Сегодня мы приглашаем вас посетить один из самых примечательных городов Италии – удивительную и очень красивую Флоренцию. Этот город на реке Арно, появился при Юлии Цезаре и был поселением, в основном, отставных римских воинов. Здесь они занимались земледелием. Ничем особо не примечательной она оставалась довольно долго, затем, всё решительно изменилось. И она стала центром Флорентийской республики, существовавшей независимо в 1115 – 1185 и 1197 – 1532 годах. Возникнув как коммуна, которая была против власти сеньоров и видела своей целью самоуправление, республика довольно скоро стала играть важнейшую роль в средневековой Италии, сумев подчинить себе большую часть северной и центральной Тосканы. Была создана довольно сложная система управления, которая не позволяла узурпировать власть одним лицом, граждане получили обширные права.
До XIV века экономические показатели развития Флоренции, опережали почти все другие государства не только Италии, но и Европы. Здесь зародилось мануфактурное производство и на фоне роста благосостояния граждан, начались конфликты между сумевшими выделиться на общем фоне отдельными семействами.
Также, с XIV века Флоренция становится главным центром переломного этапа для истории Европы, а именно, центром Возрождения, или, как ещё называют, Ренессанса - эпохи культурного обновления.
Джотто ди Бондоне, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Николло Макиавелли, Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, - все они , как и многие другие, из Флоренции. Великие произведения искусств были созданы в это время.
С XIV века власть во Флоренции, на долгие три века захватило семейство Медичи, и они стали меценатами многих выдающихся художников, и прочих представителей искусства.
Перед нами знаменитый Палаццо Веккьо, что можно перевести, как «Старый дворец». Находится он на Площади Синьории, которая была центром политической жизни Флоренции средних веков. В римский период на месте площади располагался театр, затем, башенные постройки семейства Уберти, которые были разрушены в 1260 году. После этого, площадь и образовалась. По проекту Арнольфо ди Камбио, архитектора и скульптора, работавшего в Риме и Флоренции, в 1299 – 1314 годах был построен Палаццо Веккьо, который стал резиденцией Синьории Флорентийской республики. В правительство входили 24 приора, избиравшихся на два месяца. Все важные решения принимались ими здесь. Если шло разбирательство по преступным деяниям кого – либо, то подозреваемого помещали в комнату, находившуюся прямо над залом заседаний, в башне под колоколом. Приговор приводили в исполнение часто тут же, на площади, а в некоторых случаях, даже в здании Синьории. Так произошло с семейством Пацци, во главе с Франческо Пацци. Состоя в заговоре с архиепископом Пизы Франческо Сальвиате, в 1478 году они предприняли попытку свергнуть власть Медичи. Однако переворот не удался и заговорщики были повешены прямо на окнах Палаццо Веккьо.
До этого происшествия, в 1433 году, в этой самой комнате под колоколом, сидел и представитель династии Медичи, итальянский политик и банкир Козимо Медичи. Казни не произошло. Его отправили в изгнание, но уже в следующем году, он вернулся обратно, и был встречен жителями Флоренции, как триумфатор. Эта дата и считается началом правления династии Медичи во Флоренции. Часть не согласных была выслана, часть казнена.
Установленные перед входом в Синьорию скульптуры Микеланджело уже давно не оригиналы, которые появились здесь в 1504 году. Это очень хорошие копии.
Следующим мы посетим другое старейшее здание во Флоренции, которое являлось в Средние века резиденцией подеста, то есть, главы администрации. Называется он Дворцом Барджелло.
«Капитан стражи», «Капитан народа», «Капитан правосудия» - так именовали изначально главу администрации, для которого, собственно, и строили этот дворец. Людям, призванным вершить справедливость, отводилось высокое положение в свободной флорентийской республике. Для объективного ведения дел, обычно он призывался из другого города. Но это продлилось не так долго. В 1574 году Медичи упразднили эту высокую должность и Барджелло стал местом пребывания городской стражи. Дворец становится одновременно тюрьмой и казармой.
Сейчас в Палаццо Барджелло находится национальный музей, в котором размещены творения величайших мастеров. Донателло, Бенвенуто Челлини, Микеланджело, Баччо Бандинелли, и многие другие представлены здесь своими бессмертными творениями.
Также, нужно отметить, Что Палаццо Барджелло служил архитектерным образцом при постройке Палаццо Веккьо. Это можно легко заметить по характерным стрельчатым аркам, расположенным в верхней части, арочным венецианским окнам и зубцам, венчающим парапет стен и башни.
Мы вышли к дому-музею итальянского поэта, богослова, философа, создателя «Божественной комедии», которая до сих пор является одной из основ западной литературы, Данте Алигьери.
Точная дата рождения Данте не известна, но исследователи определяют её в мае 1265 года. Предки его происходили из древнего римского рода, отличившемся в крестовых походах.
Наставником молодого Данте был известный в то время поэт и учёный Брунетто Латини. Именно ему Алигьери обязан становлением своих основных воззрений на мир. Это было не только классическое образование, доступное представителям знатной молодежи, но и энциклопедическое. Естественные науки, античная и средневековая литература стали любимыми предметами Данте. Также, внимательно изучал он и откровенно еретическую литературу, которая была под запретом церкви, и грозила при обнаружении таковой, смертной казнью в ужасных мучениях.
В 1301 году его избирают приором. Однако уже в следующем году, вместе с партией «Белые гвельфы», к которой он принадлежал, был изгнан из Флоренции, и больше в родном городе ему уже побывать не удалось. Своё знаменитое произведение он написал в изгнании, и в 1321 году, от малярии, скончался по дороге в Венецию.
Перед нами церковь Санта-Кроче, что переводится, как церковь Святого Креста. Она является самым крупным в мире храмом католического монашеского ордена Францисканцев. Этот нищенствующий орден был основан в 1208 году Франциском Ассизским, с целью проповедования апостольской бедности, аскетизма и любви к ближнему.
В архитектуре храма присутствуют готические, ренессансные и неоготические элементы. К нему примыкает монастырь с знаменитой капеллой Пацци. Помещения церкви и монастыря украшены фресками, картинами и скульптурами мастеров Джотто, Донателло и многих других, не менее известных.
Памятник Данте был установлен около церкви Санта-Кроче, на площади с одноимённым названием, в 1865 году. Он работы скульптора Энрико с звучной фамилией Пацци.
В самом храме захоронено около 300 знаменитых людей. Это Микеланджело Буонарроти, Никколо Макиавелли и многие другие, известные во всем мире.
Мы вышли к центральной библиотеке Флоренции. Она находится на набережной Арно. Это одна из двух национальных библиотек Италии. Одна находится в Риме, другая здесь. Основана она в 1714 году, итальянским учёным Антонио Мальябеки. Он всю свою коллекцию, которая насчитывала около 30 000 томов, завещал городу. Во время катастрофического наводнения 1966 года, коллекция несколько пострадала.
Галерея Уффици, около которой мы сейчас находимся, один из самых старых музеев в Европе, и один из самых известных.
Приехать во Флоренцию, и сразу попасть в галерею, не получится, если вы заранее не приобрели билеты на сайте Уффици. Ещё два века назад, её можно было посещать только по предварительным заявкам, а уж теперь, и подавно. Так что, не забудьте позаботиться об этом.
Здание имеет три этажа. Обойти, увидеть все его экспонаты за один день, возможно, но только увидеть. А вот рассмотреть красоту и прочее великолепие представленных творений никак не получится. Нужно приходить снова. Но оно стоит этого. Впечатления от увиденного будут такие же вечными, как и сами произведения, представленные в галерее.
Появилась она по приказу великого герцога тосканского Козимо I Медичи. И именно Медичи изначально перевезли сюда всю свою коллекцию.
Нет смысла перечислять всех мастеров, а точнее, гениев, произведения которых представлены в галерее. Все великие мастера имеют здесь место.
Далее, мы переходим на площадь Пьяца-дель-Дуомо, или Соборную площадь, которая находится в историческом центре Флоренции. Именно здесь находятся самые посещаемые памятники архитектуры. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, кампанила Джотто, баптистерий Сан-Джованни и прочие.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре является кафедральным собором, то есть, главным собором во Флоренции. И это самое знаменитое сооружение итальянского искусства периода Раннего Возрождения.
Фундамент был заложен 8 сентября 1296 года, в день Рождества Пресвятой Девы Марии. Флорентийцы решили возвести огромный, по тем меркам собор, желая так заявить о процветании города, но работы по строительству велись не так быстро, как предполагалось изначально. Архитектор Арнольфо ди Камбио взялся за его проектирование и возведение, но в 1302 году он скончался, и работы остановились на долгих тридцать лет.
Закончились они только в 1436 году и собор был торжественно освящён. С этого момента он постоянно использовался для самых важных праздников и городских собраний.
К слову сказать, именно здесь проводились первые публичные чтения «Божественной комедии» Алигьери. И здесь же, было совершено покушение на братьев Медичи.
Баптистерий Сан-Джованни также, одно из самых старых зданий города. Напомним, что баптистерий – это отдельное здание церкви, предназначенное для совершения обряда крещения. На этом же месте был прежде построен первый баптистерий Флоренции в IV-V веке. А ещё раньше, как утверждают легенды, на этом месте был языческий храм. Ныне существующий строили с 1059 по 1129 годы. Как видим, со строительством общественных зданий, итальянцы как-то особенно не торопились. Однако освящение баптистерия произошло уже в 1059 году. Видимо, какая-то степень готовности уже имелась, хоть и перекрыто шатровой крышей оно было лишь в 1128 году.
В Сан-Джованни крестились все жители Флоренции. В том числе семьи Медичи, Алигьери.
Шедеврами искусства являются три огромные двери, барельефы которых выполнялись на протяжении более столетия. Их изображения показывают библейские истории из Ветхого и Нового Завета.
Перед нами выдающийся памятник архитектуры, церковь Орсанмикеле. Это название можно перевести, как « Святой Михаил в саду», или « Ораторий Святого Михаила». Изначально, здесь была церковь, но она разрушалась из-за старости, и в 1290 году её было решено перестроить под крытый рынок зерна. Так и сделали, но в 1304 году произошёл пожар, и её опять перестроили, возвратив в лоно церкви. Теперь это был храм Святой Девы Марии и Святой Анны. В 1569 году Козимо Медичи Младший разместил на первом этаже свою приёмную, а на верхний использовался как продовольственный склад.
На этом, наша прогулка сегодня заканчивается. Флоренция – это очень красивый город. У него невероятно интересная история, и возможно, к ней мы ещё вернёмся.