…Церковный шпиль этого собора виден из любой точки города - при невысокой городской застройке, эта громада особенно впечатляет не только размерами, но и древностью.
Напротив больших ворот на территорию собора, через дорогу, стоит дом с покосившимся фахверковым фасадом, которому лет триста, но собор выстроенный на пять столетий раньше, радует глаз своей «первозданностью».
Каждый наш приезд в Норвич, бывая в соборе, я восхищаюсь древностью и масштабом этого «дома Бога»!
В этот раз решили с женой сходить на службу в соборе.
Служба проходила в одной из капелл храма, где собралось человек сто верующих - но на престольные праздники, на службу приходит половина города, которая размещается в основном зале.
Войдя в левый придел храма и пройдя в капеллу, сели недалеко от прохода и мест для хора.
Сели, огляделись и прислушались – в капелле все сидели тихо поглядывая по сторонам и снаружи непрерывно звонил колокол, собирая прихожан на очередную службу.
Перед началом службы, низко заиграл орган, а я вглядывался в монументальные стрельчатые окна с витражами и потолок, тоже стрельчатый, венчающий на уровне тридцати метров трёхэтажные стены, а низкие ноты органа отдавались эхом под этими высокими сводами. Масштабы этого собора, пространство в котором обитает дух веры в бога, удивляют и заставляет задуматься о тех людях, которые двести лет строили эту громаду, не думая о своей смерти и веря в бессмертие духа веры!
Орган вновь заиграл и вереницей, в зал вошли певцы храмового хора в белых одеждах -рядом шли мужчины и дети - некоторым из них было не больше семи-восьми лет! В это время все встали, приветствуя процессию, впереди которой шёл «пастух» стада Христова, с длинным жезлом с большим серебряным крестом – навершием, а за ним следовали священники тоже в белых ризах и хористы…
Зазвучал хор и тонкие детские голоса слились с сильными мужскими и полилась мелодия славящие бога и подвиг самопожертвования Иисуса Христа
Слушая эти гимны, я подумал, что в них спрессованы века и века самозабвенной веры, трагедия человеческой жизни, в которой слились высокое и низкое, божье и слишком человеческое!
Певцы церковного хора одетые в белое, напомнили мне лебедей, чья стая перекликаясь в небе, прилетает весной и осенью перед холодами, под грустные песни улетает в далёкие края. Так и эти гимны вмещают трагизм бытия и жизни Иисуса Христа, который своим самопожертвованием поразил души первых Апостолов и своих последователей.
Слушая эти грустные и торжественные мелодии, легко представить божий дух витающий в громаде храме и отдающийся эхом на христианские песнопения!
Людей в капелле было немного, все уже в возрасте, и отсутствие молодёжи вызывает тревожное чувство – ведь христианство, это учение о нравственной жизни, а в отсутствие веры в подвиг Христа начинается хаос инстинктивной жизни и парад эгоизмов.
За стенами собора, особенно в день «воскресения» кипит жизнь человеческая, по улицам ходят люди, открыты магазины, кафе и рестораны, и многие из этих людей совсем не думают о Новом Завете который оставил людям Иисус из Назарета – Спаситель. Не вспоминают и о том, чья страдальческая смерть, стала началом веры названной «спасительной», то есть христианской…
Служба продолжалась в напряжённой тишине собора и иногда, присутствующие нестройно подпевали хору, чувствуя в эти моменты своё единение и братство всех верующих христиан!
В конце службы, вновь заиграл орган и в этих звуках чувствовалась символическая сила и мощь Бога - Создателя и скорбь о Сыне человеческом, а хор представился мне силой человеческой, несравнимой и вместе сопереживающей этой божественной мощи, верящей в то, что только в синергии силы божественной и человеческой, мы обретаем своё настоящее и будущее!