Нередко приходится слышать утверждение, что ОБРАЩЕНИЯ К БОГУ СОВЕРШЕННО БЕСПОЛЕЗНЫ, так как "никто кроме нас самих нам не в состоянии помочь", или "кроме нас самих, нас никто спасать не будет". При этом утверждающий такое человек, признаёт, что "по уровню развития мозга мы недалеко ушли от пещерного сознания". Возникает вопрос: может ли человек к "пещерным сознанием" помочь сам себе?
Наилучшее доказательство любой гипотезы - опыт. Думаю любой родитель осознаёт, что если по требованию маленького, но взбалмошного, истеричного ребёнка его оставить одного в центре мегаполиса, то в лучшем случае к нему проявит участие кто-нибудь из взрослых. В худшем - недалеко до трагедии.
.
Все беды человека со времён грехопадения в его богоборческой природе. Как капризное, упрямое дитя он считает, что всё может сам. При этом не замечая, что он всего лишь марионетка в ловких "руках" падших.
***
Святитель Игнатий Брянчанинов
Из писем к мирянам.
.
О самообольщении. - Критика "Подражания Христу" Ф. Кемпийского
Святая истина извещается сердцу тишиною, спокойствием, ясностью, миром, расположением к покаянию, к углублению в себя, к безнадежию на себя, к утешительной надежде на Бога. Ложь, хотя бы и облеклась в личину добра, познается по производимому ею смущению, мраку, неопределительности, переменчивости, развлечению, мечтательности; или же она только обольщает сердце, – льстиво приносит ему довольство, упитательство собою, какое-то неясное, мутное наслаждение. И это наслаждение обольщеннаго сердца похоже на притворную тишину, которою прикрыта поверхность глубокаго, темнаго омута, – жилища чудовищ. Между прочими обманчивыми тлетворными зефирами, навевающими на сердце эту страшную тишину, это бедственное гибельное наслаждение, навевает их на него и чтение известной книжки Фомы Кемпийскаго, западнаго монаха, находившагося в бесовской прелести, книжки: “Подражание”. Обольстительное наслаждение питается самомнением, которое рождается от тонко действующаго тщеславия, ослепляющаго ум и сердце; оно любит высказать себя, оно позволяет себе отклоняться от точнаго повиновения святой Церкви, – умнее ея, оно, как и все прелести, козни диавола, как сам диавол и его чадо – грех, не терпит благоухания для них смертоноснаго, убийственнаго благоухания, которое издают из себя покаяние и его плод – смирение. Спаситель мира сказал: “блаженни нищии духом, блаженни алчущии ныне, блаженни плачущие ныне, и – горе вам насыщеннии ныне”.
Ум человеческий не в состоянии отличить добра от зла; замаскированное зло легко, почти всегда, обманывает его. И это очень естественно: ум человеческий юн, а борющие его злыми помыслами имеют более, чем семитысячелетнюю опытность в борьбе, в лукавстве, в ловитве душ человеческих. Различать добро от зла принадлежит сердцу, – его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельнаго от вина поддельнаго. Что дело сердца отличать добро от зла и что сердце не вдруг стяжавает способность совершать принадлежащее ему дело, – то и другое засвидетельствовал Апостол: “Совершенных есть твердая пища, – сказал он, – имущих чувствия обучена долгим учением в разсуждении добра же и зла” (Евр. 5, 14). Потому то, доколе сердце не стяжет навыка отличать добро от зла, очень полезен опытный совет ближняго – воспитанника Восточной Церкви, единой святой, единой истинной, – ищущаго и нашедшаго в повиновении ей блаженную свободу. “От послушания, – сказал св. Иоанн Лествичник, – рождается истинное смирение; от смирения – истинное духовное разсуждение, или разум”. И так вне неуклоннаго послушания Церкви нет ни истиннаго смирения, ни истиннаго духовнаго разума; там обширная область, темное царство лжи и производимаго ею самообольщения. Отличается добро от зла очень многими признаками, которые познаются по мере духовнаго преуспеяния. В начале письма моего я назвал те признаки, которые ближе к душевному состоянию вашему. И они очень достаточные признаки! Приучайтесь мало по малу по ним различать добро от замаскированнаго зла.
Ну очень интересно было читать, Марина!
Конечно, учитывая наш менталитет и воспитание, можно было бы долго спорить о том или о сем, но я постепенно осознаю, что это - бесполезное дело. Всевышний все предусмотрел...Разве можно оспаривать его постулаты нам, мурашкам грешным?
Женя, спасибо, что читаешь и отзываешься. Спорить конечно можно, но ...В споре рождается, что угодно, но не истина.
В этом тексте Брянчанинов очень хорошо сказал, как истина "извещается" сердцу. Я ему верю.
Мариночка, я этот фильм не смотрел и в он-лвйне не смогу посмотреть, так как связь у меня не очень быстрая((( Скачивать фильмы для меня - тоже бесполезное дело.
Очень интересная и спасительная тема, если не заблудиться.С удовольствием прочитал и хочется много говорить, жаль нет возможности, так как и бед тоже много на послушании. Мне нравится слова Антония Сурожского, который говорил примерно так: человек ищет в Церкви не самого Христа, а окунается во все церковные правила и каноны и застревает там для себя. Послушание - оно всё-таки основа ангельского служения (монашества) и земной миссии Церкви в лице священства. А во всём другом хочется сказать, что "не все отцы".
Я когда всё прочитал, то ощутил, как сказанные слова затронули душу, чуть подсобрали её, сделали серьёзней и очень рад, что Вы об этом пишите.Валерий.
Самое главное, что слова святителя Игнатия(Ставропольского) тронули струны сердца. Родили размышления и действия.
С Праздником Вас. Божьего благословения
Конечно, учитывая наш менталитет и воспитание, можно было бы долго спорить о том или о сем, но я постепенно осознаю, что это - бесполезное дело. Всевышний все предусмотрел...Разве можно оспаривать его постулаты нам, мурашкам грешным?