Сегодня мы приглашаем вас посетить, пожалуй, самый значимый археологический памятник Крымского полуострова - Херсонес Таврический. Это сакральное место для всех православных христиан. Ведь именно здесь произошло Крещение Владимира I Святославовича, великого князя Руси, которого в былинах прозвали Владимир Красное Солнышко. Именно он окончательно поверг древние языческие идолы и Русь приняла православие.
Прежде всего нужно сказать, музей - заповедник Херсонес Таврический имеет огромную площадь 50 га. И будет она ещё больше. На заднем плане можно увидеть строительство нового историко - археологического парка. Это грандиозный проект, строительные работы которого не прекращаются даже в праздники. За одну встречу нам никак не удастся рассказать и показать вам все экспозиции этого музея. Они сосредоточены не только под открытым небом, но и в залах. Поэтому, сегодня мы погуляем по территории и узнаем некоторые исторические вехи Херсонеса. Они способны удивить и значительно повлиять на понимание значимости этого места.
Херсонес, Херсон, Сарсона, Корсунь, Херсонес Таврический — всё это название одного города, расположенного на юго-западном побережье Крыма. Он являлся единственным античным полисом Северного Причерноморья, городская жизнь в котором была непрерывной до конца XIV века. Напомним, античный — это значит греко-римский.
Основан он был греками, римляне были его заступниками. Византийцы успешно правили в нём семь веков и всегда, подчеркиваю это, всегда, на протяжении почти 2000 лет, он играл роль крупного политического, экономического и культурного центра.
Перед нами копия текста присяги свободных граждан Херсонеса, как и оригинал, отчеканенная на плите из белого мрамора. Полностью зачитывать мы его не будем, слишком много времени это займёт, но несколько слов приведём:
«Я буду единомыслен относительно благосостояния города и граждан и не предам Херсонеса…»
Много ещё замечательных обязательств, которые добровольно брали на себя граждане Херсонеса, можно обнаружить в этой присяге. Подозреваем, здесь есть чему поучиться современному обществу.
Понятие «гражданин», тоже приведено вовсе не случайно. Именно так называли свободных жителей в Древней Греции и в Древнем Риме. Вообще, изначально, Херсонесское государство представляло собой полис с демократической формой правления. И в то далёкое время понятие «демократия» имело отнюдь не размытые формы.
Итак, первые, хоть как-то дошедшие до нас упоминания о Херсонесе, относятся примерно к середине IV века до нашей эры. Перипл Скилака, по одним сведениям, так называется этот источник. А по другим, Перипл Псевдо Скилака. Понятие «Перипл» сомнению не подлежит. Это особый вид древнегреческой литературы о морских путешествиях вдоль берегов. А вот Скилак - это житель города Карианд, на юго-западе Малой Азии, который жил, и в самом деле писал Периплы, но в VI веке до н.э. Получается неувязка. Похоже, кто-то решил присвоить своим описаниям имя известного путешественника. Поэтому, они и получили название Псевдо Скилак.
Далее было описание древнегреческого географа Схимна Хиосского, авторство которого тоже под сомнением. И только Страбон, историк и географ Римской Греции, живший на рубеже нашей эры, даёт в своих книгах под названием «География» довольно развёрнутое описание истории Крыма. Херсонесу тоже уделено в них место.
Далее уже пошли многочисленные описания, по которым можно достаточно точно составить картину перемен.
Изначально, население Херсонеса было довольно веротерпимым. Любые божества имели в нём место, и, судя по всему, каждый выбирал себе покровителей без какого-либо принуждения. Зевс, богиня земли Гея, Гелиос – бог солнца, Геракл, Аполлон, Артемида, почитались жителями, и даже сам город они обожествили и поклонялись ему, называя Херсонас.
С IV века до н. э. начинается экономический рост Херсонеса и как следствие, происходит колонизация земель северо-западного Крыма. Керкинитида, по-современному Евпатория, Калос Лимен - современный Черноморск, подпадают под его влияние. Мощь херсониситов неуклонно растёт. Стычки со скифами периодически происходили. В III веке до нашей эры они были даже довольно разрушительными, но это приводило впоследствии лишь к увеличению укреплённости государства и его новых границ. Его столицу Херсонес обнесли мощной оборонительной стеной с башнями. Внутригородская застройка проводилась по Римским градостроительным правилам. Улицы пересекались под прямыми углами образую кварталы, состоящие из нескольких домов. Сами дома обязательно имели хозяйственные постройки. Более богатые украшали стены и полы мраморной мозаикой. Храм Девы - одной из главных богинь, находился на городской площади, а в южной части города другой главный объект
общественной жизни – театр. Драматические действия на его сцене были наполнены мифологическими сюжетами, сопровождались обязательными песнопениями, плясками, и исполнялись профессиональными актёрами. Декораций в то время ещё не делали, но маски и самые невероятные наряды, активно использовались для придания сценическому действу большей торжественности.
В те далёкие времена главным организатором театральных представлений было государство, и за право выступать на городской сцене даже проводились состязания.
Жители Херсонеса активно занимались животноводством, земледелием, выращивая пшеницу и виноград, керамическим производством, причём гончары во избежание пожаров в городе, обычно селились за пределами его городских стен. Как видно, обжиг готовых изделий был не безопасным делом. Кузнечное, литейное, строительное и косторезное мастерство было также сильно развито. Особую роль играло рыболовство и мореходство. Во все времена жители Херсонеса славились этими умениями.
Выгодное географическое положение и экономический потенциал Херсонеса не могли остаться незамеченными. Главными врагами оказались скифы, которые затеяли серию войн против Херсонеса. Положение становилось настолько тяжёлым, что только армия Митридата VI Евпатора под командованием полководца Диафанта помогла избавиться от угрозы полного уничтожения. Статуя легендарного полководца, во весь рост, отлитая из бронзы и установленная на берегу, стала знаком благодарности херсонеситов.
Однако такое спасение стоило Херсонесу лишения некоторого политического суверенитета и включение его в состав государства Понт.
Далее была зависимость от Боспорского царства, и всё это время Херсонес, так, или иначе, старался обрести самостоятельность. Судя по всему, к середине I века нашей эры, ему это удаётся. Были найдены золотые монеты этого периода, отчеканенные в Херсонесе. Выпуском собственных монет могло заниматься только суверенное государство.
Затем, скифы опять начали совершать нападения, и опять Херсонесу пришлось прибегнуть к помощи извне. Римский отряд легионеров под командованием Тиберия Плавтия Сильвана быстро расправился с варварами.
Римский гарнизон разместился и пробыл Херсонес более 100 лет. Но, несмотря на присутствие римлян, город оставался в целом греческим.
В III веке нашей эры Рим начинает войну с готами на Балканах и легионеры покидают Херсонес. Город продолжает активную хозяйственную жизнь, процветает торговля пшеницей, солёной рыбой, солью, вином, которые отправляются морскими путями, в том числе и в Рим.
К серединеIV века столица угасающей империи перемещается в Византийский Константинополь и постоянные контакты с ним превращают Херсонес в христианский город. Первыми приняли новую религию зажиточные горожане и на второй вселенский собор в 381 году в Константинополь уже отправился епископ Херсонеса Эферий. В городе повсеместно появляются изображения креста, умерших начинают хоронить в склепах.
Нужно отметить, что в конце IV века в Херсонесе среди жителей ещё были язычники и иудеи. Синагога просуществовала примерно до конца V века. Затем, была разрушена.
В VI веке уже активно строятся христианские храмы. Вспоминается и причисляется к лику святых апостол от семидесяти, четвёртый епископ Рима Климент I. В период гонений христиан он был сослан из Рима в Херсонес на каменоломни, где принял мученическую смерть. По преданию, его привязали к якорю и утопили в море, из-за продолжения им проповеднической деятельности. Произошло это в конце I века.
Тертуллиан – один из выдающихся раннехристианских писателей сообщает, что Климент был рукоположен, то есть обращён в духовный сан самим святым Петром, апостолом Иисуса Христа. Он же, Климент, упоминается в Новом Завете апостолом Павлом, в «Послании к Филиппийцам» (4:3). Филиппы — это Македонский город. Вот что там говорится:
«Ей, прошу тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвязавшимся в благовествовании вместе со мною и Клементом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни».
Клемент I – не единственный святой, который проповедовал в Херсонесе. Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, который был призван Иисусом Христом, также был здесь. Маршрут его странствия пролегал по берегам Чёрного моря через Боспор, Феодосию и Херсонес. Существует достаточное количество фактов, подтверждающих это.
Теперь расскажем о князе Владимире Святославовиче. Вплоть до XIII века Херсонес был форпостом Византии в Крыму. Далее, вместе с ослаблением империи, начал приходить в упадок и Херсонес. Чуть позже его своеобразным преемником в вере станет княжество Феодоро, а пока, он пытался удержать своё положение, отбивая набеги половцев, печенегов, а также Золотой Орды. Эти противостояния не всегда были успешными, но город всё-таки продолжал жить. Князь Владимир Святославович помог византийскому императору Василию II разбить мятежные войска Варды Фоки, в прошлом византийского военачальника. Великий князь послал 6000 отборных воинов, и они помогли одержать победу Василию II. За это, Владимиру Святославовичу было дано обещание породниться с императорским домом через женитьбу на сестре Василия II, Анне.
Однако потом император задумал уклониться от своего обещания. Не согласна была и Анна выходить замуж за язычника. Великий князь в ответ на такое вероломство совершил военный поход на Корсунь, то есть на Херсонес, осадил его, добился победы, а затем, потребовал выполнить обещание. Анна стала его женой, но прежде, в Херсонесе, князь Владимир принял крещение. Причём сделал это добровольно и вполне осознанно.
Теперь мы расскажем ещё одну удивительную историю Херсонеса. Колокол, который вы сейчас видите, был отлит в Таганроге, в 1778 году из турецких пушек, взятых в качестве трофея. В 1803 году его отправили в Севастополь для церкви Святого Николая, а после Крымской войны 1853-1856 годов, его вывезли оттуда в качестве трофея французы. Обнаружен он был только в 1913 году в знаменитом соборе Парижской Богоматери. Его звон вполне мог слышать Виктор Гюго, но ужепосле того, как написал роман «Собор Парижской Боматери».
Вернули колокол в том же 1913 году, после чего он был поднят на звонницу херсонесского монастыря. Затем, он исполнял роль туманного колокола для моряков. Сейчас он находится на реставрации и звонил последний раз 16 апреля 2019 года, в день пожара в соборе Парижской Богоматери.