16+
Лайт-версия сайта

Религиоведение фактор спокойствия в обществе РК

Литература / Религия / Религиоведение фактор спокойствия в обществе РК
Просмотр работы:
30 марта ’2018   18:54
Просмотров: 12572

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби
студент 4 курса бакалавра Алпысбай Маргулан
Научный руководитель: профессор, д.филос.н. Курманалиева А.Д.

Религиоведение фактор спокойствия в обществе РК

Что представляет собой понятие «Религиоведение»? Самое общее определение – это наука, предметом изучения которой является религия. Однако, вряд ли подобное определение может что-то сказать о самой науке тем, кто ею пока не занимался. И вот по этой причине гораздо проще сказать, чем религиоведение не является. Религиоведение не является богословием и это не курс подготовки священников. Здесь от Вас не будут требовать стать последователем той или иной веры. Вам вовсе не обязательно исповедовать ту или иную религию, чтобы быть религиоведом. Однако и религиозные люди могут быть прекрасными религиоведами. Вы можете быть верующим, изучать ту религиозную традицию, к которой принадлежите, – самое главное условие, чтобы Ваше изучение придерживалось строгих рамок академической науки.
Религиоведение – наука междисциплинарная, сочетающая достижения в анализе религии таких наук как история, социология, психология, философия, филология, антропология и др. Вы сможете выбрать ту область для исследований, которая Вам более по душе – от ритуалов африканских племен до проблем современного общества. Все зависит от Ваших личных предпочтений при соблюдении одного условия – основным предметом вашего интереса должна быть религия. Междисциплинарный характер религиоведения значительно расширяет возможности для трудоустройства наших выпускников. После завершения обучения Вы можете усторится на работу в государственные учреждения, занимащиеся проблемами религии (местного, областного, республиканского уровня), стать независимым экспертом, сотрудником общественной организации, журналистом, освещающим проблемы религии. Вашей квалификации будет достаточно для преподавания курсов «История мировых религия», «Религиоведение» и др. в школах и ВУЗах. И, безусловно, вы можете продолжить карьеру в академической среде, поступив в магистратуру. Изучением религии занимаются различные социальные институты в Казахстане. Готовят специалистов в ВУЗах нашей страны. К примеру в Казахском Национальном Университете имени аль-Фараби на факультете философии и политологии, есть кафедра религиоведения и культурологии, где готовят специалистов в области религиоведения. В университете КазНУ имени аль-Фараби готовят бакалавров, магистрантов и РhD докторантов.
Стремительный процесс модернизации казахстанского общества на рубеже XX-XXI веков привел к своеобразному «религиозному ренессансу». Вместе с тем, этот процесс духовного возрождения выявил и определенные проблемы, с которыми прежний Казахстан не сталкивался. В стране сформировано поликонфессиональное пространство, в состав которого вошли все религиозные объединения традиционных для Казахстана вероучений (ислам, христианство) и новые организации нетрадиционных, ранее не представленных в Казахстане религиозных движений. Появились также псевдорелигиозные образования, способствующие проникновению в Казахстан религиозного экстремизма, деструктивной и тоталитарной направленности. Как показывают научно-аналитические исследования число публикаций, освещающих деятельность представителей различных конфессий на территории Казахстана, значительно возросло в соответствии с изменившейся ситуацией. Возникновение межконфессионального конфликта как противопоставления различных вероучений в этих условиях является естественным следствием поликонфессиональности. Само по себе противопоставление религиозных вероучений, предоставляющее человеку возможность сопоставления и осознанного выбора - это естественный социально позитивный конфликт. Однако при обострении такого противопоставления, доведения его до конфронтации возможен переход к социально негативному конфликту, неизбежно осложняющему жизнь общества и накладываю¬щему ограничения на свободу выбора.
Роль религиозных институтов в гражданском обществе представляет не только теоретический интерес. Это особенно видно на примере Ка-захстана с его своеобразным геополитическим положением и историей. Сложный конфессиональный состав населения Казахстана отвергает идею создания этнократического и исламистского государства. Возвышение ценностей одной религии в условиях нашей республики вызвал бы раскол гражданского общества на непримиримые группировки. Поэтому курс на построение в Казахстане демократического и гражданского общества требует межрелигиозного диалога и согласия.
Как утверждает Г.К. Абдигалиева: «Для раз¬вития культуры современности необходимо учитывать религиозные ценности, т.к. многие религиозные истины несут в себе духовно-нравственный потенциал» [6]. Здесь следует добавить, что религиозные ценности не только несут в себе духовно-нравственный по¬тенциал, не только влияют на формирование культуры, но так же способствовали социальной, экономической, политической и духовной мо¬дернизации общества, об этом свидетельствует весь опыт прожитых лет. Роль религии неоспорима и в современном мире: «...религиозные ценности способны духовно, нравственно, сво¬им созидательным началом ускорять экономическую, политическую и социальную модернизацию, укреплять и поддерживать человека в эпоху перемен. Более того, достижения естественных наук и самые передовые технологии все равно недостаточны для того, чтобы построить проч¬ный мир на земле. Современный человек, даже имея очень хорошие материальные условия, не перестает решать извечный вопрос поиска смысла жизни. Ответ на этот вопрос дает религия, и поэтому в последние десятилетия ХХ века мы стали свидетелями религиозного ренессанса» [7].
Религиозные объединения в Казахстане по¬лучили значительный стимул к дальнейшему количественному росту и самоутверждению в качестве значимых общественных сил. Данный процесс стал во многом следствием того, что с обретением Казахстаном государственной независимости в республике началось последовательное проведение либеральных политических реформ. Устранение «идеологических сдержек» открыло обществу возможность возрождения традиционных ценностей, важным элементом которых являлась религиозность [2].
На основе анализа современной религиозной ситуации в Казахстане, а также на основе выявления роли религии в модернизации казахстанского общества можно сделать следующие выводы:
- подтвердить принцип независимости поли¬тики и закона от религии;
- демократическое государство должно гарантировать свободу выбора религиозных убеждений. Но также, государство обязано защитить своих граждан и общество в целом от возможных негативных последствий деятельности религиозных организаций;
- обеспечить мирное сосуществование раз¬личных конфессий и при этом вести непримиримую борьба с религиозным экстремизмом;
- основополагающими принципами в сфере регулирования религиозных и межконфессиональных отношений должны быть толерантность, межэтническое, межконфессиональное согласие и диалог;
- продолжать осмысление религиозного измерения межкультурного диалога, в частности посредством организации встреч с религиозными лидерами и представителями гуманитарных и философских кругов;
- не поддерживать и не проводить консультации с теми религиозными группами, которые не заявили однозначно о поддержке основных цен-ностей, а именно прав человека, демократии и верховенства закона;
- найти и распространить примеры успешно¬го проведения диалога с лидерами религиозных общин;
- в связи с актуальностью вопроса о повышения религиозной грамотности, рассмотреть вопрос о создании института или центра для разработки учебных программ, методик и образовательных материалов для изучения религиозного наследия, для написания учебников и учебных пособий, разработки различных рекомендации; эти учебные программы должны составляться непосредственно специалистами религиоведами в тесном сотрудничестве с представителями различных религий, традиционно присутствующих в стране;
- способствовать первоначальной подготовке учителей и последующему повышению их квалификации с целью обеспечения объективного сбалансированного преподавания религий с учетом их места сегодня и в истории и требовать, чтобы все религиозные деятели, особенно играющие роль в образовании молодежи, проходили подготовку в области прав человека;
- сегодня в результате неоднократного обсуждения предмет «Религиоведение» включен в школьную программу, логическим продолжением решения данного вопроса могло бы введение данного курса как обязательного и в вузовскую программу.
- в связи с усложнением и динамичностью современных религиозных и межконфессиональных процессов, с возрастанием и активизацией деятельности различных религиозных новообразований необходима система мониторинга ре¬лигиозной ситуации как внутри страны, так и, в целом, в современном мире.
Роль религии в современном мире трудно переоценить, вспомним, например, о ее значении в военных конфликтах в таких странах как Босния, Китай, Индонезия, Ирландия, Израиль, Шри Ланка. Тем более влияние религии ощутимо в России – стране со множеством религиозных учений и традиций. Что же это за таинственная сила – религия? Почему она сопровождает человека даже в век высоких технологий? Чтобы найти ответы на эти вопросы мы обратимся и к национальной религии Японии, и к ритуалам полузабытого африканского племени, к особенностям буддийского учения, к истории православных церквей и новых религиозных движений. Вы узнаете много нового из истории древних цивилизаций Египта и Шумера, будете разбирать тексты религиозных традиций, послушаете гимны зороастрийцев, изучите особенности святилищ древних греков, заглянете в христианские катакомбы, подивитесь красоте исламской архитектуры, оцените изощренность интеллектуальных построений католических ученых-богословов. Вы научитесь анализировать и оценивать информацию о религии, попытаетесь разобраться в причинах происходящих в мире событий. Основной принцип нашего отношения к религии хорошо передают слова философа 17 века Бенедикта Спинозы: «не плакать, не смеяться, но понимать». Для тех из вас, кто готов отправиться вместе с нами в путешествие за разгадками тайн древних цивилизации и важных событий современного мира – наши двери всегда открыты!
Если вы хотите узнать больше о предметах, изучаемых на нашем факультете, о преподавателях, ведущих эти предметы, о студенческой жизни - загляните на сайт нашего университета www.kaznu.kz.



Литература

1. Мали С. Роль религии в постсекулярном обществе. О философии религии Ю. Хабермаса // Социальные и гуманитарные науки. Отече-ственная и зарубежная литература. Серия 11. Со¬циология. - 2006. - №3. - С. 33.
2. Абдакимов А. Идентификация религиоз¬ной ситуации в современном Казахстане // Про¬блемы религиозной идентификации в контексте национальной безопасности: материалы между¬народной научной конференции, посвященной 75-летию КазНУ им. аль-Фараби. - Алматы: Қазақ университеті, 2009. - С. 32.
3. Бурханов К. Главное - слушать и услышать друг друга // Литер неделя. - 2010. - 11 февраля.
4. Дабжанова Ж. Проблема трансформации казахстанской модели межконфессионального диалога // Взаимодействие религий в Республике Казахстан: материалы республиканской научно-теоретической конференции. - Алматы, 2006. -С. 67-76.
5. Калмыков С., Шаукенова З. Факторы ста¬бильности и конфликтный потенциал межкон¬фессиональных отношений // Взаимодействие религий в Республике Казахстан: материалы ре¬спубликанской научно-теоретической конферен¬ции. - Алматы: Искандер, 2006. - С. 67.
6. Абдигалиева Г.К. Гуманистическое со¬держание религиозных ценностей // Мазхаб ве¬ликого имама Абу Ханифы и современность: ма¬териалы международной научно-практической конференции. - Алматы: Атамұра, 2009. - С.132.
7. Саитова Н.А. Духовно-религиозная тра¬диция в политической культуре и ее влияние на процессы модернизации // Безопасность: меж¬дународная, региональная, национальная (си¬стемный подход): материалы международной научно-практической конференции, посвящен¬ной памяти доктора политических наук, профес¬сора М.С. Машана. - Алматы: Дайк-Пресс, 2007. - С.158.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

52
"Мотивы осени" - осенняя сказка

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft