Сегодня мы продолжим серию «Пещерные города Крыма» и побываем в одном из самых больших поселений Мангуп – Кале. Историки, археологи, художники, поэты, мистики и представители других, порой самых неожиданных направлений, стремятся в это место, и никто не уходит отсюда разочарованным. Это легко читается по лицам людей уже посетивших Мангуп. Это место давно стало сакральным и способно не только завладеть вашими мыслями, но и значительно изменить их.
Вечность присутствует здесь во всём. Вы её видите в бессмертных образах того,что доступно взору и слышите в каждом дуновении ветра. Она не терпит суеты, поэтому, постарайтесь избавиться от груза повседневных забот ещё внизу, пока не начали подъём к пещерном городу. Очистите свои мысли и возможно, на вершине плато, вы обнаружите новые смыслы жизни. Многие, очень многие, именно за этим туда и идут.
Подняться к пещерному городу можно двумя способами – пешком, или на джипах, которые можно нанять внизу, на стоянке около озера. Осенью или зимой, особенно после дождя, пешком лучше не пытаться, если ваше физическое состояние не готово к повышенным нагрузкам. Подъём довольно продолжительный и крутой. Также, будет препятствовать продвижению труднопроходимая тропа. Специально оборудованную машину можно нанять на стоянке около озера Мангуп. Далеко не каждый внедорожник способен преодолеть этот подъём, который длится 30 минут. Поперечные расщелины, крутые склоны, камни, глубокие ямы, наполненные водой — всё это будет на пути.
Автомобиль довезёт не до самой вершины. Немного пройти всё-таки придётся, но это будет уже не утомительно.
На плато перед нами открывается Цитадель города – крепости Мангуп. Она являлась дворцом правителей легендарного православного княжества Феодоро.Её строительство относится к XIV веку. Это было трёхэтажное строение, стены и башня которого были единым сооружением. Ворота находились на месте утолщения стены и на их фронтоне была греческая надпись и двуглавый орёл. Тот самый, который потом стал символом России. Как это произошло мы обязательно расскажем.
Начнём рассказ с самого начала,со времён неолита.Именно тогда люди стали проявлять интерес к этому месту. Во время археологических раскопок была обнаружена женская подвеска эллинистического типа с египетскими мотивами. Её датируют IV веком до нашей эры. Интерес к горе вполне понятен - она имела естественные пещеры и хорошие оборонительные свойства, а также собственный источник воды, и не один. Для тех времён этого было вполне достаточно для жизни.
Более изученными периодами истории Мангупа следует считать времена нашей эры. Они делятся на шесть основных этапов:
позднеримский – конца III – середины VI века; ранневизантийский – середины VI – конца VIII веков; хазарский – конца VIII – середины IX веков; фемный – середины IX – середины XI веков; феодоритский – XIV – конец XV века и османский – конец XV – конец XVIII веков.
Из всех этих этапов самым изученным является Феодоритский период. Несмотря на свою кратковременную историю, именно он оставил большинство имеющихся памятников.
Итак, как укреплённое поселение Мангуп начинает свою историю в период правления императора Юстиниана I. Этот знаменательный правитель Византийской, или Восточной Римской империи, основательно занялся укреплением Крыма, так как он являлся одной из границ империи. На Мангупском плато, которое словно было предназначено для постройки крепости, возводится укрепление. И для этого были затрачены значительные средства.
Это была не первая фортификационная линия. Основным оборонительным укреплением являлся Херсонес, расположенный недалеко, на берегу Карантинной бухты. Местное население вступило в союз с византийцами и приняло православное христианство. Это были готы - древнегерманские племена скандинавского происхождения, а также аланы – древнеиранские племена. Они являются прародителями Крымского народа. Примерно 200 лет понадобилось, чтобы их основным языком стал греческий. Для этих людей город - крепость Мангуп, который тогда назывался Дорос, и строился.
Далее, Хазарский каганат завоёвывает страну Дори и её столицу Дорос переименовывают в Мангуп. Однако довольно скоро византийцы опять возвращаются и начинается так называемый «Фемный» период. Всё складывается довольно неплохо, ровно до катастрофического землетрясения. Подтверждений тому достаточно. Многие постройки были разрушены, затем, восстанавливались далеко не все. Крепость на Мангупе заново отстраивать не стали. Слишком большие затраты на это требовались. В это время Византия значительно ослабла и ей было уже не под силу это сделать. Люди в полуразрушенном городе - крепости жили. Была активной духовная его жизнь, но не более.
Так было примерно до середины XIV века. Далее происходят перемены в политической жизни Причерноморья, на юго-востоке Европы. Золотая Орда имеет виды на Крым через который проходит торговый путь соединяющий Европу с востоком и город Кафа - современная Феодосия, становится важным центром этого пути.
Однако сухопутные золотоордынцы понимают, что морское побережье не их стихия и дают возможность Генуи и Венеции – великим морским державам, присутствовать на взаимовыгодных условиях в Крыму. Благодаря их кораблям доставляются по морю рабы и ведётся торговля. Третьим таким партнёром становится княжество Феодоро, которое своим названием и местоположением обнаруживает связь с почти забытой страной Дори. Также эта связь прослеживается и в вере – православном христианстве.
С Золотой Ордой княжество сотрудничает, а вот генуэзцы и венецианцы являются для них опасными конкурентами. Поэтому, правители Феодоро принимают решение в XIV веке отстроить заново город – крепость. Были укреплены старые стены, возведены новые. Появилась Цитадель и прочие постройки. Вражда внутри Золотой Орды между Тамерланом и Тохтамышем замедлила строительные работы, но в итоге, в начале XV века город был полностью отстроен.
Расцвет княжества приходится на время правления князя Алексея. Численность населения становится примерно 200.000 жителей. Каламита - по современному Инкерман, крепость – порт, принимает морские корабли из стран Средиземноморья, и не только. Жители занимаются сельским хозяйством, животноводством, процветает кузнечное дело. Располагалось Феодоро на значительной части юго-запада Крымского полуострова и на пике своего развития играло важную роль в политической жизни всего региона.
На воротах Мангупа двуглавый орёл появился после женитьбы Иоанна - старшего сына правителя Феодоро Алексея I, на Марии Палеолог. Таким образом, готский князь в 1425 году, породнившись с константинопольскими Палеологами, принял герб Императорского дома.
В 1472 году Мангупская княжна Мария была выдана замуж за молдавского правителя Стефана III, которого совсем недаром прозвали Великим. Его 47 – летнее правление смогло дать Молдавии не только независимость, но и поставить её в один ряд с наиболее влиятельными странами Восточной Европы.
А теперь расскажем историю двуглавого орла, главного символа России. Произошло это в XV веке, когда Великий князь Владимирский и Московский Иван III Васильевич взял в жёны византийскую принцессу Софью Палеолог. Ислучилось это вовсе не из-за большой любви. Как известно, такое чувство находилось, едва ли не на последнем месте, при выборе жениха или невесты у царствующих особ. История средневековой Руси, а затем и России, тесно связана с Византией. Напомним, что в Херсонесе, совсем недалеко от Мангупа, буквально в нескольких десятках километров, в 988 году крестился Князь Владимир. Русь приняла православную веру и это хорошо помнили.
Иван III вошёл в историю, как собиратель Руси, которая после смерти Ярослава Мудрого распалась на отдельные княжества. А София Палеолог была дочерью брата последнего Византийского императора Константина. Единая вера способствовала этому браку и расстроила планы многих, кто мыслил себе по-другому не только будущее Византии, но и всей Руси.
Двуглавый орёл был династической эмблемой последних императоров Византии – Палеологов. Когда она пала под вторжением Османской империи, эта эмблема, символ, мог полностью исчезнуть, но он сохранился, и стал олицетворять собой символ византийского наследия. Теперь европейские монархи, которые в виду родства с Палеологами могли претендовать на наследие, стали включать в свои гербы этот символ. Например, двуглавый орёл в гербе Германии с XV, до конца XIX веков. Затем, он стал одноглавым, как и до XV века.
Софья Палеолог имела полное право на этот примечательный символ, и благодаря ей он был передан Руси, а затем и России.
В сентябре 1475 года турки-османы подошли к Мангупу. В это время ими уже были захвачены Константинополь и Трапезунд. От легитимных преемников Византийской государственности осталось только княжество Феодоро. Турецкий Султан Мехмед II Фатих уже был готов уничтожить его. Началась осада с применением катапультной артиллерии.
Нужно сказать, что в крепости Мангуп собрались для её обороны весьма храбрые воины. К почти двухтысячному гарнизону Феодоритов присоединились татарские воины свергнутого Менгли Герая и присланные Стефаном Великим 300 молдавских воинов. Это была очень жестокая битва. В укрепленных стенах Мангупа до сих пор можно найти фрагменты каменных круглых ядер, выпущенных турецкими катапультами. Вся элита Османской армии – янычары, были уничтожены в этой битве, но Мангупу было суждено пасть. Слишком неравные оказались силы. Князя Александра, последнего правителя Феодоро, пленили и отправили в Константинополь - по-новому в Стамбул, где он и был казнён.
После захвата, турки несколько перестроили крепость и разместили в ней гарнизон, который состоял из 37 воинов. Мангуп стал центром кадылыка Османской империи. Здесь хранилась казна ханов и скрывались во время смут правители. Затем, всё постепенно пришло в упадок и последними жителями некогда неприступного города - крепости стали караимы. Но и они покинули его в конце XVIII века.