16+
Лайт-версия сайта

Крым. Секрет князя Воронцова и его садовника

Литература / Репортажи, интервью / Крым. Секрет князя Воронцова и его садовника
Просмотр работы:
15 сентября ’2024   14:55
Просмотров: 39

* можно посмотреть видео репортажа на моём канале Ютуб, пройдя по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=IjNcZWnLnmI


Сегодня наша прогулка будет проходить по прекрасным и загадочным аллеям в верхней части парка Воронцова. Возможно, вы спросите - а почему именно верхней, а не нижней, или, вообще не по всей территории парка? На такой вопрос ответим следующим образом. Верхняя часть разительно отличается от нижней. Квалифицированные экскурсоводы вам скажут, что она оформлена в классическом английском стиле, а нижняя в классическом итальянском, и будут совершенно правы.

Начнём мы нашу прогулку с западного входа Воронцовского дворца. Две сторожевые башни, увенчанные высоким зубчатым карнизом выполнены также в строгом английском стиле замковой архитектуры Средних веков. Михаил Семёнович Воронцов до 16 лет прожил в Англии, поэтому не стоит удивляться такому повышенному вниманию к английским традициям. Некоторые считают его англоманом, но это неверное мнение. Он и не думал подражать их быту, тем более возвеличивать. Его привлекало совершенство форм, строгая красота и монументальность некоторых традиций, которые могли оказать только положительное влияние на русскую культуру.

Мы идём по знаменитому и очень впечатляющему Шуваловскому проезду. Почему его назвали Шуваловским? Ведь мы знаем с таким названием внутриквартальный проезд в Петербурге, между зданиями Большого, Нового и Малого Эрмитажа. В Малом Эрмитаже жил граф Андрей Петрович Шувалов, поэтому и назвали так. А в Алупке, во дворце Воронцова, этот проезд стал Шуваловским из-за того, что дочь Светлейшего князя Софья Михайловна Воронцова, в 1844 году вышла замуж за графа Андрея Петровича Шувалова. Напомним, дворец в Алупке строился в период с 1828 по 1848 год.

Этот уникальный замок был построен из не менее уникального материала. Им стал диабаз, камень древней вулканической породы. Его очень сложно обрабатывать из-за повышенной твёрдости. Если быть совсем точным, твёрже его только топаз, корунд и алмаз. Строить из такого материала дворец могло прийти в голову не столько очень богатому человеку, сколько движимому какой-то идеей. Это становится очевидным, когда узнаёшь, насколько практичным был Михаил Семёнович Воронцов. Он сделал очень много для России в самых разных сферах. Плоды его дел до сих пор окружают нас в разных точках нашей страны. Поэтому, его никак нельзя назвать легкомысленным человеком, способным на опрометчивые поступки. Однако дворец был построен из диабаза. В те времена было принято повсеместно возводить замковые сооружения из гранита. Его, к слову сказать, гораздо проще обрабатывать. Настолько проще, что из диабаза во всём мире построен лишь один – Воронцовский.

Мы ещё вернёмся к рассказу о свойствах древнего вулканического камня, а сейчас по этой узкой извилистой аллее мы вошли в верхнюю часть загадочного парка Воронцова и окружённые им со всех сторон попробуем разгадать особый смысл, который вложил в это творение Светлейший князь. Прежде всего поясним, чем отличается английский стиль в садово-парковом искусстве от итальянского. Об этом мы уже неоднократно говорили на наших прогулках, но для тех, кто с нами впервые, повторим. Разнообразные приёмы этого искусства в основном подчинены двум принципам – регулярному, с разбивкой территории на правильные геометрические формы и пейзажному, который имитирует естественный ландшафт. Итальянские мастера - ландшафтники того времени предпочитали регулярный стиль при создании садов и парков. В этом, кстати, гораздо больше преуспели французы. Красивые ухоженные клумбы, аккуратно подстриженные кустарники и деревья, широкие прямые аллеи, фонтаны, скульптуры, красивые лестницы - всё призвано в этом стиле подчеркнуть искусственное происхождение такого парка, который требует регулярного ухода. А в Англии, как вы уже догадались, был распространён пейзажный стиль. Он создаёт ощущение максимально естественного ландшафта, в котором камни, поляны, озёра, водопады, деревья и кустарники находятся в состоянии гармонии природы. Такому стилю свойственна непредсказуемость. Никто не может знать, что скрывается за поворотом, как правило, узких извилистых аллей. Уход за таким парком, конечно, требуется, но он не бросается в глаза, поддерживая ощущение дикости и натуральности всего вокруг.

Стоит ли удивляться, что именно верхнюю часть своего парка Михаил Семёнович Воронцов предпочёл сделать в английском пейзажном стиле? То, что вы услышите дальше, даст однозначный ответ, но прежде вспомним дословное определение понятия «Тайна». Слишком много будет связано с этим словом сегодня на нашей прогулке, поэтому внесём такую ясность.

Итак, «Тайна», согласно словарю С.И.Ожегова, это нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. Именно так раскрывается наиболее обобщенный смысл этого слова.

У Михаила Семёновича Воронцова было немало секретов. Часть из них стала общеизвестными ещё при его жизни, другие после смерти. Но остались и такие, которые до сих пор пребывают нераскрытыми. Кто-то склонен считать, что таковых просто не существует. Мол, выдумки всё это. Мир им кажется простым и понятным, также как жизнь. Не будем спорить с таким упрощенным мировоззрением. Ведь простота - не порок. Скажем только, что Светлейший князь смотрел другим взглядом на мир. Как человек высокообразованный, он владел не только изумительной библиотекой, в которой имелись весьма древние, редкие тексты, но и всячески изыскивал возможности пополнять её. Доподлинно известно, что его очень интересовали древние знания, которые сейчас принято называть тайными. Собственно, таковыми они были и раньше. В Средние века, до нашей эры, всегда находились люди, которые желали приобщиться к этим знаниям. Затем, сами становились их носителями, подчиняли свою жизнь их правилам. Верхняя часть парка Воронцова является не только парком, выполненном в английском пейзажном стиле, но и своеобразным наглядным пособием для желающих приобщиться к некоторым древним тайным знаниям. Сделано это ненавязчиво, но это сделано, в чём мы с вами убедимся на нашей прогулке.

Мы подошли к так называемому Залу Фонтанов. Это несколько искусственных водопадов, которые, однако, берут начало из естественных горных источников. В обычном толковании они символизируют быстротечность времени, но это в обычном. А вот другой, тайный символизм водопадов несколько иной. Это вечное движение, непрекращающийся процесс обновления, перерождения, а вода родника, ни что иное, как Святой Дух. И он нисходит прямо с гор к подножию северного фасада дворца Воронцова.

Вода издавна символизирует очищение. Она была сотворена прежде тверди земной. Она же затопила её во время потопа.

Теперь отметим, что тайны говорят языком символов. Поэтому, нам приходится говорить об их скрытом смысле. Он здесь, буквально, во всём. Даже в расположении дворца. Место, где его построили выбрано вовсе не случайно. Если провести прямую линию от горы Ай – Петри, названной в честь Святого Петра, на юг, до скалы Порт – Жорж, названной в честь Святого Георгия, а с востока от мыса Ай – Тодор, то есть Святого Фёдора, другую линию на запад, до храма Святого Архангела Михаила, то мы увидим, что дворец построен ровно в месте пересечение этих линий. Если вы подумаете, что так получилось случайно, вы заблуждаетесь.

Теперь настало время рассказать о Карле Кебахе, садовнике, который смог воплотить мысли Воронцова в архитектуре этого изумительного парка. Мы не ошибёмся, если будем утверждать, что для этого нужно было быть не просто садовником, а человеком, способным понять истинный смысл намерений Светлейшего князя. Значит Кебаху были не чужды эти идеи. Он разбирался в их сути, мыслил глубоко, и судя по всему, плодотворно.

Он был потомственным садовником в Германии. Его отец являлся старшим придворным садовником князей Гогенцоллернов – Зигмарингенов,очень непростых представителей древнего рода. В течение трёх столетий Кебахи служили им. Михаил Семёнович Воронцов в 1824 году пригласил Карла Кебаха стать главным садовником в приобретённом им имении в Крыму, в Алупке. В ноябре того же 1824 года Кебах уже прибыл в Алупку и сразу принялся за работу. В 1826 году имение посетил таврический губернатор Дмитрий Васильевич Нарышкин и написал в своих заметках о Кебахе следующее:

«Садовник Кебах очень трудолюбивый и знающий, уже прочистил сады и сделал новые дороги».

Под этими садами как раз подразумевалась верхняя часть будущего парка. Там ещё со времён Потёмкина произрастали кипарисы и другие декоративные растения. Для Карла Кебаха в западной части парка в 1828 году построили небольшой дом, который уже через 15 лет стал нуждаться в ремонте. В это же время к нему были пристроены ещё две комнаты. Карл уже был женат и имел детей.

Вообще, главный садовник Воронцова на протяжении всей своей жизни был очень скромным и очень порядочным. Он не состоял ни в какой масонской ложе и не был высоко образован. Но глубокие познания в сущности природных явлений - без них стать хорошим садовником вряд ли получится, дали ему возможность понять и проникнуться идеями Михаила Семёновича Воронцова, чтобы потом, используя камни, воду, деревья, воплотить их в общей архитектуре парка.

В пользу таких выводов приведём следующий факт. Высокообразованный аристократ, каким являлся Светлейший князь Воронцов, не только не сторонился общения со своим садовником, но и проводил долгое время в беседах с ним. Мало того, ещё жалел, что при этих беседах не присутствует его утончённая жена, Елизавета Ксаверьевна. В ноябре 1841 года он пишет об этом своей супруге. Вот строки из этого письма:

«Я здесь усиленно работаю с Кебахом, и мы всё время беседуем. О, если бы графиня была здесь!»

В 1841 году Воронцов был ещё графом. В 1845 стал князем, а в 1852 Светлейшим князем. Мы же, из-за глубокого уважения, всегда называем его Светлейшим князем.

Теперь судите сами, Михаил Семёнович Воронцов, яркий представитель самого высшего общества, подолгу говорил со своим садовником, конечно, не о том, как правильно сажать деревья, или, скажем, стричь кустарники. Они работали над главной концепцией парка, подводя под неё скрытые смыслы, которые затем, воплощал используя своё мастерство, садовник Кебах. Это было очень плодотворное сотрудничество, результаты которого видны по сей день.

Мы с вами находимся около озёр парка. Всего их три. Все они, как вы уже догадались, искусственные. Но стилизованы Кебахом под природные. Первое – Лебединое. Мы сейчас здесь и находимся. Посередине озера возвышается пирамидальная каменная глыба. Она была, конечно, не просто так туда помещена, ведь пирамида символизирует своим квадратным основанием земное начало. Треугольные грани – единство земного и небесного, а устремлённость к небу - идею восхождения. Вся эта каменная композиция с фонтаном на вершине находится в окружении воды, тайный символизм которой, вам уже известен.

А это, второе озеро, которое называется Форельное. Когда-то здесь действительно водилась форель. Её подавали к столу. В отличие от Лебединого озера здесь мы видим пару этих грациозных птиц. Скажем сразу, на Лебедином они тоже есть, просто в момент съёмок их не было видно.

«Какой же тайный смысл можно усмотреть в озере, пусть даже таком необыкновенном, кроме красоты и чисто практического назначения?» - возможно спросите, или подумайте вы. Ответ на такой вопрос тоже имеется. Ведь в этом парке абсолютно всё подчинено явному и тайному смыслу. Явный позволяет просто любоваться и наслаждаться, а тайный задуматься и утвердиться.

Итак, пруд, как и озеро, символизирует границу между поверхностным и глубоким, внешним и внутренним. Чистая вода в этих озёрах тоже вовсе не случайна. Сейчас нам неважно, каким путём это достигнуто, но она продолжает оставаться такой со времён Карла Кебаха. Так обозначена чистота помыслов.

Третье озеро, к которому мы подошли, называется Зеркальное. Оно небольших размеров и, пожалуй, самое живописное. Его поверхность тиха и прозрачна. Связь воды и зеркала очень древняя и относится к тем временам, когда человек увидел своё отражение в воде и смог осмыслить это. Знаменитые слова Леонардо да Винчи «Лучшая картина – это зеркало», вовсе не означают, что зеркало точно показывает реальную картину.Оно прежде всего, заставляет взглянуть на самого себя.

Рядом с озёрами находится вот эта аллея, по которой мы поднимемся к одному из самых примечательных мест в верхней части парка. Большой Хаос - так его назвали создатели парка Воронцов и Кебах. Прежде чем мы дойдём, поясним явный и скрытый смысл такого названия. В толковом словаре В.И. Даля слово «хаос» обозначает в высшей степени беспорядок. Все привыкли именно так и понимать его. Однако древние тайные знания толкуют его иначе. Это не что иное, как Первичная Материя. Само слово греческое. Концепцию Первичной Материи приписывают Аристотелю, но есть сведения и о более раннем происхождении. Например, Анаксагор описал её в своей философии значительно раньше. Далее она стала фундаментальной в алхимии – науке, которая объединила в себе натурфилософию, сакральные действия и технохимические процедуры.

Что же из себя представляет Хаос в Воронцовском парке? Отвечая на этот вопрос, мы продолжим наш рассказ о диабазе, камне древней вулканической породы. Примерно 150 млн. лет назад, в Мезозойскую эру, её Меловой период, продолжался раскол материков, образовывались новые острова, Атлантический океан становился значительно шире. Различные землетрясения, извержения вулканов были повсеместны. Именно в тот период образовались каменные глыбы, которые впоследствии обнаружились в большом количестве у подножия горы Ай – Петри, и не только. Они россыпью спускались вниз. Эти лавовые камни доставляли немало забот народам, населявших Крымское побережье в самые разные времена. В имении Михаила Семёновича Воронцова в Алупке их оказалось довольно много, особенно в северной части.

С древних времён различные камни использовали при строительстве жилищ. Из известняка делали свои дома не очень богатые, из гранита состоятельные и более знатные, а вот из диабаза, как мы уже говорили, возводить дома никто и не думал, Он был слишком твёрдый, очень плохо поддавался обработке. Когда Воронцов решил построить дворец, он выбрал в качестве строительного камня именно диабаз. Многие утверждают, что у него просто не было выхода. Участок нужно было расчищать, да и сам камень дармовой – бери прямо с земли, возить издалека не надо. В этом есть доля правды. Но не только этим руководствовался Светлейший князь, когда решил строить из диабаза. Оказывается, любой камень вулканического происхождения, согласно древним знаниям, имеет идеальный энергетический баланс и способен оказывать на человека целительное воздействие. Причём не только на физическое, но и духовное. В Индии до сих пор можно купить браслеты из таких камней. Знал ли об этом Воронцов? Вне сомнений, и даже больше того - ему было известно, что при нагреве обрабатывать этот камень значительно легче!

Карл Кебах не стал убирать оставшиеся камни, или засыпать их грунтом, делая террасы и прочие садовые конструкции. Было решено их оставить в первозданном виде, подчёркивая тем самым, совершенство природы и указывая направление воздействия для положительных энергий, заключённых в диабазе. Чуть ниже Большого Хаоса, который состоит, как вы увидели, из нагромождения этих камней, находится Малый Хаос. Каменных глыб в нём меньше, но именно они направляют эти энергии ещё ниже, прямо на дворец Воронцова.

Теперь пришло время рассказать о флоре парка Воронцова. В этом садовник Кебах, безусловно тоже отличился. Великое множество экзотических деревьев, многие из которых были впервые высажены им на южном побережье Крыма дают понять, что он имел довольно широкий круг поставщиков не только из ведущих ботанических садов России и Европы, но и других стран. Он дружил с Николаем Андреевичем Гарвисом, вторым директором Никитского ботанического сада, и это была дружба двух полностью поглощенных любимым делом людей. Они создавали облик Южного берега, порождали его красоту и творили это деяние не хуже, а в чём-то и лучше, древних алхимиков. Богиня Флора была благосклонна к ним, оценивая прилагаемые усилия по заслугам. Уже в начале 1830-х годов Кебаха называют главным садовником Южного берега Крыма. Более 200 видов экзотических деревьев и кустарников удалось ему посадить в парке Воронцова. Это платаны, дуб каменный, сосна итальянская, несколько видов магнолии, пальмы, лавр, маслины, секвойя, араукария и множество других. Отношение к растениям Кебах, очевидно, заимствовал у друидов. Вслед за ними он был уверен, что деревья, как и люди, имеют душу и наделены чувствами. Рассаживая в парке, он не просто вкапывал их в землю, а создавал для них среду комфортной жизни. Находил подходящих соседей, или, наоборот, отдалял от всех. При этом он не забывал о скрытом предназначении верхней части парка. Помните? Задуматься и утвердиться.

Итак, платан - это символ долговечности; сосна – символ выносливости; араукария - символ духовности, знаний и постижения истины; пальма - символ победы, бессмертия; маслина - символ мира; секвойя – символ могущества, крепости и энергии; дуб – символ силы и славы.

Теперь, когда наша прогулка завершается, решите сами, стоит ли удивляться, что Михаил Семёнович Воронцов определил вместе с Кебахом для верхней части парка английский пейзажный стиль, наделил скрытыми смыслами, и всё ли у них получилось.







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Конкурсные песни. Заходите.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft