1.
Солнце, наконец, скрылось за горизонтом, и стало видно, как мелкие метеоритные частицы нет-нет, да и врезались в тёмную поверхность Луны, взметая фонтанчики искр и бесследно исчезая под слоем густой пыли. Земля огромным голубым полумесяцем нависала над кратером, внутри которого расположилась научно-исследовательская станция. Ник вышел полюбоваться чёрным, как вакса, небом, усеянным огромными яркими звёздами, которые не видны так отчётливо через земную атмосферу. Россыпь Млечного Пути, нашей родной Галактики, разделяла бездонное звёздное небо надвое, светясь сказочным неярким блеском.
Лунная ночь наступила четыре часа назад, и впереди были две недели тёмного времени, когда, не подвергая себя опасности перегрева под прямыми солнечными лучами, можно было, наконец, заняться делом - исследованиями, ради которых Ник прибыл на Луну вчера, девятого сентября 2512-го года. Надо заметить, что здесь, на лунной станции жила и работала его хорошая знакомая Лера, которую вот уже почти год он мог видеть только на экране видеофона и искренне считал самой прекрасной девушкой во Вселенной.
Открылся люк станции, и на поверхность выпорхнула в голубеньком скафандре молодая красавица - существо, ради которого Ник, преодолев столько препятствий, прибыл сюда, на ту самую Луну, поэтический образ которой многие поколения влюблённых юношей пытались достать с неба для своих единственных и неповторимых.
Звуков не было из-за отсутствия атмосферы, но юноша понял, почувствовал, что Лера вышла вслед за ним. Возможно, гарнитура скафандра включилась автоматически, но ему показалось, что это сердце громче застучало в груди. Гигантскими по земным меркам шагами он бросился к предмету своего обожания и, благодаря небольшому лунному притяжению, уже через минуту держал в своих руках прелестную ручку девушки, одетую в плотную ткань скафандра.
- Я подарю тебе эту звезду, - произнёс Ник, восторженно указывая на звёздное небо. - Выбирай, какая тебе по душе?
- Но я уже выбрала Луну, - в тон ему ответила Лера. - Она хранит столько тайн! Нет, правда, Ник, мы на пороге величайших открытий, которые смогут перевернуть нашу жизнь, изменить представления землян о многом. Мы нащупали здесь что-то непонятное и загадочное. Такое, что даже дух захватывает…
- А у меня дух захватывает оттого, что я, наконец, рядом с тобой. Чувствую, что горы могу свернуть, - подхватил Ник, даже сквозь скафандр ощущая тепло её руки. При этом глаза его блестели ярче всех звёзд, которые сверкали для них на лунном небосклоне.
- Я тоже рада нашей встрече, - немного смущённо ответила девушка. - Но, прежде, чем мы поженимся, ты должен помочь мне в одном деле. Это будет такое испытание. Если выдержишь - выйду за тебя. Ну, а если нет, то не взыщи.
Глаза её блеснули в темноте, загоревшись тем огнём, который бывает только у любящих сердец, и было невооружённым глазом видно, что выйдет она за Ника в любом случае.
2.
Вездеход мчался по лунной поверхности, вздымая за собой тучи пыли, которые непривычно, не по-земному, не клубясь, сразу оседали вниз. Молодые учёные Ник и Лера двигались в неизведанное, к обратной стороне Луны, на которую по странному стечению обстоятельств ещё не ступала нога исследователя. Группа поддержки в любой момент могла выехать на помощь, связь была надёжной, и то, что их было только двое, не вызвало никаких опасений у руководства. За год, прошедший со дня основания станции, постоянно проводились подобные поездки, всё время расширяющие круг исследованного пространства.
- Здесь, на границе с обратной стороной Луны, есть одно странное место, - рассказывала Лера. - В прошлый раз мы спешили, а сегодня хорошо бы заняться им поближе. Тогда я шла, шла, и упёрлась - как будто в стену. Визуально не было ничего подозрительного - обычный лунный пейзаж. Но полностью прозрачная стена была ощутимой, гладкой наощупь. Я сделала несколько шагов в одну, в другую сторону, но пройти так и не удалось.
Следы на поверхности Луны оставались надолго, практически навсегда, потому что здесь не было атмосферы, ветров и ливней, размывающих лунную пыль. Вездеход, следуя по колее, проложенной предыдущей экспедицией, лихо подлетел и остановился на том же месте, что и в прошлый раз. Пройдя по следам Леры месячной давности, молодые люди снова упёрлись в невидимую стену.
- Действительно, гладкая, - сказал Ник. - А далеко ли она тянется?
Прошли метров сто в одну сторону, затем столько же в другую - конца не было. Озадаченные, они постояли немного, потом молодой человек сбегал к вездеходу за лопатой и попытался сделать подкоп. Его удивлению не было предела, когда лопата прошла сквозь стену. Подумав, Лера схватила камень и бросила. Легко преодолев преграду, тот упал совсем рядом. Рукой его достать не получилось, но с помощью лопаты Ник запросто выкатил маленький кусочек Луны и взял его в руки.
- Получается, что живая материя не может проникнуть за стену, - раздумчиво протянул он.
В этот момент в наушниках исследователей послышалось какое-то сопение, кряхтение и невнятный лай. Лера виновато улыбнулась и сказала:
- Это собачка наша, Клякса. Увязалась и заснула в вездеходе. Ты не думай, она не помешает. Мы часто берём её с собой.
Маленькое чёрное существо в смешном скафандре, специально сделанном для него местными умельцами, смело выпрыгнуло из вездехода и, легко преодолевая лунное притяжение, большими скачками подлетело к молодым людям.
- Проголодалась! - ласково потрепала её Лера. - Сейчас мы тебя накормим.
Она нажала что-то за ухом на собачьем скафандре, и питательная паста порциями начала поступать в пасть животного. Получив желаемое, Клякса подпрыгнула от избытка чувств и помчалась кругами с весёлым лаем. Она легко преодолела невидимую преграду и вернулась назад, как ни в чём ни бывало. Увидев этот трюк, Ник бросился к тому месту, где только что носилось животное, но его рука снова упёрлась в непреодолимую твердь.
Недолго думая, молодой человек сел за рычаги вездехода и двинулся в сторону загадочной преграды. Лера кричала ему, пыталась остановить, но парень закусил удила, и машина медленно начала въезжать в запретную зону. Вдруг что-то твёрдое больно ударило в лоб смельчака и стало теснить его к задней стенке кабины. Боль в коленках и в голове дала понять, что стена пропускает вездеход, но не хочет пропустить именно его, Ника. Мгновенно среагировав, он дал задний ход и нажал на тормоз. Небольшая шишка на лбу исследователя напоминала о том, что сначала надо думать, и только потом действовать.
- Я знаю, что надо делать, - подумав, сказала Лера. - Нечто подобное было в старинной фантастике, которую я когда-то читала. Значит так, стена свободно пропускает неживую материю. Легко проходит собака - низшая форма живой материи. И только мы, существа с развитым интеллектом, мыслящие, не можем преодолеть эту преграду. Я думаю, что если кто-то из нас будет без сознания, то он легко пройдёт сквозь эту стену.
- Что значит - без сознания? Ты думаешь, что если мы умрём, то нам захочется путешествовать в таком виде? Прости, но я не хочу стать Вурдалаком из старинных легенд.
- Ну, уж! Я не об этом, - фыркнула Лера. - Человек может потерять сознание в результате травмы головы или во сне. Последнее, конечно, предпочтительнее, и, думаю, стоит попробовать. В вездеходе есть аптечка, а в ней - снотворное...
3.
Подобрав, согласно инструкции, дозу для тридцатиминутного сна, Лера протянула капсулу своему спутнику. Тот положил её в камеру скафандра для приёма пищи, проглотил, уселся на большой камень у стены, и через несколько минут погрузился в крепкий сон. Девушка подняла руку молодого человека. Рука легко прошла сквозь стену и вернулась назад. Тогда она толкнула спящего Ника, и тот легко скатился в ранее недоступное для него пространство. Путь в неизведанное был открыт.
Через полчаса, когда молодой человек проснулся, Лера направила лунный трактор к нему, на ходу спрыгнув с подножки. А затем приняла снотворное и села, прислонившись спиной к чудесной стене. Спустя десять минут, во сне, она легко преодолела загадочную преграду.
Вездеход привычно скользил по лунной поверхности, Ник сидел за рычагами управления, а Клякса мирно повизгивала, засыпая на своём, теперь уже законном, месте.
- Ник, ты меня любишь? - спросила, слегка потягиваясь после сна Лера. - Мне приснилось, что мы с тобой отдыхаем на берегу южного моря. Кругом пальмы, цветы, тёплый ветерок треплет наши волосы, и нам так хорошо, что сердце замирает от восторга.
- Любимая, милая моя - промолвил юноша, не отрываясь от управления машиной, - Твой сон обязательно сбудется, дай только срок. Вот кончится вахта на станции, мы поженимся, и все красоты Земли будут у наших ног.
Молодые люди ещё долго могли изъясняться в нежных чувствах, но Ник увидел нечто неожиданное и нажал на тормоз. Вездеход двигался по каньону, и миновать огромную каменную статую, преградившую им дорогу, не было никакой возможности. Статуя чем-то напоминала изваяния на острове Пасхи. Однако, все контуры лунной бабы оставались чёткими, не размытыми ветром и дождём, как на Земле.
Исследователи подошли к истукану, огромному, как небоскрёб. Сбоку в его основании угадывалась небольшая дверца, в верхней части которой находился пульт управления с какими-то непонятными знаками.
- Да это же доказательство теоремы Пифагора, только написано не до конца! - воскликнул Ник. - А ну-ка, сейчас мы его допишем.
Его пальцы застучали по клавиатуре, и когда со штанами Пифагора было покончено, дверь даже не отворилась, а просто исчезла, оставив проём открытым. Клякса смело проникла в пещеру, а молодые люди не без робости вошли вслед за ней, освещая дорогу электрическими фонариками.
4.
Сделав несколько шагов вперёд, исследователи оглянулись и с ужасом поняли, что дверь за их спинами вернулась на место, тем самым отрезав путь к отступлению. Несколько минут судорожных попыток открыть её или связаться с внешним миром подтвердили страшную догадку - они оказались в западне. Маломощные рации скафандров не могли обеспечить связи со станцией, передатчик вездехода был недоступен, а о том, как они проникли за прозрачную стену, путешественники так никому и не сообщили.
Наконец, первые минуты оцепенения и страха прошли, а заливистый лай Кляксы где-то впереди и вовсе вывел наших героев из ступора. Не сговариваясь, они двинулись навстречу новым открытиям и приключениям, которые ждали их за поворотом узкого высокого коридора.
Большая пещера была освещена каким-то голубоватым светом, а у дальней стены на возвышении находилась площадка, на которой свет как бы усиливался, концентрируясь в середине. Неугомонная собачонка была уже там, пытаясь обнюхивать всё вокруг, и молодые люди поспешили вслед за ней. Когда они подошли поближе, в неярком свете в центре возвышения появилось нечто. Это был гуманоид человекообразного типа с большой лысой головой, крепким телом и тремя парами рук, которые вовсе не выглядели как уродство, а смотрелись весьма органично и естественно. Большие светло-серые глаза придавали его лицу выражение умное, но не злое и совсем не агрессивное.
- Приветствую вас, люди Земли! - послышался приятный голос в наушниках наших героев. - Позвольте рассказать вам кое-что из нашей истории.
- Нет уж, - возразил, подавляя страх и неуверенность Ник, - сначала вы нас освободите, а потом будем разговаривать.
- Не бойтесь, - ответил гуманоид. - Мы не сделаем ничего плохого. Присаживайтесь, пожалуйста.
Выбора у гостей не было, и они расположились в двух мягких креслах, весьма кстати появившихся неизвестно откуда. Леру колотил лёгкий озноб, но она справилась с собой и приготовилась слушать.
Мы очень древняя цивилизация, - продолжил тот же ровный успокаивающий голос в наушниках. - Наша родная планета находится на ближайшей звезде, которую вы называете Альфа Центавра. Обстоятельства и одиночество во Вселенной вынудили нас искать родственные острова жизни. Известно, что всё имеет конец и начало. Мы тоже не вечны. Это стало понятно после досконального изучения нашими учёными своего генетического кода.
Ваши генетики находятся лишь в начале этого пути. Часто кажется, что, познав свойства кирпича, легко можно построить Вавилонскую Башню. Но далеко до неба, и недостижим высочайший разум Создателя, а любые попытки превзойти его обречены на провал. Мы так и не смогли усовершенствовать свой геном, а потому нам грозит деградация и полное вымирание, что изначально было заложено Творцом в наших генах.
Желание передать опыт и знания молодым гуманоидным цивилизациям подвигло нас на поиски родственных душ во Вселенной. Ваша планета привлекла наше внимание своей уникальностью и расположением. Подумайте сами, средняя температура здесь близка к температуре таяния льда, что весьма благоприятно для развития жизни на основе углеродных соединений. Атмосфера не слишком насыщена и не слишком разрежена, что даёт весьма умеренный парниковый эффект. Даже на соседней Венере из-за этого эффекта температура - несколько сотен градусов, как в кипящей кастрюле. А на Марсе другая крайность – полная потеря атмосферы.
Наличие водных ресурсов Земли дало прямо-таки фантастическое обилие и разнообразие животных и растительных форм жизни. А ведь многие планеты потеряли свои океаны, которые испарились и улетучились в межпланетное пространство. Баланс между водой и сушей сделал возможным существование жизни на поверхности Земли. Ведь некоторые планеты - это сплошной океан, из которого разумная жизнь не в состоянии выйти в космос.
Кроме того, вам очень повезло с озоновым слоем в верхних слоях атмосферы. Если бы его не было, то прямое солнечное излучение сожгло бы всё живое. И Солнце - на удивление спокойная звезда. Оно светит ровно, без спонтанных выбросов энергии, способных уничтожить жизнь на близлежащих планетах. Небольшие магнитные бури - это всё, на что оно способно. Кстати, магнитное поле Земли - очень редкое явление во Вселенной.
Ещё нас удивило то обстоятельство, что ваша планета стабильна в пространстве относительно Солнца. Её ось вращения неподвижна, что было достигнуто благодаря подозрительно удачному расположению больших планет, таких как Юпитер и Сатурн, а также наличию единственного спутника Земли - Луны. Только благодаря этой стабилизации вы имеете циклическое повторение дня и ночи, а также смену времён года.
Мы пришли к выводу, что Солнечная система представляет собой гигантский часовой механизм, основное назначение которого – создание на Земле условий для развития жизни. Создатель постарался для вас, но даже небольшое изменение температуры, магнитного поля, состава атмосферы или других параметров вашей планеты может привести к катастрофическим последствиям для всего живого. Вы, возможно, даже не представляете, насколько хрупок и раним окружающий вас мир! Необходимо ценить и хранить полученное вами богатство.
5.
Гуманоид замолчал, давая слушателям возможность немного отдохнуть. Его глаза как бы светились, излучая разум, доброжелательность и приглашая задуматься над сказанным. Известные слушателям факты слагались в цепочку, ведущую к весьма неожиданным выводам. После небольшой паузы он продолжил:
- Мы давно начали следить за развитием вашей цивилизации, помогая и подправляя иногда ваши действия. Только благодаря нам крупные космические тела изменяли свою траекторию, и Земле удавалось избежать столкновения с ними. Вы слишком рано научились пользоваться ядерной энергией, и, порой, напоминали нам дикую обезьяну с гранатой, весьма близкую к самоуничтожению. Только с нашей помощью вам удалось преодолеть Карибский кризис, который мог уничтожить или вернуть в каменный век ваше общество.
Об агрессивности людей надо говорить особо. Вы знаете, что история человечества до двадцать первого века включительно - это история войн и уничтожения себе подобных. Нам, порой, казалось, что желание убивать и порабощать друг друга, вплоть до банального рабства и принудительного труда, не даст людям стать разумными существами и подняться над пожирающим друг друга животным миром. Но, начиная с двадцать первого века, разумное начало восторжествовало над скотским, и все помыслы людей были направлены на обуздание и покорение окружающего мира, благодаря чему появилась перспектива дальнейшего развития и движения вперёд вашей цивилизации.
При этих словах Ник сделал протестующий жест и попытался возразить инопланетному гостю:
- Вы не совсем правы, уважаемый. Людям ещё очень далеко до совершенства. Мы, действительно, запретили войны на законодательном уровне. Мы больше не производим орудия убийства такие, как автомат Калашникова или атомная бомба, унесшие столько человеческих жизней. Но на бытовом уровне люди, порой, ненавидят друг друга, убивая не физически, но морально, что не намного лучше. Синдром превосходства одной особи над другой вместо любви и взаимопомощи может иметь далеко идущие последствия и привести к деградации человечества.
- Не думаю, что это возможно, - отозвался Гуманоид. - Вы уже преодолели свой Рубикон и стоите на правильном пути, продолжая изживать в себе животные инстинкты и двигаясь к торжеству разума. Возврат к прошлому маловероятен. И то, что вы, два разумных существа, преодолев защитное поле и открыв ворота этой пещеры, стоите передо мной здесь, на обратной стороне Луны - лучшее тому доказательство.
Долгое время мы не считали возможным передать вам знания, используя которые люди могли бы совершенствоваться в уничтожении себе подобных. Но теперь вы, наконец, преодолели эту детскую болезнь, и самоуничтожение вам больше не грозит. Надеюсь, человечество сможет употребить полученные от нас новые возможности исключительно для дальнейшего развития жизни во Вселенной.
6.
Пришелец долго ещё рассказывал своим слушателям, как первопроходцы нашли Землю, как основали базу на невидимой для людей обратной стороне Луны, как установили защитное поле, не пропускающее мелкие космические тела и мыслящую материю - на случай прихода нежданных гостей. Это поле, кроме всего прочего, не давало возможности увидеть из космоса построенные пришельцами грандиозные сооружения, предназначенные для связи с родной планетой.
Людям не удавалось обнаружить инопланетян, хотя их летающие тарелки нередко были видны на ночном небе. Даже немногочисленные облёты Луны и съёмки её обратной стороны не дали желаемых результатов...
7.
Вездеход весело мчался, слегка подпрыгивая на неровностях лунного грунта, в обратном направлении. Клякса возилась на своей подстилке, а защитное поле без проблем пропустило исследователей. В грузовом отсеке в контейнере лежала бесценная для человечества информация, с помощью которой люди имели шанс сделать огромный скачок в своём развитии. Ник и Лера не могли опомниться от такой удачи. Неужели они вдвоём сделали это грандиозное открытие? Почему именно им выпало столь невероятное везение?
- Ты любишь меня? - в который раз спросила девушка.
- Конечно! Я люблю тебя! Я люблю весь мир, всю вселенную! - сказал, почти прокричал Ник. - И пусть все-все - люди, пришельцы, сам Создатель - пусть все будут счастливы! Я хочу этого!
Вслед за молодыми людьми на базу инопланетян зачастили люди постарше и поопытнее. Были установлены долговременные дружественные и деловые связи. Наши братья по разуму передали землянам свой опыт и накопленные знания. В ответ - их обеспечили всеми необходимыми земными и лунными ресурсами. Не знали только люди, что в случае любых недружественных действий по отношению к инопланетным гостям, вся переданная информация подлежала самоуничтожению. Выходит, не до конца верил мудрый главный Гуманоид в честность и порядочность земных жителей. Понимал он, что судить надо не по словам, а по делам партнёров. Но, к счастью, эта предосторожность оказалась излишней.
Ник и Лера стали легендарными героями-первооткрывателями. Их свадьбу праздновала вся старушка Земля, а также Луна и окрестности. Отзвуки её докатились до системы Альфа Центавра. Кляксе был поставлен прижизненный памятник, а тот памятный сентябрьский день 2522-го года стал праздником на долгие и долгие годы.