« И ввели людей в великие заботы. Они старели, не имея досуга, они умирали не найдя истины и не познав Бога истины. Ведь они связаны мерами, временами и обстоятельствами, между тем как она (судьба) господствует надо всем. Ибо что подразумевал Он (Иисус), когда сказал нам: Этот ион к которому вы пойдете, принял вид эона того нерушимого. Но он не учил нас о том, каков он». (Сокрытое от Иоанна)
Если бы меня спросили о природе зла и попросили дать ему определение, то сделать это было бы довольно сложно, но лучшим вариантом ответа было бы обратиться к понятию библейского времени, измеряемого категориями – вчера, сегодня, завтра. Вчера мы были одни, сегодня и завтра другие, и надо думать – лучше, чем вчера.
О вчерашних библейских людях и сыновьях говориться, что были среди них те - «которые ныне не знают ни добра ни зла», и те - «которые не заснут, если не сделают зло», или о других, которые «переступили всякую меру во зле». Были среди них и правильные, которые «не ходили сим путем (зла) ни вчера, ни третьего дня», и «не были врагами ему (другому) ни вчера, ни третьего дня». Любопытно заметить, что фраза «ни вчера, ни третьего дня» звучит как формула нашего отношения к злу не в долгих днях прошлого или будущего, но разрешалась положительно в три дня - вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего. Зло, которому определено всего три дня и в эти три дня человеку необходимо поспешить избавиться от него. А потому, как говорил апостол Петр, что он для нашего назидания не устанет повторяться в глаголах, и мы подражая ему, повторяем и снова, снова – «удаляйся от зла; ищите добра, а не зала; удерживай язык свой от зла» и так далее. Хотя, для некоторых фактор трех дней не имеет значения в их жизни, и для них все так же звучит библейское – «завтра тоже будет что сегодня».
Очевидно, как древнему человеку, так и современному нелегко было удаляться от зла, по этому случаю можно привести примечательную фразу Лавана (тестя Иакова) – «Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись…».
Это «берегись» все так же остается в силе и в настоящем времени, когда человек многократно стал сильнее в способности делать зло. И такое отношение к злу отсылает нас к другому учению евангелиста, который призывает отыскивать корни зла лично в нас. Апостол Филипп пишет – «Иисус уничтожил корень (зла) всего места. Мы же - да врезается каждый из нас в корень зла, которое в нем, и вырывает до корня его в своем сердце. Но оно будет вырвано, когда мы познаем его. Но если мы в неведении о нем, оно укореняется в нас и производит свои плоды в нашем сердце. Оно господствует над нами, мы рабы ему».
Зло универсально, оно может распространяться не только на отдельного человека, но на народы и страны. Пророк Иеремия особо выделил два зла, которые совершил Его народ – «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». Здесь говориться о зле, как об идолах и о тех, которые «удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились». Не легко читать библейское определение, что «весь мир лежит во зле»; «предам землю в руки злых» или «злые же люди будут преуспевать во зле». И когда такая фраза и подобная ей становится аксиомой для человека, то ему довольно сложно примириться со своей жизнью и воспринять библейские обетования – «а если пойду долиной смерти, то не убоюсь зла». Многие стихи псалмов буквально настаивают на том, чтобы человек обратил на них внимание, познал, присвоил и применил их в своей жизни: «Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится»; «Не убоюсь зла, потому что Ты со мною»; «Если ты сказал – Господь упование мое, не приключиться тебе зло и язва не прилепиться к жилищу твоему, и, и, и явлю ему спасение Мое». А вот Иов сказал – «в шести бедах спасет тебя (Господь), и в седьмой не коснется тебя зло». Но почему нам должно побывать «в шести бедах» и только потом «не коснется нас зло»? И вот здесь мы переходим в область определения зла «сегодняшнего».
«Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло», выбери.., - такие слова мы не раз читаем в Библии. И нам опять приходится выбирать, но не только. Сегодня, когда мир ликует в своем знании, в увеличении технического и гуманитарного прогресса, когда зло пустило свои щупальца во все сферы жизни человека, «конфликт» между добром и злом вступил в новую и очевидно, последнюю стадию. Когда добро в виду своей позитивности и всеобщности к нему становится все более актуальным, а зло прозрачным, виртуальным и как бы не настоящим. Очевидно, о таком противостоянии добра и зла апостол сказал – «Свет и тьма, жизнь и смерть – братья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга. Поэтому и хорошие - не хороши, и плохие - не плохи, и жизнь – не в жизнь, и смерть - не в смерть. Поэтому каждый будет разорван в своей основе от начала. Но те, кто выше мира – неразорванные, вечные».
Сегодня все также силен закон сформулированный апостолом Павлом – «Итак я нахожу закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». И о том же гласит современная поговорка – «хотел сделать доброе, но получилось как всегда». Вообще, эти слова послания необходимо серьезно изучить, чтобы не встать на путь оправдания зла. Но, как сказано в другом месте – «Если вы будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим», то почему бы и нам не научиться делать это с мудростью и простотой – «желаю чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». К такой мудрости взывает духовное послание под названием «Гром. Совершенный ум». Где она (мудрость) представлена в противоречиях добра и зла – «Ибо Я знание и не знание; Я не мудрость и мудрость получают от меня; Я та, которую называют истина, и несправедливость мое имя; Я мир, и война произошла из-за меня; Я та, кого зовут жизнь, и вы назвали смерть; Берегитесь, не будьте не знающими Меня».
В результате такого взгляда на добро и зло, происходит некое смешение позитивного и негативного, близкого и далекого, внутреннего и внешнего, а жизнь человека становится подобна ленте Мебиуса, как знака бесконечности разнообразия жизни. И надо думать, что при таком постижении жизни, человек достигает некой полноты возраста Христова, о которой говорил апостол. Однажды некоторые сказали Иисусу – «Пойдем помолимся сегодня и попостимся. Иисус сказал: каков же грех, который я совершил или (зло) которому поддался я? Но когда жених выйдет из чертога брачного, тогда пусть они постятся и пусть молятся». Можно много возмущаться, что это иные мысли не соответствующие учению Евангелия. Но вспомним, что апостол язычников Павел учил своих учеников молиться много. А сам Иисус говорил в канонической версии Евангелия от Матфея – не молитесь много как язычники, ибо они думают… И в чем здесь зло? Наверно в непонимании и неспособности согласовать время своего взросления в Боге.
А во внешнем мире события продолжают приобретать черты недостоверности, черты несбывшихся знамений, а долго откладываемое событие – явление Мессии, становится все более актуальным и ожидаемым. Но это будет завтра, а сегодня мы можем и должны повторять все те же старые, но все так же как новые заповеди: «Я сегодня предложил тебе; учу тебя и сегодня; пойди сегодня работай; мне должно ходить сегодня; спроси сегодня, что скажет Господь». И даже если «петух сегодня пропоет трижды» и мы оступимся, как это случилось с апостолом Петром, то все так же Иисус говорит и нам – «Сегодня Мне надобно быть у тебя».
Когда мы говорим о зле в дне вчерашнем или сегодняшнем, то все становится более или менее понятным. Но, переходя в день завтрашний, трудно определиться – что же все-таки случится со злом, до какой степени оно станет прозрачным. В книге Откровение говорится о том, как Иоанн увидел знамение на небе: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем, и победившие зверя, и образ его, и начертание его и число имени его». Очевидно, море стеклянное, то есть прозрачное и смешанное с огнем, являет нам образ зла, а победившие его те, над которыми оно потеряло свою власть. Дело в том, что от начала творения человека ему было определено стать богами. Впервые эту аксиому сказал хитрый змей, а потом об этом сказал и сам Иисус. Но это становление и совместное сотворение ставится в зависимость от нашей способности познавать не только добро, но и зло. Уже от начала, сразу после сотворения человека говорится, что «произрастил Господь Бог из земли многие всякие дерева», в том числе «и дерево познания добра и зла». А хитрость змея заключалась в том, что он сказал жене Адама что они не умрут если вкусят плоды от древа познания добра и зла: «Но знает Бог, что в день который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло».
Сегодня, нам людям, повзрослевшим в знании, нет нужды особо размышлять над хитростью змея, но достаточно знать, что древо познания добра и зла было предназначено для людей. По этой причине евангелист сказал – «Святым служат злые силы. Ибо они слепы из-за Духа святого, дабы они думали, что они служат своим людям, тогда как они работают на святых». В шести днях бед Иова, угадывается тот самый шестой день со-творения человека, в который ему надлежит повзрослеть в познании зла. О том же Иове вначале повествования сказано, что он удалялся от зла, но потом он сам же говорит о себе – «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?». Или, Иисус говорит – «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам – не противься злому. Вы слышали – ненавидь врага твоего. А Я говорю вам – любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас. Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми».
Вообще, ветхозаветное – «вы слышали», и новозаветное – «а Я говорю вам» напоминает некую смену правил игры. Когда повзрослели игроки, изменилась парадигма времени и жизни, человек становится способен сам выбирать смеяться ему или плакать, можно или нельзя. Тем более этот выбор становится менее фатальным и более игривым, когда побеждено главное зло человека, смерть. И уже, нам не покажется странным апостольские слова Петра – «огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного». Или странное учение апостола Филиппа, когда он говорит – что «некоторые вошли в царствие небесное смеясь, и они вышли… В шутку он презрел смерть и богатства царствия, и он рассматривает это (приключение, игру) как шутку, смеясь». Наверное, игра в череде новых «рождений» и воплощений, входов и выходов в обители многие, может быть очень захватывающей, но при этом надо помнить, что главное рождение человека происходит во Христе. Очевидно, по этой причине другой апостол поясняет - «До Христа многие уходили. Откуда они ушли – туда они больше не могли войти. И куда они пришли – оттуда они больше не могли уйти. Но пришел Христос. Те, кто вошел (во зло) – Он дал им уйти. И те, кто ушел (от покоя) – он дал им войти». Ведь только «играя» между добром и злом, делая приключением жизнь и «смерть» человек становится подобен Богу.
Ну и конечно, победившие и стоящие на стеклянном море это и те, над которыми смерть, как главное зло, потеряло свою власть. Вспоминаю давнишний сон: Я прогуливаюсь по обители Авраама, кругом много света и тепла. Из окон дворцов раздается веселье, смех и радость. Я на берегу большой реки, где играют пляжный волейбол и думаю, позже присоединиться к ним. И вот, облокотившись на перила причала, вижу проплывающий мимо труп, потом еще и еще. Я взволнован, - как такое может быть, надо найти убийц, арестовать и судить. Говорю о том, то ли городовому, то ли смотрителю реки. А он отвечает мне, что здесь не умирают, но это трупы из нашей земной обители… Тогда, вначале, я подумал что это трупы грешников земли, которые не смогли пройти свой жизненный путь узким путем веры и сорвались со скалы закона, и оправдания по делам закона. Но сейчас, сдается мне, что это были трупы моих прошлых жизней. Тела, которые не смогли наполница светом и подняться к высшим обителям новой жизни. А река вечной жизни уносила старые тела на свалку космических историй.