«Взяв Его (Иисуса), повели и привели в дом первосвященника. Пётр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Пётр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрёкся от Него, сказав женщине: я не знаю Его». (Лк.22:54-57)
Лука указал нам на три детали, подтолкнувшие Петра к отречению от Иисуса Христа. Но давайте всё по порядку.
Сначала ответ на вопрос, из-за чего Апостол Пётр отрёкся от Христа.
Может Пётр отрёкся от Христа из страха за свою жизнь? Нет, у Луки об этом ничего не сказано, а Апостол Иоанн подчёркнул в своём Евангелии, что когда первосвященники взяли Иисуса, то учеников Его отпустили: «Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, речённое Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого. (Ин.18:8,9)».
Итак, не из страха за свою жизнь Пётр отрёкся от Иисуса Христа.
В Священном Писании упоминается ответ Петра на предупреждение Иисуса Христа, что в эту ночь все ученики отрекутся от Него: «Пётр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. (Матф.26:33)». В ответ на его самоуверенное заявление, Иисус ответил: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня. (Матф.26:34)». Но тогда Пётр не поверил словам Господа, ибо думал, что хорошо знает себя, и был уверен в своей верности и стойкости. Но случилось, как предрёк Христос…
Итак, первой и, может быть, основной причиной того, почему Пётр отрёкся от Христа, является его самоуверенность. Но это не единственная причина, и чтобы ответить на неё, нужно исследовать ради чего Пётр отрёкся от своего Учителя.
То, что не ради сохранения жизни – это я уже выяснил выше. Так ради чего же тогда? Неужели только ради того, чтобы остаться во дворе первосвященника, поближе к Иисусу, а ещё, чтобы посидеть у костра?
Как это ни парадоксально звучит, но других причин не было. В такое трудно поверить, что человек всем сердцем стремящийся к Иисусу Христу может отречься от Него ради того, чтобы… оставаться поближе к Нему. Но факт есть факт. В такое трудно поверить, что человек, несколько часов тому назад рисковавший жизнью, защищая своего Учителя, может отречься от Него ради того, чтобы… посидеть у костра. Но и это тоже факт.
А может, такое поведение характерно всем, или почти всем людям? Вспомните Исава, отрекшегося от первородства ради чашки чечевичной похлёбки (Быт.25:31-34) – разве он не знал материальных и моральных привилегий первородства? Конечно, знал. Да что там Исав, вспомните пророка Божьего, Иону, огорчившегося до смерти из-за того, что завяло растение, в тени которого он сидел (Ион.4:6-9) – разве не сиюминутной эмоцией были его слова, поставившие цену своей жизни ниже цены куста какой-то травы? К сожалению, для всех нас свойственно увлекшись сиюминутной целью, забывать о глобальном, о самом важном в жизни. И Апостол Пётр не исключение – ведь он в тот момент очень хотел быть поближе к Иисусу и хотел хоть немного отдохнуть, согреться после пережитых волнений и тревог за будущее.
Согласен с теми, кто утверждает, что сложно, да и, наверное, невозможно оценить всю гамму эмоций и мотивов, побудивших Апостола Петра сказать слова отречения. Но я и не веду речь обо всех мотивах поступка Петра, а лишь о двух аспектах.
Когда на следующий день мы с сыном обсуждали эту тему, была подмечена ещё одна деталь. Так, если бы Петра поставили перед Синедрионом и заставили публично отречься и осудить Иисуса Христа, то оба мы были убеждены, что он не сделал бы этого. Не говорю уже о хуле и участии в истязании Иисуса вместе со стражниками и воинами. Нет, Апостол Пётр скорее избрал бы смерть, чем такое отречение. А в той ситуации слова были брошены им перед какой-то незнакомой служанкой, слова, – как думал Пётр, ничего не значащие. И лишь потом до него дошло, что за каждое своё слово он несёт ответственность перед Богом.
Я начал рассуждать о причинах поведения Петра не ради того, чтобы оправдать его пред вами, и уж тем более не для того, чтобы осуждать Апостола Божьего, а чтобы, поняв, насколько может быть опасным невнимательное отношение к своим словам, вы не впали в подобный грех. Чтобы познав сейчас разумом своим, к чему приводит самоуверенность и беспечность в словах, со временем обрели духовный опыт и мудрость.
Итак,
1. не будьте самоуверенны, не думайте, что вы познали себя;
2. сосредоточившись на насущной сиюминутной задаче, не забывайте и о главном, и уж, конечно, ни в коем случае не забывайте, что вы христиане – ученики Христовы;
3. не бывает неответственных, не важных случаев, когда речь заходит об исповедании Иисуса Христа.
«И, выйдя вон, горько заплакал». (Лк.22:62)
От чего Пётр заплакал? – Он заплакал от того, что увидел в своем внутреннем человеке способность предавать, причём, предавать даже любимых, самых дорогих ему людей. Он горько заплакал от того, что не соответствует званию ученика Иисуса Христа.
Не может плоть делать то, что дано свыше другому. Следовать за Христом - иллюзия, и отречение - последствия гордыни. Сатана разве по другим причинам загремел? А вот когда обрели силу свыше (пятидесятница), то тогда уже можно и идти за Ним до конца.
Спасибо Валерий за дополнение! Согласен с Вами, что одной из главных причин грехопадения Петра была его самоуверенность, – не скажу гордыня, потому что гордый человек не станет плакать о своём согрешении, а начнёт искать оправдание для себя, начнёт обвинять других.
А вообще, не наше дело судить поступки Апостолов, поэтому целью очерка было не "судебное" разбирательство того, что сделал Пётр, а извлечение уроков для себя: почему Святой Дух не удержал Петра – Апостола Петра – от малодушного поступка, от грехопадения, а допустил его, и чему Господь научил его через это грехопадение.
Согрешали Апостолы и потом, после крещения Святым Духом, но они умели извлекать для себя уроки, и согрешив единожды уже не падали в один и тот же грех раз за разом.
Я не думаю, что прочитав в Евангелии эту историю, человек, – если он был самоуверен или малодушен, – станет скромнее или более твёрдым и бескомпромиссным в исповедании своей веры во Христа. Но теперь, если он согрешит, то Святой Дух не только обличит его, но и напомнит о том как горевал о содеянном Пётр, и через это побудит его к покаянию.
Соглашусь,Николай, здесь особая самоуверенность, как и неверие Фомы. Да и Иуда тоже раскаялся, но повесился. Короче, тут дела сердечные и их лучше знает Господь. Эти подделки под святость недоступны для распознания ветхому Петру. А вот про крещение Св.Духом, то вы, скорее всего, имеете ввиду то дуновение, которое получили апостолы после Воскресения. Дело в том, что это, как и сегодня, не давало святости. А вот Пятидесятница - это финал и святость, обещанное Христом обожение. В Боге у человека нет греховной воли, он не грешит. Тут надо вам разобраться.
Я вот вспоминаю и думаю, что тема эта хороша тем, что часто люди, обращающиеся ко Христу в своей вере делают именно то, что делал апостол, выдумывая различные крестные подвиги, страдания и муки. Что-то родственное в этом нахожу. Что ещё можно сказать? Тернистый путь к самому себе, да и долгий бывает. До свидание, Николай.