Сегодня мы решили посетить одно из самых выдающихся мест в Крыму - санаторий «Гурзуфский», а точнее, его парк. Он разительно отличается от всех парков, где мы с вами уже побывали, да и от остальных тоже. Казалось бы, ну чем можно удивить искушённого человека, который был в замечательном Форосском, великолепном Никитском, или потрясающем Парадизе!? Эти парки, безусловно, превосходные. А вот в санатории «Гурзуфский» он самый известный из всех, пожалуй, не только Крымских парков. Скорее всего вы, не подозревая об этом, много раз слышали о нём, читали о нём, представляли его в своих, не только детских фантазиях. Удивлены? Не верите? Хорошо, тогда напомним такие строки:
« У лукоморья дуб зелёный
Золотая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.»
Продолжать? Мы думаем, вы и сами можете без всякой подсказки продолжить. Александр Сергеевич Пушкин написал эти строки вдохновившись видами дуба, который растёт именно здесь. Более подробно об этом мы расскажем в нашем Дзене. Сылка здесь: https://dzen.ru/id/651fa66710c0d519cdbdfa65
Адам Мицкевич, бюст которого вы сейчас увидели, посетил Гурзуф и был в этом парке в 1825 году. В результате появилось его стихотворение о Аю-Даг.
О пребывании Чехова в Гурзуфе мы уже неоднократно рассказывали. Любил и он заходить в этот парк.
Фёдор Иванович Шаляпин объездил чуть ли не весь Крым, но чаще бывал в Гурзуфе, и, можно сказать, обожал его. Хотел построить здесь Замок искусств. Этот парк его всегда привлекал и восхищал. Один из корпусов санатория, кстати, назвали «Шаляпинским». Но это произошло уже совсем недавно.
Леся Украинка при посещении Ялты любила бывать именно в этом парке, приезжая сюда на целый день. Её всегда вдохновляло творчество Пушкина и она бывала в тех местах, где он жил и творил.
Максим Горький, классик русской литературы в Крым часто приезжал на лечение. В Гурзуфе он бывал на даче «Саламбо» в гостях у художника Коровина. Она совсем рядом, и ходил гулять в послеобеденное время, конечно, по этим аллеям парка. Нужно сказать, писатель сначала не любил Крым. Впервые он побывал в нём в 1891 году, во время своего знаменитого странствия пешком. Но потом, можно совершенно точно заверить, не мог без него жить. Причём, как переносном, так и в прямом смысле.
Владимир Маяковский практически ежегодно бывал в Гурзуфе и был в восторге от этого парка. Последний раз он восхищался им в 1929 году, за год до смерти.
Бюсты известных людей здесь установили в советское время. Аллею, вдоль которой мы сейчас прошли, назвали писательской. Также в парке имеются семь скульптурных фонтанов, два из которых просто уникальные.
А теперь, немного об истории парка, которая, конечно же, заслуживает особого внимания. До присоединения Крыма к России в 1783 году, Гурзуф представлял из себя весьма маленькое селение, в котором жили всего 23 семьи. Занимались земледелием, рыбной ловлей, но затем начались глобальные изменения. На южном берегу, именно с Гурзуфа.
Известный нам Арман Эммануэль Де Ришелье, который был в то время генерал-губернатором, построил в 1811 году здесь дом, и это было первое здание в европейском стиле не только в Гурзуфе, но и на всём Южном побережье Крыма.
Оставим ненадолго герцога и обратим внимание на фонтан. Перед нами один из двух уникальных фонтанов парка. Называется он Рахиль, в честь жены Иакова из Ветхого Завета. Приобретён был специально для парка в 1890 году Петром Ионовичем Губониным, о котором мы обязательно расскажем. И тут обнаруживается некий скрытый смысл названия. Ведь изначально фонтан назывался достаточно просто – «Гречанка». Переименован был чуть позже, но, судя по всему, ещё при жизни Петра Ионовича. Как известно, библейские имена наделены смысловой нагрузкой. Рахиль, конечно, не исключение.
Этот фонтан представляет из себя классическую античную колонну, увенчанную женской фигурой с кувшином над головой, из которого вытекает вода. Пьедестал ориентирован по сторонам света. Из маскаронов, то есть, декоративных элементов в виде масок, тоже вытекают струи воды.
А сейчас мы подходим, вы, конечно, уже догадались - перед нами тот самый «Дуб у лукоморья». Кота и русалку на ветви посадили недавно, цепь тоже не с пушкинских времён, как и изба. А вот дерево, несомненно, видело Александра Сергеевича. В том, самом, европейском доме Ришелье в Гурзуфе, Пушкин прожил в конце лета 1820 года несколько недель, и они были, по его словам, счастливейшими в жизни. Там зародились первые строки Евгения Онегина и были им написаны некоторые другие произведения.
Далее, в 1822 году знаменитый герцог умер. По его завещанию дом перешёл его адъютанту Стемпковскому, который уже через год продал имение в Гурзуфе, тогда ещё графу, светлейшим князем он стал позже, Михаилу Семёновичу Воронцову. Именно он стал генерал-губернатором новороссийским и бессарабский после смерти дюка Ришелье.
12 лет Воронцов владел имением, а затем продал его миллионеру - откупщику Ивану Юрьевичу Фундуклею, который совсем недолго был его владельцем. Меньше, чем через год его не стало, а имение перешло его сыну, Иван Ивановичу Фундуклею, который владел им 45 лет. После его смерти в 1880 году имением недолго владели племянницы. Они продали усадьбу Петру Ионовичу Губонину. И именно этот человек совершенно кардинально смог повлиять на дальнейшую судьбу Гурзуфа, превратив его в самый настоящий курорт.
Забегая несколько наперёд скажем — это прекрасное здание, как и другие семь, в таком же стиле, построены здесь по заказу Губонина. Памятник Ленину появился,
конечно, гораздо позже. Здания хорошо сохранились и теперь являются корпусами санатория «Гурзуфский». Прежде на их месте была усадьба князя Барятинского с запущенным садом. Именно её и купил Пётр Ионович сразу после приобретения находившегося рядом имения Фундуклея, а изначально, герцога. В доме Решилье он стал жить сам, а на месте запущенного сада за 12 последующих лет построил ультрасовременный, по тем временам, курорт.
О меценатстве, благотворительности, мы уже неоднократно говорили на наших прогулках, отдавай должное российскому купечеству. Пётр Ионович Губонин неукоснительно следовал этим великим традициям и строя для себя, не забывал о других. Больница, аптека, почтово-телеграфная станция, библиотека, система общей канализации, и прочая инфраструктура Гурзуфа были созданы и обустроены им для жителей посёлка. А курорт получился, более чем комфортабельный, по всем нормам того времени. Прекрасно обустроенные номера, возможность принимать морские ванны, не выходя из здания, лифты, полный пансион, замечательно оформленная парковая территория, разнообразные развлечения, духовой оркестр, гастроли самых известных артистов. Губонинский курорт быстро стал очень популярным. Вот как описывает его известный в то время журналист, театральный и художественный критик, Сергей Никитич Филиппов, который, кстати, любил бывать в Гурзуфе:
«Гурзуф, как бы летняя резиденция богатой Москвы. Вы это чувствуете сейчас же, въезжая в него… Москва, богатая Москва, которая может в настоящее время много тратить, наполняет Гурзуф… Запах Москвы не покидал нас всё время, и в самом модном пункте Гурзуфа я чувствовал себя уже как в Москве. Гурзуф - Москва. Склад московской жизни, её привычки к прочным удобствам, к шире, позолоте, бархатной мебели, пёстрым шпалерам, ярким тонам – во всём».
Да друзья, Ялта в то время была совсем не конкурент Гурзуфу. Да что Ялта - Ницца, Монако, Канны - известные европейские курорты, уже уступали Гурзуфу. И это вовсе не преувеличение. Так и было во времена расцвета Губонинского курорта.
В XIXвеке один английский государственный деятель граф Биконсфильд, он же Бенджамин Дизраэли, посоветовал следующее: «Не читайте исторических книг - только биографические; биография – это живая жизнь». Не согласиться с его словами сложно. Как мы знаем, история может быть переписана в угоду каких-либо обстоятельств. С биографией так поступить значительно сложнее. Поэтому, обращая внимание именно на биографию Петра Ионовича Губонина, мы можем с уверенностью сказать, что этот был человек не только целеустремлённым, но и весьма прозорливым. Жизненный путь, который он прошёл, начиная от крепостного крестьянина и заканчивая дворянским гербом с девизом «Не себе, а Родине», состоянием, примерно в 20 млн. рублей, свидетельствует о его крайней незаурядности. Земли в Крыму были у многих аристократов и просто богатых людей Российской империи, но только он смог первым обустроить своё владение таким образом, что оно стало всемирно известным и популярным у большого круга людей. В его великолепные гостиницы в Гурзуфе приезжали отдыхать не только богатые, но и среднего достатка люди. Были скидки, в зависимости от срока проживания и сезона. Именно этот курортный комплекс и дал мощный толчок для развития Крыма, как всеобщей здравницы. Этот факт не подлежит сомнению.
Об этом удивительном человеке мы расскажем более подробно в нашем Дзене. А сейчас продолжим описание парка. В этом, 2024 году, ему исполнилось 216 лет. Арман Эммануэль Де Ришелье заложил его в самом начале XIXвека. Как вы уже могли убедиться, его территория практически равнинная, что делает его разительно отличающимся от других парков на южном берегу Крыма.
А эти скульптуры львов, возможно. покажутся вам знакомыми. Изначально они были изготовлены для дворца Воронцова в Алупке. Однако размерами не вышли. Граф заказал похожие, но более большие, а эти перевёз сюда. Как вы помните, он был владельцем этого имения 12 лет.
12 га. составляет площадь парка, в котором растут более 130 видов экзотических и местных деревьев и кустарников. Много это, или мало, судить вам. Но спешим предупредить - этот парк очень ухоженный и красивый. Именно такая цель, в первую очередь, и ставилась его основателями.
Мы подошли к самому настоящему шедевру - фонтану, который покорил своим великолепием сначала Петра Ионовича Губонина, а затем и всех, кто его смог увидеть в этом замечательном парке. История появление здесь этой скульптуры, на первый взгляд, кажется простой и понятной. Губонин в 1889 году был на выставке в Вене, где приобрёл не оригинал фонтана, а всего лишь право отлить его по чертежам автора, некого Бергера. Таким образом, Пётр Ионович заказал копию фонтана, причём уменьшенную. Её быстро изготовили, привезли и установили на том месте, где сейчас она и находится. Называется фонтан «Богиня ночи».
Казалось бы, всё понятно. Однако немного углубляясь в эту историю, понимаешь, что скульптор, или даже профессор с фамилией Бергер, способный создать такую скульптурную композицию не существовал. Зато был директор той самой выставки Георг Бергер, с которым Губонин и вёл переговоры о покупке. Так что, авторство этого шедевра подлежит сомнению.
Что касается самого творения - фонтан великолепен! В стиле барокко, он показывает нам древнегреческую богиню Нюкту, стоящую с высоко поднятым факелом на небесном своде со звёздами, в виде голубого шара, который опоясан золотыми знаками Зодиака. Рядом с богиней, по обе стороны, расположены два бога в образе мальчиков с крылышками. Один из них бог сна Гипнос, другой, со стрелой в руке, Эрос - бог любви. У ног Нюкты четыре золотых рыбы. Всю эту композицию поддерживают на своих плечах четыре обнажённых фигуры мужчин и женщин. Это атланты и кариатиды, между которыми помещены маскароны.
Собственно, этот фонтан стал самым настоящим символом уникального курорта, и произошло это, буквально, сразу после его появления здесь.
Перед нами корпус столовой санатория, который на самом деле, назвать так, как-то язык не поворачивается. Скорее, ресторан. Собственно, он им и был во времена своего открытия. Летом на улицу выставляли столики, играл духовой оркестр, нарядные дамы прогуливались с галантными кавалерами. В большом зале, который мы с вами, к сожалению, сейчас увидеть не можем, по воскресеньям устраивали танцы. Зал по вечерам освещался электрическими фонарями. Всё было красиво, респектабельно и приятно. Как, впрочем, и сейчас.
Кстати, при ресторане раньше была пекарня, которая снабжала свежим хлебом и другой выпечкой не только гостей курорта, но и всех жителей Гурзуфа. А вот остальную провизию доставляли из близлежащих портовых городов, и был этот ассортимент очень большой. Черноморская свежевыловленная рыба пользовалась особым спросом у приезжих, начиная от хамсы и заканчивая осетрами и зернистой икрой.
Вообще, все здания, построенные здесь Губониным, несмотря на единый художественный стиль, имеют разные размеры и украшения фасадов. Нарядные карнизы, балконы, свидетельствуют о причудливом московско – средиземноморском стиле. Это такой особенный, присущий только нашим регионам стиль, который учитывает наши традиции, но и отдаёт дань европейским. Получилось довольно оригинальное смешение, и результат, похоже, превзошёл ожидания. Проектировал здания Ялтинский архитектор Платон Константинович Теребенёв. В строительстве использовали местный камень -серый известняк, который очень гармонично вписался в горный рельеф. С ялтинским шоссе курорт соединили живописной и качественной дорогой. Губонин решил вопрос и с морским сообщением. По несколько раз в день отправлялись в Ялту маленькие пароходики и три раза в неделю заходил большой, следовавший из Севастополя до Феодосии. Как видите, Пётр Ионович не в пример форосскому Григорию Ушкову хорошо продумал удобные пути для приезда отдыхающих и не заморачивал себя глобальными и трудно осуществимыми проектами вроде Ушковской железной дороги.
Губонин успел закончить строительство курорта и увидеть дело своих рук при всём рассвете. В 1894 году он отошёл мир иной и был похоронен в Гурзуфе, в семейном склепе, в Успенском соборе, им же построенном. Собор, кстати, в 1932 году снесли, а прах Петра Ионовича и его жены перенесли на кладбище.
Сын, Сергей Губонин, стал наследником, но как видно, отцовской деловой хваткой и смекалкой он не обладал. 8 лет ему понадобилось, чтобы привести столь успешные дела в упадок. После чего он продал имение в Гурзуфе «Акционерному обществу курорт Гурзуф». В него, к слову сказать, входили весьма известные люди: Голицин, Долгоруков, князь Оболенский и другие. Однако и им не удалось вывести доходный когда-то курорт из трудного положения, и всего через два года Гурзуф перешёл по суду кредиторам этих известных людей.
Далее дела шли с неизменным ухудшением, пока в 1910 году курорт не перешёл к новому деловому сообществу, состоящему из четырёх предпринимателей, которые постарались привести его хоть в какой порядок. И это у них почти получилось. Однако и они продали усадьбу в 1916 году некому господину Денисову. У него она, собственно, и была после революция сначала конфискована, а потом и национализирована.
Что было потом? Да ничего плохого не было. Сначала в корпусах усадьбы разместился санаторий Красной Армии, затем, Министерство Вооруженных Сил СССР. Здесь отдыхали члены первого отряда космонавтов, в том числе и Юрий Гагарин. Теперь это санаторий Гурзуфский, который находится в ведомстве управления делами Президента Российской Федерации, и сюда может приехать отдыхать любой, кто пожелает.
На этом сегодня наша прогулка заканчивается. До следующих встреч!