардуком, богом света: она потерпела поражение. А ее дракон так вообще стал верным псом Мардука, перейдя на его сторону, как только увидел его в бою. Всю нечисть он тогда вымел как назойливых мух своим мечом, а Мушхуш сразу признал в нем хозяина - присел перед ним на задние лапы и завилял хвостом, а языком облизал его руки. Мардук не стал его убивать, угостил вкусной отбивной и тот с радостью последовал за ним как верный пес. Недаром основными символами Мардука являлись мотыга, лопата, топор и дракон Мушхуш (Сируш).
Рис. 7.3 Голова дракона Мушхуш. Бронза. 7-6 вв. до н. э. Париж, Лувр
Та великая битва была жестокой и беспощадной, победить должен был кто-то один. Вооружившись палицей, сетью, ядом, луком со стрелами и пучком сверкающих молний, взошел божественный воитель на грозовую колесницу, запряженную четверкой быстрых, как ветер, свирепых коней, и отправился навстречу врагу в сопровождении четырех небесных ветров и неистового урагана. Тиамат была хитра и осторожна, и никак не хотела вступать в открытый бой с Мардуком, но и он был упрям и терпелив, к тому же другого выбора у него не было – жизнь или смерть. Долго они охотились друг на друга, каждый норовя стать охотником, но силы были равны, и вот наконец, изловчился Мардук заманить ее в свою раскинутую в бездне сеть. Та начала раскрывать свой зев похожий на бездну, готовая поглотить всех на своем пути, как черная дыра поглощает звезды. Но пока этого не произошло, он приказал четырем ветрам дуть ей в пасть, чтобы она не могла закрыть рот, а сам, прицелившись, поразил ее стрелой, которая, пролетев меж ее отверстых челюстей, вонзилась в сердце. Добро и справедливость восторжествовали – свет победил тьму, а зло затаилось на время, ища подходящего случая снова вернуться на Землю. После того как бог света одолел Тиамат, из верхней половины ее тела он создал небесный свод, закрывающий верхние воды. В нем он устроил ворота с запорами, поставив стражу, которой запрещено было без разрешения Мардука отпирать ворота, давая возможность небесным водам изливаться на землю. Из другой половины тела Тиамат создал Мардук землю, имеющую вид полукруглой чаши, и прикрыл ею нижние воды. В небесных чертогах поселил он бога Ану, а земные воды отдал во владение отцу своему Энки; Энлиль стал повелевать воздухом и ветрами. Начертал Мардук на небе созвездия. Ночь он отдал во владение богу Луны Сину, одарив его светлой короной, а день — Шамашу, богу Солнца, лучи которого поражают демонов и устрашают злодеев. Всех богов поделил он на триста небесных и триста земных и подземных, определив каждому то, за что он ответственней. Тогда же решил Мардук сотворить существ, которые могли бы позаботиться о богах. Из крови Кингу и глины, взятой у Эйя, вылепил он первых людей. Они были похожи на богов, но не обладали их силой и бессмертием. Людям повелел Мардук служить богам, которые с той поры живут беззаботно. Но не всем понравились его революционные преобразования, и решил бог Чумы - Эрра или Нергал уничтожить одно из лучших творений Мардука — людей, которые ему не поклоняются.
- Тоже интересный какой этот дядька. – подумала Иштар, - С какой радости люди должны поклоняться Чуме и Лихорадке, это что Манна небесная, что ли, дающая пищу и беззаботное существование – это смерть между прочим. Естественно они ее боятся и не произносят вслух это страшное слово, дабы не накликать беду в свой дом. А ему, видите ли не понравилось, что они не славят его и не возносят к нему свои молитвы.
Тогда коварный бог уговорил царя богов отрешиться на некоторое время от земных дел для того, чтобы спуститься в подземный мир и там с помощью бога огня Гирры очистить свои регалии высшей власти, которые потускнели якобы от времени. Мардук поверил Эрру и покинул землю, оставив свой трон ему, который пообещал не чинить никаких злодеяний. Но как только Нергал обрел власть, он тотчас наслал на людей все беды — чуму, распри, войны, разруху. Начались страдания, гибель людей во всей Земле и даже в столице Вавилоне, покровителем которой являлся Мардук, также начались эпидемии и мор. И если бы не возвращение Мардука, не осталось бы на земле людей. Мардук разозлился на Нергала и в сердцах ударил его своим царским жезлом вдоль хребта. Пусть молит бога, что у него не оказалось под рукой секиры, а то сделал бы две половинки, как из Тиамат. Нергал был посрамлен и дисквалифицирован на год, собрал свои вещи и отправился в родовое имение, где предался беспробудному пьянству. Мардук же отправился в новую резиденцию – Небесный Вавилон, любезно отстроенную для него Ануннаками. Видно они чувствовали на себе вину, обманом вставшие под знамена Тиамат и Кингу, но после полного поражения дьявольского воинства, покаялись в содеянных грехах и выдали главного зачинщика, тем самым спасли себе жизнь. После этого всю свою энергию и творческий потенциал решили использовать в мирных целях и с головой ушли в градостроительство, от этого они получали несравнимое удовольствие. А небесный Вавилон для Мардука они построили не за пять лет, а за четыре года, за что получили почетные грамоты и звания героев Куммии. Но Мардук их все равно поделил, и оставил некоторых в царстве небесном, а часть отправил в Нижний мир, наводить там порядок. После гражданской войны там наблюдалась полная разруха и Анархия, тюрьмы разрушены, охрана вся спилась, а двери порой на ночь и не закрывались, поэтому некоторые осужденные стали выходить в Верхний Мир и пугать людей, да и боги порой тоже встречались с выходцами из преисподней. Некоторые почетные Игиги даже попали в больницу от сердечного приступа. В общем, нужно было срочно восстанавливать хозяйство и прекратить этот беспредел, и Ануннаки с радостью принялись за новое дело. Заядлые трудоголики они не любили сидеть без дела и с удовольствием принялись за работу. Взяв, к себе в помощники «Галла» они за один вечер вернули все сбежавших в свои камеры, отремонтировали огромные ворота в Хамрайе, и заперли их на десятипудовый засов. Поставили надежную охрану и провели безпроводую сигнализацию, установив телепатические датчики по всему периметру царства, так, что бы и муха не смогла пролететь ни в одну сторону. За считанные дни возвели «железный занавес», отгородившись от всего остального мира. После того как Мардук навел на земле полный порядок, он передал власть Ану и отправился в свою новую резиденцию, построенную для него благодарными Ануннаками. Ану с удовольствием принял власть из рук племянника с трепетом и большой надеждой, что войны больше ни будет. И действительно Царство его было долгим, но потом и на его место нашелся новый претендент. И снова началась война, в результате которой появляются новые боги.
«И девять считанных эпох на Небесах царем Ану был; в девятую ж эпоху с Ану вступил Кумарби в бой. Ану бежал, разжав смертельные объятия врага - бежал Ану, укрыться думал в небесах. Кумарби, устремившись вслед за ним, Ану схватил за пятку и вниз его стянул с небес. За чресла, укусив его, лишил он "мужества" Ану, - оно, растаяло в его утробе, как бронза, без следа». Пока Кумарби жевал главное достоинство Ану, тот воспользовался его благодушным настроением и, выскользнув из его рук, опять устремился в небеса. На этот раз ему все-таки удалось сбежать от своего смертельного врага и спрятаться за надежными стенами Куммии. Таким образом, эта битва закончилась неполной победой - охолощенному Ану удалось улететь в свою небесную обитель, оставив Землю в ведении Кумарби, но и тому радоваться, было особенно не чем. Частичка Ану может и была хороша на вкус, но начала активно размножаться в бездонной утробе монстра и как-то незаметно произвело во внутренностях Кумарби нескольких божеств, которых он, подобно Кроносу из греческих мифов, был вынужден выпустить на волю. Но к тому времени и Ану успел обзавестись потомством, успев родить до своей инвалидности Энлиля и Энки. Но Кумарби не стал успокаиваться, узнав о появлении наследника Ану в Куммии, и замыслил план «воспитать соперника Богу Бурь». Он думал так долго, что успели вырасти дети у него и Ану, но в конце концов, он создает с помощью Владычицы Великой Горы сына Улликумми - сокрушителя Куммии и возлагает на него большие надежды: "Пусть он взойдет на Небо и себе добудет царство! Пусть славный город Куммия им будет покорен! Пусть устремится против Бога Бурь мой сын и в клочья, будто смертного, его порвет он тело! Пусть всех богов с Небес долой изгонит!" Сынок получился на славу, таких великанов земля еще не видывала, головой он касался облаков, от голоса его дрожала твердь, а на море поднимались стометровые волны. Боги не на шутку испугались - Ану не дееспособен, Энлиль испугался, а вот Энки не стал паниковать и берется за дело. Он обращается к старшим богам и просит их принести древний нож, которым некогда Мардук отделял небо от земли. Строго говоря, это не нож, а пила, поскольку Энки сказал тогда: "А теперь Улликумми от подножья пилою отпилим, подпилим соперника богов, которого породил Кумарби". Он не стал звать сына, чтобы продемонстрировать свою беспомощность, а то скажет им будто без него никак не могут обойтись, стоило ему уйти на покой, как тут же начинается бардак, с каким- то монстром и то справиться не могут, поэтому решает сам расправился с врагом. Плазменный резак или лазер, как назовут его в далеком будущем, не знал преград перед своим всепроникающим лучом смерти, в руках воина он является грозным оружием, и Энки смело применил его, что бы устранить зло на Земле. Только после серии удачных выстрелов владыка подземных вод и Мирового Океана добивается желаемого результата, распилив надвое грозного Улликумми. По сути он повторил подвиг своего сына Мардука, одолевшего подобным образом Тиамат. Энки был самым умным среди богов и постоянно повышал свой интеллектуальный уровень, читая древние книги. Именно оттуда он и узнал о грозном оружии Древних Богов при помощи которого удалось победить безжалостную Тиамат. Он не стал выдумывать ничего нового, а просто повторил подвиг своего сына в борьбе с Улликумми. О своей победе он немедленно сообщает перепуганным богам, о том, что покалечил Улликумми, лишив его средства передвижения, тем самым он спас Мир и устранил угрозу небесной обители. Таким образом, Ану устоял и власть свою сохранил, опять получив ее просто так, по праву старшинства. Враги были повержены, и вторым богом после него стал его сын Энлиль.
Ану был не только Великим Царем Богов, но и главным среди них, в чьей власти было избирать царей из числа людей на земной трон. По шумерской традиции, цари восходили на престол лишь по воле Ану, и недаром само шумерское слово "Царство" - "Ануту" - изначально имело смысл "престол Ану". Символом Ану была так называемая "рогатая тиара", чьи изображения сохранились на древних вавилонских пограничных камнях кудурру. Ану по прежнему считался верховным божеством, хотя и не вмешивался в земные дела, но его слово считалось решающим в любых спорах, поэтому Иштар нашла в его лице самую надежную защиту и получила столь долгожданное оружие возмездия. Тем более если вспомнить ту помпезность с какой сопровождалось ее восшествие на престол по причине безграничной любви к своей правнучке он просто был обязан ей помочь. Разве после такой грандиозной церемонии оказанной его правнучке он мог остаться равнодушным к ее слезам? Конечно, нет. Правда, можно было не идти у нее на поводу и ничего не делать. Да и в нижний мир она второй раз вряд ли бы рискнула оправиться снова, все это бравада и возрастной максимализм – пытается показать больше того, что умеет делать на самом деле. Однако и дури у нее тоже хватает, может выкинуть все, что угодно, но здравый смысл присутствует больше в ее поступках. К тому же еще наверняка свежи грустные воспоминания о том трагическом путешествии, и возвращаться к ним снова и снова ей не имело смысла, ведь оттуда еще никто не выходил живым. Правда ей тогда удалось совершить невозможное и вновь вернуться в Верхний мир, но каким долгим был путь назад. Только благодаря Энки ей посчастливилось снова увидеть белый свет.
- Но каково же упрямство и в кого она только такая, не в меня точно. – Подумал Ану. – Может за это, и люблю ее больше всех, потому, что есть в ней то, что так не хватает мне. Был бы я в молодости такой же, может, и жизнь-то сложилась иначе, и не пришлось бы дело доводить до войны. Очень напористая внучка - Ей захотелось и все, никакие уговоры уже не действовали. Раз решила, значит, так было нужно, ей виднее, в конце концов, лишь бы вновь не надумала спускаться в Нижний Мир, а то я как-то упустил совсем из вида прошлое ее нисхождение. Нечего попусту беспокоить обитателей Хамрая. Роль богини любви для нее не совсем подходит, все тянет на подвиги, так и не терпится вынуть свой меч и пустить его в дело. В любви так нельзя, надо действовать аккуратно и деликатно и не рубить с плеча. Ну да молодая еще – кровь кипит и не знает, куда деть свою энергию. Вот и находит себе все новые любовные приключения. А как, что не получается так сразу бежит ко мне. Ладно, Бог с ней помогу еще раз. Сейчас же пусть побалуется быком, если ей будет от этого легче – ведь молодая еще, хочется поиграть порой, так лучшей игрушки и не найти. А к своей основной роли - Богини Любви еще привыкнет, повзрослеет немного и придет понимание своего основного предназначения у нее светлое будущее. Мне то виднее.
Иштар
Содержание
Оглавление……………………………………………………………………..………2
Аннотация……………………………………………………………..……………..…3
Часть I.
Пролог……………………..……………………………………………………………..4
Глава 1. Энкиду …………………………………………………………………..…...7
Глава 2. Оружие возмездия ………………………………………………………...14
Глава 3. Лилит………………………………………………………………………..19
Глава 4. Анзуд.…………………………………..……………………………………24
Глава 5. Небесный бык Аном.………………..……………………………………34
Глава 6. Хумбаба, или первое знакомство с Гильгамешем. ………….……....41
Глава 7. Иштар и Ану..……….…………………………………………………….48
Глава 8. Думузи.………………..…………………………………………………….59
Глава 9. Эрешкигаль. ………………………………………………………………66
Часть II.
Глава 1. Подвиги во имя любви. Нинлиль и Гештинанна .……………………72
Глава 2. Смерть Анома.………………………………………..……………….…..79
Глава 3. Рождение сына Баала.……………………………………………………85
Глава 4. Наказание Гильгамеша………………………………………………......90
Глава 5. Война с Йамму……………………………………………………………..96
Глава 6. Строительство нового дворца..……………..……………………...…..103
Глава 7. Примирение Баала с Нергалом.………………………………………..113
Глава 8. Заговор Нинлиль.………………………………………………………..120
Эпилог……………………………………………………………………….…………..126