Сегодня мы приглашаем вас вступить на тропу истории Воронцовского дворца в Алупке и среди множества следов на ней, увидеть те, которые принадлежат первопроходцу, благодаря которому эта история появилась - графу Михаилу Семёновичу Воронцову.На этом пути, как на любом другом, расставлены указатели – многие из них менялись, повинуясь требованиям времени. Другие, вовсе исчезли, а некоторые ведут по заведомо ложному пути. Попробуем найти верные.
Эта аллегория, сказана, конечно, для придания художественного образа сюжету нашей прогулки, и пусть она никого не смущает. Тем более, что доля истины в ней всё-таки есть.
Переходя из зала в зал, мы расскажем об этом замечательном человеке, попутно осматривая экспозицию дворца – музея. Сегодня мы не будем говорить о мистических знаках, символах и прочих загадках, а попробуем понять причины возникновения такого уникального, по всем, буквально, параметрам, дворца в Алупке. И в этом нам не разобраться, не имея представления о жизненном пути графа Воронцова, его делах, заслугах и идеалах.
Сейчас мы находимся в парадном кабинете. Его украшает портрет графа, на котором он в возрасте 39 лет. Панели и двери из дуба, инкрустированная мебель из чёрного дерева, бронзовые скульптуры. Как правило, здесь проходили аудиенции.
Молодой граф до 19 лет прожил в Англии, в которой его отец, Семён Романович, служил дипломатом. И тут может возникнуть первый неправильный вывод - если так долго был за границей, значит, уже почти не русский. Однако это неверное мнение. Прежде всего, отец сделал всё необходимое, чтобы сын не забывал, где его Родина. Он дал ему великолепное домашнее образование. Михаил отлично говорил на нескольких языках включая латынь, но дома, всегда, все говорили только на русском. В самом нежном возрасте, когда Михаилу исполнился год, отец записал сына в списки Преображенского полка, и сделано это было не ради выслуги, или ещё каких-либо привилегий, а для осознания юным Михаилом с самого раннего детства важности служения своей родине - России. В четыре года ему присваивается чин прапорщика и в этом звании он в возрасте 16 лет уже числился на действительной службе. Через 3 года, достигнув 19 лет, он возвращается в Россию и начинает военную службу в звании поручика. Далее, по собственной просьбе, был при командирован к кавказским войскам. Кавказ был то время горячей точкой.
Мы с вами вошли, в так называемый, Китайский кабинет. Это будуар графини. Китайским его называют потому, что в нём имеются китайские элементы в оформлении. Это циновки из рисовой соломки, покрывающие верхние части стен. Но расшиты они русскими мастерами и русскими узорами. Также, в этой комнате много резных украшений из дерева. Она, буквально, вся в них, включая потолок. Фотография Уинстона Черчилля здесь вовсе не случайна. Во время знаменитой Ялтинской конференции английская делегация располагалась именно в этом дворце.
Продолжая рассказ о графе Михаиле Семёновиче Воронцове, отметим, что на Кавказе он проявил себя как мужественный, храбрый офицер. В возрасте всего 22 лет он участвовал в штурме Гянджи. Затем, чуть не погиб в Закатальском ущелье. В этом же году был награждён орденом Святого Георгия за мужество и храбрость. Уже капитаном, вернулся через год в Преображенский полк.
Далее была Померания, Пултуск, Фридланд, затем русско-турецкая война. В звании генерал-майора война на Балканах, награждение ещё одним орденом Святого Георгия, и наконец, Отечественная война 1812 года. В битве под Бородином, командуя гренадерской дивизией, получил рану штыком в рукопашном бою, и, едва поправившись, сразу возвращается в строй.
Мы вошли в Парадный вестибюль замка. Паркет здесь уже не оригинальный, а вот всё остальное сохранилось почти без изменений. Два камина, минимум мебели, бронзовые канделябры и большие портреты. Два выхода - один на северную сторону, он выдержан строгом английском стиле, а второй, на Южную. Он в восточном стиле. В нём, помимо пианино, находятся уникальные персидские ковры ручной работы с изображением шаха Фетх – Али. С этими коврами связана история, случившаяся в 1829 году в Тегеране. Тогда, в русском посольстве произошло убийство нескольких представителей дипмиссии, среди которых был Александр Грибоедов. Ковры входили в число подарков русскому императору, чтобы уладить конфликт. Во время оккупации Крыма фашистами их неоднократно приходилось спасать от посягательств немцев.
Продолжим наш рассказ о Воронцове. После ранения он принимает под командование особый отряд и участвует во взятии Познани. В 1814 году уже в звании генерал-лейтенанта, выдерживает с доблестью сражение при Краоне, против Наполеона, за что получает ещё одного Святого Георгия. Через год после победы над Наполеоном он назначен командовать русским оккупационным корпусом во Франции, и это была вершина в его военной карьере, хоть и не её окончание.
Нами были перечислены его военные заслуги. Как видите, ордена он получил вполне заслуженно. В штабах не отсиживался, за спины солдат не прятался, в изменах не участвовал. Его уважали все, от солдат, до государей, и он с уважением относился ко всем. Это был его принцип общения, и он ничуть не изменился, даже когда граф стал Светлейшим князем.
Это была одна сторона его служения Родине, где он проявил себя доблестным воином. Другая обозначилась после назначения в 1823 году новороссийским
генерал-губернатором.
Мы находимся в Голубой гостиной. Это самое светлое помещение в Воронцовском дворце, точнее, в его главном корпусе. Стены и потолок покрывает прекрасная лепка. Камин из белого каррарского мрамора, на котором стоят бронзовые часы. Фарфоровые вазы Императорского фарфорового завода. Мебельный гарнитур, как и лепнина, работы крепостных мастеров. В этой комнате - зале выступали многие знаменитости: поэты, певцы, драматурги. Это был своеобразный домашний театр, и в ней всё сохранилось в своём первоначальном виде, даже паркет.
Из голубой гостиной можно сразу попасть в Зимний сад. В нём мы видим скульптуры из нежного итальянского мрамора, в окружении вечнозелёных растений. Муза астрономии – Урания, «Девочка», «Первые шаги» -это уникальные произведения искусства, которые смогли сохраниться до наших дней. По другую сторону находятся бюсты семьи Воронцовых, сделанные в стиле изображений римских императоров.
Продолжим наш рассказ о графе Воронцове. Новое назначение Михаил Семёнович принимает, скорее, радостно. Он привык служить, где был необходим родине. Но эта должность обещала быть очень увлекательной. Царь наделяет его неограниченными полномочиями и Воронцов весьма энергично берётся за дело. Крым, Одесса, становятся объектами пристального внимания и исключительной заботы генерал – губернатора.
Одесса, благодаря его усилиям становится крупнейшим торговым центром. Крым - регионом комплексного развития и усовершенствования. Дороги, виноделие, разведение и умножение разных посевных и других растений, лесоводство, разведение тонкорунных овец, пароходство и многое другое. Развитие всех отраслей он проводил на принципах самоокупаемости, а не субсидий центра. Это, конечно же, привело к оживлению, буквально, всего в Новороссии. Открывались училища, гимназии, включая с национальным уклоном. В Симферополе - татарское отделение, в Одессе – еврейское. Учреждается историческое общество, которое ставит целью описать все памятники древности. Проводятся исследования.
Время правления графа Воронцова современники назвали «Новороссийским бумом», настолько были активны и разительны перемены, буквально, во всём. Такая результативная деятельность, безусловно, свидетельствовала о государственном складе ума, необыкновенной образованности и любви графа своей родины. Он служил ей, отдавая всего себя, и делал это не корысти ради.
Перед нами Парадная столовая. Богатая отделка, мастерская резьба по дереву, два камина из диабаза. В центре обеденный стол на 30 персон. Фонтан с чашей, в виде раковины - особой детали интерьера зала. Вода, стекающая в раковину, была из горного холодного ручья, в раковину же клали бутылки шампанского, и они там охлаждались в холодной воде перед употреблением. Над фонтаном, который кстати, облицован майоликовыми плитками, располагается балкон для музыкантов. Музыкальное сопровождение являлось важной частью любого торжества. Четыре картины французского художника XVIII века Робера Юбера значительно украшают зал, а многочисленные предметы из бронзы и фарфора дополняют его торжественный облик.
Мы с вами узнали, что сделал для России граф Михаил Семёнович Воронцов. Конечно, это не полная картина его служения, а всего лишь эпизоды. Но они весьма наглядно дают нам понять некоторые жизненные принципы этого выдающегося человека. Теперь попробуем узнать другие.
Как мы уже говорили, Воронцов получил прекрасное образование. Его отец, Семён Романович, собрал большую библиотеку и любовь к книгам была в семье общепринятой. Брат отца, также имел собрание книг. Чтение было любимым занятием и конечно же, оказало на молодого Михаила значительное воспитательное воздействие. Коллекция книг уже тогда была уникальной. В ней присутствовали редкие экземпляры и конечно же, она была тщательным образом подобрана. Низкопробной литературы в ней просто не было. Исторические книги, художественные, документальные, научные, первоисточники — всё это имелось в библиотеке и было прочитано молодым графом.
Его часто называют «русским англоманом», желая подчеркнуть его отношение к Англии и всему английскому. Но при внимательном взгляде становится ясно, что он всегда был патриотом. Его родиной была Россия и он никогда не забывал это. Однако не считал зазорным использовать европейский, точнее, английский опыт, традиции, предположим в архитектуре. На примере строительства его замка в Алупке, мы это можем увидеть.
Как вы уже, вероятно, знаете из нашего предыдущего выпуска о Воронцовском дворце и парке, архитектором был выбран англичанин Эдвард Блор, и вовсе не случайно. Воронцов задумал в этом дворце объединить, казалось бы, невозможное - Западную и Восточную культуру, показывая тем самым, что эти два мира могут быть едины. Он верил в торжество человеческого разума, верил, что настанет момент единения всех людей и войн больше не будет. Также верил, что у всех религий один корень, и примером своего дворца хотел показать это.
Воплотить эту идею он доверил очень непростому архитектору, и он, как мы видим, блестяще выполнил эту невероятно сложную задачу.
Возможно, кто-то из вас подумает, что довольно странно предполагать подобные мысли у прославленного воина. Но именно великие воины всегда считали, что миром должен править мир.
Мы с вами находимся в бильярдной. Стиль классический, с обилием деревянного декора. Стеновые панели, паркет, потолок, и нельзя сказать, что они выполнены не изысканно. Они вполне гармонируют с назначением комнаты и обилием картин на стенах. Внимание должно уделяться, по вполне понятным причинам, конечно им. Представлены здесь очень интересные полотна европейских художников. Это Петер Снейерс, Бернандо Белотто, Уильям Хогарт - его картина «Портрет политика» имела удивительную историю спасения во время оккупации фашистами Крыма. Стол - работы английских мастеров XIX века. Это помещение, конечно же, предназначалось для отдыха и развлечений. Благодаря картинам они становились изысканными.
Итак, мы с вами вышли к Южному входу во дворец. Он выполнен в мавританском стиле. Львы сделаны из каррарского мрамора и посадили в клетки их, конечно, не случайно, а проявляя заботу о сохранности этих произведений искусств итальянских мастеров. В орнаменте можно увидеть арабскую надпись: «нет победителя, кроме Всевышнего». Некоторые её переводят «нет Бога, кроме Аллаха», но это искажение смысла. С Южной стороны открываются просто невероятные виды - на севере горы, на юге - бескрайнее море. Дворец, словно мираж, возник между ними. Он поражает своей красотой, которая никогда бы не предстала перед нами, не будь внутренний мир Михаила Семёновича Воронцова таким же прекрасным.