Первая чаша была вылита на землю, от которой сделались гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющиеся образу его. - 16.2. Мы уже помним, каковы основные черты проявления зверя и соответственно "гнойные" раны нашего не совершенства в вере. Не это ли чаша Ангела, есть та "жертвенная чаша пред алтарем" о которой пророчествовал Захария, что если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Господу, то поразит народы, не приходящие праздновать праздника кущей. - Зах.14.17-21. Однажды, Иисус взял трех учеников на гору и там они увидели, как к Нему явились Моисей и Илия. Петр сказал – «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная что говорил». – Лк. 9.33. Петр говорил так, потому что еще не разумел истину домостроительства Божия на небесах. Куща Моисея предполагает, что в ней властвует закон, но который «был для нас детоводителем ко Христу».- Гал.3.24. Когда не можем исполнить закон, то идем к Христу. Закон помогает человеку познать - что добро, а что зло, он не способен сделать человека совершенным. Попытка обрести святость через закон, есть попытка взойти на гору преображения и построить кущу своего спасения на делах закона. Пророк Илия на горе преображения, есть представитель силы и крепости Божией, как по названию имени, так и по делам пророка. Силой Божией он останавливал дождь и вызывал его. Во время голода питал бедную вдову хлебом и маслом, что было чудом во времена ветхого завета. Илия воскресил сына вдовы, но воскрешение в старой плоти не есть лучшее, ведущее к вечной жизни. На Илии были явлены чудные дела Божии, но человек утверждающийся в желании творить эти дела, ищет сил Божиих, а не Самого Господа. Необходимо заметить, что дух Моисея был взят на горе, дух Илии поднялся на огненной колеснице, Иисус был воскрешен, но все трое встретились в одной куще. Евангелия особо выделяют, что на гору преображения были возведены "особо" три ученика: Петра, Иакова и Иоанна.- Мк.9.2. В этой особенности трех учеников радость, надежда и уверенность последователей Христа всех времен. В Иоанне, избранном ученике и мы обретаем уверенность в своей избранности в Христе. Петр часто совершал ошибки и не понимал Иисуса, но при этом искренне любил Его. В простоте любви Петра к Учителю, мы так же становимся избранными. Ну и конечно, родство Иакова Иисусу, проливает некоторый свет на наше родство Богу, через веру в Иисуса Христа. А братство Иоанна и Иакова, есть символ братства всего человечества во вселенной. Но при этом будем помнить, что кущи-шалаши это праздник временного жилья, а так же странничество учеников Христа на земле и ожидание нового Дома в небесной обители.
Второй Ангел вылил свою чашу в море. - 16.3. Признаком морских вод является наличие большого количества стоячей воды. Море и большие воды в Слове часто означают народы земли и его дела. В пророчестве о Дамаске, городе "суеты", сказано: "Увы! шум народов многих! Шумят они, как шумит море". - Ис.17.12. Большие воды потопа стали могилою народов земли во времена Ноя, о делах которых сказано: "велико развращение человеков на земле и что все мысли, и помышления сердца их были во зло во всякое время". - Быт.6.5. Если первая чаша была излита на плотские дела человека – Хама, старшего сына Ноя, то вторая чаша проливается на душевные дела Иафета, среднего сына патриарха. В религиозной экзегетике это имя сопрягается с человеком искусства, но которому было определено войти в шатры Сима – человека от духа Божьего. В притчах сказано: "Помыслы в сердце человека - глубокие воды".- Пр.20.5. О племенах Моава и его делах сказано, что он от юности был в покое, сидел на дрожжах своих, надеялся на дела и на сокровища свои, он вознесся против Господа и дело Господне делает небрежно, стал дерзок, высокомерен, надменен, кичлив. О его водах сказано: "воды Нимрана иссякли, а воды Димона наполнились кровью". - Ис.15.1-9; Иер.48.1-34. Город Нимра находился в колене Гадова, а дела его были таковы, что народ этого колена отказался войти в землю обетованную, по причине полюбившейся земли за ее пределами. - Чис.32.1-9. Это есть те самые воды небольшой реки, которая протекала через Моавитские города и впадала в мертвое море. Таковы малые реки теплых дел в вере на небесные обетования Христа, которые становятся мертвы без помышления о небесном. На эти воды дел, вылита вторая чаша, которые превратились в кровь и все одушевленное умерло в море. - 16.3. Одушевленное человеческими делами, земными надеждами, ложными целями без истины Божией. Павел о таковых людях и делах говорил: "душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь". - 1.Кор.2.14. Человек душевный – это очень даже неплохо, это уже талант через который он приносит определенную прибыль в мире. Он любит мир, природу, человека и тем одушевляет свои дела, особенно это заметно в литературе, искусстве и другой деятельности, которая сопряжена с творчеством. На это море человеческих дел излита чаша и многие «одушевленные» умирают от несбыточности их надежд на эти дела.
Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод, и сделалась кровь. На что Ангел вод сказал - "Праведен Ты господи, что так судил. За то, что они проливали кровь святых и пророков, они достойны того". - 16.4-7. Реки и источники это движение и обновление пресных вод, которые несут жизнь людям. Но чаша была вылита на воды cлова Божьего, которые ведут в жизнь вечную. Если источниками здесь являются учения ветхих пророков, то реками названы Евангельские учения, берущие начало из древнего Иерусалима: "И будет тот день, живые воды потекут из Иерусалима". - Зах.14.8. В религиозной истории часто бывало, когда слово исходило от пророков, то именно оно отвергалось народом Божиим и пророки проливали кровь за это слово именно от людей, называющих себя верующими. Это и шатры Симовы, где собрались народы разных вер и культур, не способных привести свою веру к общему знаменателю. У каждой религии есть свои источники из которых вытекают реки мудрости. Но вот что произошло с египетскою «рекою» мудрости. Когда фараон не пожелал услышать волю Божию от уст Моисея: "и ударил по воде речной, и вся вода в реке превратилась в кровь, и стали копать все Египтяне около реки, воду для питья". - Исх.7.20-24. Когда человек веры копает себе для питья возле реки истины Божией, когда нет постоянного желания пить из Его источника в истине, то такая вода становится застойной. Так во времена Елисея, когда Господь вознес Илию и Елисей возвращался в Иерихон, то пророки этого города не поверили о вознесении Илии. Они три дня искали тело пророка и не найдя, обратились к Елисею, что положение города "хорошо, но вода не хороша". Таким было (есть и будет) положение семи церквей – «хорошим» от внешних дел служения в вере, но когда нет веры в Его скорое явление, и что Он желает вознести свой народ в Небесный Город, то эти воды становятся застойными - "не хороши". Елисей просит у них новую чашу, кладет в нее соль и бросает соль в источник, и вода делается здоровою. - 4.Цар.2.15-22. В последнее время, перед Его явлением, народ продолжает нуждается в новых чашах и сосудах, способных очищать от сомнения источники веры. Без жажды пить из чистого источника истины Слова, чаша Ангела вод проливается на застоявшийся источник веры и надежды человека.
Господь исцелял ранее и продолжает исцелять больную плоть людей через Дух Божий, но делает это не всегда. Когда пророк Иеремия страдал от болезни плоти и взывал к Господу: "За что так упорна болезнь моя, и рана моя неисцельна, что отвергает врачевание? Неужели Ты будешь для меня, как обманчивым источником, неверною водою". - Иер.15.18-19. Господь ответил ему, чтобы он научился извлекать Его истину не из своей плоти, но из Слова Божия, которое при поверхностном чтении может показаться незначительным - "Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста" и будешь предстоять пред лицем Моим. Если источники веры и надежда человека сопряжена с плотью, то и на эти источники изливается чаша Ангела. Чаша суда Божия проливается и на долгое пребывание в молочной пище, как начатков учения в Слове. Человек порой умышленно задерживается в детстве, радуясь молочной пище, но написано: "Всякий питаемый молоком, несведущ в слове правды". - Евр.5.12-13. Молоко может быть губительным, потому что оно не делает человека бодрым, но клонит ко сну. Так военоначальник Сисара, когда проиграл битву, спрятался в шатре у женщины и попросил воды от жажды, но она подала лучшего молока в чаше вельможеской. И когда он заснул, женщина убила его ударом в голову. - Суд.4.19-21. Этим шатром может быть любая церковь или собрание верующих, где ее учение (молочная пища в слове) может быть очень качественной, и подаваться с вельможеской значимостью. Но все-таки это молоко, оно притупляет способность видеть и замечать, что время человека от старой плоти подходит к концу. Что для последнего времени определено все новое – новая земля, новое небо и новая плоть, по прообразу Человека небесного. На эти источники молочных вод, так же изливается третья чаша Ангела вод.
"Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце, и дано было ему жечь людей огнем". - 16.8. Странно и необычно проявляет себя солнце в Библейском слове. Оно может жечь одних, а для других сказано, что «солнце не поразит тебя при восхождении». – Пс.120.6. Может остановиться и стоять в небе, как это было при Иисусе Навине во время мщения. А апостол Павел предостерегает: «солнце да не зайдет во гневе вашем». Пророк Михей осуждает служителей слова, священников и главы народа, которые ненавидят доброе и любят злое, учат за деньги и над таковыми «зайдет солнце и потемнеет день над ними». Все это понятно, если этим светилом становится правда и истина.
Любопытный случай произошел с пророком Ионой. Господь сказал ему идти в Ниневию и проповедовать о покаянии. Не сразу, но он пошел и говорил, что через сорок дней их город будет разрушен. Горожане поверили и покаялись, и Бог отменил свое решение. Иона расстроился, вышел за город и стал ждать, что будет с городом. Чтобы солнце не пекло ему голову, Бог произрастил над ним растение и он обрадовался, но продолжал сидеть и ждать гибели города. Бог устроил так, что за ночь растение увяло и когда взошло солнце оно стало палить ему голову. Иона огорчился и просил себе смерти. Бог сказал ему – ты огорчился из-за растения, а мне ли не пожалеть людей Ниневии, не умеющих отличать правой руки от левой.
Самым «солнечным» моментом в Библии является случай происшедший с девушкой Суламитой. О ней сказано, что когда она была скиталицей возле товарищей, любила многих и еще не помышляла о большой любви в избраннике. Солнце опалило ее во многой любви – она стала смугла и красива. Братья осудили ее «беспечность», что не сберегла своего «собственного» виноградника. Но когда она нашла возлюбленного своего, то преобразилась и сама стала «блистающая как солнце». - П.Песней. О зное бессмыслицы и пустоты жизни без любви в избраннике, пророчествует Амос, говоря, что народ стал подобен «корзине со спелыми плодами», которому приспел конец. «И будет в тот день – произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня». Это будет не голод хлеба и не жажда воды, но жажда слышания слов Господних. В тот день при многих товарищах и друзьях будут «истаивать от жажды любви красивые девы и юноши падут и уже не встанут». – Ам.8.
А самый необычный случай произошел во времена царя Езекии – он смертельно заболел и в плаче вознес молитву Богу. Через пророка Исайю Бог сказал, что дарует ему пятнадцать лет жизни, но при этом он должен выбрать знамение «вперед ли пройти тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней». Царь сказал, что «легко тени продвинуться вперед, нет, пусть воротится назад на десять ступеней». И тень от солнца прошла на десять ступеней назад по ступеням Ахазовым. Царь обрадовался и похвастался перед пришельцами, показав все сокровища дома своего. За это ему было дано другое пророчество о том, что поколения его детей пойдут в плен и станут евнухами во дворце царя Вавилонского. Писание говорит, что чудо с солнцем заметили в других народах, заметным оно стало и для нас. Важным моментом здесь является то, что оно возвратилось по ступеням Ахазовым. А этот царь был знаменит многими «дурными» делами, но в главном «приносил» в жертву языческим богам собственных детей. То есть он не заботился о будущих поколениях детей, но и царь Езекия совершил туже ошибку. Он хоть и назван благочестивым, но когда пророк Исайя сказал о плохой судьбе его детей, то он практически не расстроился и радовался тому, что «мир и благосостояние пребудут во дни мои». – Ис. 39.8. И еще, если мы по десяти ступеням посчитаем назад десять царей, то мы попадем во времена царей при которых произошло разделение народа Божия. А десять царей вперед привели народ к Вавилонскому пленению, то есть то, о чем предсказал пророк Исайя. Выбери царь правильное решение о знамении движения солнца вперед, как полагается, то очевидно не было бы плена народа и очевидно, явление Христа миру произошло бы много ранее. Для нас это урок, многие из нас смотрят забавные фильмы, как герои возвращаются в прошлое время и там изменяют его детали, это хорошая и приятная романтика. Но чаще это мечты о старом времени, что там все было хорошо и лучше чем сейчас – в настоящем. Когда мы не призываем Христа и Его небесных обетований, то по сути становимся в положение царя Езекии и не заботимся о будущем своих детей, которые могли бы жить на земле и пользоваться Небесными обетованиями. Так же, «останавливая» солнце (время) в настоящем как Навин, мы попадаем под молот мщения других людей и сами становимся таковыми.
Этот же зной опаляет слабую веру человека, которая подобна семени упавшему не глубоко в землю, а так как не имело корня, то когда взошло солнце, оно засохло. – Мф.13.6. Малахия пророчествовал о восходящем солнце, как солнце правды Божией, явленной через учение Христа: "взойдет солнце правды и исцеление в лучах его". - 4.2. Эти лучи правды Божией сжигают несовершенные дела от четвертой пролитой чаши, но многие люди так и не вразумились, "чтобы воздать Ему славу". - 16.9. Четвертая чаша призывает вразумиться тех, кто еще ходит под земным солнцем.