А перед этим зашли немцы: матка, два яйки.
Один день зашли, другой. Думаю, что ж это я каждый день буду их кормить?! Заходит немец, глянул на стол — яиц нету! «Матка, где яйки?» А бабка говорит: «Скажи, что больной свари-ли». Немец: «Плохой больной яйки поел!». На второй день пришли немцы и всех восьмерых кур себе забрали...
И пошли. На 46-е сутки добрались в Волобуево. Сидели во рвах. Убило осколком женщину, 5 детей осталось. Муж был взят на 40 суток. Погиб после, 6 августа сестру убило, не дожила 16 часов до освобождения. 7 августа наша разведка направила нас в деревню, мол, всё заминировано. Пришли мы в деревню. Отсюда снова гонят: уходите, будет бой сильный. И мы пошли.
И тут приходит отец: «Михаил живой!». А нас до этого пат-руль задержал: кто да что. Смотрю, муж идёт, я его узнала по по-ходке! Потом наши все остальные пришли. Сутки гуляли, в по-гребе просидели!..
Теперь рассказ ветерана об участии на параде Победы:
— Выбирали высоких, более 170 см. Два ордена Красной Звезды: один — за Вислу, второй — за форсирование реки Одер. Большая река! Второго числа мая мы находились у рейхстага. Не расписался — ненадоумился. Нашу часть оставили для оцеп-ления.
Охраняли: видели Сталина. Белый костюм, китель. Мы громкое «Ура!». Задавали какие-то вопросы. Сел — и уехал. При-ходим в часть — там начинают отбор на парад. Зачислили: выше ногу! Новое обмундирование. Батальон на поезд.
Командир бригады — наш генерал-майор Иоффе. Нас разместили в воро-шиловские казармы и начали тренировать в парке Сокольников — выше ногу, шире шаг. Воевать легче порой было. Вызывают к Иоффе, вручают медали, удостоверения — «красные книжечки».
Кто был на параде, тому красные книжечки, а остальным — не красные...
Запомнил, в первую очередь: когда стали проходить мимо трибуны, — как же так, встречали Сталина, молодой, красивый, а тут стоит, подбрюдки висят, еле доходит, шапка-ушанка, летом, в июле, больной. В кино показывают парад: Сталин — молодой!
– Может, вы перепутали,— Калинин или кто ещё стоял!
– Нет, не перепутал. Больной был... Оказывается, к нам в Берлин приезжал не Сталин... Нёс я на параде оружие. Потом-вернули в часть в г.Целендорф. Служил до октября 45-го года.
Приехал домой 26 ноября. Поехал в г.Макеевку. До 1952г там жили. Жена заболела, давление большое. 16 лет там прожи-ли. Врачи предписали сменить климат. Немного времени про-жили в Волобуево, а потом пришли в Кромы.
Я знал, что Воло-буево недалеко от Кром. В 1945г вступил в партию, так что в этом году — 50 лет в партии. В новую партию не вступал: да куда там, старый. Работал в пищекомбинате, бочки делал. Потом в средней школе был зав. мастерскими. На пенсию ушел из вспомогательной школы. Ранило два раза, но справки нет. По ранению не платят. Живу в Кромах, дали недавно квартиру. (1995).