Сегодня в бюро «Синяя птица» у нас в гостях Нина Волкова, актриса украинского и советского кинематографа, поэтесса и художница, чье многогранье таланта восхищает и уводит в перекрестки городских улиц и воспоминаний…
-Нина, расскажите о себе, как отражается в жизни многогранье ваших увлечений? Вы знаете, можно было бы сочинить какую-либо легенду о себе и выложить здесь, но я сегодня буду шокировать Вас правдой.
Я родилась в Казахстане. Отец очень рано умер, и мама меня воспитывала сама. Помню, что очень занятым она была человеком. Работала диспетчером на железной дороге. Меня отдала в круглосуточный детский сад в год. Забирала домой раз в неделю на воскресенье. Это было такое наслаждение…Чистая комната, запах вкусной еды, репродукции картин на стенах, радио (такой черный диск) над кроватью, где каждый день шли радио-спектакли.
Помню часто склоненную маму над стенгазетой и свет керосиновой лампы, свет, тогда часто вечерами отключали.
Первый для Вас шок: я родилась в 1947 году еще при сталинском режиме.
Но как выяснила потом, все женщины в нашем роду очень молодо выглядели и долго жили.
Когда мне было 5 лет я сама (сама!) поступила в балетную школу. Просто отодвинула штакетник детсадовского забора, вылезла и прошла в здание напротив. Там было много взрослых с детьми за ручку, и волшебный зал, из которого кое-кто выбегал вприпрыжку, а некоторые – в слезах.
Пришла и моя очередь. Удивлению преподавателей не было конца.
Меня приняли и отвели в сад со словами: готовьте девочку и передайте маме, что она теперь будет у нас. Мне повезло, школа оказалась великолепной, еще во время войны эвакуированная из Ленинграда.
С 4 класса, этой школы, преподаватели заложили во мне страсть к сцене.
Для меня, наверное, этот Ваш вопрос главный, поскольку все мы родом из детства, а мне удалось это состояние сохранить в душе надолго.
Чем бы мне ни приходилось заниматься в жизни, я всегда была сценаристом, организатором коллективных вечеров, ведущей.
В Киеве - с 1967 года.
-Лирика, это Ваш конек или Вы пишите и на другие темы?
Я пишу и картины, и небольшую литературу. Лирический окрас работ, думаю, от жажды красоты, неравнодушия к окружению, необычных снов. Сколько себя помню, я вижу только цветные сны.
Не знаю, с чем связана такая особенность, но это так.
Вы знаете, Анна, один корреспондент - Андрей Белоусов, с которым я ни разу не виделась и не беседовала (ему попала в руки моя книга), написал статью «Сон и явь Нины Волковой» в газете «Лiтература та житт (Литература и жизнь).
Я была поражена, как он тонко разгадал мое состояние.
-Расскажите о своем поэтическо-художественном сборнике «Ностальгия»
Так вот, Андрей Белоусов написал:
«В отличие от произведений многих авторов, соединивших в своем творчестве живопись и поэзии, у Нины Волковой отсутствуют (или почти отсутствуют) параллели между полотнами и поэтическими строчками. Может быть, стихи – это явь, а картины – сны? Цветные…».
Он прав, очень…
А почему «ностальгия»? Это удивительное, неистребимое чувство дано человеку для воспоминаний и осмысления. Мой сборник так и акцентирован, как незатейливые мысли на волнах жизни. А о своих картинах скажу так:
Картины слишком яркие мои
Вновь «сильных мира» раздражают.
А мне они как ретро-сны,
которые на утро исчезают, тают.
Пишу с палитры, как могу,
Усталой кистью тьму раскрасив.
Задумчиво и тихо расплету
все сновиденья, холст расправив…
Готовьтесь ко второму шоку: за кисти взялась в 50 лет. Но, как и стихи, это тянулось из детства…
-Кто озвучивает Вам поэзию, есть аудио-сборники с Вашими стихами, которые можно приобрести?
Озвученные есть только для домашней библиотеки. Я же говорю, что «алгеброй поэзию не поверяю», ямбов и хореев не соблюдаю, отношусь к своим стихам просто как к порывам души. Многие принимают, но есть и такие, которым их трудно понять. Мне здесь на сайте об этом говорят.
А вот в консорциуме журналистов, где издавалась, приняли хорошо. Говорят, книгу на столе держат круглый год. Приносит удачу и лечит. Шутят, видать. Хотя не раз относились мои работы к разряду Арт-терапии, жизнеутверждению.
-Приоткройте секрет, в каких фильмах Вы снимаетесь и как Вы открыли себя в кинематографе?
Пришла в кино в 22. Тогда снялась в очень известных фильмах на киностудии им. Довженко «Мир хижинам, война – дворцам», «Умеете ли вы жить?», »Хлеб и соль». Наш ансамбль «Молодость» при университете им. Шевченко, который я тогда так и не закончила, приглашали в полном составе. Общалась с очень многими известными актерами. Стрежельчик призывал учиться непременно. Н. Олялин подсказывал в процессе съемок.
Помню, как Г.Польских пробовали на роль в фильме «Колдунья», она хотела такое вязаное платье, как у меня. Но утвердили на роль Л. Чурсину.
Видела, как серьезно работала на площадке А. Демидова. Перешептывались, оглядывались (ох, молодость!) на стоящего в очереди у кассы Ю. Соломина. А Тамаре Носовой крутила на бигуди волосы, рядом не оказалось гримера.
И еще была одна секретная встреча.
Не скажу, не поверите!
Потом всю молодость отдала производству в радиопромышленности. Сначала закончила авиационный техникум (экономика), а затем КПИ - Киевский политех. Двухгодичный народный университет, факультет радиожурналистики.
После развала Союза занималась бизнесом. У меня был даже салон красоты свой, а затем – художественная галерея.
Три года назад начала сниматься снова. На украинских телеканалах и в российском «Возвращении Мухтара». Всего 6 фильмов, из них 2 главные роли, за которые мне не стыдно. Интересно, что одна роль была 48-летней героини, вторая – 70-летней.
Я четко поняла, что если впустить в себя мечту, творчески ее визуализировать, - сбудется обязательно. Мне всегда хотелось жить жизнью прочитанных героев, оживить их, еще с поры драмтеатров дворцов культуры.
-Использовались Ваши стихи или картины в фильмах?
Нет. Только к выпускному спектаклю курсов актерского мастерства и импровизации(2009) я буквально за ночь написала огромное полотно темперой и оно «играло» там вместе со мной.
- Где можно посмотреть фильмы с Вашим участием?
Думаю, по желанию, каждый сможет найти в сети интернета.
-Вы планируете в дальнейшем связать свою судьбу с кино? Лет до 120 точно, если будут приглашать. Только вот здоровье немного поправить надо. Съемки по 12 часов сейчас, не меньше. Это огромный труд. -Кто для Вас является учителем и кумиром из современных художников и классиков? Я часами могу разглядывать гравюры с досок А.Дюрера, Рембранда (я заядлый коллекционер). Восторгаюсь гением Леонардо да Винчи. Буквально люблю акварели современника Стива Хенкса, мастера эмоционального реализма.
С огромным почтением отношусь к судьбе и творчеству украинского импрессиониста, народного художника СССР Н.Глущенко и не признанной при жизни Е. Кремницкой.
Мне очень нравится заслуженный художник Г.Гольд со своей пронзительной живописью. Кстати, очень горжусь, что я наряду с ним вошла в проект «Золотой фонд нации». Лет 12 назад познакомилась и буквально боготворю своих друзей заслуженного художника Г.Неледву и ее супруга народного художника академика В.Рыжих.
-Расскажите о своем творческом пути в сотрудничестве с другими известными художниками? Есть у Вас работы, нарисованные в соавторстве? Да. Владимир Черненко сделал мне эскиз «Автопортрет в театральном костюме». Он известен тем, что входил в бригаду художников по росписи Михайловского собора в Киеве.
Там грандиозные панно и настенные медальоны.
Я посещала мастер-классы известного Игоря Сахарова и те работы, что были там написаны, оказались лучшими под его влиянием. Разве это не соавторство?
-У Вас было множество выставок. Была ли среди них особенная для Вас и почему? Конечно же, особенная - первая. Представьте себе, готовилась за 2 месяца до начала ко дню моего рождения - 24 ноября 2004 года, в рамках салона и телестудии «Интерьер». Вам ничего не говорит эта дата? Началась оранжевая революция! По городу - не проехать, от метро, забитого людьми, - только пешком, транспорт не ходил. Из приглашенных в день открытия пришли самые стойкие. Она простояла несколько дней полупустой. Но стреляться я не стала как В. Маяковский после неудачных «Окон РОСТа». Шучу! -Как рождаются образы Ваших картин? Из окружения. Очень люблю натюрморты из цветов моего сада. Возникает неуемное желание писать. Иногда встаю среди ночи и как сомнамбула работаю три-четыре часа. Портреты пытаюсь создавать. Причем, это не заказы. Работать по заказам для меня унизительно, хотя просят. Как выдержать ситуацию, когда взгляды на порядок вещей не совпадают, или заказчик просит вот здесь пририсовать цветочек, а здесь – веточку, или под цвет обоев чего-нибудь.
«Рождаются образы»? Наверное, это слишком громко для меня.
Вот Вам еще один шок: у меня нет специального ни театрального, ни художественного образования.
Мои уроки – жизнь. Я даже больше скажу. Все, что мне пришлось пережить в жизни, – не выдержал бы ни один мужчина и это моя главная, правда. -Вы совершали Ваш пленэр в разных странах, расскажите, где Вы были и что Вам понравилось больше всего? Я люблю путешествовать.
Мне довелось быть в Швеции, Италии, Китае, Египте, Венгрии, Румынии, Польше, Монтенегро (Черногория), Чехии.
Почти отовсюду привозила рисунки.
А в Египте написала картину «Розы Египта». Африканские женщины. В этой стране их не встретишь на улицах, в гостиничном комплексе обслуживают тоже мужчины. Мне так хотелось их изобразить. Тогда я их придумала сама в легких платьях, стыдливо отводящих взгляд от зрителя. Моей дочери очень понравилась работа, она ее буквально выхватила.
Теперь картина «живет» у нее.
-Случались ли с Вами смешные или досадные курьезы туриста-художника или в актерском ремесле? О, это интересные истории.
В Стокгольме, в одном из музеев, я приобрела японские каллиграфические фломастеры. Уникальные, с двух сторон пишущие наконечники со срезом.
На досмотре багажа работник их открыл, снял колпачки и стал…нюхать. Потом позвал еще кого-то, они тоже нюхали, потом еще кто-то подошел. Они же на спиртовых растворах. Я сначала расстроилась, а потом говорю, возьмите их себе!
А самой так жалко… Но все обошлось, мой багаж уехал с пометкой «специальный».
И на съемках досадный курьез был, к сожалению. Нужно было сыграть сценку выяснения отношений матери и дочери у двери, эмоциональную, чуть ли не драку. Проход узкий, в углу стоит пенал, а на пенале – софиты. Мотор, съемка!
Мы начали играть роль.И вдруг софит падает на мою партнершу и в кровь разбивает ей переносицу. Это был еще тот стресс! Самое главное, я не растерялась, уложила ее, натянула на место оторванную кожу, остановила кровотечение, успокоила актрису и режиссера. В результате, через 3 часа, мы продолжили съемку, правда, уже без требуемых сильных эмоций, а у Анны в последующем не осталось даже шрама.
Даже здесь пригодились мои навыки в косметологии и целительстве (был и такой период в жизни, даже сертификат народного целителя-массажиста имею).
-Какие у Вас творческие планы на будущее? Что бы Вы хотели пожелать авторам и поклонникам Вашего творчества? На май – июнь намечена персональная выставка при Фонде культуры Украины. Только подводит здоровье.
Но я неугомонная, думаю, справлюсь. Даже на больничной койке написала ночной город водными красками. Недавно нашла свое неотправленное большое письмо в союзную газету, которому 40 лет.
Хочу по нему написать рассказ, а главное – вернуться в свой сад…
Еще, что важно, справиться со своим одиночеством, которое сопровождает меня с юных лет. Мне всегда было с ним комфортно, я умела занять себя. Вышивала, шила, вязала, писала стихи, картины…
Я хочу сказать участникам сайта, что это уникальное явление – собрать столько творческих людей в одном сообществе.
Да, это игра; да, побеждают суетливые; да, каждый переживал здесь разочарования. Но давайте ценить самое богатое качество человечества - творчество.
Настоящих мастеров здесь много!
Пользуясь, случаем, хочу выразить огромную благодарность и низкий поклон всем, кто поддерживал меня и в радости, и в горе!
...Я же говорю, что «алгеброй поэзию не поверяю», ямбов и хореев не соблюдаю, отношусь к своим стихам просто как к порывам души. Многие принимают, но есть и такие, которым их трудно понять. Мне здесь на сайте об этом говорят...
Спасибо, Анна, за знакомство с потрясающе талантливой во всем, нашей форумчанки Ниночки. Очень интересное интервью!
Ниночке желаю успехов, вдохновения, и здоровья! Пусть радует нас новыми творческими находками!
С большим вниманием прочел Ваше интервью и понял, что Вы очень интересный человек с большим жизненным и творческим опытом. Пусть и в дальнейшем Ваш путь будет успешным, радостным, жизнеутверждающим, насыщенным большими творческими достижениями. Счастья Вам!