1.
Ушедший за Дальние Холмы Непогрешимый Отец Всех был могуч и подобен утёсу. За день до своего ухода за Дальние Холмы он четырежды дарил своё семя. Сначала юной Ягодке. Затем дважды Мечте Всего Племени. И наконец наевшись своих любимых перебродивших сладких плодов - Неохотнику. Неохотник теперь особенно этим гордится.
Все помнили, как три зимы назад четверо охотников принесли тушу большого кабана, но посмели забрать его клыки. Непогрешимый Отец Всех который раз показал свою доброту и мудрость. По доброте он подарил жизнь всем четверым - племени нужны охотники. А что бы предателям легче было запомнить этот урок, он самолично каждому пальцем выломал изо рта по клыку, и засунул в левый глаз, по мудрости оставив, правый - племени нужны охотники.
Никто не сможет забыть, как потерял свою никчёмную жизнь бывший Великий Охотник Племени. Потеряв разум и стыд, он посмел требовать свой кусок большого оленя вперёд Шамана. Шаман с улыбкой молча отошёл в сторону. На закате когда всё племя собралось провожать солнце, дарящее жизнь светило заговорило устами Шамана. И племя узнало, что бывший Великий Охотник Племени хочет сам съесть всю добычу от Дальних холмов до Реки и ничего не оставить племени. Женщины и дети, всё племя должно умереть с голоду.
Непогрешимый Отец Всех не дал племени погибнуть. Он позвал бывшего Великого Охотника Племени к своему костру, и подарил много перебродивших сладких плодов. Когда тот всё съел и закрыл глаза Непогрешимый Отец Всех сначала оглушил его дубиной, затем переломал ему руки и ноги и стал ждать. Когда наконец бывший Великий Охотник Племени открыл глаза и стал кричать Шаман сел рядом и стал бить в священный бубен. По правилам каждый член племени подходил и забирал свой кусочек от тела бывшего Великого Охотника Племени. Когда последний забирал свою долю, бывший Великий Охотник Племени уже перестал кричать. Тогда Шаман отложил священный бубен, испражнился на оставшееся и сообщил, что солнце пообещало племени удачу в охоте. И всё племя радостно испражнилось на остатки бывшего Великого Охотника Племени. Так Непогрешимый Отец Всех спас племя от голодной смерти и Шаман ему помог. Но стоянку пришлось поменять. И всё из-за бывшего Великого Охотника Племени, потерявшего разум и стыд.
После этого Непогрешимый Отец Всех и Шаман выбрали нового Великого Охотника Племени. И спросили у племени, кто против? Но всё племя радовалось и удивлялось такому удачному выбору.
Но злой дух бывшего Великого Охотника Племени ещё долго мешал новой жизни на новой стоянке. Он распугал всю дичь в округе на несколько дней пути. Только благодаря стараниям Шамана и искусству нового Великого Охотника Племени охотники племени всё же приносили иногда по нескольку полевых крыс. До Реки тоже было далековато, и воды всё время не хватало. Из-за нехватки воды и мяса некоторые дети, старики и женщины стали уходить за Дальние Холмы. Забеспокоились охотники - стало не хватать женщин. Здесь очень многим помог Неохотник. Но детей от Неохотника не прибавлялось. И Непогрешимый Отец Всех велел Шаману обеспечить удачную охоту. Шаман всю ночь стучал в священный бубен. А наутро объявил новому Великому Охотнику Племени, чтобы все охотники отправлялись на большую охоту. А что бы удача по дороге не потерялась, Шаман священной палицей раздробил новому Великому Охотнику Племени большой палец на левой руке.
Через три ночи охотники вернулись. Вернулась только половина и без нового Великого Охотника Племени. Они рассказали, что через день пути они нагнали стадо буйволов. Нет зверя страшней буйвола, когда в стаде молодые телята. Все охотники, несмотря на голод, говорили, что надо искать другую добычу. И громче всех говорил Старый-Старый Охотник. Но новый Великий Охотник Племени показывал всем свой большой палец левой руки, и уверял, что охота обязательно будет удачной. Затем он объяснил, что в одного из охотников - Старого-Старого Охотника - вселился дух бывшего Великого Охотника Племени. И что бы сохранить удачу и спасти племя от голодной смерти новый Великий Охотник Племени разбил череп Старому-Старому Охотнику, и прогнал духа бывшего Великого Охотника Племени. И все сразу поняли, что удача близка. И началась великая охота. Но злой дух бывшего Великого Охотника Племени всё-таки успел напакостить. Пока буйволы затаптывали половину охотников, стадо ушло. И больше оставшимся охотникам не попалось ничего. Исчезло всё. Даже полевые крысы. Даже новый Великий Охотник Племени.
Племя молча выслушало охотников и Шамана, и молча разошлось. Теперь почти всем хватило женщин. Но ночью несколько человек ушли за Дальние Холмы. Когда их тела прятали в яме, и заваливали камням, двоих почему-то не нашли.
Весь следующий день Шаман ночь стучал в священный бубен. А на закате ушёл в жилище Непогрешимого Отца Всех с последней корзиной перебродивших сладких плодов.
И вот рано утром Непогрешимый Отец Всех вышел опираясь на Шамана. Шаман начал бить в священный бубен. Он так старался, что Непогрешимый Отец Всех исторг из желудка много перебродивших сладких плодов и ещё чего-то. А потом встал и объявил собравшимся, что в племени не осталось ни одного настоящего охотника. И теперь он сам поведёт этих ленивых трусов на ВЕЛИКУЮ ОХОТУ.
Всё племя облегчённо и радостно вздохнуло. Охотники похватали копья, а женщины и дети побежали собирать хворост для больших костров.
Об этой охоте потом рассказывали многие. И все по-разному.
Охотники быстро наткнулись на стадо коз, и легко загнали его к крутому обрыву. Загнанные козы срывались в пропасть и разбивались. Добыча была обильной и лёгкой.
Одни говорили, что Непогрешимый Отец Всех наклонился посмотреть на добычу и его толкнул порыв ветра. Другие утверждали, что он опять исторгал из желудка перебродившие сладкие плоды и ещё что-то, и на этом чём-то поскользнулся. Третьи видели спрятавшегося рядом нового Великого Охотника Племени.
Непогрешимый Отец Всех сорвался со скалы и его нашли среди коз.
Когда охотники вернулись на стоянку гружёные козами и остатками Великого Охотника Племени, племя встретило их молча.
Шаман забрал свой первый кусок, а остатки бывшего Великого Охотника Племени велел спрятать в яме и завалить камнями.
А на следующий день Шаман собрал всех охотников для того, чтобы выбрать Великого Вождя.
2.
Называли многих.
Шаман был мудр и дальновиден. Он терпеливо выслушивал всех. Каждый, кого называло племя, получал его похвалу. Но потом всем становилось ясно, что племя ошиблось.
Пузатый был самым сильным. В бою с чужими он подобен молодому буйволу. Но если он станет Великим Вождём, кто станет охотиться? Племени нужны охотники!
Длинный быстрее всех бегает. При загоне стада в ловушку он всегда первый. Но если он станет Великим Вождём, кто станет охотиться? Племени нужны охотники!
Тощий лучше всех находит ловушки для загона стад. Но если он станет Великим Вождём, кто станет охотиться? Племени нужны охотники!
Кривой своим носом может найти стадо, когда его ещё не видно. Но если он станет Великим Вождём, кто станет охотиться? Племени нужны охотники!
Хромой лучше всех умеет обжигать на костре копья. Но если он станет Великим Вождём, кто станет охотиться? Племени нужны охотники!
Хилый умеет находить норы полевых крыс. Но если он станет Великим Вождём, кто станет охотиться? Племени нужны охотники!
Неохотник…Ну, Неохотник он и есть Неохотник., у него другие задачи.
Кто-то назвал самого Шамана. Но Шаман спросил племя, а кто тогда будет делать охоту удачной? И кто ещё умеет бить в священный бубен? И чьими устами будет говорить солнце? Племени нельзя без Шамана!
Племя было в отчаянии. И тут мудрый Шаман назвал Никакого. И племя удивилось его мудрости. О Никаком никто не мог сказать ничего плохого. Никакой никогда ни с кем не ссорился из-за женщин, не требовал своего куска раньше других, не лез вперёд на охоте или в бою с чужими. И никогда не был последним. Он всегда первый бросался выполнять распоряжения бывшего Непогрешимого Отца Всех и Шамана. По стойбищу.
И племя выбрало Великого Вождя.
3
Великий Вождь был молод, тщедушен, кривоног и тонкорук.
Как только заходящее солнце устами Шамана одобрило выбор племени, Великий Вождь велел всем собраться завтра утром и ушёл в жилище бывшего Непогрешимого Отца Всех. И позвал с собой Ягодку и Мечту Всего Племени. Неохотник сидел у костра один и грустный Но потом Великий Вождь и Неохотника позвал.
Шаман всю ночь стучал в священный бубен.
А наутро собралось всё племя. Великий Вождь сел в центре круга, закрыл глаза и погрузился в размышления. Так глубоко погрузился, что иногда даже всхрапывал от напряжения. И заговорил Шаман.
За последнюю луну племя уменьшилось втрое. Когда охота была удачной, уже никто и не помнит. Без своего куска мяса женщины отказываются от семени охотников. Охотники нервничают. А Неохотник во-первых один не справляется, а во-вторых - толку от него… А всё потому, что от Великих Охотников Племени один вред. Значит, отныне не нужен племени Великий Охотник. Хватит этих бездельников держать. Тут вылез Неприятный. Он был хорошим охотником, но любил задавать глупые и вредные вопросы. Неприятный спросил, как же без Великого охотника? Кто же будет руководить охотой. Шаман вздохнул, погладил свою священную дубину, и ответил: а никто. Вон, у соседних чужих нет Великого Охотника. И ничего, живут, да так плодятся, что за Рекой скоро места не останется. Неприятный совсем распоясался и стал кричать, что ,мол, живут-то живут, но они же вообще не охотятся, а жрут ушедших за Дальние Холмы. Причём, мало только бы своих, а то ж ведь ещё и чужих воруют! Шаман опять вздохнул, погладил свою священную дубину и задумался. И тут неожиданно для всех заговорил Неохотник. Ну и что? - сказал Неохотник - Ну, и жрут. Сейчас все чужие уже давно на перешли на такой способ. Это мы всё по-старинке, и вон чем кончилось! Шаман очень внимательно посмотрел на Неохотника, ласково улыбнулся, и одобрительно кивнул. И племя так решило.
Затем Шаман сказал, что одному ему трудно ночами напролёт колотить в священный бубен, делать охоту удачной, да ещё и с солнцем разговаривать, а спать-то когда? Поэтому теперь он будет Великим Шаманом, а Пухлый и Рыжий будут просто шаманами. Один для бубна по ночам, другой пускай на солнце палится, вечером всё Великому Шаману доложит. И ему, Великому Шаману, теперь два первых куска положено. Вот тогда охота будет – только успевай шкуры сдирать. Тут опять Неприятный заёрзал. Вот не сидится тихо! Начал: у нас охотников-то осталось, на приличную облаву не наберётся. А тут эти двое в шаманы подаются! Шаман уже не вздыхал, а только по священной дубине пальцами постукивал. И тут снова неожиданно для всех заговорил Неохотник. Ну и что? – говорит – Вон у соседних чужих И Великий Шаман, и его помощники. Так ещё и у помощников есть помощники. Сейчас все чужие уже давно на перешли на такой способ. Это мы всё по-старинке, и вон чем кончилось! Шаман опять, ещё внимательней посмотрел на Неохотника. Подом задумался, потом ласково улыбнулся и одобрительно кивнул. И племя так решило.
После этого Великий Шаман сказал, что раньше племя вообще неправильно жило, и вон чем кончилось! Надо начинать переделку племени. Рыжий с Пухлым сразу же подхватили - живём всё по-старинке, и вон чем кончилось! Надо подсмотреть, как у соседних чужих? Вон они за Рекой табунами бродят и у всех аж морды лоснятся! Возразить просто нечего. Нет же, всё бы этому Неприятному поперёк надо встать! Говорит, они же не только шедшими за Дальние Холмы питаются. Они ж на других соседних чужих нападают. Которых поменьше. Нас, мол, только Река и спасает. Да и то, надолго ли? А полезем к ним сами - через несколько лун все хором за Дальние Холмы отправимся. Все притихли. Великий Шаман задумался, по ладони священной дубинкой похлопал. И на Неохотника посмотрел. Рыжий с Пухлым тоже. И всё племя тоже. Неохотник вышел на середину круга, не спеша откашлялся и обратился ко всему племени: а где, спрашивается, был Неприятный, когда разбился ушедший за Дальние Холмы Непогрешимый Отец Всех? Вот некоторые видели рядом с ним Неприятного. А вспомните, как любил Неприятного бывший Великий Охотник Племени, захотевший съесть всю добычу от Дальних холмов до Реки и ничего не оставить племени! С чего бы это?! И наконец, кто громче всех поддерживал Старого-Старого охотника, отпугнувшего удачу на охоте? И чем это кончилось?! Вот и сейчас! Когда Великий Шаман хочет спасти племя от гибели, а изобилие так близко, Неприятный опять вредит!!! Он не любит племя и хочет его погибели!!!!
И тут племя прозрело. Первыми на Неприятного бросились женщины, чьи дети недавно ушли за Дальние Холмы. Затем охотники, чьи друзья погибли на охоте. Затем все сразу. От шума даже Великий Вождь оторвался от размышлений. Открыв опухшие глаза он сначала ошалело вертел головой, потом попытался бежать. Но Рыжий с Пухлым его удержали и успокоили.
Когда распаренные сородичи, наконец расселись по своим местам Великий Шаман сначала посмотрел, что осталось от Неприятного - ничего. Затем похлопал по щеке Неохотника и объявил племени волю Великого Вождя.
С сегодняшнего дня начинаем переделку племени. Для этого Рыжий с Пухлым дают советы Великому Шаману. Неохотник даёт советы Рыжему и Пухлому – как там у них, соседних чужих. Все женщины и охотничья добыча временно, до наступления изобилия, принадлежат Великому Вождю, а Великий Шаман решает, кому что брать. Или не брать. А ежели кто из охотников что-нибудь съест или возьмёт себе прямо на охоте, - очень прошу - вспомните Неприятного. Кто без разрешения подойдёт со своими глупостями к любой женщине, глупости собственноручно откромсаю. Неохотник получает свой кусок после Рыжего с Пухлым. А что бы все почувствовали, что жизнь начала уже меняться к лучшему, теперь всем разрешается есть перебродившие сладкие плоды!!
И племя так решило.
4
Пухлый с Неохотником ходили за Реку к чужим. Для этого Великий Шаман показал им тайный брод. Вернулись они довольные и сытые до отвала. Чужие встретили их как родичей, всё объяснили, рассказали как надо переделать племя, что бы наступило изобилие. И на обратную дорогу дали каждому по куску мяса и большой корзине перебродивших сладких плодов, еле допёрли!. А что бы на обратном пути чего не случилось, лучшие охотники чужих проводили их до брода. Племя ликовало и славило мудрость Великого Вождя. Всем хватило по малюсенькому кусочку мяса и вдоволь перебродивших сладких плодов. Все дружно повалились спать. И даже Пухлый наконец-то ночью не бил в священный бубен.
А на рассвете...
На рассвете невесть откуда нагрянули чужие. Много-много. Всех охотников перебили сразу же. Остальным велели построиться, забрать остатки своих охотников, и повели за Реку.
Через луну от племени остались немногие. Ягодку и Мечту Всего Племени забрал себе вождь чужих. Женщин, кого не съели, разобрали охотники чужих.
Великого вождя, Великого Шамана и Пухлого сначала не трогали, и даже кормили. Но потом всё-таки тоже съели – день на день не приходится, случались и неудачные.
Рыжего посылают в соседние племена чужих, что бы он им то же рассказывал, как надо переделывать племя, что бы наступило изобилие. Ходит, рассказывает. И получает свой кусок мяса.
А Неохотник … он и за Рекой Неохотник., у него другие задачи.
В племени чужих наступило изобилие.
5
Маркина гора (Костёнки XIV) - палеолитическое поселение возрастом около 32 тысяч лет близ села Костёнки Воронежской области на реке Дон, на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Боршевские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.
Раскопки на Маркиной горе привели к открытию ранее неизвестного пласта древнейших верхнепалеолитических памятников Восточной Европы, и получению неожиданных для этого времени археологических материалов. Возраст, по крайней мере, трех культурных слоев определяется их стратиграфическим положением под горизонтом вулканического пепла, образование которого связывается с одним из извержений вулканической системы Флегрейских полей в Италии, датируемым 35 000 лет до н.д. Радиоуглеродные и IRSL даты для этих культурных слоев в пределах 34-44 тыс.лет и данные палинологического анализа не противоречат геологическому возрасту отложений.
По строению тела и внешнему облику человек принципиально не отличался от современных людей: мозг по своим анатомическим характеристикам идентичен мозгу наших современников, достаточно гармонично развитые руки уже были способны выполнять весьма сложные действия; во внешности - преобладали европеоидные признаки.