16+
Лайт-версия сайта

Религиоведение фактор спокойствия в обществе РК

Литература / Религия / Религиоведение фактор спокойствия в обществе РК
Просмотр работы:
30 марта ’2018   18:54
Просмотров: 12470

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби
студент 4 курса бакалавра Алпысбай Маргулан
Научный руководитель: профессор, д.филос.н. Курманалиева А.Д.

Религиоведение фактор спокойствия в обществе РК

Что представляет собой понятие «Религиоведение»? Самое общее определение – это наука, предметом изучения которой является религия. Однако, вряд ли подобное определение может что-то сказать о самой науке тем, кто ею пока не занимался. И вот по этой причине гораздо проще сказать, чем религиоведение не является. Религиоведение не является богословием и это не курс подготовки священников. Здесь от Вас не будут требовать стать последователем той или иной веры. Вам вовсе не обязательно исповедовать ту или иную религию, чтобы быть религиоведом. Однако и религиозные люди могут быть прекрасными религиоведами. Вы можете быть верующим, изучать ту религиозную традицию, к которой принадлежите, – самое главное условие, чтобы Ваше изучение придерживалось строгих рамок академической науки.
Религиоведение – наука междисциплинарная, сочетающая достижения в анализе религии таких наук как история, социология, психология, философия, филология, антропология и др. Вы сможете выбрать ту область для исследований, которая Вам более по душе – от ритуалов африканских племен до проблем современного общества. Все зависит от Ваших личных предпочтений при соблюдении одного условия – основным предметом вашего интереса должна быть религия. Междисциплинарный характер религиоведения значительно расширяет возможности для трудоустройства наших выпускников. После завершения обучения Вы можете усторится на работу в государственные учреждения, занимащиеся проблемами религии (местного, областного, республиканского уровня), стать независимым экспертом, сотрудником общественной организации, журналистом, освещающим проблемы религии. Вашей квалификации будет достаточно для преподавания курсов «История мировых религия», «Религиоведение» и др. в школах и ВУЗах. И, безусловно, вы можете продолжить карьеру в академической среде, поступив в магистратуру. Изучением религии занимаются различные социальные институты в Казахстане. Готовят специалистов в ВУЗах нашей страны. К примеру в Казахском Национальном Университете имени аль-Фараби на факультете философии и политологии, есть кафедра религиоведения и культурологии, где готовят специалистов в области религиоведения. В университете КазНУ имени аль-Фараби готовят бакалавров, магистрантов и РhD докторантов.
Стремительный процесс модернизации казахстанского общества на рубеже XX-XXI веков привел к своеобразному «религиозному ренессансу». Вместе с тем, этот процесс духовного возрождения выявил и определенные проблемы, с которыми прежний Казахстан не сталкивался. В стране сформировано поликонфессиональное пространство, в состав которого вошли все религиозные объединения традиционных для Казахстана вероучений (ислам, христианство) и новые организации нетрадиционных, ранее не представленных в Казахстане религиозных движений. Появились также псевдорелигиозные образования, способствующие проникновению в Казахстан религиозного экстремизма, деструктивной и тоталитарной направленности. Как показывают научно-аналитические исследования число публикаций, освещающих деятельность представителей различных конфессий на территории Казахстана, значительно возросло в соответствии с изменившейся ситуацией. Возникновение межконфессионального конфликта как противопоставления различных вероучений в этих условиях является естественным следствием поликонфессиональности. Само по себе противопоставление религиозных вероучений, предоставляющее человеку возможность сопоставления и осознанного выбора - это естественный социально позитивный конфликт. Однако при обострении такого противопоставления, доведения его до конфронтации возможен переход к социально негативному конфликту, неизбежно осложняющему жизнь общества и накладываю¬щему ограничения на свободу выбора.
Роль религиозных институтов в гражданском обществе представляет не только теоретический интерес. Это особенно видно на примере Ка-захстана с его своеобразным геополитическим положением и историей. Сложный конфессиональный состав населения Казахстана отвергает идею создания этнократического и исламистского государства. Возвышение ценностей одной религии в условиях нашей республики вызвал бы раскол гражданского общества на непримиримые группировки. Поэтому курс на построение в Казахстане демократического и гражданского общества требует межрелигиозного диалога и согласия.
Как утверждает Г.К. Абдигалиева: «Для раз¬вития культуры современности необходимо учитывать религиозные ценности, т.к. многие религиозные истины несут в себе духовно-нравственный потенциал» [6]. Здесь следует добавить, что религиозные ценности не только несут в себе духовно-нравственный по¬тенциал, не только влияют на формирование культуры, но так же способствовали социальной, экономической, политической и духовной мо¬дернизации общества, об этом свидетельствует весь опыт прожитых лет. Роль религии неоспорима и в современном мире: «...религиозные ценности способны духовно, нравственно, сво¬им созидательным началом ускорять экономическую, политическую и социальную модернизацию, укреплять и поддерживать человека в эпоху перемен. Более того, достижения естественных наук и самые передовые технологии все равно недостаточны для того, чтобы построить проч¬ный мир на земле. Современный человек, даже имея очень хорошие материальные условия, не перестает решать извечный вопрос поиска смысла жизни. Ответ на этот вопрос дает религия, и поэтому в последние десятилетия ХХ века мы стали свидетелями религиозного ренессанса» [7].
Религиозные объединения в Казахстане по¬лучили значительный стимул к дальнейшему количественному росту и самоутверждению в качестве значимых общественных сил. Данный процесс стал во многом следствием того, что с обретением Казахстаном государственной независимости в республике началось последовательное проведение либеральных политических реформ. Устранение «идеологических сдержек» открыло обществу возможность возрождения традиционных ценностей, важным элементом которых являлась религиозность [2].
На основе анализа современной религиозной ситуации в Казахстане, а также на основе выявления роли религии в модернизации казахстанского общества можно сделать следующие выводы:
- подтвердить принцип независимости поли¬тики и закона от религии;
- демократическое государство должно гарантировать свободу выбора религиозных убеждений. Но также, государство обязано защитить своих граждан и общество в целом от возможных негативных последствий деятельности религиозных организаций;
- обеспечить мирное сосуществование раз¬личных конфессий и при этом вести непримиримую борьба с религиозным экстремизмом;
- основополагающими принципами в сфере регулирования религиозных и межконфессиональных отношений должны быть толерантность, межэтническое, межконфессиональное согласие и диалог;
- продолжать осмысление религиозного измерения межкультурного диалога, в частности посредством организации встреч с религиозными лидерами и представителями гуманитарных и философских кругов;
- не поддерживать и не проводить консультации с теми религиозными группами, которые не заявили однозначно о поддержке основных цен-ностей, а именно прав человека, демократии и верховенства закона;
- найти и распространить примеры успешно¬го проведения диалога с лидерами религиозных общин;
- в связи с актуальностью вопроса о повышения религиозной грамотности, рассмотреть вопрос о создании института или центра для разработки учебных программ, методик и образовательных материалов для изучения религиозного наследия, для написания учебников и учебных пособий, разработки различных рекомендации; эти учебные программы должны составляться непосредственно специалистами религиоведами в тесном сотрудничестве с представителями различных религий, традиционно присутствующих в стране;
- способствовать первоначальной подготовке учителей и последующему повышению их квалификации с целью обеспечения объективного сбалансированного преподавания религий с учетом их места сегодня и в истории и требовать, чтобы все религиозные деятели, особенно играющие роль в образовании молодежи, проходили подготовку в области прав человека;
- сегодня в результате неоднократного обсуждения предмет «Религиоведение» включен в школьную программу, логическим продолжением решения данного вопроса могло бы введение данного курса как обязательного и в вузовскую программу.
- в связи с усложнением и динамичностью современных религиозных и межконфессиональных процессов, с возрастанием и активизацией деятельности различных религиозных новообразований необходима система мониторинга ре¬лигиозной ситуации как внутри страны, так и, в целом, в современном мире.
Роль религии в современном мире трудно переоценить, вспомним, например, о ее значении в военных конфликтах в таких странах как Босния, Китай, Индонезия, Ирландия, Израиль, Шри Ланка. Тем более влияние религии ощутимо в России – стране со множеством религиозных учений и традиций. Что же это за таинственная сила – религия? Почему она сопровождает человека даже в век высоких технологий? Чтобы найти ответы на эти вопросы мы обратимся и к национальной религии Японии, и к ритуалам полузабытого африканского племени, к особенностям буддийского учения, к истории православных церквей и новых религиозных движений. Вы узнаете много нового из истории древних цивилизаций Египта и Шумера, будете разбирать тексты религиозных традиций, послушаете гимны зороастрийцев, изучите особенности святилищ древних греков, заглянете в христианские катакомбы, подивитесь красоте исламской архитектуры, оцените изощренность интеллектуальных построений католических ученых-богословов. Вы научитесь анализировать и оценивать информацию о религии, попытаетесь разобраться в причинах происходящих в мире событий. Основной принцип нашего отношения к религии хорошо передают слова философа 17 века Бенедикта Спинозы: «не плакать, не смеяться, но понимать». Для тех из вас, кто готов отправиться вместе с нами в путешествие за разгадками тайн древних цивилизации и важных событий современного мира – наши двери всегда открыты!
Если вы хотите узнать больше о предметах, изучаемых на нашем факультете, о преподавателях, ведущих эти предметы, о студенческой жизни - загляните на сайт нашего университета www.kaznu.kz.



Литература

1. Мали С. Роль религии в постсекулярном обществе. О философии религии Ю. Хабермаса // Социальные и гуманитарные науки. Отече-ственная и зарубежная литература. Серия 11. Со¬циология. - 2006. - №3. - С. 33.
2. Абдакимов А. Идентификация религиоз¬ной ситуации в современном Казахстане // Про¬блемы религиозной идентификации в контексте национальной безопасности: материалы между¬народной научной конференции, посвященной 75-летию КазНУ им. аль-Фараби. - Алматы: Қазақ университеті, 2009. - С. 32.
3. Бурханов К. Главное - слушать и услышать друг друга // Литер неделя. - 2010. - 11 февраля.
4. Дабжанова Ж. Проблема трансформации казахстанской модели межконфессионального диалога // Взаимодействие религий в Республике Казахстан: материалы республиканской научно-теоретической конференции. - Алматы, 2006. -С. 67-76.
5. Калмыков С., Шаукенова З. Факторы ста¬бильности и конфликтный потенциал межкон¬фессиональных отношений // Взаимодействие религий в Республике Казахстан: материалы ре¬спубликанской научно-теоретической конферен¬ции. - Алматы: Искандер, 2006. - С. 67.
6. Абдигалиева Г.К. Гуманистическое со¬держание религиозных ценностей // Мазхаб ве¬ликого имама Абу Ханифы и современность: ма¬териалы международной научно-практической конференции. - Алматы: Атамұра, 2009. - С.132.
7. Саитова Н.А. Духовно-религиозная тра¬диция в политической культуре и ее влияние на процессы модернизации // Безопасность: меж¬дународная, региональная, национальная (си¬стемный подход): материалы международной научно-практической конференции, посвящен¬ной памяти доктора политических наук, профес¬сора М.С. Машана. - Алматы: Дайк-Пресс, 2007. - С.158.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ЗАТВОРНИЦЕ Краса моя! Лишь поцелуй меня спасёт!.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Ты на память мне оставил
Горстку пепла, кружку льда…
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/romeo_i_julietta/2583246.html?author


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft