Достоверно происхождение названия этого Южного полка городского типа не установлено. Это именно тот случай, когда учёные спорят по сей день, и не могут прийти к однозначному мнению. Некоторые считают, что оно появилось от латинского слова «урсус», что значит, медведь. Ведь рядом Аю-Даг - «Медведь гора». Другие утверждают, что слово имеет татарские корни. Другие же, расшифровывают как «Горная долина». В дальнейшем это место превратилось в знакомый нам Гурзуф. Заселено оно было достаточно давно, а вот в письменных источниках о Гурзуфе впервые упоминается лишь в VI веке н.э. в трактате Прокопия Кесарийского. В нём он пишет, что по приказу императора Юстиниана I «был построен замок в округе Горзувитской». Этот замок ещё называли крепостью. Просуществовал он более девяти веков до конца XV века.
Находилась крепость на скале Дженивез – Кая, или по-другому, Генуэзской скале, и была в общем-то небольшой, в форме прямоугольной башни, с внешним
оборонительным поясом. Она играла роль форпоста и служила сначала византийцам, затем хазарам, потом генуэзцам, и была разрушена в 1475 году при захвате Крыма турками.
За год до этого в Гурзуфе побывал, и даже провёл здесь пять дней, известный Тверской купец, первый русский путешественник посетивший Индию, Афанасий Никитин. Об этом он написал в своих заметках «Хождение за три моря».
После присоединения Крыма к России в 1783 году, первые новаторские
преобразования Гурзуфа начались с постройки здесь дачи генерала-губернатора Армана Эммануэля де Ришелье. Этот именитый французский аристократ, служивший в России почти 15 лет, сумел много сделать не только для Одессы, но и для Крыма. К примеру, создание Никитского Ботанического сада – его идея. В Гурзуфе в 1808 году он приобрёл заброшенный сад со старой саклей и участком 140 десятин. Далее, талантливый Одесский архитектор, имя которого до нас не дошло, сделал проект дома в греческом стиле. За три года его строительство было завершено. Собственно, это был первый европейского плана дом на Южном берегу Крыма.
В 1820 году в нём три недели гостил молодой Александр Сергеевич Пушкин. Именно здесь, в Гурзуфе он задумал написание поэмы «Бахчисарайский фонтан» и «Евгений Онегин».
Свято-Успенский собор был построен в Гурзуфе в 2006 году, на месте церкви Успения Пресвятой Богородицы. Она служила приходом для местного населения
с 1890 по 1935 годы. Первый храм был возведён на средства, по сути пятого хозяина Гурзуфа, купца и промышленника Губонина Петра Ионовича. При советской власти церковь снесли.
Принято утверждать, что Гурзуф, в своей старой части, похож на маленькую Италию. Сразу скажем, лично мы не сторонники такого сравнения. У Гурзуфа свой уникальный облик. Собственно также, как и у итальянских прибрежных селений. Узкие улочки, нависшие над ними балконы, маленькие магазинчики с броским названиями, и покоряющие красотой виды окружающей природы, так же неповторимы, как, предположим, два человека. У каждого свой характер, свои внешние черты, возраст и прочие особенности, и в этом смысле нужно отдать должное совершенству природы. Гурзуф имеет только своё лицо, и оно нам очень нравится. Надеемся, вы тоже проникните с этим чувством.
Продолжая нашу историческую тему скажем, что первый регулярный парк, то есть парк, имеющий геометрически правильную планировку, об этой особенности мы подробно уже рассказывали в предыдущих наших встречах, был также высажен здесь в Гурзуфе, на территории усадьбы Ришелье. Об этом парке, доме герцога, где теперь располагается музей Александра Сергеевича Пушкина, мы обязательно поговорим и побываем там в наши последующие прогулки.
После смерти французского аристократа, так плодотворно служившего
России, имение в Гурзуфе перешло графу Воронцову, и при нём преобразования продолжились. Воронцов кардинально решил проблему доступности Южного берега. Он проложил полноценную дорогу вдоль Южного побережья, со спусками к селениям.
Благодаря отстроенный дороге, виды российской аристократии и богатых людей на Крым, значительно изменились.
В 1840 году граф продал имение Гурзуф тайному советнику, киевскому губернатору и известному меценату, краеведу и историку Ивану Ивановичу Фундуклею. Целых 40 лет, до самой смерти, новый хозяин владел Гурзуфом. Следующим стал бывший крепостной, получивший в 1858 году вольную, Пётр Ионович Губонин. Это ещё один пример судьбы незаурядной. Бывший каменщик, за особые заслуги в 1872 году становится дворянином. А уже в 1878 году на его дворянском гербе появляется девиз: «Не себе, а Родине». И поверьте, в те времена, такими словами зря не бросались.
Именно он положил начало Гурзуфу, как курортному посёлку, и в то время смог
сделать его престижней Ялты.
Он построил здесь шесть гостиниц самого высокого класса и все они были
спроектированы в причудливо Московско - Средиземноморском стиле. Все из камня, с балконами, колоннами, террасами. В них уже тогда были вентиляция, центральная канализация, телефоны, лифты в виде дорожек - подъёмников и электричество. В номерах можно было принимать не только пресные, но и морские ванны.
Цены в этих гостиницах были отнюдь не маленькие - достигали 10 рублей в сутки. Это огромные деньги для тех лет, но эта цена соответствовала месту нахождения гостиниц и качеству комфорта. Отдыхающих было всегда много. Был посажен парк, появились красивые фонтаны и изящные скульптуры.
Следует сказать, что Губонин заботился не только о собственном благосостоянии. Он был постоянным меценатом и построил для простых жителей Гурзуфа больницу, аптеку, телеграф, и многое другое.
После его смерти имение Гурзуф перешло во владение сына, но он не справился с ведением дела, или просто не захотел его продолжать. Он продал всё, однако новые хозяева также не справились с ведением дела, и курорт перестал быть привлекательным. После революции его национализировали и сейчас губонинские гостиницы - это корпуса санатория «Гурзуфский».
Пляжные зоны в Гурзуфе достаточно комфортные, с хорошими солнцезащитными навесами, средней галькой, сопутствующими удобствами, и хорошей набережной. Её протяжённость около двух километров. Покрыта она бело - розовой мраморной плиткой. В XIX веке набережная была ещё деревянной, а вот в начале двадцатого стала каменной. Как и на всех официальных пляжах здесь есть бдительные спасатели, места для курения и много всевозможных заведений. Названа она именем Александра Сергеевича Пушкина. На ней нет такого столпотворения как на набережной Ялты, но тоже достаточно многолюдно. В самом её начале есть причал
для туристических теплоходов, которые курсируют по всевозможным маршрутам и, конечно, заходят в это колоритное место.
Находясь в Гурзуфе, мы не можем не упомянуть ещё об одном примечательном
месте, которому мы посвятим отдельный выпуск. Это, конечно же, дача Антона Павловича Чехова. Сегодня мы пройдём в её сторону по этому узкому извилистого переулку, дойдём до входа, но заходить не будем.
Вот такой колоритный облик имеет Гурзуф. Он очень даже может влюбить в себя с первого взгляда, и притягивать в любое время года. Ароматы южных растений, шум морской волны и потрясающие виды делают пребывание здесь
незабываемым. На этом наша сегодняшняя прогулка завершается.