Стоял солнечный июньский день. Я сидел на порожках и вязал крючки на удочки . Через неделю с экзаменами будет покончено. Мы с тремя одноклассниками - друзьями едем на вылазку. Там на берегу реки мы собирались прожить две недели без мам и пап. На против на своих порожках сидела моя бабушка Пелагея. Я с раннего детства рос у неё на руках изредка попадая на руки тёти Сани ,которая брала меня посидеть, в дни семейных разладов. Но больше времени всё ж оставался с бабушкой. Она почти каждый день водила меня в церковь и читала, когда ещё была крепка глазами, старославянские книги. В этих книгах мне не много удавалось понять без бабушкино-го перевода, даже когда уже учился в 6-ом и далее и при этом она обучалась только в ЦПХ (церковно приходской школе - для молодёжи, чтобы правильно переводила абравиатуру). Родилась она ещё до революции в Отрожке, что раскинулась вдоль заливных лугов левого берега Воронежа. Её мещанское детство протекало в семье рыбака и домохозяйки, жили как все. Они с девчёнками хаживали на придачу батра-чить у благородной барыни. Та им платила Пятак за прополку и поливку. Работали они с утра пораньше и до обеда .а потом отдыхали в стогу. Так что средиземноморскую сиесту наши предки во всю практиковали, просто названия такого не знали.
На дорожку юных подёнщиц барыня одаривала их пряниками и конфетами. Все развлечения после дойки и пригона скота, были посиделки на чьём нибудь крыльце, с обязательным лузганьем семечек. Нехитрыми игры в ручеёк, в лапту, прятки и салочки(доганы) были в чести и у моего покаления. По праздникам были семейные походы в магазин. где их угощали сельтерской водой и головками сахара,
Революция застала её в отрочестве и по её воспоминаниям это выглядело так :
- Какой то полоумный Васёк которого привечали как убогого в разных домах , ходил с красной тряпкой. И что - то кричал про революцию и пролетариев, а потом стал водить людей в кожанках по домам, где ранее харчевался, и выдавал драгоценности с ценным имуществом своих благодетелей.
Отца она лишилась рано. Он утонул. Люди на праздники, да и просто из человеколю-бия с утра оставляли на пороге разную снедь, отрез или одежонку. Ещё ярким пятном в её жизни был пожар, который в преступных умыслах устроил кто- то после смерти родителя. Золотишко, собираемое несколькими поколениями в жестяную баночку из под леденцов спрятанную в поддувале пропало. А после пожара баночка пропала бесследно.
Дед мой был красавцем прозванный в народе цыганом – звали его Михаилом. В колхоз идти отказался, за что и поплатился живностью и лошадью. Пришлось идти работать на завод. Отцу запомнилось, как он носил его посадив на шею. Детей было трое и он с получки водил их в магазин за сладостями. В40-41годах вроде люди наконец зажили лучше.
Пришла война и дед добровольцем со словами : «Пойду я Полька, за детей биться. Что бы вы жили» и ушёл. Брат его родной, дядя Ваня, что жил по соседству отстоял с торца военкомата день отправки новобранцев , а в последствии получил «бронь» от железной дороги и дожил до 90- х годов. Нарожав,
пять дочерей и двух сыновей. Невольно задумаешься над правильностью выбора. Как правильнее по дедовски или как его брат?
Может он был наказан двумя не ходячими дочками и ранней гибелью старшего сына. Судьба иногда любит отыграться на детях, а жаль ….
Дед повоевал не долго, уже осенью от него пришло последнее письмо, где он написал:
«…….. Стоим по пояс в болотах и отбиваем немцев от Ленинграда ……». Не загодя пришло и извещение:
«Ваш муж ……..пропал без вести» .
Такая отписка была выгодна нашему государству. Не нужно сразу, да и потом платить пенсии оставшимся иждивенцам. «Пропавший без вести» - клеймо ставившее под сомнение весь героизм поступков. А вдруг он в плену, или дезертировал, или… ещё чего….
Бабушка в это время работала уборщицей в рай .исполкоме. В скорости началась эвакуация. Немцы иногда бомбили заводы на левом берегу, а правый обихаживали наши, потому весь правобережный город и был разрушен в отличии от левого где в основном стояли частные домишки. Козу что была основной кормилицей семьи, во время налёта съели наши солдатики. Стояла на бугре с зенитная установка. Тут бабушка и решилась эвакуироваться в Куйбышев (Самара).
Вскоре от скарлатины умер папин младший брат Василий и остались у бабушки дочка Маруся и мой папа Ваня. Кое как отбедовали...
Ну а когда немцев, после Сталинграда погнали восвояси, семья вернулась к родному дому, который с небольшими потерями выстоял.
Бабушку по приезду арестовали и засобирались сажать на цугундер. Ведь, эвакуиро-валась не снявшись с учёта на работе. Хотя в райкому, когда эвакуировались, было совсем не до этого, а может и не инструкций не было. Да и бабушка в путь тронулась после закрытия рабочего места.
Когда райком вернулся. Бабушку освободили, а просидела она в «кутузке» не одну неделю. Что будет с детьми, наши органы не интересовало. Ну слава богу обошлось и как то выровнялось. И люди помогали, и место было хлебным при райкоме то. Дети выросли и обзавелись своими семьями, а бабушка всё продолжала ждать с войны своего Мишаньку –цыгана. Пенсия у неё была 25 рублей, но ей как то хватало. Она постилась и каждый день ходила в церковь хлопотала перед богом насчёт мужа. Правда она иногда подрабатывала пригрызая грыжу . выливая испуг и что то ещё лечила приговорами и молитвой.
Благодаря ежедневным посещениям храма я пристрастился к истории человечества.
Я рос а бабушка старела…..
Она часто сидела на своих порожках напротив наших, всё надеясь что вот- вот в калитку войдёт её любимый муж Миша и её заветное желание наконец то сбудется,
…. а сегодня вдруг вздохнула с хрипом и упала вниз головой. Она оказалась такой тяжёлой. что мне пришлось сбегать за соседкой и вдвоём мы отнесли её на кровать.
Инсульт. Так пролежав несколько дней недвижимой и без языкой, бабушка ушла от нас ночью. Мне от неё досталась комната, в которой родились мои дочки. Теперь на пасху мы собираемся на её могилке. Рядом с ней упокоилась и её дочь, а моя тётка Маша с мужем. Теперь её сын - мой отец, внуки и правнуки там и видимся когда совпадаем в посещениях. Вот такая связь родни и времён…