Празднованию Рождества Христова (25-го декабря по старому стилю (7-го января по новому стилю) предшествует сорокадневный пост.
Вот что говорится в предсказании Ветхого Завета о рождении Христа:
«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (что означает - с нами Бог).
Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец Вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела … (Ис.9. 6-7).
Свидетельство Нового Завета таково:
«Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного ), который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего «Авва, Отче!». Посему ты уже не раб, но сын: а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4 . 4-7).
Следующие за Рождеством два дня посвящаются Божьей Матери.
Полное название праздника звучит так: Рождество по плоти Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
1.Крещение Господне (Богоявление).
Богоявление отмечается Церковью 6-го/19-го января и отмечает появление Иисуса Христа в человеческом образе Мессии.
Пророчества праздника повторяют слова «С нами Бог…» из книги Пророка Исаии и пророчества о пришествии Мессии и Его Предтечи Иоанна Крестителя:
«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему. Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизится, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими. И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие …вот Бог ваш » (Ис.40.3-9).
Апостольское чтение этого дня говорит о последствиях, которые имеет для нас Божье явление:
«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков , научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти , целомудренно , праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2.11-14).
В центре праздника «Великое Водосвятие». Оно совершается после Литургии накануне праздника и на следующий день после праздничной Литургии. В первый день вода освящается в купели внутри Церкви, а во второй - в близлежащем естественном источнике: колодце, ручье , реке.
Освящение воды в Христианской Церкви имеет очень важный и глубокий смысл.
Когда Сын Божий воспринял человеческую плоть и погрузился в струи иорданские, в Нем весь материальный мир был освящен и очищен от своих смертоносных качеств, унаследованных от дьявола и человеческого греха.
Освящение вод в этот день помещает весь мир (через его «первоначальный элемент» - воду) в перспективу космического творения, освящения и прославления Царства Божьего.
«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды…И назвал бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место и да явится суша. И стало так. …И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.» (Быт.1.6).
Таким образом, освящение крещенской водой – выражение христианского видения человека, его жизни, его мира, наполнение его «всей полнотой Божьей» (Еф. 3.19).
2.Сретение Господне.
Через сорок дней после Своего рождения Христос, согласно Закону Моисееву, был принесен в Иерусалимский храм «чтобы представить пред Господа» (Лк.2.22).
Мать Его совершила обряд очищения и жертвоприношения. Младенец был встречен старцем Симеоном «и Дух Святый был на нем» (Лук. 2. 25), ему было предсказано «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лук. 2. 26).
Вдохновленный Святым Духом, он взял Младенца на руки, «благословил Бога» (Лк.2.28) и сказал:
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2.29).
Православные через сорок дней после Рождества Христова (2/15 февраля) празднуют в Церкви Сретение (т.е. встречу) Господне, обретая своё собственное «сретение» с Господом.
3.Преображение Господне.
Это одно из центральных событий, описанных в Евангелии.
Когда ученики Христа, услышали от Христа пророчество о приближающихся страданиях и Его смерти, то стали Ему прекословить. Тогда, упрекнув их Господь взял Петра, Иакова и Иоанна на «гору высокую» по преданию гора «Фавор») и «преобразился пред ними».
«…и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи ! хорошо нам здесь быть ; если хочешь сделаем здесь три кущи : Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услыша , ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Ииссу, приступи, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря : никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.» (Мф. 17.1-9) .
Кроме основного смысла Преображения в жизни и миссий Христовых, кроме явления Славы Божьей, огромное значение для этого праздника является присутствие при этом событии Моисея и Илии, великих пророков Ветхого Завета.
Моисей и Илия, величайшие святые, пришедшие поклониться Сыну Божьему, представляют собой весь Ветхий Завет: Моисей – Его Закон, Илия – Его Пророков.
Христос же являет собой исполнение Закона и Пророков Ветхого Завета - «…не нарушить пришел Я, но исполнить. » (Мф.5. 17).
В этом событии ощущается преемственность исполнения Законов Божьих от всех мертвых и живых, так как Моисей умер и известно, где он был погребен, а Илия был взят на небо живым, чтобы снова явиться и возвестить спасение Божье во Христе Мессии.
Своим явлением Иисусу Христу на горе преображения, Моисей и Илия показывают, что Он и есть Спаситель, Сын Божий, и это было засвидетельствовано Самим Отцом, Господом всего сотворенного, Ветхого и Нового Заветов, живых и мертвых.
Преображение Христово открывает цель жизни как православных, так и всех людей всего творения – быть преображенными и прославленными величием Самого Бога.
4.Благовещение Пресвятой Богородицы.
Праздник Благовещения отмечается за девять месяцев до Рождества Христова – 25 марта/7 апреля.
Вот, что говорится в Евангелии об этом событии:
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу; как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня ; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.» (Лк. 1. 26-38).
Таким образом Благовещение - благая весть о нашем спасении, прославление Приснодевы Марии, ставшей Матерью Бога во плоти.
5.Рождество Пресвятой Богородицы.
Кроме Благовещения в Церкви существует еще три двунадесятых праздника, посвященных Божьей Матери.
Первый из них – это Её Рождество, отмечаемое 8/21 сентября.
Церковное предание говорит, что Иоаким и Анна были благочестивыми еврейскими супругами из среды «бедных и нуждающихся». Они были стары и бездетны, и много лет горячо молились Богу, прося о ребёнке, так как среди иудеев бесплодие считалось Господней немилостью.
И вот в ответ на их молитвы и в качестве награды за непоколебимость веры в Бога, они были благословлены рождением дочери, предназначенной, благодаря Своей святости, стать Матерью Христа – Мессии.
Та, Которая была духовно достойна стать Матерью Христа, должна была быть рождена от тех, кто сами были духовно достойными, чтобы стать её родителями.
Рождество Богородицы провозглашает то, что каждый христианин может обрести ту же «благодать», которая была обретена Ею, и ту же «великую милость» , которая дана людям благодаря рождению Христа от Девы.
Написал эти строки и мне подумалось.
В Церковном празднике «Рождества Пресвятой Богородицы» заложен ответ, как надо решать проблему семейных пар, которые хотят иметь детей. Сколько несчастных пар, особенно их женская половина, мечутся в поисках ответа «почему у нас нет детей».
Современная медицина, пытается оказать помощь, разработана методика искусственного оплодотворения. Да есть результаты, но они, к сожалению, не гарантируют сто процентный успех.
Не думаю, что полемика о том, что у падших женщин тоже рождаются дети, плодотворна. Она все равно не даст правильного ответа.
Правильный ответ имеет только христианская Церковь, которая основываясь на опыте тысячелетней истории развития человечества, говорит: «На все есть Промысел Божий!». Примером тому, история жизни родителей Девы Марии.
6.Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
Второй великий Богородичный праздник – Её введение в Иерусалимский храм (21 ноября/4 декабря).
В богослужебных текстах говорится о том, что родители привели в храм трёхлетнюю девочку Марию, чтобы она росла там среди дев, посвященных Господу; храмовая община, во главе со священником Захарией, торжественно встретили Её.
Девочка была введена в святое место, чтобы там быть «вскормленной ангелами» и сделаться «святыней святынь» Господней, живым святилищем и храмом Божественного Младенца, который родится от Неё.
Согласно Евангелию от Луки, Дева Мария позже Сама произносит следующие слова:
«И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, И свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лук.1.46-49).
В лице Божьей Матери мы тоже становимся обиталищем Господа.
«Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог; вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор . 6.16).
7.Успение Пресвятой Богородицы.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 15/28 августа и ему предшествует двухнедельный пост.
В этот день Церковь вспоминает кончину (успение), воскресение и прославление Матери Божьей, в полноте Её физического бытия.
Предание говорит, что Она умерла не добровольно, как Её Сын, но «по естеству» Своей смертной человеческой природы, не отделимой от нашего падшего мира.
Церковь учит, что Пресвятая Дева Мария была Пречистая. Но и Ей, как и всем людям, необходимо было спасение Христово от испытаний, страданий и смерти этого мира. И, умерев, Она была воскрешена Своим Сыном как Матерь Жизни, чтобы принять участие в вечной жизни Царства Божьего, Царства Её Сына.
И снова Евангелие провозглашает: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лук. 11.27).
Пережитое Девой Марией переживается всеми, кто подражает Её святой жизни в смирении, послушании, любви.
Все люди, следующие Её примеру, будут «благословенны» вместе с Ней. Во всех Святым Духом будет рожден Христос и все они сделаются храмами Бога Живого. Все они, живущие такой же жизнью, какую прожила Божья Матерь, вкусят вечной жизни Царства Небесного.
8.Воздвижение Креста Господня.
Воздвижение честного и животворящего Креста Господня (14/27 сентября) в Церкви Воскресения в Иерусалиме празднуется во всех церквях христианского мира.
Этот день для христиан остаётся днем поста и молитвы, воспоминания, что Крест это единственный символ, достойный безоговорочной верности, что спасение зависит не от каких – либо земных побед, но от единственной истины непреходящей победы Христова Распятия и нашего сораспятия с Ним.
В этот праздник Крестовоздвижения христиане как бы заново посвящают себя Господу и обещают свою совершенную верность, поклоняясь Его распятию и животворному Кресту.
Святой Апостол Павел так сказал о Кресте:
«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых – сила Божия» (1 Кор. 1.18) .
Создано
Юрий Елистратов
пос. Развилка
16.11.2011г.